Шпаргалка по "Культурологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 17:08, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Культурология".

Работа содержит 1 файл

культура общая.docx

— 653.73 Кб (Скачать)

1 «Свои» (гр. Eleutherios; рим. Liberalis) и «Чужие» (гр. Barbaros; рим. Barbarus)

2 Горожане (гр. Politicos; рим. Ciuieis) – Провинциалы (гр. Agroitos; рим. rusticus)

Уже в древних мифологиях существовали богов цивилизаторов, которые смягчали дикие нравы  людей, путем воспитания и образования (в греческих мифах такой бог  выступает Зевс, Прометей, Титан, Гермес, Энки).

Понятие «Цивилизация» во второй половине 18 века его вводит аристократ, филосов, маркис В. Р. деМирабо, А. Смит и А. Фергисон:

Цивилизация – это постоянное совершенствование общества, стремление европейских нация достичь того состояния культуры , которое было достигнуто гражданами греко-римского мира (подобная интерпретация можно встретить у А. Тойнби).

Современное актуальное значение Цивилизации:

Цивилизация как процесс, как бесконечное совершенсвование

Цивилизация как культурно-исторический тип (Н.Я. Данилевский).

Цивилизация как эталон, образец, с которым сравниваются реальные состояния обществ.

Понятия 21 века:

  • Цивилизация – это локальная, межэтническая общность, которая складывается на основе единой исторической судьбы народов, обитающих на одной территории при сохранении той или иной степени их культурной самобытности.
  • Цивилизации – это образ особого человечества на отдельной земле.

В первые цивилизации и  культуры противопоставляет её Ж.-Ж. Руссо в 18 веке:

Цивилизация – это исскуственная неестественная состояние человека.

Из Достоевского:

Цивилизация – есть усложнение жизни, которая из одноэтажной, становится многоэтажной.

Г. Зиммель вторая половина 19 – начало 20 веков:

Культура не терпи устойчивых форм, она безостановочно развивается, движется к собственной гибели (Цивилизация).

Немецкий мыслитель  О. Шпенглер начало 20 века:

Цивилизация – это конец  культуры без права обжалования.

Признаки цивилизации  по Шпенглеру:

Культ денег (мощь денег)

Космополитизм (человек мира)

Мегаполис (большие города, insula)

Массовый туризм

Переход от спорта состязания, к спорту как зрелище

В след за Шпенглером начал  развивать тему Н.А.Бердяев русский мыслитель:

Массовая культура – феномен  социальной дифференциации (раздробления) современной культуры (начало 20 века) (индустрия детства, индустрия тела, средне-общеобразовательная школа, шоу-бизнес и т.д.)

Элитарная культура – субкултура привелигированных слоев общества, которое отличается принципиальной закрытостью ценностно-смысловой самодостаточностью и духовным аристократизмом.

 

 

 

 

 

 

 

5 вопрос

Динамика культуры:

1)Изменение  внутри культуры, взаимодействии разных культур, для которых характерно наличие упорядоченных тенденций и направленный характер;

2)раздел  теории культуры, в котором изучаются  процессы изменчивости культуры  и условия и механизмы, реализующие  изменения.

Понятие «культурные изменения» схоже  с «динамикой культуры», но в данном случае определяют любые изменения  в культуру, не имеющие целостности.

Культурогенез- процесс появления и становления культуры народа и народности в общем, появление культуры как таковой.

Теории динамики культуры:

  1. Теория циклического развития. Разработана Данилевским в книге «Россия и Европа». Главная мысль: цивилизаций не существует, есть лишь различные культурно-исторические типы. Считал, что любое племя или семейство народов с общим языком и есть культурно-исторический тип.
  2. О.Шпенглер «Закат Европы». Считал, что нет общечеловеческой культуры, есть лишь множество индивидуальных культур. Смерть культуры начинается с возникновения цивилизации, при переходе большей части культуры в города.
  3. Тойнби описывал историю человечества как ряд цивилизаций, которые возникают, развиваются, деградируют и погибают.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6 вопрос

  1. Инновации, изобретение новых образов, символов, норм деятельности, направленных на изменение условий жизни людей и формирование новых отраслей и сфер жизнедеятельности.
  2. Обращение к культурному наследию – переоценка и исправление всех прошлых достижений народа в новых условиях.
  3. Культурные заимствования – использование предметов, норм поведения, ценностей других культур.
  4. Синтез – взаимодействие и соединение разнородных культурных элементов, в результате которого возникает новое явление, которое отличается от исходного.

 

7 вопрос.

