Специфика и функции массовой культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 14:21, реферат

Описание работы

Первоначально понятие культуры подразумевало воздействие человека на природу, а также воспитание и обучение самого человека. В немецкой классической философии культура - это область духовной свободы человека. Признавалось множество своеобразных типов и форм развития культуры, располагающихся в определенной исторической последовательности и образующих единую линию духовной эволюции человека.

Содержание

Введение…………………………………………………….……..1
Понятие и термин «массовая культура»……...………………6
Возникновение массовой культуры…………………………...8
Функции массовой культуры………………………………….10
Черты массовой культуры…………………………...………...14
Направления массовой культуры……………………………..18
Жанры массовой культуры…………………………………….20
Заключение………………………………………………………..22
Список литературы………………………………………………24

Работа содержит 1 файл

Введени1.doc

— 145.50 Кб (Скачать)

Федеральное государственное  образовательное  учреждение высшего  профессионального образования

«Калининградский  государственный  технический университет» 
 

     Реферат: «Специфика и функции массовой культуры» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Калининград

                                                        2009 
 
 
 

Содержание

  1. Введение…………………………………………………….……..1
  2. Понятие и термин «массовая культура»……...………………6
  3. Возникновение массовой культуры…………………………...8
  4. Функции массовой культуры………………………………….10
  5. Черты массовой культуры…………………………...………...14
  6. Направления массовой культуры……………………………..18
  7. Жанры массовой культуры…………………………………….20
  8. Заключение………………………………………………………..22
  9. Список литературы………………………………………………24
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Термин  “культура” (от латинского “возделываю”) имеет в литературе около 1000 определений.

     Можно выделить следующие  группы этих определений:

     1. Описательные. Культура -- это сумма  всех видов человеческой деятельности. Она включает в себя: язык, книги,  картины, обычаи, религии. Следовательно,  в музеях мы храним образцы  деятельности человека.

     2. Исторические. Культура -- это все  то, что люди произвели искусственно.

     3. Нормативные. Культура -- все то, что  составляет ценности.

     4. Идеологические. Культура -- это поток  идей, переходящих от поколения  к поколению. В этом случае в музеях хранятся идеи, опредмеченные в вещах -- носителях идей.И так далее.

     Культура  - это специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе.

     Культура  характеризует особенности сознания, поведения и деятельности людей в конкретных сферах общественной жизни (культура труда, культура политики и другие).

     Само  слово культура вошло в обиход европейской социальной    мысли со второй половины восемнадцатого века. Для буржуазной философии характерно отождествление культуры с формами духовного и политического саморазвития общества и человека. Просветители XVIII века (Вольтер, Тюрго) сводили содержание культурно-исторического процесса к развитию человеческого разума.

     Первоначально понятие культуры подразумевало воздействие человека на природу, а также воспитание и обучение самого человека. В немецкой классической философии культура - это область духовной свободы человека. Признавалось множество своеобразных типов и форм развития культуры, располагающихся в определенной исторической последовательности и образующих единую линию духовной эволюции человека.

     Многочисленность  определений свидетельствует о  том, что культура сложное явление, и каждое определение подчеркивает какую-либо сторону культуры. Культура многогранна. И одной из граней является массовая культура, изучению которой, изучению её характерных черт и особенностей я посвящаю данную работу. Итак..   

     Чаще  всего в зарубежной и отечественной  культурологии массовую культуру понимают как "массовидный способ бытия культуры в условиях современного индустриального общества, вид "культурной индустрии", производящий культурную продукцию каждодневно в больших масштабах, рассчитанную на массовое потребление, подчиненное ему как своей цели, распространяемую по каналам, включим технически совершенные средства массовой информации и коммуникации *. (Д.Макдоналдс, С.Московичи, Д.Бурстин. О.Хаксли, Э.Морен, Б.Розенберг. Д.Белл, М.Фишвик и мн .др.

     Интерес к явлению массовой культуры возник довольно давно и на сегодняшний день существует немало исследований, теорий и концепций «массовой культуры». Авторы большинства из них склонны рассматривать ее как особый социальный феномен, имеющий свой генезис, специфику и тенденции развития.

     Теоретики и историки культуры придерживаются далеко не тождественных точек зрения по поводу времени возникновения  массовой культуры как самостоятельного социального феномена. Так, Е. П. Смольская полагает, что оснований для того, чтобы говорить о тысячелетней истории массовой культуры не существует . Напротив, американский социолог Д. Уайт считает, что к первым элементам массовой культуры можно отнести, например, бои римских гладиаторов, которые привлекали многочисленных зрителей. Согласно А. Адорно, прототипами современной массовой культуры следует считать формы культуры, которые появились во время становления капитализма в Англии, т. е. на рубеже XVII-XVIII веков. Он убежден, что романы, написанные в этот период (Дефо, Ричардсон) предназначались для рынка и имели явную коммерческую направленность. Следовательно, они тяготели скорее к «массовой», чем к «элитарной» культуре. Однако, российские оппоненты (Е. П. Смольская и др.) указывают, что эти произведения не содержали известных шаблонов, которые характерны для произведений массовой культуры.    

     Истоки  массовой культуры иногда видят в  античности, ссылаясь на аналоги относительной  массовости и доступности популярных игрищ Древней Греции и Рима, или в начале зарождения христианской цивилизации (упрощенные варианты Священного писания типа "Библии для нищих" и т.д.). Большинство исследователей относят зарождение массовой культуры к эпохе становления буржуазного индустриального общества, основанного на частной собственности, характеризующимся бурным развитием техники, внедрением унифицированных технологий, прежде всего технических средств тиражирования, транслирования материальной и культурной продукции. Однако не только техника, которая сама по себе нейтральна, но политические и социокультурные условия составляют ту почву, на которой произрастает феномен, получивший название массовой культуры.

