Шпаргалка по "Прикладная культурология"

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 23:19, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 15 экзаменационных вопросов по "Прикладная культурология"

Содержание

18. Социальные статусы и роли
23. Социальные типа культуры
29. Исторические модели личности: Новое время
24. Культура молодежи. Культура для молодежи
32) Структура и содержание деятельности культуры РБ
20. Сущность и функции культуры
21. Типы и виды культуры
16. Социальная стратификация
27. Исторические модели личности: средневековое общество
19. Общество и культура
28. Исторические модели личности: эпоха Возрождения
25. Основные модели социодинамики личности
26. Исторические модели личности: древнее общество
17.Основные социальные группы
17. Основные формы культуры

Работа содержит 1 файл

Экзамен Культурология.docx

— 36.31 Кб (Скачать)
18. Социальные статусы  и роли
 
Социальные  статусы и роли менялись исторически. Социальные статусы и роли появляются благодаря разделению труда.  В любом обществе существует специализация. Специализация и кооперация, составляющая общественного разделения труда.

Статус и  статусные представления. Статус с лат. «положение» - состояние, социальный – это положение в социальной сфере. Поведение человека в соответствии с его возрастным, родственными, образовательным или иными статусом называется социальной ролью. Социальное положение – это общественная характеристика, охватывающая профессию экономического положения политической возможности, демографические характеристики человека. Социальный статус человека реализуется через систему прав и обязанностей. Все статусы человека в совокупности представляют статусный портрет. Статусный набор состоит из социальных статусов, которых нет в природе, к ним относятся экономические и профессиональные статусы. Экономический статус  - определяется наличием денег и отношением к собственности. Политический статус- положение человека в политической системе общества, совокупность прав, свобод и обязанностей человека.

Личный статус – положение, которое человек  занимает в малой группе, в зависимости  от того как он оценивает по индивидуальным качествам. Врождебный статус – пол, раса, национальность. Достигаемый статус – человек получает благодаря собственным усилиям, желанию, удачи, везению.

В демократическом (Общество, которое представляет интересы населения) обществе статус человека симметричен, а в тоталитарном обществе (Тоталитарным называется общество, в котором власть полностью контролирует все сферы общественной жизни - экономику, культуру, социальные отношения, даже личную жизнь) осиметричен.

Наши статусы  герои имеют три грани: ширину, длину – обязанности, высоту –  ответственности.

 
23. Социальные типа  культуры

В структуре  культуры принято выделять так называемую «высокую и низкую низовую» культуру. Чаще всего под высоким уровнем культуры понимают классическую, образцовую, иногда аристократическую. Под низовым уровнем понимают культуру подражательную, профановую (упрощенную). В 20веке рассмотрение высокой, низовой культуры перешло в плоскость элитарной и массовой культуры. Под массовой культурой в настоящее время принято понимать межсословное явление 19-21 века связанная с развитием науки и техники, СМИ (средств массовой информации) и коммуникации с расширением трансляционных возможностей культуры. Элитарная культура (элита – избранный, отборный) нарушает стандарты, она опережает уровень восприятия культуры среднеобразованного человеком рассчитана на интеллектуальную часть общества на людей имеющие художественное образование интересующее проблемами художественного творчества. Для неё характерно внимание к утонченному чувству, неожиданный ракурс. Элитарная культура «Качество высшей пробы, высокая ступень общества». Функции элитарной культуры: 1) новаторство; 2) установление поддержка, обновления социального порядка путем создания от стандарта высокой культуры либо мифа о ней. Элитарная культура – это культура, которая создается привилигированой частью общества, либо по её заказу профессиональными деятелями культуры.

