Создание музеев на исторически значимых территориях

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 11:37, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - изучение принципов управленческой деятельности и организационной работы в сфере культуры; приоритетных проблем музейной сферы и возможных способов их решения; ценностных ориентаций музейных менеджеров.
Задачи исследования:
1. проанализировать влияние рыночных процессов на развитие музейной сферы в России;
2. определить приоритетные проблемы музейной сферы в современных условиях;
3. выявить ценностные ориентации руководителей музейных учреждений, их представления о новой профессии, а также о менеджменте и маркетинге;
4. рассмотреть осуществление монастырями Балкан (опыт зарубежных стран) и России музейно-туристской функции, применительно к современным условиям, как удачный во многом пример решения стоящих перед музеем задач.

Содержание

I. Введение……………………………………………………………………3
II. Основная часть…………………………………………………………….5
1 гл. Музейный менеджмент................................................................................5
1.1 Приоритетные проблемы музейной сферы…………………………………5
Управленческий профессионализм и ценности музейного руководителя…..8
1.2 Управленческий профессионализм и рынок………………………….......10
2 гл. Опыт России и различных стран…………………………………………13
Заключение……………………………………………………………………...21
Список литературы……………………………………………………………...24

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 140.00 Кб (Скачать)

 

 

 

Выводы

Известным ориентиром возможных изменений является «образ успешного менеджера» в оценках самих руководителей музеев. Именно этот образ позволяет определять, на какие личные качества директора музеев намерены опираться в своей профессиональной деятельности.

Процесс переосмысления новых качеств, необходимых для работы в рыночных условиях, а также формирование их, идут пока медленно. Руководители музеев к настоящему времени отказались от «старого образа» своей профессии, но новый только еще создают.

Зачастую многие руководители с солидным стажем работы в музейной сфере неграмотны в вопросах информационных технологий, менеджмента и маркетинга; пустым звуком для них являются слова «бренд» и «пиар». Однако, на сегодняшний день совершенно необходимо понимание действительных свойств  и технологий реализации подобных акций как акций самопродвижения (самопрезентации) и отслеживания реакции общественности при условии нахождения в постоянной тесной связи со своей целевой аудиторией.

              Комплекс подобных умений и знаний – важное требование, предъявляемое к руководителям музеев самим временем, т.е. современной ситуацией.

             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛИЗМ И РЫНОК.

 

Но все же главную роль в благосостоянии музея решает умение его менеджера управлять, находить выходы их сложившихся ситуаций.

Россия – не единственная страна, в которой переход к рынку сопровождается новыми требованиями к управленческому профессионализму. Смена веков и тысячелетий заставила заново переосмыслить эту проблему. По утверждению директора Национальной галереи Виктории в Мельбурне, руководители музеев в новом тысячелетии призваны «уравновесить веру в учреждение с реальностью маркетинга»[2].

И это требует от них деловых и личностных качеств, принципиально отличающихся от тех, с помощью которых им совсем недавно удавалось сохранять лидерство.

«Гибридным директором» называют исследователи новый тип руководителя музейного учреждения, устремленного в будущее, подчеркивая тем самым полифункциональную нагрузку такого образа.

Аналитики и культурологи Восточной Европы, а также западноевропейские и американские специалисты, еще ранее ставили проблему различий управленческого профессионализма администраторов и менеджеров культуры в условиях рынка, особо подчеркивая неэффективность антирыночных методов работы.

Музейные работники медленно переосмысливают соотношение массовой культуры и музейной работы, зависимость последней от первой. Именно эта мысль звучит в высказывании одного из руководителей музея Великобритании, с которой трудно не согласиться:

«До нашествия массовой культуры музейные работники считали свое отношение к музею, как к некой «башне из слоновой кости», вполне оправданным. Они были хранителями или витражами некой идеальной, высокой культуры, которую они могли доводить до масс, спуская ее до их уровня»[3].

