1)специфически человеческая 
деятельность, направленная на создание 
материальных и духовных ценностей;
 2)система идеалов, 
ценностей и норм, которыми руководствуются 
индивиды и их группы в своем 
поведении;
 3)историческая память 
человечества, воплощенная в традициях, 
обрядах, стандартах повеления;
 4)духовное развитие 
человека и человечества, проявляющееся 
по-разному на различных этапах 
исторического развития общества.
 Все изложенное 
дает основание для заключения 
о том, что культурология есть 
наука о культуре как сложном 
и целостном социальном феномене.
 Однако культуру 
изучают, как уже говорилось, несколько 
наук. Чем же от них отличается 
культурология? Отвечая на этот 
вопрос, определим, как подходят 
к исследованию культуры различные 
науки. Психология культуры изучает 
культуру сквозь призму поведенческого 
подхода, с одной стороны, как 
поведенческие акты человека, включенного 
в создание ценностей культуры 
– способность к созданию символов, 
воображение, интуиция и т.д., а 
с другой, - как регулирующую роль 
норм и ценностей культуры 
в повседневном поведении индивидов. 
В отличие от этого, искусствоведение 
исследует особенности и тенденции 
развития художественной культуры 
в контексте общеисторического 
процесса, отдельные виды искусства, 
их взаимосвязи с различными 
компонентами культуры, политики, экономики, 
социальной сферы общества, всю 
совокупность содержания, форм, стилей 
художественных произведений. Этнология 
сосредотачивает свое внимание 
на изучении культуры как одного 
из важнейших определителей своеобразия 
этносов и наций, на выявлении 
и интерпретации национальных 
особенностей различных культур 
– "французская", "немецкая", 
"белорусская" культура и 
т.п. Социология исследует социальную 
обусловленность культурной деятельности 
и ее роль в развитии человека 
и общества, социальную сущность 
культуры, ее структуру и функции. 
Философия изучает культуру с 
позиций выяснения ее значения 
в определении смысла человеческой 
жизни, вычленении ее качественных 
характеристик – духовность, гуманистичность, 
просвещенность, цивилизованность, высоконравственность, 
созидательность, творческая ориентированность, 
нормативность.
7. 
Культурология как наука возникла в середине 
XX в. Одна из главных задач этой науки – 
выявление закономерностей развития культуры, 
отличающихся от законов природы и от 
законов материальной жизни человека 
и определяющих специфику культуры как 
самоценной сферы бытия.
   Современные 
культурологические исследования 
являют собой большой комплекс 
научных дисциплин, различных 
направлений научной работы, разнообразных 
подходов к культурологическим 
проблемам, методологией, научных 
школ и т. д. Не приходится 
говорить о четкой или внятной 
структуре культурологического 
знания. Очень часто она носит 
предварительный характер. И тем не 
менее сейчас мы можем выделить наиболее 
значительные составляющие структуры 
культурологического знания.
   Во-первых, это 
теория культуры, которая демонстрирует 
нам все многообразие попыток 
общего осмысления культуры, версии 
«картин» культуры, вариантов систем 
понятий, категорий, теоретических 
схем, при помощи которых можно 
попытаться описать культуру 
и ее развитие.
   В этой 
сфере особое место занимает 
философия культуры, которая решает 
задачи создания теории культуры 
при помощи свойственных философии 
методов и понятий.
   Во-вторых, это 
социология культуры, представляющая 
собой союз социологии (изучающей 
общественную систему) и культурологической 
науки.
   Исследования 
в области социологии культуры 
имеют как теоретическую, так 
и практическую направленность. 
В последнем случае можно указывать 
на концепции культурной политики 
и деятельности культурных инстинктов 
(структур общества, связанных с 
культурой), социокультурноепрогнозирование, 
проектирование и регулирование, изучение 
культурологического образования в России 
и других странах, проблемы социализации 
и инкультурации личности (вживания человека 
в общественно-культурную систему), охрану 
культурного наследия.
   В-третьих, 
это историко-культурные исследования, 
которые не только базируются 
на достижениях гуманитарных 
наук (истории, филологии, литературоведения, 
искусствоведения, истории религии 
и др.), но и используют новые 
культурологические подходы. Здесь 
мы можем выделить:
   1) историко-культурные 
исследования общего профиля, 
исследования культуры ментальностей 
(т. е. формировавшихся в различных культурах 
способов восприятия людьми мира);
   2) исследования 
религиозного аспекта культуры;
   3) культурологические 
аспекты лингвистики, семиотики 
(теории знаковых систем), искусствоведения 
и эстетики. В-четвертых, это культурная 
антропология – область культурологических 
знаний, во многом близкая к 
социологии культуры, но уделяющая 
большее внимание этническим 
элементам культуры, процессам взаимодействия 
культур разных народов, изучающая 
особенности языковых и иных 
средств коммуникации (общения, обмена 
информацией) в различных культурах.
   Интересы 
культурной антропологии не ограничиваются 
вышеозначенными вопросами.
   В соответствии 
со своим названием (в переводе с греческого 
антропология – «наука о человеке») она 
ставит своей главной задачей создание 
наиболее полной картины жизни человека 
в культурной среде, т. е. в среде, созданной 
самим человеком. Для решения этой задачи 
культурная антропология широко использует 
данные естественных наук, занимающихся 
жизнедеятельностью человека, а также 
археологии, этнографии, лингвистики, 
социологии, истории религии и мифологии, 
фольклористики, философии.
   Все эти 
направления культурологических 
наук можно назвать основными, 
или базовыми. Однако, кроме них, 
складываются и другие специальные 
и нетрадиционные сферы исследований. 
Многие из них приобретают 
особую важность.
   К примеру, в 
рамках теории культуры появились детально 
разработанные теории динамики (изменения, 
развития) культуры, морфологии (образования 
системы видов и форм) культуры, типологии 
(изучения типов) культур, герменевтики 
(науки об истолковании) культуры, культурных 
образцов и людей (архетипов, парадигм, 
цинверсалий). Здесь же отдельно изучаются 
методы культурологических исследований.
   Синтез на 
базе культурологии, историко-культурных, 
социологических, психологических 
знаний позволяет разрабатывать 
проблемы ментальностей, психологических 
характеристик отдельных культур, «соматической» 
(телесной) культуры у разных народов и 
т. д. Большое значение для развития культурологии 
имеют сравнительные культурные (компаративные) 
исследования. В последние десятилетия 
динамично развивается эколого-культу-рологическое 
направление («культурологическая экология»), 
изучающее отношение различных культур 
к природной среде. Система культурологических 
знаний находится в постоянном развитии.