Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 21:34, реферат
В настоящее время существует более 1000 определений понятия «культура». Для более ясного понимания культуры в рамках данной работы приведу одно из них. Культура понимается как совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством и составляющих его духовно-общественное бытие. Следовательно, мы будем рассматривать духовные и материальные богатства, накопленные человечеством за время его существования.
Массовая 
и элитарная культура 
В настоящее 
время существует более 1000 определений 
понятия «культура». Для более 
ясного понимания культуры в рамках 
данной работы приведу одно из них. 
Культура понимается как совокупность 
материальных и духовных ценностей, 
созданных и создаваемых человечеством 
и составляющих его духовно-общественное 
бытие. Следовательно, мы будем рассматривать 
духовные и материальные богатства, накопленные 
человечеством за время его существования. 
Итак, перейдем 
к массовой культуре. Массовая культура, 
поп-культура, масскультура, культура 
большинства — культура, популярная и 
преобладающая среди широкого слоя населения 
в данном обществе. Она может включать 
в себя такие явления, как быт, развлечения 
(спорт, поп-музыка), средства массовой 
информации и т. п. Содержание массовой 
культуры обусловлено ежедневными происшествиями 
и событиями, стремлениями и потребностями, 
составляющими жизнь большинства населения 
(т. н. мейнстрима). Массовая культура рассчитана 
на потребление большими массами населения, 
что предполагает стандартизированность 
формы и содержания, а также на коммерческий 
успех. 
В развитии этой 
формы культуры принято выделять 
три периода: с древнейших времен 
до XVIII в.; с  XVIII по XIX в. и с XX в. по настоящее 
время.  
Первый этап 
можно охарактеризовать как традиционный.  
Традиционная культура представлена сказками, 
преданиями, образами героев и другими 
явлениями, в которых переплетается память 
о значительных событиях в жизни больших 
групп людей (в том числе целых этносов) 
и вымысел. Чаще всего, образцы народной 
культуры отражают житейскую мудрость, 
которая дополняется конкретно-историческими 
обстоятельствами, закрепляющимися и 
передающимися из поколения в поколение 
рассказами. В большинстве случаев в них 
отражаются не реально имевшие место в 
действительности события, а социальные 
отношения между людьми, дополненные фантазией 
рассказчиков, их представлениями о добре 
и зле, идеальном обществе. Но в эпоху средневековья 
появляются произведения, являющие собой 
отдельное явление по отношению к народной 
культуре, в котором важную роль играют 
абстрактные понятия — честь, доблесть, 
верность, представленные в европейской 
традиции рыцарскими романами, например, 
цикл о короле Артуре. 
В XVIII-XIX 
веках в европейской литературе появляется 
приключенческие, детективные, авантюрные 
романы. Аудитория читателей значительно 
расширяется за счет огромных тиражей. 
В качестве примеРа можно привести творчество 
двух писателей:  англичанина Даниэля 
Дефо- — автора широко известного романа 
“Робинзон Крузо” и еще 481 жизнеописания 
людей так называемых рискованных профессий: 
следователей, военных, воров, проституток 
и т. д. и нашего соотечественника Матвея 
Комарова — создателя нашумевшего бестселлера 
“Повести о приключениях английского 
милорда Георга”. Книги обоих авторов 
написаны блестящим, простым и ясным языком. 
И все-таки 
все выше изложенное — это предыстория 
массовой культуры. А в собственном смысле 
массовая культура проявила себя впервые 
в США на рубеже XIX-XX веков. Известный американский 
политолог Збигнев Бжезинский любил повторять 
фразу: “Если Рим дал миру право, Англия 
— парламентскую деятельность, Франция 
— культуру и республиканский национализм, 
то современные США дали миру научно-техническую 
революцию и массовую культуру”. 
