Шпаргалка по "Культурологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 08:21, шпаргалка

Описание работы

Шпоры по культорогии

Работа содержит 1 файл

Культурология.doc

— 169.50 Кб (Скачать)

1. Сущность культуры, ее структура и  функции.

Культура (от лат. culture – «обрабатывать почву») – это совокупность духовных и материальных ценностей, выработанных человечеством.

Также под культурой  понимают:

  • результаты деятельности человечества
  • степень совершенства способов деятельности
  • степень духовной развитости личности.

Духовная культура включает в себя науку, мораль, нравственность, право, религию, искусство, образование. Материальная – орудия и средства труда, технику и сооружения, производство, пути и средства сообщения, транспорт, предметы быта.

Структурно культура включает в себя:

систему образования, науку, искусство, литературу, мифологию, нравственность, политику, право, религию.

Также изучаются  следующие аспекты культуры:

- статика и динамика культуры

-материальная и духовная культура

-мировая и национальная культура

Функции культуры:

-передача накопленного опыта, -репродуктивная функция, -социализация личности, -познавательная функция, -ценностная функция, -нормативная функция, -коммуникативная функция,-творческая функция

2. Сущность, структура  и функции материальной  культуры. Техника  как составная  часть современной  материальной культуры.

Материальная  культура охватывает всю сферу материальной деятельности и её результаты. Сущностью  материальной культуры является воплощение разнообразных человеческих потребностей, позволяющих людям адаптироваться к биологическим и социальным условиям жизни. Материальная культура включает в себя орудия и средства труда, технику и сооружения, производство и технологии, пути и средства сообщения, транспорт, предметы быта и т. д.

Структура:

-культура труда и материального производства

-культура быта

-культура места жительства (дома, деревни, города)

-физическая культура человека.

Функции:

-удовлетворение материальных и духовных потребностей

-реализация мыслей, творчество

-материальное развитие

-материальное закрепление накопленного опыта.

Техника – это  средство преобразования среды, природы  и самого человека,  а также  посредник между человеком и  природой, задающий тип отношений между ними.

Как культурная ценность техника рассматривается  в 3 аспектах:

-как объект – это приборы, инструменты, машины

-как знание (техническое) — умения, правила, теории

-как процесс изобретения, проектирования, изготовления, использования

Человек развивает технику, воплощая в ней свои мысли, преобразуя природу. При этом человек сам становится частью созданного им технического мира. Достижения техники дают много новых возможностей, однако неправильное использование техники может привести к экологическим, ядерным или социальным катастрофам.

3. Динамика культуры. Типы культурных  изменений. Источники  и факторы культурной  динамики.

Динамика культуры описывает изменения или модификацию  черт культуры во времени и пространстве. К ней относятся средства, механизмы и процессы, которые описывают изменение культуры.

Культурная динамика бывает:

-интеграционной или дезинтеграционной

-восходящей или нисходящей

-эволюционной или революционной.

Также культурные изменения различаются по месту  и длительности:

-крупномасштабные (период до 1000 лет)

-микромасштабные (до 100 лет)

-быстропроходящие (несколько лет).

Источниками культурной динамики являются:

-инновации (открытие нового)

-обращение к культурному наследию (переоценка и использование культурного опыта)

-культурные заимствования (целенаправленное подражание)

-культурная диффузия (стихийное распространение).

Каналами распространения  культурного опыта являются, например, торговый обмен, туризм, миграция, колонизация, миссионерство, шпионаж.

Процесс целенаправленного заимствования культурных ценностей носит селективный (избирательный) характер. Перенимаются только те культурные ценности, которые: могут быть поняты и использованы, могут быть полезны, могут удовлетворить потребности.

Также процесс  культурного заимствования зависит от характера и интенсивности культурных контактов.

Общество создало  систему культурным учреждений, которые  сохраняют, передают и аккумулируют культурный опыт. В частности, к таким  источникам знаний относятся музеи  и библиотеки, школы и университеты.

4. Мифология в разные  периоды развития  культуры. Познавательная  функция мифа. Устойчивость  мифологического  сознания.

Миф – фантастическая, вымышленная картина мира в целом, места в нем общества и человека.

В первобытном  обществе человек не осознавал свою индивидуальность, считал себя частью своего рода и природы. Мифология как коллективное сознание давала человеку опору, надежду и цель, воодушевляла и объясняла смысл жизни.

В античности мифы являлись основой творчества классических скульпторов и архитекторов, поэтов и философов. В новое время идея познаваемости мира дала импульс для развития естественных наук. В эпоху Просвещения утопичные идеи гуманизма, лозунг: «Свобода, равенство, братство!» – стали основой народно-освободительных движений в Европе. Научно-технический прогресс стал причиной возникновения идеи технократии. К современным мифам можно отнести американскую мечту о равенстве возможностей, утопию коммунистического общества. Таким образом, миф является идеологической поддержкой общества, побуждающей и оправдывающей  иллюзией человека.

Мифология первобытного общества стала начальной формой человеческого мышления, источником более развитых форм мышления: религиозного, художественного, философского, научного. Мифы или сказки воспитывают каждого из нас в детстве, они служат источником вдохновения художников и ученых, даже рациональные теории содержат элементы мифологического мышления. Творческая личность сама создает себе мифологию из любого материала. Миф объясняет противоречия действительности, создает благоприятные условия для творчества и познания. Мифология как источник вдохновения является не только достоянием древности, но реально и существующим явлением настоящего. Также устойчивости мифологического сознания способствует одобрение коллектива, закрепление мифа как национальной идеи или идеологии общества.

