Рыцарство как нравственный и эстетический идеал средневековой эпохи и искусство

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 12:03, реферат

Описание работы

Иерархия вассальных отношений повторяла иерархию земельных владений и определяла принцип формирования военного ополчения феодалов. Так шло формирование рыцарства как служилого военно-феодального сословия, расцвет которого приходится на 11-14 вв. Военное дело стало его главной социальной функцией. Военная профессия давала права и привилегии, определяла особые сословные воззрения, этические нормы, традиции, культурные ценности.

Содержание

1. Введение
2. Основная часть
Воспитание
Турнир
Геральдика
Замок
Декоративно-прикладное искусство
Мораль
Культ прекрасной дамы
Литература
Музыка
Святой Грааль
Закат
3. Заключение
4. Словарь
5. Список литературы

Работа содержит 1 файл

Реферат.docx

— 53.68 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

Реферат

на тему:

«Рыцарство как нравственный и эстетический идеал средневековой  эпохи и искусство»

 

Подготовила:  Бутковская Екатерина, студентка группы СКСиТ106

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Магнитогорск, 2011

Содержание:

1. Введение

2. Основная часть

    • Воспитание
    • Турнир
    • Геральдика
    • Замок
    • Декоративно-прикладное искусство
    • Мораль
    • Культ прекрасной дамы
    • Литература
    • Музыка
    • Святой Грааль
    • Закат

3. Заключение

4. Словарь 

5. Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Рыцарство - особый привилегированный  социальный слой средневекового общества. Традиционно это понятие связывают  с историей стран Западной и Центральной  Европы, где в период расцвета средневековья  к рыцарству, по сути, относились все  светские феодалы-воины.

Зарождение рыцарства  относится к тому периоду раннего средневековья (7-8 вв.), когда получили широкое распространение условные формы феодального землевладения, сначала пожизненные, позже наследственные. При передаче земли в феод его жалователь становился сеньором (сюзереном), а получатель - вассалом последнего, что предполагало военную службу (обязательная военная служба не превышало 40 дней в году) и исполнение некоторых других повинностей в пользу сеньора. Если размеры полученной за службу земли позволяли, новый владелец в свою очередь передавал часть ее в качестве феодов своим вассалам. Так складывалась многоступенчатая система вассалитета ("сюзеренитет", "феодальная иерархия», «феодальная лестница") от верховного сюзерена - короля до однощитных рыцарей, не имевших своих вассалов.

Для континентальных стран  Западной Европы правила вассальных отношений отражал принцип: "вассал моего вассала не мой вассал", в то время как, например, в Англии была введена прямая вассальная зависимость всех феодальных землевладельцев от короля с обязательной службой в королевском войске.

Иерархия вассальных отношений  повторяла иерархию земельных владений и определяла принцип формирования военного ополчения феодалов. Так  шло формирование рыцарства как  служилого военно-феодального сословия, расцвет которого приходится на 11-14 вв. Военное дело стало его главной  социальной функцией. Военная профессия  давала права и привилегии, определяла особые сословные воззрения, этические  нормы, традиции, культурные ценности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспитание рыцарей

Только родовой дворянин по отцу и матери, достигший 21 года, мог быть посвящен в рыцари. Необходимо было, чтобы человек, добивающийся рыцарского звания, был приготовлен к этому  с самых юных лет, должен был быть настолько силен и крепок, чтобы без вреда для своего здоровья выносить все трудности воинской жизни. Кроме того, от него требовалось основательное изучение всех обязанностей воина. Желавший получить рыцарское звание должен был вначале доказать свое мужество, великодушие, честность и доблесть на низших ступенях воинского звания, и проявить себя великой чести. Когда ребенок достигал семилетнего возраста, он переходил из женских рук в мужские и первоначальные уроки получал дома. По достижении десяти лет его, по обычаю, отсылали на воспитание к более знатному рыцарю, с которым родители ребенка состояли в родстве или дружбе. Советы и примеры таких рыцарей составляли истинное и окончательное воспитание.

