Сокровища гробницы Тутанхамона

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 19:02, реферат

Описание работы

На западном берегу Нила, согласно древней традиции египтян, находились гробницы царей, цариц и знатных людей, а также храмы, среди которых выделяются храмы царицы Хатшепсут (в ущелье Дейр-эль-Бахри), Рамсеса II (Рамессеум) и Рамсеса III (Мединет-Абу). Ниже этого ряда храмов стоял храм Аменхотепа III, от него сохранились две громадные статуи фараона, так называемые "колоссы Мемнона", некогда украшавшие вход в храм.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word (4)египет!!!.docx

— 67.31 Кб (Скачать)

Сокровища гробницы Тутанхамона

26 ноября 1922 года  археолог Говард Картер стоял перед замурованной стеной, преграждавшей обнаруженный им в скале коридор. Глиняная обмазка стены была сплошь покрыта оттисками печатей царского некрополя, на которых был изображен лежащий шакал и девять пленников, а также печатей с именем фараона Тутанхамона. Картер пробил в верхней части замурованного проема отверстие, просунул туда свечу и стал вглядываться в темноту. Лорд Карнарвон, на средства которого велись раскопки, с волнением спросил: "Вы что-нибудь видите?" - и получил в ответ: "Да, чудесные вещи!"

Так в своей книге  описал Картер момент свершения крупнейшего  события в мировой археологии - открытие гробницы Тутанхамона, фараона XVIII династии Древнего Египта. Гробницы египетских фараонов Нового царства  были высечены в скалах ущелья, называемого  ныне "Долиной царей", на левом  берегу Нила, напротив города Луксора. На месте Луксора в древности  был город Фивы, ставший во времена  Нового царства столицей Египта и  до сего дня сохранились, в реставрированном виде, два величественных фиванских  храма: Карнакский и Луксорский, великолепные образцы древнеегипетского зодчества.

На западном берегу Нила, согласно древней традиции египтян, находились гробницы царей, цариц и  знатных людей, а также храмы, среди которых выделяются храмы  царицы Хатшепсут (в ущелье Дейр-эль-Бахри), Рамсеса II (Рамессеум) и Рамсеса III (Мединет-Абу). Ниже этого ряда храмов стоял храм Аменхотепа III, от него сохранились две громадные статуи фараона, так называемые "колоссы Мемнона", некогда украшавшие вход в храм. Здесь же были обнаружены и два сфинкса, перевезенные в 1832 году в Петербург и установленные на берегу Невы, у Академии художеств. В скалах предгорья располагались многочисленные гробницы приближенных к царскому двору, а выше, в мрачном и труднодоступном ущелье, "Долине царей", был устроен царский некрополь, место погребения знаменитых могущественных владык Древнего Египта.

Гробница Тутанхамона  состояла из передней, небольшой кладовой, примыкавшей к ее северной стене, и погребального покоя, за которым  находилось еще одно помещение, условно  названное археологами "сокровищницей". Грабители побывали во всех помещениях, все перерыли, навели беспорядок, многое унесли, но царское захоронение не тронули. По расположению предметов  в этих четырех помещениях можно  проследить погребальный ритуал, изображенный как в росписях некоторых гробниц, так и на папирусах. Предметы, которые  несли в погребальной процессии, были сложены в дальней от входа  комнате, в так называемой "сокровищнице".

Мумию царя и предметы погребального ритуала, так же как  и людей, перевозили с восточного берега на западный на многочисленных парусных и весельных лодках. Так как их поместить в гробницу не было возможности, то они были заменены восемнадцатью точно выполненными моделями лодок. За царским катафалком несли статуи богов и погребенного, а также символы и предметы, необходимые для погребения. В дверном проеме последней комнаты стоял большой переносный ящик, покрытый листовым золотом, на котором была помещена фигура лежащего шакала - изображение бога Анубиса. Подобные ящики несли во главе погребальной процессии.

В двадцати двух запечатанных ларцах находились тридцать две большие  деревянные позолоченные статуэтки  богов и семь фигурок фараона. Царь изображен в коронах Верхнего и Нижнего Египта, стоящим с  копьем на лодке или на леопарде.

