Шедевры и титаны эпохи культуры возрождения

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 20:13, реферат

Описание работы

В данной работе проанализированы фрагменты творчества Леонардо да Винчи

Содержание

Введение
1. Эпоха культуры Возрождения, философия и рождение нового человека
2. Леонардо да Винчи
2.1. Двор Лодовика Моро и первая тайна - тайна Зла
2.2. "Тайна Вечеря" и тайна Божественного
2.3 "Джоконда"и тайна Вечно-женственного
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Реферат по культорологии(Леонардо да Винчи).doc

— 92.00 Кб (Скачать)

Федеральное агентство  по образованию

Санкт-Петербургский  архитектурно-строительный университет

 

Кафедра истории 

 

 

 

Дисциплина: Культурология

 

 

Реферат

 

ШЕДЕВРЫ И ТИТАНЫ ЭПОХИ КУЛЬТУРЫ ВОЗРОЖДЕНИЯ

 

 

 

 

Студент группы 1-АХ-1

Ф. Д. Кашенков

Руководитель:

кан. ист. наук, доцент

В. Ю. Черняев

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2010

Оглавление.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Давно хотел притронуться к этой теме, так как увидел одну передачу про Леонадро да Винчи по каналу "Культура" и загорелся желанием при первой же возможности зарыться поглубже в книги и понять в чем же состояла сущность мысли такого великого ученого той давней эпохи, эпохи Возрождения. Для меня было шоком узнать, что его мышление и все его труды были аккуратно разложены по полочкам, ведь он ученый только на половину, да и те не все отличаются чистоплотностью, а его мысли порой заводили Леонардо настолько далеко, что грань между реальным и воображаемым стиралась незаметно, доводя его внутренний мир сначала до экстаза, а потом кидала его в душевные муки. О таком человек можно с полной уверенностью сказать "многострадальный" и мы не промахнемся, но тем не менее он прожил жизнь очень яркую и много сделал для этого мира: он был ученым, художником, инженером, физиком , анатомом и много кем он не смог побывать. За это его наверно и прозвали магом всех наук. Еще мне безумно была интересна эпоха, в которую жил такой выдающийся человек, ведь на заслуги человека влияют многие факторы, а фактор окружающей среды не мало важен и стоит во главе угла. Идеи гуманизма хорошо мне знакомы по трудам Данте, которого я изучал в старшей школе, но тога мне показалось того уровня знаний достаточно, а лень сделала все остальное. Ну и последний фактор, который повлиял на мое финальное решение - "Джоконда". Мне всегда была интересна данная картина, я просто не могу оторвать от нее глаз, когда увидел в первый раз. Безусловно, что эта выдающаяся картина заслуживает самых высоких похвал, но мне хотелось понять, что происходило между автором и Моно Лизой в моменты написания картины и почему да Винчи не оставил потомства.

1. Эпоха культуры  Возрождения, философия и рождение  нового человека.

 

Эпоха культуры Возрождение имеет  несколько периодизаций и все  они имеют право на существование. Однако, эти точки зрения расходятся, если касаться чисто культурологической точки зрения. Одна из них чисто  историческая и разделяет эпоху на несколько временных промежутков: проторенессанс , эпоха Данте и Джотто; ранее возрождение, эпоха Франческо Петрарко и Джованни Боккаччо; Высокое возрождение, эпоха титанов и всемирно известных шедевров Леонардо да Винчи, Микеланджело Буаноротти и Рафаэля Санти; позднее Возрождение. Если проследить когда закончилась данная эпоха очень сложно, то сказать с чего именно она началась достаточно легко. Она началась с коренных перемен в самом человеке, когда на смену Средневековой холастике пришел гуманизм эпохи Возрождения.

"Гуманизм - это особое  явление в духовной жизни эпохи  Возрождения. Смысл данного термина  в эпоху Возрождения был принципиально  иным, нежели в современную эпоху,  где «гуманизм» близок к «гуманности» - «человеколюбию»"1. Ни в коем случае нельзя путать эти термины, хотя бы потому, что тогда сама эпоха будет понята неправильно. Дело в том, что тогда существовало разделение наук на божественные или "studia divina" и человеческие "studia humana", и, если образовывать однокоренное слово от английского корня "hum", то тогда получится гуманист. Именно поэтому гуманистом называли человека, который не любил всех людей на планете Земля, а очень хорошо был образован и преимущественно владел человеческими науками: искусство, литература, риторика и диалектика. Не мало важными являются идеи гуманистов: "в центре внимания гуманистов находится человек, но не как «сосуд греха» (что было свойственно Средневековью), а как самое совершенное творение Бога, созданное по «образцу Божьему»"2, оценивать человека нужно только по делам его земным, а не по делам его предков, то есть потихоньку начинают проявляться ростки индивидуализма.