В начале XX в. массовое 
общество и сопряженная с ним 
массовая культура стали предметом 
исследований виднейших ученых в 
разных научных областях: философов Хосе 
Ортеги-и-Гассета («Восстание масс»), Карла 
Ясперса («Духовная ситуация времени»), 
Освальда Шпенглера («Закат Европы»); социологов 
Жана Бодрийара («Фантомы современности»), 
Питирима Сорокина ("Человек. Цивилизация. 
Общество) и других. Анализируя массовую 
культуру, каждый из них отмечает тенденцию 
к ее коммерциализации. Сорокин:  «Как 
коммерческий товар для развлечений, искусство 
все чаще контролируется торговыми дельцами, 
коммерческими интересами и веяниями 
моды… Подобная ситуация творит из коммерческих 
дельцов высших ценителей красоты, принуждает 
художников подчиняться их требованиям, 
навязываемым вдобавок через рекламу 
и другие средства массовой информации».  
Отношение науки 
к массовой культуре меняется. Если 
Карл Ясперс назвал массовое искусство 
«упадком сущности искусства», а Жан Бодрияр 
говорил, что все сферы современного искусства 
«входят в трансэстэтическую сферу симуляции», 
то эти концепции были пересмотрены в 
60—70 гг. в рамках постмодернизма.  Говоря 
об искусстве (подразумевая элитарное 
искусство) начала XX века, Хосе Ортега-и-Гассет 
справедливо говорит о его дегуманизации. 
В таких условиях увеличение роли «сверх-гуманизированного» 
массового искусства — процесс закономерный. 
В настоящее 
время сверх-гуманизация в том 
смысле, в котором ее понимал Ортега-и-Гассет, 
переходит в деперсонификацию, её героями 
становятся виртуальные персонажи, наделённые 
лишь самыми простыми для восприятия эмоциями 
— Гарри Поттер, Шрек.  
Массовая культура 
является неотъемлемой частью жизни общества. 
Однако продукция массовой культуры недолговечна. 
Будучи в значительной мере культурой 
потребительской, она мгновенно реагирует 
на появляющийся спрос на ту или иную ее 
продукцию. С исчезновением спроса исчезает 
и продукция, предназначенная для его 
удовлетворения.  
Говоря о недолговечности 
продукции массовой культуры, следует 
выделить особую категорию ее так 
называемых «культовых» произведений. 
Их главная особенность 
 Например, книга 
«Двенадцать стульев» И. Ильфа 
и Е. Петрова – культовое 
произведение советской 
Причины популярности массовой культуры:
Кроме того, известный 
английский писатель О. Хаксли, анализируя 
специфику массовой культуры как 
эстетического явления, отмечает и 
такие причины ее популярности как: 
узнаваемость и доступность. «Общество 
нуждается в постоянном подтверждении 
великих истин, - весьма справедливо 
замечает он, - хотя делает это массовая 
культура на низком уровне и безвкусно». 
Массовая культура, 
учитывая все эти особенности 
сознания, предоставляет продукцию, которая 
легко воспринимается, позволяет окунуться 
в мир грез и иллюзий, создает впечатление 
обращения к конкретному индивиду. 
Теперь несколько 
слов о возможных социальных перспективах 
массовой культуры. По всей видимости, 
она прочно укрепилась в современном обществе 
и ожидать ее спонтанного исчезновения, 
по крайней мере в ближайший исторический 
период, не приходится. Очевидно, что если 
она продолжит свое существование в настоящем 
виде, то общий культурный потенциал цивилизации 
не только не возрастет, но может понести 
и существенный ущерб. Псевдо-ценности 
массовой культуры все же слишком обременительны 
и даже разрушительны для личности и общества. 
Поэтому необходима идейная трансформация 
масс-культуры через ее наполнение более 
возвышенными идеями, социально значимыми 
сюжетами и эстетически совершенными 
образами. Правда, как это сделать при 
нынешнем засилье передач вроде «Дома-2», 
непонятно. 