Массовая  культура предусматривает: 1)расширение технических возможностей культуры; 2)радикальное изменение в социальной организации 19-21 века; 3) стандартизация культурных образцов и вкусов; 4) определенную деградацию нормативно – регулятивных, нормативных возможностей культуры; 5) новый инструменталий социализации и инкультурации личности в условиях современного города. Мас.культура выполняет  функции фольклора : 1) 1ое условное разделение высокую и западную культуры связано  с появлением древних цивилизаций  и возникновением городов; 2) связано  со стратификацией(деление общества на слои) самих гаражан. Многие авторы настаивают на том, что первыми из первых вариантов массовой культуры были упрощенные варианты книг в эпоху  средневековья. Большинство авторов  говорят, что массовая культура обнаруживает себя 17-18века в области литературы и аналогии. Массовая культура – порождение комерчиской индустрии культуры. Не знает традиций, не имеет национальные её вкусы и идеалы. Она воздействует не на индивидуальность, а на массу, имеет лидерский характер. Массовая культура учит быть как все, она не задает вопросы, а предполагает готовые ответы, информационность массовой культуры снижена. Массовая культура основана на архетипы (герой, великая мать, священная, красавица и чудовище, тень и др.). Функции массовой культуры: 1) распространение достижений культуры; 2) обеспечивает национальный комфорт личности при сложных современных обстоятельствах; 3) функция отдыха необриминительного время провождения. Ещё существует маргинальный тип культуры, культура молодежи.

27. Исторические модели  личности: средневековое общество

Религиозная христианская мораль в этот период является господствующей. В её основе лежит представление о боге, как о высшим благе и источнике всего сущего. Основанием новой культуры стал: текст библии (10 заповедей). Основные ценности в эту эпоху: 1) смирение (перед богом); 2) любовь к ближнему; 3) милосердие. Стремились к болезни, самый хороший зрелый возраст пожилового (уважение). В это время человек не мыслит себя в не семьи общества, устоявшейся системы вассально – ленивых отношений.

28. Исторические модели  личности: эпоха Возрождения

В эпоху  возрождения ряд авторов последовательно  выступают за возращение гуманизма  в качестве основы культуры. Ф.Петрарка, К.Салютати, Л.Бруни. В более поздние века: Л.Валла, Дж.Манетти.В это время ценится не происхождение человека, а его личные качества (достоинство, его воля, способность к познанию, образованность).Герой этого времени – талантливая, всесторонняя развитость человека. Эпоха возрождения стала временем рождения европейского типа личности. «Не об одной культуре вплоть до ренессанса нельзя было сказать, что она прежде всего стремилась уяснить и обосновать независимое достоинство, особое индивидуальное мнение вкуса, дарования, образа жизни – словом, сама ценность отличия» - Леонид Баткин. Основными ценностями эпохи возрождения выступают: человек, любовь, творчество, свобода нравов, жизнелюбие. Основными типами личности в это время стали: гуманист, корпоративная личность, индивидуалист. Гуманист – тип личности, порожденный в университетских кругах. Корпоративная личность – была порождена в цеховой организации, была нужна купцу, ремесленнику; на формирование этой личности оказали влияние идеи реформации. Честность, трудовое воспитание детей,бережливость,семейные ценности.Индивидуалист–это деятель волевой,жадный к власти.(Цезарь – наз. волком) 
 

29. Исторические модели  личности: Новое время

Новое время – 17, 18, 19 века.В новое время  наблюдается интенсивное развитие  исторического знания.Смысл истории заключается в прогрессе.Подобным образом рассматривали историю Кондорсе и другие мыслители утверждаются идея единства принципов исторического развития человечества.В то же время происходит формирование основ Европо-центризма. Наивысшим достижением классической европейской истор. мысли стала концепция Георгия Гегеля, исторический процесс представляется как обладающий провитоциальной разумностью. Историю культуры начинают понимать, как история духовной культуры человечества. Ведущими ценностями этой эпохи становятся: рационализм (рацио - разум) – вера возможности человеческого разума; сунентизм(англ.science),техницизм,эмпиризм.Сикулиризация – образ жизни людей отрывается от церкви.17в. – для этого века характерен один тип личности «порядочный человек».Внешний вид человека подчеркивал его социальный статус;в это время уже носили парики. В это время люди на портрете изображаются в определенных ситуациях и в определенном костюме. Человек этого времени показывал отчетные жесты и отрепетированую мимику, держал прямую осанку, представлял искусное владение различными аксессуарами. 1860 – возникает учебник этика. 18в. – усложняется характер культуры и типы личности.Типов личности становится уже две: 1)порядочный человек; 2)естественный человек. Вариантом порядочного человека становится джентльмен(человек мягкий, приветливый).Типы личности: герой, гений,герой и гений (одновременно), частный человек. В 18-19в. человек гений-немец.поэт Гетор;частный человек–противоположный гению и герою.19в.–на развитие исторических типов личности большое влияние оказывает художественные стили:романтизм,синтементализм, реализм. Внешний вид:нет париков.Человек становится более естественным, воспринимает себя как самобытную личность,как сложно устроенное существо.Для представителей творческой элиты этого времени была характерна крайняя индивидуализация, в буржуазных кругах царило показное принятие правил светской деловой жизни.Типы личности:денди(в Англии)–мало интересовался общественной жизнью,Дж.Горден Баурен,образ пропагандировался Дж.Бреун;революционер; бизнесмен(холодно сердце, расчетливы мозг);  нуварши(новый человек,внезапно разбогатевший); филистер(поверхностный человек);обыкновенный(реалист, человек из народа).
20. Сущность и функции  культуры