"Эпоху Возрождения  нередко начинают с Данте, в  котором и сами гуманисты видели своего непосредственного предшественника, однако, более точной представляется позиция исследователей, считающих зачинателем Ренессанса Петрарку"3. Франческо Петрарка, человек безусловно очень образованный и начитанный, писавший на Цицероновой латыни и, начавший в широком смысле этого слова, синтез Европейской культуры с культурой античной, так как до него эти попытки были жалкими и не приводили к желаемому результату. Начал он это делать весьма символично с венчания 1341 года в Риме лавровым венком, который в Греции вручался выдающимся поэтам. До толе не известно значило ли это что-нибудь для его современников, но тем не менее отсчет времени принято начинать именно с этого момента, так как пройдет еще каких-то сто лет и эпоха Возрождения понесет свои плоды. А пока только поэмы и множественные рукописные размышления разжижают почву для гениального слова художников той эпохи, которые своими картинами донесли до всего мира свои переживания и позволили преодолеть притяжение Средневековой культуры с ее замкнутостью и отшельничеством. "Идейной доминантой творчества Петрарки, знаменовавшей новое отношение к античной культуре, стала любовь к древним, реабилитация языческой литературы, особенно поэзии, и возвеличение ее как носительницы мудрости, открыв путь к постижению истины, ... воспитание  духовно богатого и нравственно совершенного человека, способного руководствоваться в своем земном предназначении разумом и высокими нормами поведения"4       

2. Леонардо да Винчи.

Больше любить и больше знать.

Леонардо да Винчи

Великий человек своего времени, которому покровительствовали  образованнейшие меценаты. Он покорял всех и тем не менее сам оставался непокоренным, человек с красотою девушки и силой мужчины, он мог остановить лошадь на скаку правой рукой и ею же играть на арфе или рисовать чудесные полотна как никто другой. Его многосторонний талант был ужасно величественным и, задаваясь вопросом: "А было ли это хорошо?" - мы, не задумываясь ответим: "да!" -, позабыв о его внутреннем мире, который был мучим этим талантом.

То огромное количество информации, которое оставил нам Леонард  после себя просто немыслимо, и, если попробовать понять взаимосвязь всех эти рассуждений, то безнадежно путаешься в пучине его мыслей. Но к нашему счастью " ... труды Леонардо направлялись неотступной мыслью о трех глубоких тайнах: Тайне Зла в Природе и в человечестве; Тайне Женщины; Тайне Христа и божественного Слова в человеке."5

Родился да Винчи в 1454 году и был сыном от крестьянки и крепкого нотария, который в  дальнейшем женился на горожанке, но так как последняя вскоре умерла бездетной, то Леонардо повезло и отец его признал. Сер Пьеро, так звали его папу, не скупился на образование для своего сынишки и нанял лучших учителей во всей Флоренции, которые в дальнейшем начнут удивляться ранней строгости и легкости мысли своего юного ученика. Во всем будущий гений науки проявлял свой талант, но основной талантище Леонардо проявился в живописи. И как-то раз его папа показал ранние опыты своего сына знаменитому Андреа Верроккьо, тогда первому художнику Флоренции. Это и предопределило ту сферу деятельности, которая станет бесценной после смерти своего владельца.

