Социально-культурная деятельность современного клуба

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 23:49, курсовая работа

Описание работы

Тема «Социально-культурная деятельность современного клуба», выбранная для этой работы, ее практическая значимость говорят об актуальности и новизне темы исследования. Изучение этой темы актуально не только с научной точки зрения, но и с позиций практического использования полученных результатов. Анализ состояния клубов как формы досуга, факторов, влияющих на их посещение и типологии посетителей необходимы для совершенствования работы клубов, а также выработки государственной политики в их отношении.

Содержание

Введение______________________________________________________________ 2
1. Что такое клуб?__________________________________________________ 3
1) История клубов__________________________________________________ 4
2) Клубные учреждения в советское время__________________________ 8
3) Современные учреждения клубного типа________________________10
2. Типология клубов________________________________________________ 11
1) Библиотеки_____________________________________________________ 12
2) Музеи__________________________________________________________ 13
3) Клубные учреждения_____________________________________ 13-14
a) Спортивно-оздоровительные учреждения
b) Культурно-просветительские учреждения
4) Деловые клубы______________________________________________15
5) Фан-клубы__________________________________________________16
6) Ночные клубы______________________________________________ 17
a) История______________________________________________18
b) Ночные клубы в России_________________________________19

Работа содержит 1 файл

Социально-культурная деятельность современного клуба.docx

— 49.65 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

по дисциплине: «Теория  и история СКД»,

на тему:

«Социально-культурная деятельность современного клуба»

 

 

 

 

 

 

                                  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва

2010 г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение______________________________________________________________ 2

 

  1. Что такое клуб?__________________________________________________  3
  2. История клубов__________________________________________________  4
  3. Клубные учреждения в советское время__________________________  8
  4. Современные учреждения клубного типа________________________10
  5. Типология клубов________________________________________________ 11
  6. Библиотеки_____________________________________________________ 12
  7. Музеи__________________________________________________________ 13
  8. Клубные учреждения_____________________________________  13-14
  1. Спортивно-оздоровительные учреждения
  1. Культурно-просветительские учреждения

 

  1. Деловые клубы______________________________________________15
  2. Фан-клубы__________________________________________________16
  3. Ночные клубы______________________________________________ 17
    1. История______________________________________________18
    1. Ночные клубы в России_________________________________19

 

 

 

 

Заключение___________________________________________________________ 20

Библиография_________________________________________________________21

 

 

 

Введение.

Тема «Социально-культурная деятельность современного клуба», выбранная для этой работы, ее практическая значимость говорят об актуальности и новизне темы исследования. Изучение этой темы актуально не только с научной точки зрения, но и с позиций практического использования полученных результатов. Анализ состояния клубов как формы досуга, факторов, влияющих на их посещение и типологии посетителей необходимы для совершенствования работы клубов, а также выработки государственной политики в их отношении.

Клубы, литературные, политические, художественные, экономические кружки, общества, салоны играли большую роль в общественной и культурной жизни, как России, так и Франции, Англии, Германии и других просвещённых стран  в течение многих десятилетий.

Объектом исследования данной работы выступают клубы как объекты  социально-культурной деятельности.

Предмет – различные виды современных клубов.

Методы исследования: сравнительно-исторический и структурно-функциональный.

Функции клубов как формы  организованного досуга изменились, вместе с этим изменились ценности и нормы досуговой деятельности, потребности, удовлетворяемые в досуге. Все это актуализирует необходимость теоретического и практического анализа клубов как формы организованного досуга.

 

 

 

 

Что такое клуб?

 

Клуб — сообщество людей с едиными интересами, объединённое в организацию или ассоциацию. Различают клубы спортивные, развлекательные, политические, религиозные, художественные, психологические и т. п. Культурно-просветительские учреждение, организующее досуг трудящихся и способствующее их идеологическому воспитанию, образованию, развитию творческих потребностей.

Клуб – понятие и (или) термин. Как понятие означает социальную структуру людей, объединяемых общей идеей, интересом и т.п.; может сформироваться в границах любой формальной группы; обладает большой подвижностью связей, свободным вхождением и выходом членов.  
Как термин означает:

  • учреждение (культурно-просветительское, дополнительного образования, детское, досуговое и др.);
  • здание или помещение подобного учреждения

 

Клуб – общественная организация, добровольно объединяющая группы людей в целях общения, связанного с различными интересами, а также для отдыха и развлечения. Клубные учреждения – массовые культурно-просветительские учреждения, организующие досуг и способствующие развитию творческих способностей населения.