              Рыночные процессы и общее развитие цивилизации, включая средства массовых коммуникаций, существенным образом изменили содержание управленческого профессионализма музейных руководителей.

              Среди новых качеств, необходимых руководителям музеев, на первое место западные исследователи ставят те, которые дают возможность формировать «социальный капитал» в рыночной экономике: «способность оценивать ситуацию, и побуждать других к действиям посредством тесных межличностных контактов, «мобильность», умение рисковать, принимать жесткие решения; отсутствие страха перед ошибками и умение их признавать»[4].

              Важной составляющей новых умений является, по мнению исследователей, способность сформировать команду, учитывая интересы и пристрастия сотрудников и интегрируя их в общие цели развития музея.

              Выводы.

В настоящий момент, с засильем массовой культуры и распространением Интернета, работникам культуры, и особенно, музейным, необходимо не просто чутко прислушиваться к мнению типичного среднестатистического обывателя, но прямо-таки постоянно ориентироваться на его потребности. И эта ориентация     на нужды и потребности среднестатистической «единицы» должна, по-нашему мнению, стать одной из основных профессиональных ценностей рядовых и руководящих работников музейной сферы.

              Есть прямые культурные потребности – хорошо, предложить непосредственно  материалы своих экспозиций и фондов; нет – «растолкать», «расшевелить», сделав - с помощью системы умело построенных и осуществленных рекламных и досуговых мероприятий, работы со спонсорами - «выжимку» из насущных потребностей субъекта; найти и задеть в каждом, или почти в каждом человеке что-то, ради или для чего он хотя бы единожды придет в музей.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава вторая. ОПЫТ РОССИИ И РАЗЛИЧНЫХ СТРАН

 

Ярким примером пересечения требований современной жизни и непосредственных нужд исторических мест, несущих в том числе и музейную, и туристическую функции, является ситуация с монастырями. Рассмотрим монастыри как современные объекты для туризма и музейных экскурсий  на примере России и балканских стран; выгодные примеры решений, совмещающих «ответы» на нужды духовные (монахи; паломники); культурные (светские туристы) и экономические (монастырь, реализующий музейную функцию; возможно, турфирмы; возможно, государство).

Монастыри балканских стран – Болгарии, Греции, Румынии, Сербии – составляют неотъемлемую часть архитектурного наследия православных государств, наряду с Россией.

Единство православия и общие корни с византийской культурой неразрывно связывают архитектуру монастырей Балкан и России. В течение тысячелетия на Балканах развились самобытные формы монастырской архитектуры. В России после 2000 г. количество действующих монастырей возросло до 600 (от 16 на 1988 г.); из них около 500 находятся в стадии возобновления монастырской жизни.

Анализ показал, что из исторически сложившихся функций монастырей -большинство сохранились. Сегодня монастыри потеряли значение исправительных учреждений; оборонная функция, ярко выраженная в архитектуре монастырей-крепостей, приобрела в мирное время значение охранной, важной для защиты материальных и художественных ценностей обителей. Современный уровень развития техники, инженерного оборудования, строительных материалов вносят свои коррективы в развитие традиционных функций - просветительской, производственной, хозяйственной, социально-бытовой, жилой и гостевой.

 

Итак, наиболее существенные изменения в жизнь монастыря и его архитектурно-пространственные решения вносят туризм и, связанная с ним музейная функция, получившие развитие в XX в. Туризм, как существенное социальное явление, имеет и для церкви (монастырь как музей) просветительно-культурное и материальное значение; помогает привлечь дополнительных, иногда – совершенно неожиданных покровителей и спонсоров.

На доходы от принятия паломников своей религии (по расценкам, как правило, существенно заниженным) и на более высокие доходы от светских (в т.ч. – иностранных) туристов можно обеспечить, как минимум, нужды самого музея (в т.ч., интерактивную поддержку, в виде специальных Интернет-ресурсов)  и соответствующую инфраструктуру, необходимую для привлечения и обслуживания паломников и туристов.