5. Место  религии   в  системе   культуры. Нормативное   и  ценностное  значения мировых  религий.

Религия относится  к той области культуры, которая  занимается познанием и рефлексией мира, человека и межчеловеческих отношений. Религия (от лат. religare – «связывать») – это система верований, культа и осуществляющих его религиозных институтов. Происхождения термина «религия» можно толковать двояко: религия «связывает» человека с Богом, а также «связывает» самого человека системой норм и догматов. При этом верующий человек через свою веру в Бога преодолевает чувство беспомощности и неуверенности по отношению к природе и обществу, а также очищает свою совесть.

Религии как  форма духовного освоения мира осуществляет мысленное преобразование мира, его организацию в сознании. В ходе этого процесса вырабатывается определенная картина мира, нормы, ценности, идеалы и другие компоненты мировоззрения, определяющие поведение человека, его отношение к миру. Конкретные образцы, ценности и нормы поведения вырабатывают морально-правовая и эстетическая системы. Религия же обосновывает и узаконивает существование самого ценностно-нормативного порядка, придает нормам и ценностям абсолютный характер. В системе религиозного мировоззрения существует особый элемент – сакральный мир, с существованием которого соотносит свою жизнь человек. Религия противопоставляет мирскому, социальному ценности веры, надежды, любви, утверждает приоритет духовного над материальным.

Религия состоит из 3 элементов:

мифология, представления; эмоции, чувства; обряды, действа.

Функции:

Мировоззренческая, легитимизирующая (узаконивающая), интегративная (сплачивающая), компенсанаторная (утешительная), коммуникативная, регулятивная

Религия является социальным институтом, представляющим собой сложную централизованную и иерархичную систему. Основная ее функция – осуществление нормативного воздействие на членов общества, формирование у них определенных целей, ценностей, идеалов.

6. Наука, ее роль  в различных культурах.

Наука – это  сфера человеческой деятельности, которая  вырабатывает и систематизирует  знания о действительности. Цели науки  – описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности. Объект – предметы и явления природной и социальной среды. Языком науки является мышление в понятиях. Наука состоит из естественных, общественных и технически наук.

Первоначально знания носили практический характер, которые были нужны для  руководства  конкретными видами человеческой деятельности. В странах Древнего Востока (Вавилоне, Египте, Индии, Китае) было накоплено значительное количество такого рода знаний, которые представляли собой зачатки будущей науки. Предпосылкой развития науки можно считать и мифологию, задачей которой было построение целостной картины мира.

В Древней Греции теоретическое знание отделилось от мифологии, стало комбинацией науки  и философии. Такое знание называлось натурфилософским. Древнегреческая  наука дала первые описания закономерностей  природы, общества и мышления. Греки искали объективные законы действительности, стали использовать при этом систему абстрактных понятий и доказательный способ рассуждения. Древнегреческая наука создала первые теоретические системы в области геометрии, механики, астрономии.

В эпоху Средневековья  большой вклад в развитие науки  сделали ученые Востока и Средней  Азии. Они сохранили древнегреческую  традицию и обогатили ее в новых  областях науки. На развитие науки в Европе оказала влияние христианская церковь. В Европе зародилась схоластика, алхимия и астрология. Появились новые научные методы: опыт и наблюдение.

В новое время  наука служила потребностям капиталистического производства. В эпоху Возрождения наука отделяется от религии. Для проверки новых теорий использовался эксперимент. Большие успехи науки этого времени дали основу идее познаваемости мира. В XVII в. благодаря открытиям в физике, химии, биологии сложилась механистическая картина мира. Развиваются науки о человеке и обществе.

На рубеже XIX-XX веков произошел кризис классической науки. Это было вызвано новыми открытиями и методами, которые не укладывались в существующие концепции. Кризис подтолкнул к совершению новой революции в науке, которая началась в физике и распространилась на все науки.

Во второй половине XX века наука сближается с производством, изменяется организационная форма науки. Усиливается связь науки со всеми сферами общественной жизни. Происходит углубление и интеграция отраслей науки. Комплексное развитие науки дает надежду на решение глобальных проблем человечества, связанных с энергетикой, ростом численности населения, освоением космоса.

7. Художественная культура, ее функции.

Сущность художественной культуры заключается в том, что художник образно познает и моделирует фрагмент реальности, а затем передает это зрителю или слушателю в эстетически выразительной форме. Любая область художественной культуры, всякая деятельность, доведенная до наивысшего мастерства, превращается в искусство. Искусство осваивает и выражает действительность в художественно-образной форме. Художественный образ – это суть искусства, это чувственное воссоздание жизни, воплощенное в глине, краске, камне, звуках, фотографии. Виды искусства – это устойчивые формы творческой деятельности, различающиеся по способам его материального воплощения:

изобразительное искусство, литература, музыка, архитектура и прикладное искусство

Искусство оказывает  эстетическое воздействие на личность. Автор перерабатывает события и факты, взятые из действительности, воспроизводит новую реальность – художественный мир.

3 основные функции  искусства:

    познавательная  – «истина», эстетическая  «красота», нравственная – «добро»

Информация о работе Шпаргалка по "Культурологии"