Духовные лица знакомили  их с основами грамоты и христианского  вероучения. Находясь при дворах крупных  феодалов, рыцарские сыновья нередко  привлекались к исполнению обязанностей пажей, а после 14 лет - и оруженосцев. В замке он присматривал за лошадьми и собаками, встречал гостей, в походе вез доспехи рыцаря, а во время  сражения находился позади него, чтобы  в любой момент подать запасное оружие. После 21 года им предоставлялась возможность  посвящения в рыцари, которое, символизируя принятие в состав привилегированного социального слоя.

Согласно европейскому обычаю, рыцарь, посвящающий в звание, ударял посвящаемого мечом плашмя по плечу - единственный в жизни удар, который рыцарь мог получить, не отплатив за него, произносил формулу посвящения, одевал шлем и шпоры, вручал меч - символ рыцарского достоинства - и щит с изображением герба и девиза. Посвященный, в свою очередь, давал клятву верности, и обязательство соблюдать кодекс чести. Ритуал часто заканчивался рыцарским турниром (поединком) - демонстрацией воинской выучки и храбрости.

Турнир

Каждый дворянин - воин. Если он не связан специальным договором, то имеет право воевать, с кем  хочет. Редко, когда считают долгом, прежде чем начать войну, формально  объявить ее. Войну объявляют, посылая  своему врагу какой-нибудь символ, обычно перчатку: это знак того, что узы  верности порваны. Иногда довольствуются угрозой или даже прямо начинают неприятельские действия. В войну  вовлекаются, в силу закона, фамилии  обоих противников, так как родственники обязаны помогать друг другу до седьмого колена.

За недостатком войн, рыцари устраивали турниры. Они выстраивались  на гладком месте двумя отрядами и вступали - иногда с обыкновенным оружием - в сражение, столь же опасное, как и настоящие битвы. На турнирах так же брали противников в плен и заставляли их выкупать себя.

Выкупы представляли настолько  доходное дело, что рыцари и даже сеньоры простирали свои интересы за пределы военного класса - на купцов, горожан, даже духовных лиц. Они захватывали  их на дорогах, сажали в тюрьму, чтобы  получить выкуп.

Турниры устраивали короли и знатные феодалы. На них собиралось иного зрителей, порой из нескольких стран. Знатные феодалы, судьи и  дамы восседали на трибунах, а простой  люд теснился за деревянным барьером вокруг арены.

Герольды объявляли имена  рыцарей, вступающих в бой. Участники  турнира, одетые в боевые доспехи, разъезжались в противоположные концы арены. По знаку судьи они мчались  на конях навстречу друг другу. Тупым  турнирным копьем рыцарь старался выбить противника из седла. Состязание кончалось  иногда серьезными увечьями и даже гибелью некоторых участников. Победитель получал в награду коня и доспехи  побежденного противника. Главное состязание устраивали в конце турнира - разыгрывалось  сражение двух рыцарских отрядов.

Геральдика

На турнирах рыцари выходили, закованные с головы до ног в железные доспехи. Узнать того, кто прячется под доспехами, было очень трудно. И потому каждый рыцарь стал выбирать себе отличительный знак.

   Сложный герб, составленный  по правилам геральдики, появился  в Европе в раннее средневековье  (11-12 века). С развитием абсолютизма  гербам придавалось все более  важное значение, и их применение  строго регламентировалось. Самовольное  присвоение гербов строго каралось. С появлением орденов многие  гербы дополняются орденскими знаками.

Герб создавались по определенным правилам. Нарушения их считались большим позором, чем даже поражение в поединке на турнире.

Основой всякого герба, безусловно, считался щит. Известны пять форм западноевропейского щита:

  • треугольный (варяжский),
  • фигурный вырезной формы (немецкий)
  • квадратный с округлениями внизу (испанский)
  • овальный (итальянский),
  • четырехугольный с заострением внизу (французский)

   По форме щита  определяется национальность рыцаря.

   На щите выполняются  изображения (тинктура) с помощью  металлов, цветов (финифтей) и мехов.

   Геральдических мехов  всего два: белка и горностай.  Из металлов употребляются золото (ор, соответствует желтому цвету)  и серебро (арджент, соответствует белому цвету). Дополнительный узор, который наносится тонкими линиями поверх цветов и металлов, называется дамаскировкой. Кроме геральдических цветов используются и естественные, что оговаривается особо.