Культура–высокий уровень качественного развития общества, творческих сил и способностей индивидуума, нашедший выражения в специфических формах, создаваемых людьми материальные и духовные развитие ценностей.Субъекты культуры–это человек познающий мир культуры и воздействующий на него(театр, галерея, библиотека) своей практической деятельностью/физическое лицо и юридическое лицо. Объекты культуры – человек, общество, природа. Функции культуры:1)освоение, преобразование мира; 2)нормативно – регулятивная; 3) коммуникативная;4)защита и адаптация; 5)релаксация и проективная на разрядки; 6)накопление, хранение информации.

21. Типы и виды  культуры.

Культура  бывает духовной и материальной.Разница между духовной и материальной культуры: выражение в целях функциях, предмете. Типы культуры: бытовое; исторические типа культуры(первобытность, древняя, средневековье, ренессансная, современная культура); социальные типы культуры(элитарная, массовая, маргинальная,  молодежи); религиозные типы культуры(будиская, иезуитская, христианская, мусульманская). Виды культуры: физическая, религиозная, научная, нравственная, художественная, политическая, правовая. Нравственность – совокупность нравов, обычаев свойственных культуре. Основные категории нравственности: добро и зло. Функции нравственной культуры: 1)она выделяет в обширной человеческой деятельности, собственно нравственное содержание;2)вырабатывает знание о механизмах выстраивания нрав. отношений; 3) нрав. культура создает определенные ценностные установки (добро, красота, справедливость, нормативы); 4)нравственность представляет собою как минимум культур. Политическая культура – это совокупность регулятивов и ценностей, определяющих участие людей в общественной жизни. Функции полит.культуры: 1) формирует отношение к власти; 2)способствует полит. организации общества. Правовая культура – это комплекс регулятивов и ценностей на основе которых строится правовой порядок. Функции прав. культуры: 1)обуславливает характер и формы законодательства; 2) проявляется в действиях властей и в праве сознания населения.

19. Общество и культура

Существуют  три основных формы бытия:-человек, общество,природа.Культура как особая форма бытия обслуживает все эти формы и тесно взаимосвязана с ними.Культура и общество тесно взаимосвязаны между собой и влияют друг на друга,так как культура общества определяет его развитие.Общество влияет на культуру и это находит свое отражение в таком явлении,как субкультура. Приставка «суб» означает принадлежность к чему-либо, выражает отношение части и целого,т.е. субкультура—это часть культуры общества.Субкультуры—это часть культуры общества в зависимости от возрастных, профессиональных,территориальных и других особенностей той или иной группы людей.В основном,под культурой понимают области человеческой деятельности, связанные с самовыражением(религиозный культ, подражание) человека,проявлением его субъективности (характера, компетентностей, навыков, умений и знаний).

24. Культура молодежи. Культура для молодежи.

Открытая  культура молодежи начинается в 20 веке. Молодежь представляет собой специфическую, относительно самостоятельную группу, которая динамично, эмоционально откликается на происходящие культурные изменения. (от 15 до 29 лет). Характерные черты (отличительные) для молодежи: 1) специфика социального статуса (студенты, учащиеся); 2) духовные качества (жажда новых впечатлений). Одной из первых молодежных культур стали американские битники (крушить, рушить)в основе которых лежит процесс бунта против меркализации америк. образа жизни и против покорение родителей. От части этот процесс носил инфантильный характер. 1945г. Джек Перуа, У. Берроуз, А. Гинзбер. Характерные черты: отказ от индивидуализма; отказ от христианской стратости брачносемейных отношений; сексуальная революция; активная творческая деятельность; интерес к другим культурам.

