Русское искусство 18 века

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 00:12, реферат

Описание работы

В самом начале 18 века на краю государства, на земле, которая была только что отвоёвана у шведов, начали строить город. Для новой жизни, для утверждения новых порядков и обычаев нужно было новое искусство. Приходилось переучивать старых художников или искать других. Например, старые русские архитекторы умели строить пока только церкви и боярские сводчатые палаты, а Петру нужны были большие залы для ассамблей, праздников, балов и пиршеств, с колоннами на европейский манер. Русские живописцы писали только иконы, а нужны были и торжественные баталии, прославляющие военные победы, и портреты царя и его приближённых. Русские граверы умели делать иллюстрации к церковным книгам, а нужны были виды строящегося Петербурга, изображения побед на суше и на море, гравюры к учебникам архитектуры, морского и артиллерийского дела.

Работа содержит 1 файл

Реферат Русское искусство XVIII века.doc

— 36.00 Кб (Скачать)

Реферат «Русское искусство XVIII века»  
 

 Русское искусство  XVIII века

 В самом  начале 18 века на краю государства,  на земле, которая была только  что отвоёвана у шведов, начали  строить город. Для новой жизни,  для утверждения новых порядков  и обычаев нужно было новое искусство. Приходилось переучивать старых художников или искать других. Например, старые русские архитекторы умели строить пока только церкви и боярские сводчатые палаты, а Петру нужны были большие залы для ассамблей, праздников, балов и пиршеств, с колоннами на европейский манер. Русские живописцы писали только иконы, а нужны были и торжественные баталии, прославляющие военные победы, и портреты царя и его приближённых. Русские граверы умели делать иллюстрации к церковным книгам, а нужны были виды строящегося Петербурга, изображения побед на суше и на море, гравюры к учебникам архитектуры, морского и артиллерийского дела.

 Всё это  не было, конечно, прихотью царя. Русская культура должны были  высвободиться наконец из-под  власти церкви, догнать наконец ушедшие вперёд европейские страны. Поэтому и пригласили из Европы в Россию архитекторов, живописцев, граверов, скульпторов, а способные к искусству русские молодые люди отдавались им в ученики. Но так как ехать в далёкую Москву, почти незнакомую тогдашней Европе, соглашались далеко не лучшие художники, то наиболее способные из русских учеников быстро обгоняли своих учителей.

 Но Пётр  не только приглашал иностранных  мастеров в Россию, но и русских  художников посылал в другие  страны. Он очень гордился художниками, которые учились за границей. Об одном из них – портретисте Иване Никитиче Никитине он писал своей жене в Данциг: “Попроси чтоб велел свою персону ему списать…дабы знали, что есть и из нашего народа добрые мастера.” Никитин действительно был “добрым мастером.” С портретов, которые он написал, смотрят сильные, резко очертанные лица царя и его приближённых. Вот канцлер Головкин. Откуда-то из темноты выдвигается вперёд его длинное лицо, суженное свисающими локонами парика. Чуть мерцают в полутьме на красноватом кафтане драгоценные орденские знаки. Но не ордена, не эффектный жест полководца – обычные тогда средства возвеличить – делаю лицо Головкина значительным. Художник изобразил канцлера в упор, прямо и остро глядящим в глаза зрителю, и он смотрит на нас, как на противников в словесном поединке, зоркими глазами дипломата.

 До 18 века  развитию скульптуры в России  мешали церковные запреты. Более  всего была распространена плоская  резьба по камню и дереву. Пётр  пригласил в Россию скульпторов,  ему посчастливилось привлечь одного действительно крупного мастера – итальянца Карло Бартоломео Растрелли.

 Гораздо скромнее  эффектных скульптурных композиций  Карло Растрелли были произведения  живописца Алексея Петровича  Антропова Но зато люди в  его портретах живее и проще. Художник не заставляет нас смотреть на них снизу вверх, он не умеет и не хочет льстить своим моделям. Лицом к лицу видим мы в его портретах полных достоинства пожилых дам, важных архиепископов. Даже в торжественном парадном портрете молодого царя Петра 3 среди тяжёлых драпировок, колонн, позолоты стоит в эффектной позе не грозный самодержец, а болезненный узкоплечий юноша с вялым, лишённым всякой значительности лицом.

 Другой талантливый  портретист 18 века – Иван Петрович  Аргунов был крепостным графа Шереметева. Его портреты изящнее, легче антроповских, позы его героев свободнее и подвижнее, сама живопись мягче, воздушнее. Но и он показывает людей точно и просто, не склонен льстить им.

 Художники  второй половины 18 века начинают  больше интересоваться личными достоинствами человека, его моральными качествами, его внутренним миром. В искусстве они видят средство воспитания и потому стремятся сделать его разумным, ясным, логичным.

