Социально-культурные аспекты организации досуга студенческой молодежи в г. Екатеринбурге

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 16:45, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы — изучить особенности организации студенче¬ского досуга в условиях культурно-досуговых центров и выработать практиче¬ские рекомендации по его совершенствованию.
Задачи исследования:
1. Определить сущность и функции досуга студенческой молодежи.
2. Рассмотреть социокультурные технологии студенческого досуга.
3. Проанализировать деятельность культурно-досуговых центров по органи¬
зации досуга студенческой молодежи.

Содержание

Введение 3
ГЛАВА 1. Социально педагогические условия организации досуговой
деятельности студенческой молодежи в культурно - досуговых центрах 8
1.1. Специфика и содержание молодежного досуга студентов 8
1.2. Психолого-педагогические принципы досуговой деятельности
студенческой молодежи в культурных центрах 32
ГЛАВА 2. Специфика работы культурно-досуговых центров по организации
свободного времени студенческой молодежи г. Екатеринбурга 78
2.1. Содержание деятельности ГОУ ФГЦ «Дворец Молодежи» по
организации досуга студенческой молодежи 78
2.2. Программа организации досуга студенческой молодежи на базе
ГОУ ФГЦ «Дворец Молодежи» 94
2.3. Анализ реализации программы «Студенческий досуг» 103
Заключение 108
Список литературы 111

Работа содержит 1 файл

аспекты организации досуга.doc

— 733.50 Кб (Скачать)

 

      поступают, прежде всего добиваются преодоления  потребительского отношения к досугу, присущего части студенческой молодежи, считающей, что содержательное проведение свободного времени ей должен обеспечить кто-то со стороны, только не она сама.

     Следующее требование, предъявляемое к организации  и проведению молодежного досуга, полная его деалкоголизация. Ни один вид досуга не должен заключать в себе занятий и развлечений, которые прямо или косвенно пропагандировали бы потребление спиртных напитков.

     Главная цель стратегии развития нашего города - «обеспечение достаточно высокого и устойчиво повышающегося качества жизни нынешних и будущих поколений горожан». Именно новому поколению горожан - студенческой молодежи - воплощать в реальность стратегические ориентиры, укреплять и строить будущее Екатеринбурга.

     Реализация  Стратегического плана невозможна без активного и заинтересованного участия студенческой молодежи в жизни города. Само это участие будет полноценным и позитивным в том случае, если у молодых людей сформировано чувство социальной ответственности, инициативность и гражданская позиция.

     На 1 января 2005 года численность постоянного  населения города Екатеринбурга и административно подчиненных ему территорий составляет 1 335,4 тыс. человек. Количество молодежи в возрасте от 14 до 30 лет составляет 411,7 тысяч человек, из них в «студенческом» возрасте от 19 до 30 лет - 300,7 тысяч человек.

     Данные  и выводы социологических исследований проблем студенческой молодежи города Екатеринбурга, проведенных Кафедрой социологии и социальных технологий управления УГТУ-УПИ в течение последних 5 лет, свидетельствуют о следующих тенденциях.

     Расслоение  молодежи по социально-экономическим и субкультурным характеристикам остается весьма значительным. Студенческая молодежь не представляет собой единой группы по базовым социальным параметрам.

 
26

 

           Молодые представители социальных групп  с разным уровнем доходов, характером занятости, семейным положением различаются своими материальными возможностями, ценностными ориентациями, духовными потребностями, образом и стилем жизни.

      Современная молодежь в «студенческом» возрасте 19-30 лет - молодые люди, завершающие  и завершившие профессиональную подготовку - является самой уязвимой группой, вступающей на рынок труда, так как не имеет профессионального достаточного и социального опыта, и в силу этого менее конкурентоспособна по сравнению с другими категориями населения.

     В настоящий момент состояние здоровья молодежи является стратегической проблемой. Молодые люди имеют более низкий уровень здоровья, чем их сверстники несколько десятилетий назад. Постоянно растет число курящих молодых людей (среди подростков до 20%, студентов - до 60%). Отмечается нарастание алкогольной патологии. Количество злоупотребляющих алкоголем несовершеннолетних за последние два года увеличилось в 5 раз.

     Происходит  коммерциализация сферы молодежного  досуга, туризма, спорта, которая все менее доступна для средне- и малообеспеченных молодых людей.