В настоящее  время к различным молодежным культурам принадлежат 85% подростков и 83% студентов. Предлогают разделить  на 4 направления, романтика, эскапиение

Некоторые авторы предлагают разделить молодежную культуру на: неисправергателей и  охранитеей. Отличительная особенность: контркультура (с точки зрения культурологии, контркультура — это течение, которое отрицает ценности доминирующей культуры). В настоящее время многие культурологи обращаются к проблеме молодежной культуры, рассматривает  эволюцию байкеров, скинхедов.

32) Структура и содержание  деятельности культуры  РБ

Министерство  культуры Республики Беларусь (Минкультуры) является республиканским органом  государственного управления, проводящим государственную политику в области  культуры, искусства, историко-культурного  наследия (далее - сфера культуры), и  подчиняется непосредственно Совету Министров Республики Беларусь. Перечень государственных организаций, подчиненных  Министерству культуры Республики Беларусь: ТЕАТРЫ(Государственное учреждение "Национальный академический театр  имени Янки Купалы"; Государственное  учреждение "Республиканский театр  белорусской драматургии";"Национальный академический Большой театр  оперы и балета Республики Беларусь"), УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ (Белорусский  государственный университет культуры и искусств; Белорусская государственная  академия музыки;  Республиканская  гимназия-колледж при Белорусской  государственной академии музыки); МУЗЕИ (Мемориальный комплекс "Брестская  крепость-герой" ; Государственный  литературный музей Янки Купалы; ), ДРУГИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ("Национальная библиотека Беларуси"; "Белорусская государственная ордена Трудового Красного Знамени филармония";"Республиканский центр национальных культур"),ДЕПАРТАМЕНТ ПО КИНЕМАТОГРАФИИ МИНИСТЕРСТВА КУЛЬТУРЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ("Национальная киностудия "Беларусьфильм")

16. Социальная стратификация

Социальная стратификация  – это деление общества на различные  группы, классы, слои. 1)Макросреда личности – общий культурно-исторический фон.Макросреда личности предполагает изучение человеческого поведения на глобальном , региональном уровней. Можем носить непосредственный, так и посредственный характер.Макросреда личности в настоящее время складывается информационного постиндустриально типа культуры.В современной макросреде наблюдается ряд положительных и отрицательных тенденций.много современных культур явления работают на утрату индивидуальности отдельной личности.Макросреда в региональном масштабе воздействует на личность через след. факторы: Демографический, природо-экологический, научно-циклический, политико-правовой (соблюдение законов), экономический, социо-культурный, геополитический. На макросреду личности оказывают влияние локальной, региональной, национальной культур в которых живет человек.2) Микросреда личности – на микросреду личности оказывают влияние все без исключения элементы социальной среды в посредственной и непосредственной. Существуют отличие наличие прямых и обратных связей между нами и нашим окружением.Микросреда – это поле активный социальный деятель социальная личность объективная совокупность духовных и материальных факторов с которыми личность взаимодействует в процессе общения. Социальные отношения в условиях микросреды выступают в форме межличностного  взаимодействия. Межличностные отношения имеют неформальный характер и их невозможно рассматривать как абсолютно самостоятельный тип отношений. Различие индив.-возрастн., жизненный опят откладывают отпечаток на модель отношений личности с другими людьми. Наибольшее количество контактов происходит внутри своей социальной группы ()это более или менее устойчивая конкретно историческая общность людей в которой личность реализует предметно-деятельную сущность. Относительными чертами социальной группы являются: 1) её относительная самостоятельность; 2)связь существующей структурной системы общественных отношений.Для современной характерно возрастание контактов между личностью и макросредой.Человек живет на фоне сложившихся социальных стериотипов. Стереотипы-образцы воспитания и поведения жизненных ситуациях, бывают этническими, религиозными, профессиональными, возрастными, идеологическими.

 

25. Основные модели  социодинамики личности
  • норождающая эволюционаая(18-19век)
  • классический марксизм (Карл Макс) окумулировал определение эпическую мысль.