Сегодня существуют самые  разнообразные профессиональные клубы  и клубы по интересам — деловые, корпоративные, клубы-бренды, фитнес-клубы, танцевальные, туристические и авто-клубы, гольф-клубы, спортивные, виртуальные, а также женские, творческие, просветительские, этнические, клубы-рестораны, ночные и развлекательные и т.д.

 

История возникновения клубов.

 

Изначально, клубы как  идея организации людей с общими интересами появились в античности. Все желающие объединялись в большие  регулярно собирающиеся группы, где  обсуждались интересующие всех проблемы, участники клуба друг с другом делились знаниями и опытом. После  эпохи Средневековья под словом клуб понималась организация, для посещения  собраний которой нужно было стать  её членом, внести плату, разделять  общие интересы и следовать правилам группы.

В XVII—XVIII столетиях с повсеместным распространением в Европе кофе стали  появляться соответствующие клубы. Это были довольно респектабельные  общества — «джентельменские клубы», куда было не просто попасть постороннему человеку. Они быстро превратились в места обсуждения важных общественных, политических и экономических тем.

 К началу 19 века в  богатых домах разных стран  стали собираться личные библиотеки, приглашённые читали переведённые романы или сами брались за перо. Домашние образцы поэзии и прозы составляли содержание литературных альбомов. Альбомы пополнялись сочинениями гостей, родственников. Именно домашние формы творчества создали основу для салонов и кружков. В круг чтения членов клубов и салонов входили также газеты и журналы.

Еще с конца 18 века стали возникать  клубные формы времяпрепровождения  дворян – Английские клубы в Москве и Петербурге для потомственных  дворян. Своей задачей они ставили

Организацию отдыха, общения и развлечений  представителей дворянских кругов Начало 19 века – время развития салонов, кружков, обществ различной направленности (музыкальных, литературных, спортивных). Предреволюционные процессы изменили коллективные формы дворянского  досуга. С целью изыскания средств в дворянские клубы стали допускать представителей других сословий, что помогало поддерживать в них былой блеск и великолепие. Начались поиски более камерных форм досугового времяпрепровождения, получили распространение аристократические клубы и кружки по интересам различных направлений : художественные, литературные, музыкальные, любителей балета и пр. Стали популярны виды спортивных занятий, требующие больших затрат и специально оборудованных площадок, что, в свою очередь, требовало объединения средств :большой теннис, конный спорт . Активно развивались клубы в офицерской среде (напр., гостиная офицеров Измайловского полка, увлекающихся литературой).

К началу ХХ века в организационном и финансовом отношении активно участвует  в столичных клубах купечество, породив  такую новую форму досуга, как  совместные обеды в дорогих ресторанах. Стало возрастать число людей  в либерально настроенных дворянских кругах, посвящавших свой досуг общественной работе и развитию народного образования. Самым многочисленным сословием  стало мещанство (ремесленники, мелкие торговцы, мелкие домовладельцы, «работные» люди). В их среде наблюдалась  тесная связь работы с домашним бытом  и досугом, так как большинство  работали на дому и в производстве принимала участие вся семья. Способы времяпрепровождения у мещан были весьма разнообразны. Это и многолюдные «вечеринки» для завязывания знакомств с играми, сопровождавшимися поцелуями, фантами, танцами и т.д. Данью крестьянским традициям были девичьи «капустницы» которые чаще всего устраивали семьи, где были невесты, так как на обязательную после рубки капусты «вечерку» приглашали холостых парней.

В зажиточных мещанских семьях для молодежи устраивали домашние вечера. Нередко молодые  люди проводили время в офицерских или в приказчичьих клубах, когда  в них проводились публичные  мероприятия. Большим успехом пользовались вечера в Купеческом собрании. Наиболее просвещенная молодежь нередко устраивала домашние спектакли, совместные чтения. 

Самым распространенным видом досуга женщин-мещанок было рукоделие, нередко рукодельная  работа сочеталась с беседой –  так называемые «работные посиделки». Зажиточные же мужчины проводили  время в клубах, трактирах, чайных, посвящая это время игре в карты, бильярду, лото, и даже нелегальным  петушиным боям. Популярностью всех пользовался кинематограф, в зрительном зале можно было увидеть студентов  и жандармов, офицеров и курсисток, интеллигентов и рабочих, приказчиков, торговцев, дам света, модисток, чиновников и т.д. Балаганы сменились стационарными  кинотеатрами. Кино входило в повседневный быт.