В центре комнаты  находился покрытый листовым золотом  и рельефно украшенный наос, четыре стены которого охранялись четырьмя фигурками богинь с распростертыми руками. Внутри него оказался второй, алебастровый, ящик, также с фигурками этих же богинь. Он имел четыре углубленных  отделения, закрытых каменными крышками с портретным изображением фараона, где помещались четыре небольшие  золотые модели царского гроба, в  которых хранились внутренности погребенного, вынутые при бальзамировании. Обычно для этого употреблялись  каменные сосуды с крышками в виде изваяний голов "четырех сыновей  бога Гора" (человека, павиана, шакала и сокола). В многочисленных деревянных ларцах было сложено 413 разнообразных  фигурок, так называемых, "ушебти", которые обычно рассматриваются как магические фигурки, сопровождающие погребенного в потусторонний мир. В могиле Тутанхамона большинство фигурок великолепной работы изображали самого царя в разных коронах и головных уборах, с атрибутами царской власти. Фигурки были изготовлены из дерева, позолочены и раскрашены, а также из кварцита, алебастра, гранита и глины, покрытой синей, фиолетовой и белой поливой. На шести фигурках оказались посвятительные надписи известных чиновников Миннахта и Май. Надписи позволяют нам предположить, что "ушебти" подносились при погребении разными лицами, чем и объясняется поразительное их разнообразие. В гробницах VI династии, в Асуане, такими подношениями были сосуды с плодами, на которых выписывались имена тех, кто эти сосуды приносил. Кроме фигурок "ушебти", царский писец Май преподнес при погребении деревянную статуэтку, изображающую Тутанхамона лежащим на погребальном ложе.

У северной стены  стояли шесть сундуков-ларей, печати которых были сорваны, содержимое перерыто, а некоторые драгоценные предметы, видимо, унесены.

На ящиках с "ушебти" лежали модели трех антропоидных гробиков, вложенных один в другой, с загадочным содержимым. Во втором гробике была обнаружена миниатюрная золотая статуэтка фараона Аменхотепа III, а в третьем, внутреннем, с надписью, называющей царицу Тию,- прядь женских волос. По-видимому, в погребении Тутанхамона были помещены реликвии, связанные с предками царя. Погребальная комната была украшена росписями, изображающими перевозку мумии царя, магические обряды и фигуры духов в образе обезьян, которые должны были помочь умершему в странствовании на пути к загробному слиянию с богами. Все помещение было занято огромным деревянным, покрытым листовым золотом ящиком-балдахином (5X3,3 м; высота 2,73 м), украшенным пластинками из синего фаянса. Внутри этого ящика было еще три ему подобных, также золоченых. Дверь второго из них была опечатана печатью некрополя. На их стенах, покрытых листовым золотом, помещены магические изображения, которые в гробницах фараонов XIX династии были перенесены в росписи на стенах.

После разбора этих четырех сооружений был обнаружен  крупный саркофаг из кварцита прекрасной работы, с фигурами четырех богинь-охранительниц  по углам, и в этом каменном саркофаге  находились еще три антропоидных гроба, вставленные один в другой. Первый из них был покрыт золотым  листом, украшен инкрустациями из цветного стекла и фаянса, а лицо царя и руки были отлиты из золота. В  нем находился второй гроб, также  покрытый золотом, но еще богаче украшенный инкрустациями фаянсом, имитировавшим  яшму, лазурит и бирюзу. Царская  мумия лежала в третьем гробу, целиком изготовленном из золота, с гравированными изображениями  и надписями, подобными помещенным на предыдущих. В ногах изображены крылатые фигуры богинь Исиды и Нефтиды, а у пояса - рельефные изображения коршуна и змеи - богинь Нехебт и Буто.

Разборка саркофагов была затруднена тем, что при погребении они были обильно залиты благовониями, превратившимися со временем в твердую  темную массу. Между саркофагами  были обнаружены остатки савана и  гирлянды хорошо сохранившихся цветов.