1)Марксизм  вырос на философии Ггеля.Карл  Маркс основн.произведения «Капитал»  , «Происхождение семьи капитала  и государства». Марксизм опирается  на учение о культуре как  о результате практической деятельности  людей. Материальный (экономический  базис) играет огромную роль  в понимании социодинамике культуры. Другими факторами влияющими  на социодинамику:тип собстенности, тип государственной власти. Рассматривается  как объективная реальность, возникает  в процессе человеческой деятельности. 2) Эволюционная (истоки нах. в  19 в.) Уайт и Э.Б.Тайлор. В рамках  эволюцион. концепции социодинамику  можно выделить сторонников однолинейных  эволюционные модели, а также  представителей неоэволюционизма. Э.Б.Тайлор (англ. антрополог, этнограф) «Первобытная культура» -1871г.  встречается первое понятие культуры. История человеческой культуры  по мнению Тайлора представляет  собою неотъемлимую часть общей  эволюции природы. Культура –  развивается в одном направлении  от простых форм к более  сложным от менее совершенных  к более. Все человечество прошло  через 3 ступени:Дикость, варварство, цивилизация. Тайлор считает возможным  параллельное изобретение культурных  элементов. А также возможно  развитие путем взаимствования  и контактов. ОТ анимизма к  анимацизмуà представление религии Тайлора. Многолинейные эволюционные модели отказываются от всеобщего закона эволюции, признают множественность социокультурного развития. Неоэволюционизм рассматривает социокультурную систему с её окружением,а также рассматривает такие подсистемы как: культура,среда,популяция. Циклическая модель социодинамики культуры. Для Ф.Нидшея путь возвышения человека есть путь его окультурования. О состоянии ему современные культуры рассматривает как упадническое.Ф. Нидший рассматривает различные стадии культурного посвящения:1)ненависть к узости собственных культурных интересах;2)человек понимает,что в мире существует тотальное влечение культуре;3)Человек понимает,что реализовать заложенный импульс;путем активной творческой деятельности критическому отношению к образованию действительности возможно создание человека,сверхчеловека.Основными причинами европейской культуры называт:1)эгоизм преобретателей; 2)эгоихм государства;3)»Эгоизм теос,что скрывается и прячется под внешними оболочками культуры». Н.Я.Данилевский (1822-1885, родился в семье царского генерала)В молодые годы увлекся революционными процессами. «Россия и Европа» - книга Данилевского.В основе этой книге лежит культурное представление исторических типов(Египетский, Индийский, Китайский)-10 типов.Книга «5 законов» говорится,что характер культуры уподобляется жизни многолетнего,но одноплотного растения у которого период роста юывает неопределенно продолжительным,а период расцвета и плодоношения относительно короток и раз и навсегда истощает жизненную силу. Зап.-европ. цивилизация, по его мнению неверно отождествлялась с общим человеческим стандартом.  «Прогресс заключается не в том,что б идти всем в одно направление,а в том,чтоб исходить все поле состовляющее поприще исторической деятельности человечества во всех направлениях».Психоаналитическая модель социодинамики культуры (первая половина 20в) З.Фрейд(автор «Тотем и табу», «Я и оно», «Леонардо Давинчи») 1856г. По мнению Зигмунда Фрейда культура представляет собою спорное достижения человечества. Культура- это сумма человеческих достижений и институтов(в значение социальных)  отличающих от жизни человека от жизни животных предков. «С др. стороны культура вынуждена строится на принуждении и заперти чувств влечений»; «Об уровне культуры можно судить, по мнению З.Фрейда,по порядку в жилище и чистоплотности тела»; «Как несправедливо было бы стремится к отмене культуры». Вся история культуры есть поле компромисса между стремлением реализации своих влечений к различным нормам и правилам. 20 век – игровая модель. И.Хейзинг(18720-1945) «Осень средневековья», «Человек играющий». По мнении. Хейзинга культура первоначально разыгрывалась . Возникает в игре.В наибольшей степени игровое начало реализовалась в прежние эпохи, чем дальше разв. человек,тем серьезней он становится,неминуема приходит к саморазрушению.Современная концепция социодинамики культуры представлена Фрарнудской школы, постмодернистское направление (основоподожник Ж.Ф.Литар)синергетичекая концепция (И.Р.Пригожин)

17. Основные формы  культуры

Культура  в целом и любая конкретная региональная, историческая форма культуры представляет собой сложное явление, которое может быть рассмотрено  в двух важнейших аспектах: статическом  и динамическом.