Социализация личности

Социализацией называется процесс  становления личности, ее обучения, воспитания и усвоения социальных норм, ценностей, установок, образцов поведения, присущих данному обществу.

Социализация  выполняет в общество три основных задачи:

1)      интегрирует индивида в общество, а также в различные типы 
социальных общностей через усвоение им элементов культуры, норм и 
ценностей;

2)  способствует взаимодействию людей вследствии принятия ими 
социальных ролей;

3)  сохраняет общество, производит и передает культуру поколений 
через убеждения и показ соответствующих образцов поведения.

По мнению Ч. Кули, личность проходит следующие стадии социализации:

1)имитацию - копирование детьми поведения взрослых;

2)  игровую - детское поведение как исполнение роли со значением;

3)  групповые игры - роль как ожидаемое от нее поведение. В процессе социализации различают ее первичные и вторичные формы.

Первичная (внешняя) социализация означает приспособление индивида к ролевым функциям и социальным нормам, складывающимся в различных социальных институтах общества на различных уровнях . жизнедеятельности человека. Происходит это через социальную идентификацию – т.е. осознание своей принадлежности к данной общности. Агентами здесь выступают семья, школа, сверстники либо субкультуры и компенсаторы, ведущие к десоциализации.

Вторичная социализация - интериоризация, т.е. означает процесс включения социальных ролей во внутренний мир человека. В результате складывается система внутренних регуляторов поведения личности, что обеспечивает соответствие (либо противодействие) поведения индивида заданным со стороны общественной системы образцам и установкам. Это представляет собой жизненный опыт, способность к оценке норм, тогда как на уровне идентификации они в основном лишь усваивались.

Важнейшими факторами социализации личности выступает феномен нахождения индивида в группе и самореализации через нее, а также вхождение индивида в более сложные структуры общества.

Группа выступает в качестве социальной ниши, обеспечивающей личности определенный уровень комфорта. Но этот уровень обеспечен лишь при соблюдении необходимых условий бесконфликтного включения человека в группу - при соответствии личностных ожиданий и требований группы к возможностям личности.

Инкультурация (enculturation) обозначает обучение человека традициям и нормам поведения в конкретной культуре. Культура в разных странах более специфична, чем социальная структура. К ней труднее адаптироваться, полноценно включиться и привыкнуть. Взрослый эмигрант, выехавший из России в Америку, достаточно быстро усваивает социальные законы жизни, но гораздо труднее у него происходит усвоение чужих культурных норм и обычаев. Русский физик, программист или инженер, имея высокую квалификацию, признанную за рубежом, за короткое время усваивает права и обязанности, соответствующие его новой должности. Через месяц-другой он справляется с профессиональными обязанностями не хуже коренного американца. Но привыкнуть к чужой культуре, почувствовать ее своей ему не удается порой и через многие годы.

Таким образом, адаптация к социальному  порядку жизни в чужой стране происходит быстрее, чем инкультурация — приспособление к чужим ценностям, традициям и обычаям.

Адаптация происходит и при социализации, и при инкультурации. В первом случае индивид адаптируется к социальным условиям жизни, во втором — к культурным. При социализации адаптация легкая и быстрая, при инкультурации — тяжелая и медленная.

 

 

 

 

 

 

8 вопрос.

ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ АККУЛЬТУРАЦИИ

Исследование процессов аккультурации  отн к нач ХХ века и было начато амер антропологами Редфилдом, Линтоном и Херсковицем. В нач акк-ю рассм-ли как рез-т длит-го контакта групп представляющих разные к-ры который выражался в изменении исх к-ных моделей в обеих группах. Считалось, что эти процессы идут автоматически, к-ры смешиваются и достигается сост-е к-ной и этнич-ой однородности. Иначе гов, акк-я понималась как групповой феномен. В наст вр акк-ю стали рассм-ть на Ур-не психологии индивида.

Акк-я – это процесс и рез-т взаимного вл-я разных к-р при котором все или ч. предст-лей одной к-ры перенимают нормы, ценности и традиции др. к-ры которая наз-ся к-ра донор.

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ АККУЛЬТУРАЦИИ

1. Ассимиляция – вар-т акк-ии при котором ч-к полностью принимает ценности и нормы иной к-ры отказываясь при этом от своей к-ной идентичности (от норм и ценностей своей к-ры)

2. Сепарация – отрицание чужой к-ры при сохранении идентификации только со своей к-рой. Разновидность сепарации при которой доминантная к-ра изолирует представителей подчененной к-ры – сегрегация (вынужденная сепарация).