Мумия царя, лежащая  в третьем антропоидном гробу, имела  массивную золотую портретную маску  молодого фараона, в которой сочетаются богатство, роскошь и красота. При  освобождении мумии от пелен обнаружено большое число украшений и  амулетов, на самой мумии было также  много браслетов, колец, подвесок, представляющих собой выдающиеся произведения древнеегипетского  ювелирного искусства. У пояса фараона  оказались два кинжала, первый из них целиком золотой, украшенный зернью и цветной инкрустацией. Второй - из железа и имеет золотую рукоятку с навершием из горного хрусталя, также украшенную инкрустацией из цветного фаянса. Ножны кинжалов золотые, украшенные тонкой орнаментацией и сценами нападения охотничьих собак на диких быков и газелей. Между стенами ящиков и в узком проходе, оставшемся после их установки, было обнаружено много роскошных предметов, среди которых выделяются великолепные вазы из прозрачного алебастра, разной формы, часто очень сложной. В разных помещениях гробницы были найдены золотые с инкрустацией символы царской власти (пастушеский посох и бич), опахало с изображением охоты на страусов, бронзовая труба в золотой оправе, царские луки. Первая комната и примыкающая к ней небольшая кладовая были заняты предметами, перенесенными в могилу из царской сокровищницы и дворцовых кладовых. Наряду с художественной мебелью, многие образцы которой стали теперь хорошо известны как выдающиеся произведения древнеегипетского искусства, здесь находились и игральные доски, одна из них, установленная на полозья, была украшена золотом. В сундуках лежали луки со стрелами, пращи для метания камней, бумеранги. Отдельно были сложены восемь щитов, четыре из них боевые, обтянутые шкурами гепарда и антилопы, а другие четыре - церемониальные, необычной формы, украшенные сквозной резьбой и позолоченные. На двух из них фараон в образе льва и воина поражает врагов.

В гробнице Менра, одного из придворных XVIII династии, на росписи стены показаны предметы, предназначенные для помещения в его могилу. Там изображено много оружия и щиты иной, обычной формы, отличающиеся от обнаруженных в кладовой гробницы Тутанхамона.

У северной стены  кладовой стояло около сорока сосудов, наполненных вином, о сортах которого мы можем судить по сохранившимся на сосудах надписям, и сто шестнадцать корзин с различными фруктами. Мясная пища была помещена в передней комнате.

Все предметы из гробницы Тутанхамона были перевезены в Каирский музей, и большинство их выставлено в двух галереях и одной изолированной  комнате. В гробнице, в "Долине царей" остался каменный саркофаг и один из золотых антропоидных саркофагов с мумией фараона.

История древнеегипетского  государства, образовавшегося на рубеже IV и III тысячелетий до н. э., богата событиями. Бывали времена большого культурного  и политического подъема, но бывали и времена упадка. Два раза, в XXIII- XXI вв. до н. э. и в XVIII-XVI вв. до н. э. деспотическая  власть фараонов распадалась, и централизованное государство приходилось создавать  заново. Соответственно этому три  большие эпохи египетского государства, разделенные периодами упадка, называют Древним, Средним и Новым царством. Тутанхамон принадлежал к Новому царству, к XVIII династии египетских фараонов, с которой, после изгнания гиксосов, вторгшихся в Египет в смутное время, начинается наивысший подъем египетского государства (в XVI-XIII вв. до н. э.), ставшего мировой империей древнего мира.

