Социальное государство и рыночная экономика в белорусской модели социально-экономического развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 19:17, реферат

Описание работы

В начале 90-х гг. XX в. Беларусь претерпела серьезные потрясения, вызванные распадом Советского Союза. Будучи одной из самых развитых республик СССР, она, тем не менее, развивалась как составная часть его народнохозяйственного комплекса, зависела от него как по источникам питания, так и по рынкам сбыта готовой продукции. Структура белорусского хозяйства ориентировалась в первую очередь на вывоз готовой продукции и была неприспособленна к удовлетворению собственных потребностей. Республика исполняла роль своеобразного «сборочного цеха» страны, где свыше 80% объема промышленной продукции давали предприятия союзного подчинения. К тому же экономику Беларуси советского периода характеризовал экстенсивный путь развития, при котором достаточно высокие темпы роста производства опережались еще более высокими темпами ресурсопотребления. Страну отличала неразвитая социальная сфера и сфера услуг, на долю которых приходилось 16% национального дохода.

Работа содержит 1 файл

Реферат.doc

— 78.00 Кб (Скачать)

       Целью второго этапа (2011-2020 гг.) является гармонизация взаимоотношений общества и природы на основе развития хозяйственной деятельности в пределах воспроизводственных возможностей биосферы и перенесения акцента в приоритетах человеческих ценностей с материально-вещественных на духовно-нравственные. На этом этапе будут формироваться основы нового постиндустриального информационного общества с новым технологическим базисом, обеспечивающим переход к ресурсосберегающему типу воспроизводства. Экономическое развитие должно обеспечиваться за счет создания зрелых институтов рыночной экономики, активизации структурных преобразований, расширения частного бизнеса, широкого внедрения достижений науки и техники, создания экологически чистых производств, ускорения интеграционных процессов со странами ближнего и дальнего зарубежья, сбалансированного развития территорий и населенных пунктов. Совершенствование социальных процессов будет базироваться на принципах зрелой демократии и гражданского общества.

       Переход страны к устойчивому развитию во многом определяется ее ролью и местом в мировом сообществе, имеющимися национальными ресурсами, созданным  социально-экономическим потенциалом  и возможностями его наращивания.

       Республика  Беларусь обладает совокупностью благоприятных  факторов и условий, которые способствуют ее переходу к устойчивому развитию. Это, прежде всего, выгодное экономико-географическое и геополитическое положение; развитая система транспортных коммуникаций и производственной инфраструктуры в целом; значительные земельные, водные и лесные ресурсы, наличие ряда полезных ископаемых (калийные и каменные соли, сырье для производства строительных материалов и др.); высокий общеобразовательный уровень населения и сложившаяся система подготовки квалифицированных кадров; значительный научно-технический потенциал; многоотраслевой промышленный комплекс; достаточно мощная строительная база; многовекторные внешнеэкономические связи.

       Учитывая  опыт реализации НСУР-97, «Повестку дня на ХХ век», итоговые документы Всемирного саммита в Йоханнесбурге (Йоханнесбург, сентябрь 2002 г.), национальная стратегия строится на следующих принципах устойчивого развития:

    • человек — цель прогресса; уровень человеческого развития — мера зрелости общества, государства, его социально-экономической политики;
    • повышение уровня благосостояния нации, преодоление бедности, изменение структур потребления;
    • приоритетное развитие систем здравоохранения, образования, науки, культуры  — важнейших сфер духовной жизни общества, факторов долгосрочного роста производительной, творческой активности народа, эволюции народного хозяйства;
    • улучшение демографической ситуации, содействие устойчивому развитию поселений;
    • переход на природоохранный, ресурсосберегающий, инновационный тип развития экономики;
    • усиление взаимосвязи экономики и экологии, формирование эколого-ориентированной экономической системы, развитие ее в пределах хозяйственной емкости экосистем;
    • рациональное природопользование, предполагающее нерасточительное расходование возобновляемых и максимально возможное уменьшение потребления невозобновляемых ресурсов, расширение использования вторичных ресурсов, безопасную утилизацию отходов;
    • развитие международного сотрудничества и социального партнерства в целях сохранения, защиты и восстановления экосистем;
    • экологизация мировоззрения человека, систем образования, воспитания, морали с учетом новых цивилизационных ценностей;
    • ведущая роль государства в осуществлении целей и задач устойчивого развития, совершенствование систем управления, политических механизмов принятия и реализации решений;
    • повышение скоординированности и эффективности деятельности государства, частного бизнеса и гражданского общества.

       Указанные принципы служат идейными ориентирами, методологическим каркасом построения НСУР-2020 и ее разделов.

       Определенные  успехи на пути к достижению генеральной  цели устойчивого развития уже достигнуты. Жизнь подтвердила правильность ряда экономических преобразований в стране. Не пойдя на обвальную приватизацию, резкое имущественное расслоение, куплю-продажу сельскохозяйственных земель, децентрализацию в управлении экономикой, руководству республики удалось сохранить не только промышленность, науку, социальную сферу, но и социально-политическую стабильность.

       Ядром новой парадигмы социально-экономической  развития Беларуси выступает человек, который рассматривается не как средство или фактор экономического развития, а как его цель.

       Проводимая  в Беларуси социально-экономическая политика учитывает происходящие изменения в экономиках развитых стран мира: изменение их социального облика, связанного с переходом в постиндустриальное общество, возрастающей ролью инноваций; развитие процессов интернационализации, глобализации и интеграции. В ней находят отражение проблемы экологии, которые неотделимы сегодня от экономического развития. При этом вопрос стоит не только о решении уже существующих проблем, но и о предупреждении новых.

       Экономическая политика Беларуси создает условия  и предпосылки для вывода республики на новый интеллектуально-инновационный путь развития, напрямую связанный с социализацией экономики, с выходом ее на социальную ориентацию. Тем не менее, перед руководством республик сегодня стоит еще множество актуальных проблем, среди них — необходимость увеличения престижа науки и образования; создание системы стимулирования высококвалифицированного и качественного труда; снижение непроизводительных государственных расходов и уменьшение на этой основе налогового пресса; укрепление национальной денежной единицы; создание стимулирующего механизма инвестирования и ценообразования; завершение создания необходимой законодательно-правовой базы для реформирования экономики и повышения ее эффективности и др. Таким образом, Республика Беларусь стремится стать истинно социальным государством с развитой рыночной системой экономики.

 

Список использованной литературы

1. Кузнецов, В. Н. Идеология: социологический аспект / В. Н. Кузнецов. — М.: Книга и бизнес, 2005. — 816 с.

2. Мельник, В. А. Государственная идеология: понятие, элементы, функции / В. А. Мельник. — Минск: Тесей, 2007.

3. Михеев, В. М. Идеология: размышления и выводы / В. М. Михеев. — М.:«Тонпик», 2008.

Информация о работе Социальное государство и рыночная экономика в белорусской модели социально-экономического развития