Социология морали Дюркгейма

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 17:34, лекция

Описание работы

Э.Дюркгейма придавал большое значение моральным обстоятельствам, моральным правилам, в целом фактору морали. Мораль неотделимаот социальной солидарности, а разделение труда выполняет нравственную функцию в качестве наиболее значимой. Благодаря труду, индивид начинает сознавать свое состояние зависимости по отношению к обществу. Словом, так как разделение труда становится важным источником социальной солидарности, то оно вместе с тем становится основанием морального порядка" . Эта идея взаимосвязи социальной солидарности, морали и разделения труда оказалась центральной для всей книги "О разделении общественного труда" .

Работа содержит 1 файл

8. Социология морали Э.ДюркгеЙма.doc

— 31.00 Кб (Скачать)

8. Социология морали Э.ДюркгеЙма  
Э.Дюркгейма  придавал большое значение моральным обстоятельствам, моральным правилам, в целом фактору морали. Мораль неотделимаот социальной солидарности, а разделение труда выполняет нравственную функцию в качестве наиболее значимой. Благодаря труду, индивид начинает сознавать свое состояние зависимости по отношению к обществу. Словом, так как разделение труда становится важным источником социальной солидарности, то оно вместе с тем становится основанием морального порядка" . Эта идея взаимосвязи социальной солидарности, морали и разделения труда оказалась центральной для всей книги "О разделении общественного труда" . 
Социолог достаточно жестко определяет критерий нравственного: это то, что служит источником социальной солидарности. Поскольку движение к ней всегда связано с определенными ограничениями, Дюркгейм выступает против определения нравственности через свободу, и полемизируете подобной точкой зрения, имеющей место в литературе.  
Далее он подходит к проблеме морали с другой стороны - взаимосвязи нравственности, общества и индивида. Он характеризует нравственность как реалию, которая "встречается только в общественном состоянии и изменяется только как функция социальных условий".  
Но затем социолог переходит от рассуждений о социальном характере нравственности к выявлению существа ее индивидуальных проявлений, связывая их с выполнением обязанностей человека по отношению к обществу.  
Дюркгейм рассматривал мораль как систему объективных правил поведения, отличительной чертой которых была их императивность, принудительность, необходимость выполнения. Основным признаком морали он считал долг, следование которому делает поведение человека моральным. Источником и объектом морали выступает общество, превосходящее индивида по своей силе и авторитету. Именно оно требует от индивида проявления моральных качеств, особо важными среди которых, а, следовательно, обязательными компонентами морали считались готовность к самопожертвованию и личное бескорыстие.  
Дюркгейм трактовал мораль как реальную, действенную, практическую силу. Она оказывалась таковой потому, что любые социальные решения, поступки и действия были окрашены в "моральные" тона, т.е. содержали в себе важные нравственные стороны и основания. Те решения и действия были наиболее эффективными, которые затрагивали глубинные нравственные ценности общества.  
Трактовка моральных проблем современного ему капиталистического общества опиралась у социолога на его теорию двойственности человеческой природы. Он считал, что биологическая природа человека, его импульсы, биологические функции, способности, страсти и др. находятся в противоречии с его социальной природой, создаваемой путем воспитания с помощью моральных и религиозных норм, ценностей, идеалов. Вследствие этого в человеке, а стало быть, и в обществе поддерживается постоянная напряженность. Общество, по Дюркгейму, должно предпринимать непрестанно усилия для того, чтобы сдерживать биологическую природу человека, вводить ее в определенные рамки с помощью морали и 
религии.  
 
В противном случае возникает дезинтеграция общества и индивида, т.е. то, что Дюркгейм определил термином "аномия". Аномия - это, прежде всего моральный кризис, когда в результате социальных потрясений перестает нормально функционировать система общественного регулирования потребностей человека. Как следствие такого процесса, личность теряет равновесие. Создаются предпосылки для девиантного (отклоняющегося) поведения.  
Противоположностью аномии, по мнению социолога, являются моральный порядок, моральное регулирование, моральный контроль, т.е. то, что характеризует нормальное состояние общества. Дюркгейм верил (иногда эта вера приобретала утопический характер) в возможность регулировать общественные и индивидуальные потребности с помощью морали, поскольку она выступала для него, основным фактором, соединяющим человека с обществом и, наоборот, общество с индивидом. Не случайно он рассматривал мораль как основной регулятор механизма выхода общества из кризиса.  
 

Информация о работе Социология морали Дюркгейма