"Серебряный век" русской культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 16:58, реферат

Описание работы

Начало XX в. – переломное время не только в политической и социально – экономической жизни России, но и в духовном состоянии общества. Индустриальная эпоха диктовала свои условия и нормы жизни, разрушающие традиционные и представления людей. Агрессивный натиск производства приводил к нарушению гармонии между природой и человеком, к сглаживанию человеческой индивидуальности, к торжеству стандартизации всех сторон жизни. Это порождало растерянность, тревожное чувство надвигающейся катастрофы. Все выстраданные предшествующими поколениями представления о добре и зле, истине и лжи, прекрасном и безобразном казались теперь несостоятельным и требовали срочного и кардинального пересмотра.

Содержание

1. Введение;
2. Наука;
3. В поисках общественного идеала;
4. Литература;
5. Живопись;
6. Список литературы.

Работа содержит 1 файл

+РЕФЕРАТ-Серебряный век русской культуры.doc

— 136.50 Кб (Скачать)

В творчестве Рахманинова  с особой силой воплощена тема родины. Романтический пафос сочетается в его музыке с лирико-созерцательными настроениями, неистощимое мелодическое богатство, широта и свобода дыхания — с ритмической энергией. 4 концерта, «Рапсодия на тему Паганини» (1934) для фортепиано с оркестром, прелюдии, этюды-картины для фортепиано, 3 симфонии (1895-1936), фантазия «Утес» (1893), поэма «Остров мертвых» (1909), «Симфонические танцы» (1940) для оркестра, кантата «Весна» (1902), поэма «Колокола» (1913) для хора и оркестра, оперы «Алеко» (1892), «Скупой рыцарь», «Франческа да Римини» (обе 1904), романсы.

Говорить о  Стравинском как о русском  композиторе имеет смысл только в применении к раннему периоду  его творчества. Ранние балеты —  «Петрушка» (1911), «Весна священная» (1913) — связаны с русским фольклором, обрядностью.

На рубеже 1907 и 1908 годов на молодого композитора  обратил внимание организатор «Русских сезонов» за границей С. П. Дягилев. По его заказу Стравинский сочинил  музыку балета «Жар-птица» по мотивам  русских народных сказок, премьера которого состоялась в Париже в 1910 и принесла композитору европейскую известность. Сотрудничество Стравинского с Дягилевым продолжалось (с перерывами) почти два десятилетия. Целую эпоху в искусстве 20 века составила триада шедевров, созданных Стравинским в расчете на возможности блистательной дягилевской балетно-оперной труппы; поставленные в Париже балеты «Петрушка» (1911), «Весна священная» (1913) и хореографические сцены с пением и музыкой «Свадебка» (1923). 

 Русская вокальная  школа была представлена именами выдающихся певцов – Ф. Шаляпина, А. Неждановой, Л. Собинова, И. Ершова.

  Театр и балет

К началу ХХ века русский балет занял ведущие  позиции в мировом балетном искусстве. Русская школа балета опиралась  на академические традиции конца  ХIХ века, на ставшие классикой мировой хореографии сценические постановки выдающегося балетмейстера М. Петипа. Но в то же время русский балет не избежал и новых веяний. Молодые постановщики А. Горский и М. Фокин выдвинули в противовес эстетике балетного академизма принцип живописности, в соответствии с которым полноправными авторами спектакля становились не только балетмейстер и композитор, но и художник. Балеты Горского и Фокина оформляли К. Коровин, А. Бенуа, Л. Бакст, Н. Рерих.

Сергей Павлович Дягилев (1872-1929), русский театральный и художественный деятель. Вместе с А. Н. Бенуа создал художественное объединение «Мир искусства», соредактор одноименного журнала. Организатор выставок русского искусства, исторических русских концертов, «Русских сезонов» (с 1907) за границей. Создал труппу «Русские балеты Дягилева» (1911-1929). В 1908 он вывез в Париж русские оперы «Борис Годунов» М. П. Мусоргкого, «Руслан и Людмила» М. И. Глинки и др. В 1909 состоялись и первые совместные оперно-балетные «Русские сезоны» в Париже. У Дягилева танцевали лучшие балерины и танцовщики Мариинского и Большого театров, поначалу совмещая выступления на казенной сцене и зарубежные гастроли. Впоследствии многие из них перешли к Дягилеву, спасаясь от рутины императорской сцены. У Дягилева блистал весь цвет русского балета — А. П. Павлова, Т. П. Карсавина, О. А. Спесивцева, Нижинские, Фокин, А. Д. Данилова. Хотя отношения Дягилева с работающими вместе с ним людьми складывались по-разному, духовный облик Дягилева всегда притягивал к себе творческую личность.