 Культурная  статика предполагает изучение  распространения культуры в пространстве, ее структуру, морфологию и  типологию. Это синхронный подход  к изучению культуры.

В рамках культурной статики культуру необходимо классифицировать на основании ее структуры: материальная, духовная, художественная и физическая культура.

Материальная  культура основана на рациональном, репродуктивном типе деятельности, выражается в объективно-предметной форме, удовлетворяет первичной  потребности человека.

Состав материальной культуры:

 • культура  труда (техника и орудия труда,  источники энергии, производственные  сооружения, системы коммуникаций  и энергетическая инфраструктура);

 • культура  повседневности – материальная  сторона человеческого быта (одежда, мебель, утварь, бытовая техника,  коммунальное хозяйство, пища);

 • культура  топоса или места поселения  (тип жилища, структура и особенности  населенных пунктов).

Духовная  культура основана на рациональном, творческом типе деятельности, выражается в субъективной форме, удовлетворяет вторичные  потребности человека.

Состав духовной культуры:

 • религиозная  культура (систематизированные религиозные  учения, традиционные конфессии  и деноминации, современные культы  и учения, этнографическая религиозность);

 • нравственная  культура (этика как теоретическое  осмысление нравственности, мораль  как общественное ее выражение,  нравственность как личностная  норма);

 • правовая  культура (судопроизводство, законодательство, исполнительная система, законопослушание);

 • политическая  культура (традиционный политический  режим, идеология, нормы взаимодействия  субъектов политики);

 • педагогическая  культура (идеалы и практика образования  и воспитания);

 • интеллектуальная  культура (философия, история, наука).

 Следует  обратить внимание, что к понятию  «духовная культура» относятся  и материальные объекты, включающие  в себя мир духовной культуры: библиотеки, музеи, театры, кинотеатры, концертные залы, учебные заведения,  суды и пр.

По мнению некоторых культурологов, существуют виды культуры, которые невозможно однозначно отнести только к материальной или духовной области. Они представляют собой «вертикальное сечение» культуры, пронизывающее всю ее систему. Это такие виды культуры, как экономическая, экологическая, эстетическая и др. Более того, материальная и духовная культура практически всегда присутствуют одновременно в конкретном объекте культуры и отнесение его к той или иной стороне зависит от процентного содержания материального и духовного. Это относится к художественной и физической культуре.

26. Исторические модели  личности: древнее  общество

Греции, Риме, Центральной и Южной Америке  возникли предпосылки и условия  для появления собственно досуговой  деятельности. В это время люди жили оседло, занимались земледелием, торговлей, ремеслами. В хозяйственной  практике зарождаются простейшие элементы товарно-рыночных отношений. Углубляется  процесс разделения труда. В обществах  Древнего мира стали формироваться  государственно-правовые отношения. Возникла частная собственность, имущественное  расслоение, институт семьи. Интенсивно растут городские поселения. В городе появляется множество новых занятий  и профессий, связанных с письменностью, государственным управлением и  правовой деятельностью. Деятельность горожан стала приобретать формы  духовной активности.

17.Основные  социальные группы

Виды групп

Выделяются  большие, средние и малые группы.

В большие  группы входят совокупности людей, существующие в масштабе всего общества в целом: это социальные слои, профессиональные группы, этнические сообщества (нации, народности), возрастные группы (молодежь, пенсионеры) и т. д. Осознание принадлежности к социальной группе и соответственно ее интересов как своих происходит постепенно, по мере формирования организаций, защищающих интересы группы (например борьба рабочих за свои права и интересы через организации рабочих).

К средним  группам относятся производственные объединения работников предприятий, территориальные общности (жители одной  деревни, города, района и пр.).

К многообразным  малым группам относятся такие  группы, как семья, дружеские компании, соседские общности. Их отличает наличие  межличностных отношений и личных контактов друг с другом.

Относительными  чертами социальной группы являются: 1) её относительная самостоятельность; 2)связь существующей структурной  системы общественных отношений.

Информация о работе Шпаргалка по "Прикладная культурология"