     В Екатеринбурге функционирует сеть досуговых учреждений и социальных служб, открытых и доступных для молодых людей и несовершеннолетних подростков, в том числе 127 клубов по месту жительства. Но муниципальные учреждения имеют низкую конкурентоспособность услуг, предоставляемых молодежи по сравнению с коммерческими досуговыми учреждениями. Это является следствием слабой материально-технической базы муниципальных учреждений молодежной политики (в настоящий момент в г. Екатеринбурге нарушаются требования СанПиН 34% клубов) и дефицита квалифицированных кадров (40% педагогов не имеют педагогической квалификационной категории).

     Проблемы  духовного и нравственного развития студенческой молодежи остаются в повестке дня. С одной стороны, студенческая молодежь высказывается за продолжение перемен в сторону повышения социально-экономического

                27

 

      благополучия  страны, создания гражданского демократического общества, строительства правового государства, с другой — у молодых людей практически отсутствуют стремление к общественной деятельности и навыки самоуправления. Студенческая молодежь города мало вовлечена в социально значимые проекты федерального, регионального и местного уровней, участие в которых предоставляет возможность для формирования навыков социальной активности.

     Дифференциация  досуга по интересам должна дополняться  разделением его проведения с  учетом различных групп студенческой молодежи. В возрастном, профессиональном, территориальном отношении студенческая молодежь как особая социальная группа неоднородна: сельская, городская, учащаяся, занятая в различных сферах народного хозяйства, семейная и несемейная и т. д. Естественно, что все эти подгруппы молодежи отличаются друг от друга потребностями, уровнем культурной и профессиональной подготовленности, бюджетами свободного времени и отношением к нему. Как раз это и должны учитывать организаторы досуга, предлагая наиболее эффективные в каждом конкретном случае занятия, развлечения, игры.

     Как известно, среди наиболее популярных у студенческой молодежи видов досуга доминируют физкультура и спорт, обеспечивающие не только здоровье, нормальное физическое развитие, но и умение владеть собой, своим те-лом. Кстати, отношение индивида к своей физической конституции является показателем его истинной культуры, отношения ко всему остальному миру. Удобные формы приобщения к физкультуре и спорту - спортивные клубы, секции, группы здоровья. Как свидетельствует опыт Екатеринбурга, где большой популярностью пользуются клубы любителей бега, подростковый клуб спортивной борьбы, клуб тяжелой атлетики, школа большого тенниса, кафе - клуб «Домино», туристские объединения, спортивно-технические секции, дружба населения со спортом и физкультурой способна не только его оздоровить, но и создать особую жизненную обстановку, особое настроение. Люди не только лучше работают, отдыхают, но и понимают друг друга. Владение специальны-

 
28

 

      ми  психическими, упражнениями создает  основы психического саморегулирования, сокращает время восстановления нервных сил.

     Игры  занимают «важное» место в жизни  студенческой молодежи, однако далеко не всем юношам и девушкам присуща  высокая игровая культура. Некоторые из них совсем не ориентируются в современных массовых играх, не осознают их ценности для себя, другие же относятся к играм преимущественно созерцательно (сидение у телеэкрана, на трибуне стадиона). Игра, как форма досуга,— дело серьезное. Надо не забывать дорогу к игровым залам, игротекам. Правда, последних еще не так и много, а нужна их широкая сеть, причем нелишним были бы игротеки-клубы. В подобных заведениях (платных и бесплатных) должна царствовать игра: серьезная и смешная, с партнерами и без них, театрализованная и простая. Здесь, кроме того, можно решать забавные задачи, распутывать сложные детективные истории, участвовать в конкурсах эрудитов, потанцевать, выпить чашечку кофе или чаю. Сюда можно прийти как самому, так и с семьей, детьми. Привлекают молодых досуговые игры, связанные с использованием игровых автоматов и компьютеров.

     Можно выделить наиболее привлекательные для студенческой молодежи формы развлечений: зрелища, легкая музыка, танцы, игры, телепрограммы типа игры -зрелища, КВН. Сегодня, ввиду возвышения духовных потребностей молодых, роста уровня их образования, культуры, наиболее характерной особенностью молодежного досуга является возрастание в нем доли духовных форм и способов проведения свободного времени, соединяющих развлекательность, насыщенность информацией, возможность творчества и познания нового. Такими «синтетическими» формами организации досуга стали клубы по интересам, любительские объединения, семейные клубы, кружки художественного и технического творчества, дискотеки, молодежные кафе-клубы.

     Набирает  силу самый серьезный способ проведения свободного времени, рассчитанный непосредственно не на потребление, а на созидание культурных ценностей - творчество. Элемент творчества заключают в себе многие формы студенческого досуга, причем возможности творить открываются всем без исключения. Но если иметь в виду собственно творческие формы досуга, то их

29

 

      суть  состоит в том, что свое свободное  время человек посвящает созданию чего-то нового [51; 105].