Именно благодаря  гастролям труппы Дягилева балетное искусство пережило ренессанс. Дягилев  оказал огромное влияние на формирование всего балетного искусства 20 века, на отношение к нему серьезных  художников. Созданные в его антрепризе балеты до сих пор являются украшением крупнейших балетных сцен мира. Они идут в Москве, Петербурге, Париже, Лондоне, Нью-Йорке.

Примечательной  чертой  культуры Серебряного века стали поиски нового театра. Они связаны с именами выдающихся режиссёров – К. Станиславского, В. Мейерхольда, Е. Вахтангова.

. Деятельность  Станиславского оказала значительное  влияние на русский и мировой  театр 20 в. С 1877 на любительской  сцене (Алексеевский кружок, Общество  искусства и литературы). В 1898 с В. И. Немировичем-Данченко  основал Московский Художественный театр. Впервые утвердил на русской сцене принципы режиссерского театра (единство художественного замысла, подчиняющего себе все элементы спектакля; целостность актерского ансамбля; психологическую обусловленность мизансцен). Добивался создания поэтической атмосферы спектакля, передачи «настроения» каждого эпизода, жизненной достоверности образов, подлинности актерского переживания (1914), Разработал методологию актерского творчества, технику органичного перевоплощения в образ («система Станиславского»). Играл во многих спектаклях театра. Работал и в области музыкального театра. С 1918 возглавлял Оперную студию Большого театра (впоследствии Оперный театр имени Станиславского).

Постановки В. Э. Мейерхольда и Е. Б. Вахтангова   заложили фундамент нового театра. В спектаклях, поставленных по произведениям прежней драматургии, они пытались воплотить образ революционного вихря, трагизм исторического слома эпох. Изменяются положения теории и педагогики.

Сохраняя верность общим законам искусства переживания и органике актерского существования в образе, Вахтангов утверждает необходимость нового сценического языка, соответствующего времени социальных схваток и взрывов, отказывается от поэтики интимно-психологического и бытового театра, от «четвертой стены» — рампы, отделяющей мир сцены от зала, провозглашает «смерть натурализму», стремится к прямому контакту актера и зрителя, требует праздничной, феерической театральной условности

Вахтанговская формула «фантастического реализма», новые выразительные возможности режиссуры, претворенные им в общем постановочном решении, сценографии, композиции массовых сцен и пластической лепке фигур вошли в арсенал театра 20 века

В.Мейерхольд развивал символическую концепцию «условного театра» После 1917 возглавил движение «Театрального Октября», выдвинув программу полной переоценки эстетических ценностей, политической активизации театра. В 1920-1938 руководил театром в Москве (с 1923 Театр имени Мейерхольда) и существовавшей при нем школой. Разработал особую методологию актерского тренажа — биомеханику, в которой нашли своеобразное применение принципы конструктивизма.

заключение  

 Тема «Культура  Серебряного века» неисчерпаема. Это сотни замечательных имен, десятки течений, направлений.  В эпоху «Серебряного века»  получили  новое развитие многие области человеческой деятельности, но также возникли и совершенно новые проявления человеческого разума. Возник кинематограф, человек стал осваивать воздушное пространство, поставил себе на службу электромагнитные волны.  

 Бурному развитию  культуры на рубеже веков, безусловно , способствовала демократизация  общества и стремление к просвещению.  Дух свободы, отсутствие ограничения творчества, даже некоторая деидеологизация – все это способствовало возникновению такого множества течений, что часто доходило даже до абсурда. Но время всегда расставляет все по местам, и истинные ценности остаются на века, а герои не умирают. 

 К сожалению,  Великая Октябрьская Революция  мало способствовала дальнейшему  развитию свободной мысли. Судьбы многих гениев Серебряного века сложились трагически: те, кто не смог или не пожелал творить по правилам социалистического реализма, вынуждены были иммигрировать и скитаться по чужбинам. Очень многие были репрессированы и закончили свою жизнь в ГУЛАГе, остальным пришлось изменять своим идеалам и приспосабливаться к новым условиям, что тоже, как правило, приводило к трагическому финалу.

Ознакомление  с этой темой позволило мне  многое понять и проанализировать, увидеть закономерности развития человеческой мысли, узнать много новых имен и явлений. А главное, понять, что свободное развитие человеческой мысли и просвещения приводит  к небывалому развитию творчества и гуманизма.

Список  литературы

Асафьев Б. Русская  живопись. Л.-М.: Искусство, 1966.

Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2001.

Данилов А.А. История  России, ХХ век: Учебник для  9кл. М.: Просвещение,2001.

Серебряный век. Мемуары. (Сборник) Сост. Т.Дубинская-Джалилова. – М.: Известия, 1990.

Серебряный век  русской поэзии. Сост., вступ. ст., примеч. Н.В.Банникова; - М.:Просвещение, 1993.

Цветаева М. Избранное. Сост., коммент. Л.А.Беловой. – М.:Просвещение,1989

Информация о работе "Серебряный век" русской культуры