Значение  цветов:

  • золото - знатность, постоянство
  • серебро – благородство
  • красный – огонь
  • синий – воздух
  • черный – земля
  • зеленый - вода

   Среди главных  (геральдических) фигур наиболее  распространены кресты, которых  насчитывается около 200 разновидностей  от трех основных форм: прямого,  Андреевского (косого), св. Антония (трехконечного или костыля). Второстепенных фигур более 300. Наиболее распространены геометрические фигуры, особенно всевозможные круги, ромбы, квадраты, линии. Гербовой щит можно разделить на несколько частей и в каждой части поместить фигуру.

   Значение фигур

  • лев - отвага, сила, гнев, великодушие
  • змея, держащая в пасти хвост - вечность
  • журавль - бдительность, осторожность
  • раковина - странствия
  • лилия - расцвет, успех
  • единорог - непобедимость
  • гриф - неустрашимость, свирепость

   Герб может быть  снабжен девизом (краткое изречение,  содержащее главное жизненное  правило)

   Девизы и слоганы:

  • Исполнить или умереть
  • Надеяться в несчастье
  • Победить или умереть
  • Честь превыше всего
  • Лучше смерть, чем бессилье
  • Настоящие воины должны рассматривать поражение как победу и продолжать борьбу
  • На сердце воина будут и шрамы и раны, но будет и память о тех, кто ушел
  • Сила - это еще не справедливость, справедливость - вот истинная сила
  • Щедрость, щедрость, доблестные рыцари
  • Любовь к дамам, смерть противникам, честь великодушию, слава храброму

   Помимо геральдических, широко используются негеральдические (гербовые) фигуры. Условно они делятся  на три группы: естественные, искусственные  и мифические. К естественным  фигурам относятся животные, растения, человек и природные элементы (пейзаж, луна, звезды, радуга и др.). Наиболее распространены орел, лев (леопард), медведь, конь, журавль, дельфин, змея и пчелы. Из растений наиболее часто изображаются розы, лилии (считается, что лилия Капетингов символизировала когда-то наконечник копья), листья дуба, виноград, колосья злаков, оливковые ветви.

Искусственными считаются  все предметы, сделанные человеком. Наиболее часто изображают оружие, сельскохозяйственные орудия. Весь ряд  изображений может быть ребусом, в скрытой форме рассказывающим о фамилии владельца, роде его  занятий.

    Гербы передаются по наследству, но два человека не имеют права иметь один и тот же герб в одно и то же время. Таким образом, гербы сыновей обязательно должны различаться.

   Дамы и девушки могли иметь свой герб, но щит при этом мог быть только ромбовидным и без шлема и нашлемника. Если не имеется наследников мужского рода, наследницей отцовского герба становится дочь.

    Гербы размещались не только на оружии, но и на зданиях (обычно над парадным входом), на экипажах, на утвари и убранстве помещений, мебели, посуде. Герб изображался на фамильных гробницах и склепах, на книгах, на принадлежавших фамилии картинах, на печатях, которыми скреплялись важные документы, письма. Важнейшую роль играли гербы при чеканке монет.

Замок

Для того чтобы отразить новую волну нашествий на Западную Европу - нападения арабов, венгров и норманнов, нужно было возводить укрепления нового типа, каких не знали ни римляне, ни германцы - каменные замки и крепости с постоянными гарнизонами в них.

Это были массивные сооружения из камня в романском стиле. Башни  были неотъемлемой частью замка и  особым знаком дворянства. Когда хотели подчеркнуть величие какого-либо дворянина, то говорили «У него есть башня».

В замке феодал укрывался  от нападений врагов и восставших крестьян. Мощные стены с зубчатыми башнями служили надежной защитой. Замок часто возводили на холме или высокой скале, его окружали широким рвом с водой (иногда его строили на острове посреди реки или озера). Через ров был перекинут мост; на ночь и при нападении врага его поднимали на цепях. Из башни над воротами постоянно обозревала окрестности стража и, заметив в отдалении врага, трубила сигнал тревоги, и тогда воины спешили занять свои места на стенах и башнях.

Информация о работе Рыцарство как нравственный и эстетический идеал средневековой эпохи и искусство