     Итак, досуг дает возможность современному молодому человеку развивать многие стороны своей личности, даже собственный талант. Для этого необходимо, чтобы к досугу он подходил с позиций своей жизненной задачи, своего призвания — всесторонне развивать собственные способности, сознательно формировать себя. Каковы же наиболее общие тенденции и проблемы современного молодежного досуга?

     Рассмотрим  досуг студенческой молодежи как  особой социальной группы в целом. Можно «посидеть компанией», что является жгучей потребностью, формой самоутверждения для молодого человека. Исследования ученых, да и простейшие житейские наблюдения показывают, что при всей важности и силе социализации молодого человека в учебном и производственном коллективе, при всей необходимости содержательной деятельности на досуге, при всей масштабности роста индустрии свободного времени - туризма, спорта, библиотечного и клубного дела и т. п. - при всем этом, студенческая молодежь упрямо «сбивается» в компании сверстников. Значит, общение в молодежной компании — это форма досуга, в которой юный человек нуждается органически. Ясно, что ввиду всего этого домашний досуг, словно магнит, притягивает к себе юношей и девушек. Его благородного, развивающего влияния на личность молодого человека нельзя отрицать. И все же этот вид досуга не лишен минусов: изолированность человека в «коробке» четырех стен, общение с, духовными ценностями только «на прием», отрыв от физкультурно-спортивных форм досуга, а это не может не усиливать пассивности, инертности молодого человека.

     Несомненно, домашний досуг юношей и девушек  требует корректного участия старших, в особенности родителей, их помощи и контроля. Удобной в этом отношении формой выступают поездки на отдых всей семьей и организация досуга в семейных клубах (кооперативах). Отдых всей семьей очень сплачивает и обогащает детей и родителей. Но, к сожалению, он пока не всегда возможен.

 

     

           Молодой человек должен учитывать, избирая  те или иные формы досуга, прежде всего его отношение к ним не должно быть односторонним. Нужно учиться видеть в каждом виде досуга все его содержание (познавательные, эстетические, воспитательные, развлекательные элементы). Это поможет правильно управлять своим собственным развитием.

     Помочь  человеку избавиться от однообразия  будней, скучных, никому не нужных, если они истрачены зря, вечеров, найти  рациональные способы и формы проведения досуга—все это актуальная и далеко не простая задача, решение которой, безусловно, позволит многим придать свободному времени высший смысл, очистить его от влияний антикультуры, расширить рамки своей «возвышенной деятельности», познать радость творчества.

     Актуальной  для нашего общества является и проблема совершенствования механизма управления свободным временем, досуговой деятельностью, стимулирования последней, формирования у личности осознанной потребности в творчестве, образовательной, культурной и социально-досуговой деятельности.

     Казалось  бы, сейчас возможности заполнения свободного времени неисчерпаемы. Все доступно современному молодому человеку: самообразование, посещение кино и театра, занятия спортом, содержательное общение с друзьями, природой и т. д. Но это в теории, на практике же не все так просто. В силу этого на передний план выдвигается проблема совершенствования досуга студенческой молодежи [46; 40].

     Сфера молодежного досуга имеет свои особенности. Досуг студенческой молодежи существенно отличается от досуга других возрастных групп в силу его специфических духовных и физических потребностей и присущих ей социально психологических особенностей. К таким особенностям можно отнести повышенную эмоциональную, физическую подвижность, динамическую смену настроений, зрительную и интеллектуальную восприимчивость. Молодых людей влечет к себе все новое, неизвестное. К специфическим чертам молодости относится преобладание у нее поисковой активности. Можно выделить наиболее привлекательные для студенческой молодежи формы развлечений: зрели-

                31

 

      ща, легкая музыка, танцы, игры, телепрограммы  типа игры-зрелища, КВН. Сегодня, ввиду возвышения духовных потребностей молодых, роста уровня их образования, культуры, наиболее характерной особенностью молодежного досуга является возрастание в нем доли духовных форм и способов проведения свободного времени, соединяющих развлекательность, насыщенность информацией, возможность творчества и познания нового. Такими «синтетическими» формами организации досуга стали клубы по интересам, любительские объединения, семейные клубы, кружки художественного и технического творчества, дискотеки, молодежные кафе-клубы.

Информация о работе Социально-культурные аспекты организации досуга студенческой молодежи в г. Екатеринбурге