     Массовая  культура- это культура общедоступная, которая не выражает изысканных вкусов аристократов или духовных поисков народа. Наибольший её размах начинается с середины XX века, когда средства массовой информации проникли в большинство стран. Это искусство для каждого и оно обязано учитывать вкусы и запросы потребителей, которые платят своими деньгами за его коммерческую выгодность. Как правило, массовая культура обладает меньшей художественной ценностью, нежели элитарная и народная. Она быстро меняется. подвержена моде и реагирует на любое новое событие. В ней много подражательного, стандартизированного, она черпает свои сюжеты в элитарной и народной культуре, но основана на стереотипах. Если для представителей элитарной культуры основным стремлением является полное самовыражение и художественное воплощение своих идей, то для творцов массовой культуры важным является коммерческая выгода, прибыльность того или иного произведения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Понятие и термин «массовая  культура» 

     «Массовая культура» (англ. mass culture), в философии, социологии понятие, обобщённо выражающее состояние буржуазной культуры с середины 20 века.

     Массовая  культура - понятие, которое используется для характеристики современного культурного  производства и потребления. Это  производство культуры, организованное по типу массовой, серийной конвейерной индустрии и поставляющее такой же стандартизированный, серийный, массовый продукт для стандартизированного массового потребления. Массовая культура - специфический продукт современного индустриального урбанизированного общества.

     Массовая  культура - это культура масс, культура, предназначенная для потребления народом; это сознание не народа, а коммерческой индустрии культуры; она враждебна подлинно народной культуре. Она не знает традиций, не имеет национальности, ее вкусы и идеалы меняются с головокружительной быстротой в соответствии с потребностями моды. Массовая культура обращается к широкой аудитории, апеллирует к упрощенным вкусам, претендует на то, чтобы быть народным искусством.

     Критический анализ массовой культуры акцентировал в ней характеристики "низкой", примитивной культуры, "культуры масс", создающей угрозу "высокой культуре", или подчеркивал использование элитами массовой культуры, возбуждающей "низменные инстинкты" для духовной эксплуатации масс, массовой стандартизации и обезличивания. При более оптимистических подходах массовая культура рассматривалась как в целом вполне удовлетворительная форма культуры, характерная для зрелого индустриального общества с высоким уровнем образования, высоким уровнем жизни, с развитой системой массовых коммуникаций. В современной социологии понятие "массовая культура" все более утрачивает свою критическую направленность. Подчеркивается функциональная значимость массовой культуры, обеспечивающей социализацию огромных масс людей в условиях сложной, изменчивой среды современного индустриального урбанизированного общества. Утверждая упрощенные, стереотипные представления, массовая культура тем не менее выполняет функцию постоянного жизнеобеспечения для самых различных социальных групп. Она обеспечивает также массовое включение в систему потребления и тем самым функционирование массового производства. Массовая культура характеризуется всеобщностью, она охватывает широкую срединную часть общества, затрагивая специфическим образом и элиту, и маргинальные слои.

     «М. к.» утверждает тождественность  материальных и духовных ценностей, в равной степени выступающих  как продукты массового потребления; понятие «бестселлер» приобрело  в ней универсальный характер. Для «М. к.» характерно возникновение  и ускоренное развитие особого профессионального аппарата, задачей которого является использование содержания потребляемых благ, техники их производства и распределения в целях подчинения массового сознания интересам монополий и государственного аппарата, искажения и заглушения протеста. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Возникновение массовой культуры

     Существуют  довольно противоречивые точки зрения по вопросу о времени возникновения  “массовой культуры”. Некоторые  считают ее извечным побочным продуктом  культуры и поэтому обнаруживают ее уже в античную эпоху. Гораздо больше оснований имеют попытки связать возникновение “массовой культуры” с научно-технической революцией, породившей новые способы производства, распространения и потребления культуры.

     По  поводу истоков массовой культуры в  культурологии существует ряд точек зрения:

     1. Предпосылки массовой культуры  формируются с момента рождения  человечества, и уж, во всяком  случае , на заре христианской  цивилизации. В качестве примера  обычно приводятся упрощенные  варианты Священных книг (например, "Библия для начинающих"), рассчитанные на массовую аудиторию.

     2. Истоки массовой культуры связаны  с появлением в Европейской  литературе XVII-XVIII веков приключенческого, детективного, авантюрного романа, значительно расширившего аудиторию  читателей за счет огромных тиражей. Здесь, как правило, приводят в качестве примера творчество двух писателей: англичанина Даниэля Дэфо (1660-1731) - автора широко известного романа "Робинзон Крузо" и еще 481 жизнеописания людей так называемых рискованных профессий: следователей, военных, воров, проституток и т.д. и нашего соотечественника Матвея Комарова (1730 - 1812) - создателя нашумевшего бестселлера XVIII-XIX веков "Повести о приключениях английского милорда Георга" и других не менее популярных книг. Книги обоих авторов написаны блестящим, простым и ясным языком.

     3. Большое влияние на развитие  массовой культуры оказал и  принятый в 1870 году в Великобритании  закон об обязательной всеобщей  грамотности, позволивший многим  освоить главный вид художественного  творчества XIX века - роман.

Информация о работе Специфика и функции массовой культуры