Поэзия серебряного века

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 08:10, контрольная работа

Описание работы

Образное выражение «Серебряный век», ставшее почти терминологическим определением эпохи рубежа XIX-XX вв., впервые возникло в критике тех лет, посвященной новым явлениям русской поэзии. Имелся в виду второй после «золотого» пушкинского века подъем лирического искусства. Но сегодня объем понятия «Серебряный век» значительно шире. Речь идет уже не только о поэзии и вообще литературе, но и философии, живописи, театре. Вместе с тем изменилось и содержание самого определения «серебряный».

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
1. Основные литературные направления Серебряного века………………….4
2. Модернистские направления…………………………………………………5
2.1 Символизм………………………………………………………………...5
2.2 Акмеизм…………………………………………………………………...7
3. Литературный авангард……………………………………………………..10
3.1 Футуризм………………………………………………………………...10
4. Другие направления в литературе Серебряного века……………………..14
4.1 Имажинизм………………………………………………………………14
4.2 Сатириконцы…………………………………………………………….15
Заключение………………………………………………………………………….16
Литература…………………………………………………………………………..17

Работа содержит 1 файл

контрольная культурология.doc

— 164.50 Кб (Скачать)

Имажинисты, как  и футуристы прежде, пытались завоевать  популярность эпатажем и скандалом, заявлениями об отречении искусства  от государства, что влекло за собой  немалые неприятности для самих поэтов. К тому же экстремизм и неадекватное поведение уже не впечатляли социум так, как раньше. Просуществовав несколько лет, имажинизм исчерпался, писатели рассорились между собой из-за несовпадения во взглядах, и школа распалась.

 

 

            1. «Сатириконцы»

 

Говоря о магистральных направлениях русской поэзии Серебряного века, поэтических школах и отдельных группах, нельзя не упомянуть о еще одном объединении, вошедшем в историю литературы под названием «Сатирикон».

Здесь сложно говорить о каком-то новаторстве — скорее о развитии богатых традиций этого жанра русской литературы, имеющего блистательных предшественников. Но во время «революционных преобразований», коими в данном случае и является рассматриваемый нами период, в сатирико-поэтической области тоже происходили если и не революционные, то все же изменения. По крайней мере, в методике, поскольку, во-первых, модернистские веяния оказывали влияние не только на литературу, но и вообще на все области искусства, во-вторых, в этом жанре работали талантливейшие поэты своего времени, о которых и пойдет рассказ в данном разделе.

1 апреля 1908 года стало символичной датой. В этот день в Петербурге вышел в свет первый номер нового еженедельного журнала «Сатирикон», который затем целое десятилетие оказывал заметное влияние на общественное сознание. Журнал отличался от множества других юмористических изданий тех лет своим социальным содержанием: здесь, не выходя за рамки приличий, бескомпромиссно высмеивались, бичевались представители власти, мракобесы, черносотенцы. Позицию журнала в последнем пункте определяли не столько писатели и журналисты с еврейскими корнями — В. Азов, О. Дымов, О. Л. Д’Ор, сколько чистокровные русские: А. Аверченко, А. Бухов, Тэффи и другие, которые давали антисемитам куда более яростный отпор, чем их коллеги-евреи.

Особая заслуга  в  громкой популярности «Сатирикона» в значительной степени принадлежала даровитым поэтам — сатирикам и юмористам, сотрудничавшим в журнале.

«Сатирикон» привлекал читателей тем, что его авторы практически отказались от обличения конкретных высокопоставленных лиц. Не было у них и «общеобязательной любви к младшему дворнику». Ведь глупость везде остается глупостью, пошлость — пошлостью, а потому на первый план выдвигается стремление показать человеку такие ситуации, когда он сам бывает смешон. На смену объективной сатире приходят «сатира лирическая», самоирония, позволяющие раскрыть характер «изнутри». Особенно ярко это проявлялось в поэзии, где объектом сатирического или юмористического изображения является лирический герой.

В период расцвета журнала, в 1911 году, его издатель М. Г. Корнфельд выпустил в журнальной библиотеке «Всеобщую историю, обработанную „Сатириконом“». Авторами этого блестящего пародийно-сатирического произведения были Тэффи, О. Дымов, Арк. Аверченко и О. Л. Д’Ор; иллюстрировали книгу художники-сатириконцы А. Радаков, А. Яковлев, А Юнгер и Ре-Ми (Н. Ремизов).

Популярности Тэффи и Аверченко в те годы трудно найти аналоги. Достаточно сказать, что сам Николай Второй с удовольствием читал этих авторов и переплетал их книги в кожу и атлас.

 

Заключение

 

Русская история  культуры этого периода представляет собой итог сложного и огромного пути. В развитии общественного сознания, искусства и литературы той эпохи возникло и существовало множество направлений, течений, кружков, большая часть из которых оказалась очень нестойкой. Это, в частности, и подтверждало мысли о распаде культуры, ее конце.

Ощущение потребности  в принципиально новом научном  и художественном истолковании действительности стало всеобщим в общественном сознании. Здесь и религиозно-философские  искания, и новый тип человека, и становление либерально-государственной традиции установок на эволюцию и реформы, и начало философии ненасилия, и создание культурной ауры нового типа.

Непревзойденный, блестящий интеллектуализм обобщений  философии Ренессанса не был достойно оценен ни современниками, ни широкой западной общественностью того периода, хотя дал новое направление культуре, философии, этике России и Запада, предвосхищая экзистенциализм, философию истории, новейшее богословие.

Серебряный  век – это эпоха выдающихся художников, писателей, поэтов, живописцев, композиторов, актеров, философов. Это время создания новых направлений и открытий. Ни в одной стране, ни в одной национальной культуре мира XX век не дал такого ее взлета, как в России. Это был синтез, сплав реализма и романтизма, науки и полета фантазии, действительности и мечты, сущего и должного, прошедшего и настоящего, озаряемых грядущим.

Серебряный век в русской  культуре – это своеобразное время, которое по-разному воспринимается различными деятелями культуры. Это время отказа от «социального» человека, эпоха тотального индивидуализма, интереса к тайнам подсознательного, к примату иррационального, время господства мистического в культуре. Это время создания нового менталитета, освобождения мышления от политики и социальности, время, породившее религиозно-философский Ренессанс. Эпоха серебряного века – это культ творчества как интегрирующего элемента в разломе «времени и личности художника».

Богатейшее культурное наследие этого периода составляет золотой фонд не только нашей отечественной, но и мировой культуры.

 

 

Литература

 

  1. Гайденко П.П. Трагедия эстетизма. - М.: Наука, 1970
  2. Гуревич П. С. Человек и культура М.: «Дрофа», 1998г.
  3. Ерасов Б.С. Социальная культурология: В 2-х ч. Ч.1 - М.: АО «Аспект Пресс», 1994. – 384 с.
  4. Культурология. Курс лекций под ред. А.А. Родугина Изд. “Центр” Москва 1998г.
  5. Культурология /Под ред. А. Н. Марковой М., 1998г.
  6. Левинас Э. Философское определение идеи культуры. // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. – М.:Прогресс, 1990. - С.86-97
  7. Поликарпов В.С. Лекции по культурологии. М.: «Гардарики», 1997.-344 с.

 


Информация о работе Поэзия серебряного века