 И как величавая  высокопарность от Ломоносова  сменяется в это время более простыми, более близкими к живому разговорному языку одами Державина, так в архитектуре пышное великолепие стиля барокко сменяется спокойной простотой и строгим величием стиля классицизм.

 Представителями  классицизма в России в 18 веке  были архитекторы Баженов, Казаков, Кваренги, Камерон, Старов.

 К простоте, естественности, человечности стремились и другие виды искусства. В скульптурных портретах замечательного русского мастера Федота Ивановича Шубина нет пышности портретов Карло Растрелли. Он видит значительность человека не в богатой одежде и не в гордой позе, а в характере человека, умеет подчеркнуть в каждом главные, существенные для него черты. Конечно, герои Шубина – знатные люди, и это ощущается не только в надменности графини Паниной или самодовольстве графа Орлова, но и в энергичном Завадовском, первый портрет - в Третьяковской галерее в Москве, два других в Русском музее в Петербурге. Все они уверены в себе, полны достоинства, и это придаёт таким разным не только по внешности, но и по характеру людям что-то общее.

 В историю  искусств вторая половина 18 века  вошла как время портретов, особенно живописных. Портреты были нужны всем - от царицы до небольшого провинциального чиновника. В художественных или краеведческих музеях многих городов нашей страны вы можете увидеть портреты того времени – важных господ в цветных кафтанах, задумчивых или кокетливых дам с высокими причёсками, с волосами, напудренными до седины. Иногда эти портреты написаны легко и живо, тающими серебристыми краскам, иногда – грубоватой рукой крепостного живописца-самоучки.

 Три имени  знаменуют вершину русского живописного портрета 18 века: Рокотов, Левицкий и Боровиковский.

 Портрет неизвестной  молодой женщины с задумчиво  прищуренными глазами, в лёгком  розовом платье (Неизвестная в  розовом) , написанный Фёдором Степановичем  Рокотовым, привлекает тонкостью, душевным богатством. Рокотов пишет мягко, воздушно. Полунамёком, ничего не вырисовывая до конца, передаёт он прозрачность кружев, мягкую массу напудренных волос, светлое лицо с затенёнными глазами.

 Поэзия душевной  жизни, внутренняя, часто скрытая  от других красота человека привлекает Рокотова, и он находит средства передать её на холсте.

 В портретах  написанных Дмитрием Григорьевичем  Левицким, нет поэтической дымки,  окутывающей образы Рокотова. Он  зорче, трезвее смотрит на своих  героев, его интересует разнообразие характеров, и он умеет их показать даже в торжественных парадных портретах. Известный богач и самодур П. Демидов изображён им во весь рост, на большом холсте, на фоне величавой архитектуры, в пышных складках алого одеяния. Но если присмотреться – это складки не мантии, а домашнего халата. Ведь Демидов не состоит ни на какой государственной службе, он не сановник, не полководец, он опирается не на саблю, а всего лишь на садовую лейку, и торжественный жест указывает не на дым сражения, а всего лишь на цветочные горшки знаменитой демидовской оранжереи. И уж совершенно ничего величественного нет в его хитром немолодом лице, любезном и скаредном одновременно.

 Владимир  Лукич Боровиковский работал  уже в конце 18 века и в  первой четверти 19 века. В его  портретах задумчивые девушки, написанные прозрачными, светлыми красками мечтают на фоне зелени сада. Чувственность повестей Карамзина, появившихся в эти годы, отразилась и в образах их читательниц, которых писал Боровиковский, к его лучшим произведениям относятся портреты: В. И. Арсеньевой, М. И. Лопухиной, А. Г. и В. Г. Гагариных.

 Русские художники  18 века сумели воплотить в красках  и мраморе облик, характеры,  духовный мир своих современников.  Именно в портрете создало  искусство этого времени свои  лучшие произведения.

 Реферат на  тему русский портрет рокотова  левицкого боровиковского век.  Учебники по искусствознанию  Женский портрет в русском  искусстве века. Рефераты на тему  искусство русского государства  Архитектура. Реферат по искусству  на тему русское театральное искусство. Презентация на тему искусство рассказывает о красоте Земли. Реферат на тему Женский портрет в русском искусстве века. Реферат на тему искусство средние века история др веков. Реферат на тему искусство рассказывать о красоте земли. Реферат на тему русский портрет века Рокотов Левицкий. Русское военное искусство века и второй половины века. Реферат на тему Откуда появилось живописное искусство. Доклад на тему искусство рассказывает о красоте земли. Оформление реферата на тему мир искусства жудожников. Реферат на тему искусство из учебника история России. Реферат на тему театральное искусство средних веков.

Информация о работе Русское искусство 18 века