Для решения подобных задач требуются специалисты разного профиля, например, архитекторы, иначе музейные функции будет дисгармонировать с первичным назначением монастыря, наносить ему ущерб.

Так, туризм не должен нарушать монашескую жизнь; надлежит соблюдать и обеспечивать уединение и покой. Вместе с тем и туристы нуждаются в комфорте и удобствах, гостиницах, стоянках транспорта возле монастырей. Для этого необходимы соответствующие архитектурно-планировочные решения: изолированные пространства или дворы на территории обители, раздельные входные группы, инфраструктура для приезжих.

Музейная функция, включающая осмотр ценностей, хранящихся в специальных музейных помещениях, и обозрение архитектуры храмов, других зданий и ансамбля в целом, - также требует введения ряда специальных планировочных решений, направленных на минимально необходимую изоляцию людских потоков, обеспечение необходимых санитарно-гигиенических условий для обитателей и гостей монастыря.

С точки зрения функционального зонирования найдется не так уж много грамотных решений, воплощенных на практике. Так, широко известен неудачный опыт Греции, в том случае, когда из известнейшего монастырского комплекса Метеоры, преобразованного в музейно-туристический комплекс, монахов пришлось переселить на Афон.

С.В. Ильвицкая, автор ряда проектов монастырских комплексов, осуществляющих музейные и туристические функции, выделяет 11 функциональных зон монастырской территории.

              Развитие жизнедеятельности монастырей в ХХ в. определило особое значение трех следующих функциональных зон:

- социально-культурной (музеи с хранилищами, выставочные и концертные залы, художественные галереи, торговые киоски); примеры - греческие Метеоры, болгарские Рильский, Шипкинский);

- просветительской (школы, библиотеки, архивы, издательства, типографии, семинарии, училища); примеры - румынский Плумбуита, греческие - на Афоне, сербский Цетиньская Митрополия, болгарский Драгалевский);

- гостевой (мотели, кемпинги, гостиницы паломников и туристов, стоянки автомашин, площадки для вертолетов, инфраструктура); примеры - греческие Метеоры, Дафни, болгарский Рильский, румынские Бистрица, Текиргел).

В современных условиях получили развитие еще четыре функциональные зоны монастырского комплекса:

- социально-бытовая (кухни и пекарни, прачечные и бани, больницы, богадельни, склады, гаражи, магазины);

- производственная (разнообразные мастерские);

- рекреационно-эстетическая зона (сады, парки, водоемы, видовые площадки, малые архитектурные формы), необходимая для уединения и отдыха монахов и гостей монастыря);

- земледельческая (подмонастырье, хозяйственные постройки, фермы, конюшни, автохозяйство).

«На монастырской территории, - пишет С. В. Ильвицкая[5],- в условиях увеличения потока паломников и туристов, большое формообразующее значение имеют входная (устройство автостоянок, киосков, церковных лавок, мест для отдыха), храмовая и жилая зоны. Важно выделение храма и пространства вокруг него (для кругового обхода по религиозному обряду), где богослужение проходит почти постоянно (особо длительные всенощные бдения идут по 4-6 часов). В этой связи необходимо изолирование "тихой" зоны для обеспечения монашеского уединения и выполнения послушания насельниками монастыря (в молитве и труде)».