3. Маргинализация – это явл-е которое свид-т о потере идентич-ти с собственной к-рой и отстустствии идентифик-ии с к-рой большинства. Это так же проис из-за доминант к-ры которая осущ насилие по отн к предст-лям др к-ры

4. Интеграция – идентификация как с собственной так и с новой к-рой.

Рез-том  и целью акк-ии явл долговр-я адаптация к жизни в чужой к-ре. Акк рассм в след аспектах:

- Психологич-я – предст собой достижение психологич-ой удовлетворенности в рамках др к-ры

- социо-к-ная – умение свободно ориентироваться в новой к-ре, решать повседневные проблемы в семье, в быту, на работе

- экономич-я – работа

При наличии всех этих видов адаптации  чел-к чувствует удовлетворение.

Ассимиляция (от лат. assimilatio — уподобление, слияние, усвоение), в антропологии — слияние одного народа с другим с утратой одним из них своего языка, культуры (она поглощается и перестает существовать), национального самосознания. А. еще называют этническим поглощением. Различают естественную А., возникающую при контакте этнически разнородных групп населения, смешанных браках и т. п., и насильственную ассимиляцию, характерную для стран, где национальности неравноправны. Понятие А. стало использоваться в кон. XIX в., гл. обр. в амер. социальной науке (первоначально синонимично слову «американизация»). Одно из первых определений термина А. дано Р. Парком и Э. Берджесом. До сер. XX в. термин А. использовался для изучения того, каким способом индейские племена включаются в доминирующую культуру белого населения США, в связи с чем была разработана т.н. теория «плавильного котла». Во второй половине XX в. круг исследований А. расширился (Б. Берри, Р. Бирштедт, Ш. Айзенштадт, Э. Розенталь, Дж. Ван дер Занден, Херсковиц, М. Харрис и др.). М. Гордон доказал, что полной А. культуры национальных меньшинств в доминирующей культуре США практически нет. Существуют лишь разные степени смешения, при к-ром элементы культур подчиненной и господствующей групп соединяются таким образом, что формируют новую устойчивую комбинацию, новую культуру. Антропологи выявили и обратное влияние, оказываемое культурами меньшинств на доминирующую культуру.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9 вопрос

Культура, как и общество, покоится на системе ценностей.

Ценности — социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, романтическая любовь, дружба и т.п.

Ценности не подвергаются сомнению, они служат эталоном и идеалом для всех людей.

Если верность является ценностью, то отступление от нее осуждается как предательство. Если чистота  является ценностью, то неряшливость и  грязь осуждаются как неприличное  поведение.

Без ценностей не может обходиться ни одно общество.

Индивиды же могут выбирать, разделять  эти или другие ценности. Одни привержены ценностям коллективизма, а другие — ценностям индивидуализма. Для одних высшей ценностью могут быть деньги, для других — моральная безупречность, для третьих — политическая карьера. Для описания того, на какие ценности ориентируются люди, социологи придумали термин ценностные ориентации( описывают индивидуальные отношения или выбор конкретных ценностей в качестве нормы своего поведения). 

Итак, ценности принадлежат группе или обществу, ценностные ориентации — индивиду. Ценности представляют собой разделяемые многими людьми убеждения относительно целей, к которым следует стремиться. 

Честь и достоинство семьи —  одна из важнейших ценностей человеческого  сообщества с древнейших времен. Проявляя заботу о семье, мужчина тем самым  демонстрирует свою силу, храбрость, добродетельность и все то, что  высоко оценивается окружающими. В  качестве руководства к своему поведению  он выбрал высокочтимые ценности. Они  стали его культурной нормой, а  психологическая установка на их соблюдение — ценностной ориентацией. 

Даже простейшие нормы поведения  олицетворяют собой то, что ценится  группой или обществом. Культурные нормы и ценности тесно взаимосвязаны. Различие между нормой и ценностью выражается так: 

• нормы  — правила поведения, 

• ценности — абстрактные понятия о том, что такое добро и зло, правильное и неправильное, должное и недолжное. 

Ценности имеют общее основание  с нормами. Даже общераспространенные привычки соблюдать личную гигиену (чистить зубы, сморкаться в носовой  платок, гладить брюки) в широком  смысле выступают ценностями и переводятся  обществом на язык предписаний. 

Виды норм:

Общекультурные нормы, которые распространяются на всех членов общества. Это правила поведения в публичных местах, правила вежливости, гражданские права и обязанности и т. п.

Информация о работе Шпаргалка по "Культурологии"