 Вскоре после того как  юного да Винчи взяли в подмастерье  ему выпала небывалая честь  - возможность показать в выгодном  свете свой рождающийся гений. Монахи Валломброзы попросили Андреа выполнить полотно во вкусе времени, так хорошо, как только он мог. Желая испытать силы своего лучшего ученика Верроккьо разрешил нарисовать голову одного из ангелов на полотне ныне известном как "Крещение Христа". Эффект, который произвел юный художник просто шокировал учителя: "никогда больше Андреа не хотел прикасаться к живописи, считая обидным, что у маленького мальчика больше мастерства, нежели у него"6. Ангел у Леонардо получился искренний и открытый, этот взгляд сразу проникает в сердце и на долго остается там, эдакий обожающий взгляд. Вот какое впечатление производили первые работы Леонардо да Винчи на других. Эти новые, открытые, искренние и гуманистические по своему направлению элементы привнесли в искусство удивительную жизненность и луч, освещающий душу. Чудь позже Леонардо произвел фурор на своего отца. Как-то раз к серу Пьеро пришел некий крестьянин и принес ему обструганную доску из фигового дерева и попросил передать во Флоренцию и нарисовать там что-то вроде круга. Нотарию не хотелось ехать в город и он попросил сына выполнить эту просьбу, который охотно занялся этим делом. Он натаскал в свою комнату кучу самых отвратительных животных: ящериц, лягушек, змей и тому подобного. Запершись, он рисовал день и ночь напролет, там даже начало уже попахивать трупным запахом от телец этих животных, но юного автора это не смущало. Закончив работу, он позвал своего отца посмотреть на результат - на щите был нарисован змей, который извергал огонь из пасти, дым из ноздрей и, казалось, отравлял воздух вокруг себя. Настолько ужасен был монстр, что казалось, что юный художник превзошел саму природу, которой поклонялся. Но смысл всех этих двух творений не в комичности происходящего или глупом фарсе, а смысл здесь в другом. "С одной стороны, страстный идеализм призывал его передавать в соблазнительных формах красоты самые тонкие чувства и истолковать с любовью и энтузиазмом высочайшие тайны души и духа. С другой стороны, его горячее любопытство толкало его на изучение всех проявлений Природы, на скрупулезное постижение структуры всех существ, на проникновение в глубинные причины всех форм жизни."7 Первый инстинкт - это инстинкт художника; второй - инстинкт ученого. Именно этими двумя началами и определились все творения великого мастера.

2.1. Двор Лодовика  Моро и первая тайна - тайна Зла.

 

Плывя по течению судьбы,  он оказался при дворе Лодовико Моро, молодого князя, который пытался оправдать свою узурпацию (он стал князем, свергнув своего племянника) блестящим властвованием. Он был очень образованным меценатом, слыл примерным мужем и ловким любовником и почему-то представал в ярком свете перед всеми своими подчиненными, не смотря на его слабые черты характера и эгоистичную натуру. Он созвал в Павию и Милан весь цвет ученых и Леонардо не был исключением. Он был вынужден бежать из Флоренции, так как этот уже маленький для него городок был перенасыщен старыми пережитками искусства и его ценителями. Слабость Моро была в том, что он очень любил пышные празднества и пиры на тему античности, что прекрасно и без особых усилий мог поставить маг всех искусств, стоило ему только махнуть его волшебной палочкой. Поэтому Леонардо мог без труда заниматься вещами и поинтереснее во время его проживания при дворе Лодовика.

 Медленно и верно  годы текли, а промежуток времени  жизни творца с двадцати до  тридцати был самым результативным, в это время он задумался о первой тайне - тайне зла. "Тайна зла ему уже являлась, он  в этом не сомневался, когда подростком нарисовал на щите ужасное чудовище, состоявшее из наиболее уродливых животных. Это было открытое Зло Природы. Позже, в возрасте размышлений, он был призван изучить искажение человеческой мимики под действием дурных страстей. Отсюда многочисленные карикатуры голов стариков, которые находятся в коллекции его рисунков. Это было Зло, изучаемое в человеке. Теперь после длительных раздумий в своей мастерской монастыря Сан-Амброджо, его взгляд внезапно обратился к допотопному прошлому человека, к мистической и религиозной традиции.  Спускаясь в темный лимб, он почувствовал, что уловил опасные силы в темной пещере, где они скрывались. Так, некое синтетическое видение явило ему тайну Зла в тройной форме Змеи, Дракона и медузы."8  Почему эти существа это понятно, но что из них каждое значило в смысле первобытного зла, представляло для него особенный вопрос, который требовал долгого размышления. Ну и как этого следовало ожидать результат не заставил себя ждать, да Винчи с ему присущей легкость ответил сразу на все вопросы. Змея является самым низменным порождением Земли, но тем не менее может проникнуть куда угодно и одним лишь только укусом убить своего противника, что создавало образ подлости и отвращения у любого человека. Дракон - высшая змея, у нее есть когти и крылья, огонь и острые зубы. Такое порождение просто не моет быть добрым, оно олицетворяет силу и поэтому в образе да Винчи являет мужское начало зла. Медуза же является женским началом зла, так как представляет сладострастие.