На всем протяжении истории Древнего Египта чувствовалась  борьба царской власти с отдельными областями страны, так называемыми "номами", которые сохраняли  свои особенности и располагались  по Нилу, с севера на юг, образуя как  бы цепочку из отдельных звеньев. Нарушение цельности этой цепочки  приводило к нарушению единства государства, к потере централизации. Поэтому со времени I династии и до последней династии фараонов большое  значение имел периодический праздник "сед", праздник царского престола и объединения Верхнего и Нижнего  Египта. Каждый подъем царской династии был связан с войной, с захватом у соседей материальных ценностей, в первую очередь скота и золота. Военная добыча становится важнейшим  фактором развития экономики Египта, значительно раздвинувшего свои границы на северо-востоке, в Передней Азии и на юге, в Нубии. Фараон Тутмос III совершил около пятнадцати походов  в Сирию, Палестину и Переднюю Азию. На стене Карнакского храма он повелел поместить свою летопись, рассказывающую о походах в Палестину и Сирию, в которой подробно описано взятие города Мегиддо, семь месяцев выдерживавшего осаду египетских войск. После капитуляции города фараон отпустил по домам "на ослах" триста тридцать вождей вражеских ему племен, которые обещали быть верными египетскому государству.

Тутмос III заставил митаннийского и ассирийского царей и правителей многочисленных сирийских мелких государств признать свою власть. На стенах Карнакского храма он приказал изобразить диковинные растения и животных, вывезенных в долину Нила для акклиматизации.  

На юге была окончательно подчинена Нубия, и оттуда, из рудников пустыни, расположенных между Нилом  и Красным морем, доставлялось громадное  количество золота. Город Фивы со времени XVIII династии приобрел особое значение как столица Египта, а бог Амон стал главным богом египетского  пантеона. В фиванском некрополе, в гробнице Пуимра, царского сановника, изображено принесение иностранными князьями громадного количества золота, около 3.339 килограммов, и передача его в сокровищницу храма Амона. Египет владел путями не только на юге до Сомали, но и связывающими северо-восточную Африку с Передней Азией и Средиземноморьем (Кипр, Крит).

Преемники Тутмоса III - Аменхотеп II и Тутмос IV - продолжали военную политику, начатую фараоном XVIII династии, и значительно подняли  международный престиж Египта. Возвеличивание царя раньше было тесно связано с  его обожествлением, теперь же царь, кроме того, выступал как герой  и силач, свершавший сверхъестественные подвиги. Именно такими были легенды  о личной храбрости и силе Аменхотепа II. При нем Нубия до четвертого порога была присоединена к Египту, так же как и часть Сирии, а  египетские войска вторгались в страну Митанни, господствовавшую в Передней Азии.

Во времена Аменхотепа III (1455-1419 гг. до н. э.) политика Египта по отношению к соседним странам, особенно переднеазиатским, значительно изменилась, с их правителями были установлены  дипломатические отношения, и для  укрепления мирных связей стали заключаться  браки египетских фараонов с иноземными принцессами, которые иногда занимали даже положение главной жены. Такой, вероятно, была царица Тия; на памятных амулетах в виде жуков (скарабеев), которые служили своего рода наградой, рассказывалось об этой женщине, так же как о прибытии в Фивы митаннийской царевны.

В 1887 году в Египте (в Эль-Амарне), в развалинах одного из домов, вероятно, царской канцелярии по иностранным делам, было найдено свыше четырехсот глиняных табличек с текстами, выполненными клинописью. Таблички оказались письмами сирийских и переднеазиатских царей и князей, а на некоторых из них имелись пометки египетских писцов, указывающие, кому письма принадлежат. Эта счастливая находка, разошедшаяся по разным музеям, показывает широкие международные связи Египта.

Корреспондентами  египетских фараонов были цари Вавилона, Ассирии, Митанни и Хеттского государства. Они налаживают связь со двором фараона, посылают и просят богатые подарки, пытаются установить брачные связи, сообщают опись приданого, рассказывают о событиях в их государстве. Царь Аляшии (Кипра) в своем письме просит не препятствовать торговле его купцов. Но особенно поразительны письма мелких князей Палестины и Сирии, полные подобострастия и самоуничижения. Некоторые из них начинаются словами: "Я, прах ног твоих, под сандалиями моего господина... семь и семь раз падаю ниц на землю, на грудь и спину". Понятно, что и в искусстве этих княжеств было очень сильно подражание египетскому искусству, и мы знаем, что нубийские художники создавали художественные произведения, где изображали нубийцев, подчиненных фараону, в позе связанных пленных.

Информация о работе Сокровища гробницы Тутанхамона