Начало ХХ века было отмечено расширением  сети образовательных учреждений в  сфере досуга (воскресные и вечерние школы, образовательные курсы и  кружки, народные университеты), которые  могли посещать мещане и рабочие  фабрик и заводов. В этой среде  стали появляться самодеятельные «общества  самообразования рабочих» и первые Народные дома, где силами интеллигенции  велась культурно-просветительная  работа: проводились лекции, устраивались спектакли, экскурсии, создавались  творческие драматические и хоровые  коллективы. А также с нарастанием  революционного движения велись беседы на политические темы, под видом  гуляний проводились маевки и  митинги, что послужило причиной их закрытия после разгрома революции 1906-1907 года. Выжили лишь «общества самообразования  рабочих», где больше внимания уделялось  вопросам образования и духовного  развития.

 

 

Клубные учреждения в советское  время

После революции театры, музеи, библиотеки, кинотеатры, коллекции произведений искусства были переданы государству. Важное значение стало придаваться просвещению и образованию людей. Внешкольный отдел при Наркомпросе и местные органы народного образования оказывали содействие в налаживание культурно-досуговой работы. Большая роль отводилась учреждениям культуры в деле обучения людей, не получивших начального образования. Создавались пункты «ликбез». В целях расширения политической пропаганды в клубах стали проводиться митинги, митинги-концерты, лекции, доклады, вечера вопросов и ответов и др. При клубах создавались политкружки. В 20-е годы стала активно развиваться художественная самодеятельность, кружки создавались в воинских частях, клубах, народных домах.

После неурожая 1921 года, явившегося следствием гражданской войны, культурно-досуговые учреждения (КДУ) перевели на местный бюджет, что привело к сокращению учреждений культуры, особенно в сельской местности. И лишь с продолжением финансирования в конце началось восстановление сети и ее развитие. В конце 20-х годов были открыты первые Дома Культуры, в начале 30-х – Дворцы культуры, а в сельской местности – колхозные и совхозные клубы и библиотеки. В 30-е годы КДУ стали проводниками идей индустриализации и коллективизации, выполнения пятилетних планов, социалистических соревнований. В клубах, Домах и Дворцах культуры проводились вечера «обмена опытом», «рабочей смекалки». Стали регулярно проводиться смотры народного творчества.

Со второй половины 30-х годов в жизнь вошли новые типы КДУ – передвижные библиотеки, кино- и радиопередвижки, передвижные выставки, агитповозки, агитмашины – обслуживая населенные пункты, не имеющие учреждений культуры, а также крестьян. Произошли изменения в системе управления культурно-просветительной работой: на смену Главполитпросвету в наркомпроссах были созданы сектора массовой политико-просветительной работы. Сфера досуга этого времени отмечена возросшей посещаемостью клубов, Домов и Дворцов культуры, библиотек, кинотеатров, театров. Стало сокращаться число людей, посещающих церкви и отмечающих религиозные праздники.

С началом ВОВ резко сократились  ассигнования на содержание клубов, библиотек, Домов культуры, наполовину по сравнению  с предвоенным периодом уменьшилась  их сеть. Основным содержанием работы домов культуры, клубов, библиотек, музеев, изб-читален стало разъяснение  характера и целей войны, разоблачение сущности фашизма. Стали проводиться  встречи с фронтовиками, небольшие  концерты. Были созданы передвижные  учреждения культуры – походные клубы, агитэскадрильи, библиотеки-передвижки, агитпоезда и др. Использовался опыт передвижной работы времен гражданской войны. Культработники шли в цеха, в поле, на фермы, разъясняя людям смысл военных событий. Порой, рискуя жизнью, работники культуры спасали культурные ценности, исторические, художественные и литературные памятники. На фронте были созданы фронтовые и армейские дома Красной Армии, в частях имелись дивизионные клубы, клубы частей, полков, руководили которыми призванные в армию учителя школ, преподаватели вузов.

Война нанесла  огромный ущерб учреждениям культуры, количество клубов сократилось с 1мил. 18тыс. до 9 тыс. 500. По мере освобождения территории восстанавливались и  учреждения культуры. Была поставлена задача: при каждом сельсовете –  клуб, в каждом районном центре –  Дом культуры.

В послевоенный период возросли затраты на осуществление  культурно-досуговой деятельности, расширилась сеть культурно-досуговых учреждений. В восстановлении и строительстве их государство опиралось на безвозмездную помощь населения. Ремонтировались разрушенные здания, приводились в порядок пустующие помещения, в которых открывались клубы, читальни, красные уголки. В 1965 году было положено начало преобразованию сельских клубов в Дома культуры. В пределах районного центра создавался комплекс учреждений культуры (районный Дом культуры, широкоэкранный кинотеатр, ДМШ, музей, районная библиотека, народная филармония, парк культуры и отдыха, художественно-оформительская мастерская) В 70-х годах в среде молодежи началось движение за создание молодежных клубов, развивалось любительское движение (клубы по интересам).

Информация о работе Социально-культурная деятельность современного клуба