Так Леонардо познакомился с тайной Зла, которую почти разгадал, он даже нашел потаенную дверцу в мир мироздания и нарисовал в некотором зарождении Зло так как не рисовал его еще никто другой. Он мог шагнуть дальше в пещеру и узнать все до конца, но страх оказался сильнее. Приоткрыв занавес тайны Природы через Зло, Леонардо не смог его удержать и покинул это путь, уйдя так далеко, что никогда к нему больше вернутся не смог.

2.2. "Тайна Вечеря" и тайна Божественного.

 

Тем не менее судьба дала ему второй шанс постигнуть тайну  мироздания с помощью другой тайны его жизни - тайны Божественного. "День, когда Лодовико приказал Леонардо написать Тайную Вечерю в трапезной этого монастыря, художник вспоминал как одно из самых ярких впечатлений своей жизни. Это был мгновенный поворот его души... Ему показалось, что поток света вознес его из темных бездн Природы с ее тайнами Зла в безмятежные просторы."9 То были просторы божественного. И, глядя, на ту картину, над которой он работал столько времени понимаешь каким гением был этот человек. Он смог полностью передать настроение всех двенадцати апостолов. Позы, мимика, жесты и особенно выражения лиц передают ту небывалую атмосферу, как будто ты сам присутствуешь при столь страшном и столь неизбежном событии, а по глазам некоторых из них, тех, кто посажен к нему ближе и те, мир которых наиболее близок к миру Христа, понимаешь, что сделать уже ничего нельзя. "Роковые слова только что слетели с уст Господа: « Истинно говорю вам, один из вас предаст меня». Как в некоторых легендах камень брошенный в неподвижное озеро, вызывает там удивительное возмущение и бурю в воздухе, так это страшное слово, произнесенное тем, кто никогда не ошибается, упало на апостолов и вовлекло их в вихрь удивления, испуга, негодования и ужаса."10 Такое первое впечатление от этой картины.

 Потихоньку это  ощущение уходит и ты начинаешь вдумываться почему да Винчи посадил именно так апостолов, а не по-другому? Оказывается здесь вполне можно различить три типа в их нравственной иерархии: инстинктивные, страстные и одухотворенные. И по мере их духовной близости к Христу они сидят ближе к нему за столом. Посмотрев на два конца стола, сразу видишь первый тип, возглавляемый молодым и энергичным Варфоломеем слева и наивным старцем Симоном справа. Таким людям нужны материальные чудеса, чтобы уверовать. Они лицезрели эти чудеса в изобилии, но хотят их снова и снова. Честные, смелые и убежденные, они нуждаются в проповеди Евангелия, но они еще лишь только на первой стаии псвящения и преставляют тем смым большинство людей всех времен. Чуть ближе с разных сторон сидят люди второго типа. Они представлены Иаковым Старшим, Иаковым Младшим и Петром - это импульсивные люди действия. Они поняли превосходство самого Христа и величие его миссии. Они готовы отдать жизнь за него. Они - заводилы, деятели, герои человечества, те, без кого ничто великое не могло осуществиться. Совсем близко к Христу сидят Иуда, Филипп и Иоанн. Филипп и Иоанн - два великих апостола, которые достигли наиболее тщательно его учение. Тем не менее в той картине "Леонардо, - говорит Вазари, - придал апостолам такую величавость и красоту, что был вынужден оставить голову Христа незаконченной, ибо не чувствовал в себе сил изобразить ту небесную божественность, какая подобает образу Христа."11 Но он сумел превзойти себя и поразив всех в какой раз. Он закончил эту картину, но закончил ее в переносном смысле. Нарисовав голову Христа, он не нанес последнего штриха на ней, тем самым показав, что смирил свой гений перед тайной божественного, раз и навсегда закрыв для себя этот путь познания мироздания.

Информация о работе Шедевры и титаны эпохи культуры возрождения