Перейдем к 
элитарной культуре. Элитарная культура 
- вид культуры, характеризующийся 
производством культурных ценностей, 
образцов, которые в силу своей исключительности 
рассчитаны и доступны в основном узкому 
кругу людей (элите). Элита, в свою очередь, 
это социальная группа, наделенная особыми 
духовными способностями. Она не обязательно 
совпадает с верхушкой общества, каждый 
имущественный, или политически-значимый 
слой общества может иметь свою элиту. 
Ее отличительной чертой является наибольшая 
по сравнению с другими способность к 
духовной деятельности, наибольшие интеллектуальные, 
эмоциональные и эстетические способности. 
Элита является основным создателем культурных 
ценностей и обеспечивает общественный 
прогресс. Поэтому художественная культура 
должна быть ориентирована на ее потребности. 
Историч. происхождение 
элитарной культуры таково: уже в 
первобытном социуме жрецы, волхвы, колдуны, 
племенные вожди становятся привилегированными 
обладателями особых знаний, к-рые не могут 
и не должны предназначаться для всеобщего, 
массового пользования. Впоследствии 
подобного рода отношения между элитарной 
культурой и культурой массовой неоднократно 
воспроизводились (в различных религ. 
конфессиях и особенно сектах, в монашеских 
и духовно-рыцарских орденах, масонских 
ложах, в ремесленных цехах, культивировавших 
профессиональное мастерство, на религиозно-философских 
собраниях, в литературно-художественных 
и интеллектуальных кружках, складывающихся 
вокруг харизматичного лидера, ученых 
сообществах и научных школах, в политических 
объединениях и партиях, особенно тех, 
что работали конспиративно, в условиях 
подполья и т.д.). В конечном счете, формировавшаяся 
таким образом элитарность знаний, навыков, 
ценностей, норм, принципов, традиций была 
залогом утонченного профессионализма 
и глубокой предметной специализации, 
без которых в культуре невозможны исторический 
прогресс, ценностно-смысловой рост, содержательное 
обогащение и накопление формального 
совершенства.  
 Концепцию 
элитарной культуры 
Элементы высокой культуры:
В большинстве 
своем, элитарная культура опережает 
уровень восприятия её среднеобразованным 
человеком, широкими массами. Творцы элитарной 
культуры, как правило, и не рассчитывают 
на широкую аудиторию. Чтобы понимать 
эти произведения, надо владеть особым 
языком искусства. Так, произведения абстракционистов 
в виде цветовых композиций сложны для 
восприятия человеком, не знакомым с законами 
живописи, символическими цветовыми образами. 
Девиз элитарной культуры — «Искусство 
ради искусства». В современной культуре 
к элитарной относят фильмы Феллини, Тарковского, 
книги Кафки, Белля, картины Пикассо, музыку 
Дюваля, Шнитке. Однако иногда элитарные 
произведения становятся популярными 
(например, фильмы Копполы и Бертолуччи, 
произведения Сальвадора Дали). 
Но, проанализировав 
нынешнюю расстановку сил в мире 
искусства, можно сделать вывод, 
что элитарная культура начинает 
исчезать. Глобализация, технический прогресс- 
все это ведет к упрощению культурных 
форм и их стандартизации. Уже сейчас мы 
не можем назвать скульптора или художника, 
сравнимого по уровню таланта с Ван Гогом, 
Моне или Дюрером. А лет через сто, возможно, 
человек совсем перестанет нуждаться 
в духовном обогащении.  
 
 
 
Витрувианский 
человек — знаменитый рисунок, сопровождаемый 
пояснительными надписями, выполненный 
Леонардо да Винчи примерно в 1490 году 
и помещённый в одном из его 
журналов. На нём изображена фигура 
обнажённого мужчины в двух наложенных 
одна на другую позициях: с разведёнными 
в стороны руками и ногами, вписанная в 
окружность; с разведёнными руками и сведенными 
вместе ногами, вписанная в квадрат. Рисунок 
и пояснения к нему иногда называют каноническими 
пропорциями.