Современные келейные помещения (также многие гостиничные номера, приспособленные в кельях) на Балканах рассчитаны на 1-2 чел., имеют площадь 9-15 кв. м. на чел., для высоких чинов - до 20 кв. м. на чел., оборудованы умывальниками; благоустроенные санитарные узлы размещены в каждой секции или в торцах галереи. Этажность корпусов келий и гостиниц на территории монастыря - 2-4 (в Болгарии и на Афоне до 5-7 этажей). В цоколе корпусов - хозяйственные помещения. Гостиница для паломников и туристов (за пределами монастыря) - 4-5 этажная, имеет домовую церковь, номера оборудованы санузлами; площадь номера на 1 чел. - до 10-12 кв.м., на 2-3 чел., порядка 16-20 кв.м. Архитектура корпусов решена ярусами каменных аркад или деревянных колоннад с парапетами. Для настоятелей предусмотрены 2-4 этажные дома с парадными фасадами (украшены портиками, балконами, эркерами, или лоджиями), строящиеся по индивидуальным проектам. Они имеют выразительный архитектурный облик и выполнены обычно в одной стилистике с храмом или окружающей застройкой.

В некоторых балканских монастырях – туристических и музейных центрах, с учетом современных реконструкций, предусмотрены: два входа с въездными воротами, в т.ч. парадный с устройством зеленого партера перед входом, и второй - въезд в хозяйственный двор с блоком гаражей, ремонтных мастерских и др.; рациональное функциональное зонирование в сочетании с рекреационными зонами, размещение хозяйственно-производственных зданий на нижних террасах или дифференцированное в нескольких дворах.

Рядом с храмами располагаются большие каменные 1-2 этажные трапезные, прямоугольные в плане, иногда включенные в ряд келейных корпусов. В первом этаже - службы, во втором - зал, как правило, со сводчатым потолком и фресковой росписью на стенах. Вместимость - 100-600 чел. (в монастыре св. Пантелеймона на Афоне до 800 чел. с учетом приема паломников). Расчетная площадь в зале - порядка 1-2 кв. м на чел. Сегодня в связи с ростом потоков паломников и туристов появляется явная тенденция к увеличению площади и вместимости трапезных на 15-20%; вместимость до 300-800 чел. для крупных монастырей, 100-200 чел. для средних, 50-100 чел. - для малых.

В номенклатуру зданий монастыря включены кухни, больницы, бани, прачечные, павильоны над святыми источниками, а в крупных монастырях - также библиотеки, школы, мастерские и производственные заведения и др. За пределами монастыря построены гостиницы с благоустроенными номерами, мотели, кемпинги, бунгало, кафе, рестораны и др.

Музейные функции осуществлены за счет адаптации старых трапезных, устройства экспозиционных новых залов, фондов в келейных или административных зданиях парадного двора.

В большинстве монастырей, принимающих туристов и осуществляющих музейное экспонирование, развивается промыслово-ремесленная деятельность (керамические, иконописные мастерские, ковроткачество, художественная вышивка, и др.), все эти виды деятельности, наряду с перепродажей  книг, антиквариата, предметов культа является еще одним источником дохода монастырей, адаптирующихся с современным социокультурным условиям.

В России отмечено совмещение нескольких функций в деятельности монастырей. Так, монастыри-крепости (Соловецкий, Псковско-Печерский, и др.) после утраты оборонной функции преобразуются в крупные земледельческие и хозяйственные комплексы с расширенной музейно-просветительской функцией. Московские монастыри-сторожа (Донской, Новодевичий, Симонов, Новоспасский, Спасо-Андроников) сегодня действуют и выполняют функции крупных религиозных и музейных комплексов.

Наблюдается процесс развития монастырей в крупные хозяйства с разносторонней направленностью. Так, на территории Кирилло-Белозерского монастыря-крепости действует нсторико-архитектурный музей-заповедник, возрождается известное с XVIII в. монастырское доходное хозяйство с механизированными фермами, иконописной фабрикой, рыболовной флотилией, коптильнями; построен водопровод и рельсовая дорога до пристани. Деятельность московского Сретенского монастыря связана с созданием высокопроизводительных хозяйств на арендованных землях в Рязанской области, с возрождением разрушенных хозяйств колхозов (фермы, сельхозугодья) и частичным решением проблемы занятости местного населения.

Информация о работе Создание музеев на исторически значимых территориях