Специфика культуры Византии и ее вклад в мировую культуру

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2011 в 18:22, контрольная работа

Описание работы

Рождение византийской цивилизации историки связывают с основанием главного ее города - Константинополя. Еще в 324 г. н. э. император Константин I (правил с 306 по 337 г.) выбрал новое место для столицы - на территории древнего греческого города-колонии Византии, расположенного на берегу Босфора. 11 мая 330 г. город, названный в честь его основателя Константинополем, был официально провозглашен столицей Римской империи. Но история Византии как самостоятельного государства начинается позже - с 395 г., когда Римская империя распалась на Восточную и Западную части. В 476 г. Западная Римская империя пала под ударами врагов, и Одоакр, предводитель варваров-наемников, сместил последнего западноримского императора Ромула Августула, а знаки императорского достоинства отослал в Константинополь. С этого момента Византия стала преемницей Римской империи. (Название "Византия" появилось только в эпоху Возрождения, придумали его итальянские ученые.)

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 1.34 Мб (Скачать)

Книжная миниатюра 

      Традиции  византийской книжной миниатюры  берут свое начало из миниатюры античной и раннехристианской. Переход от свитка, достигавшего 9–10 м в длину, к кодексу (книге) происходит в кон. III — нач. IV в. Если свитки, как правило, делали из папируса, то основным материалом для рукописных книг стал пергамен — особым образом обработанная телячья кожа. В отличие от западноевропейского пергамена, белого и бархатистого по фактуре, византийский имеет более гладкую поверхность и часто желтоватый оттенок. Текст писали темными чернилами, в самых роскошных рукописях — золотом, изредка серебром, иногда по окрашенному пурпуром пергамену; инициалы и заголовки — часто киноварью. Для создания миниатюр использовали минеральные краски и золото, твореное или листовое. Сначала делали подготовительный рисунок, затем в несколько слоев наносили краски, прописывали изображение белилами и прорисовывали мелкие детали.

      От  доиконоборческого периода сохранилось  лишь несколько иллюстрированных рукописей. Все они имели крупный формат и содержали, если верить современным реконструкциям, по несколько десятков и даже сотен изображений. Разнообразие представленных в них подходов к иллюстрированию текста и размещению миниатюр, а также вариантов стиля не позволяет дать убедительные ответы на вопросы: где, когда, кем и по чьему заказу они были созданы.

       Миниатюры рукописей светского содержания, таких как Ватиканский (Vat. lat. 3225) и Римский Вергилий (Vat. lat. 3867), миланская  Илиада (Ambros. F. 205 inf) и венский Диоскорид (Vindob. Med. gr. 1), очевидно, восходят к античным традициям иллюстрирования этих текстов. В венском Диоскориде находится самая ранняя из дошедших до нас посвятительных миниатюр, изображающая знатную византийскую даму Аникию Юлиану в сопровождении аллегорий Великодушия и Мудрости; в посвятительной надписи воздается хвала Аникии Юлиане за основание ею в 512–513 гг. церкви.

 
 
 
 
 
 
 
 

      Единственная  из раннехристианских рукописей, которая имеет запись о времени и месте создания,— сир. Евангелие Раввулы (Laurent. Plut. I. 56). Это четвероевангелие было написано в монастыре св. Иоанна в Бет-Загба, неподалеку от Апамеи, в Сирии. Главным его писцом был Раввула, завершивший эту работу в 586 г. Все миниатюры и таблицы канонов вставлены в начало рукописи. Манускрипт открывают 3 полностраничные композиции: Избрание ап. Матфия (Деян 1. 21–26), Богоматерь с Младенцем, Аммоний Александрийский и Евсевий. Далее на листах 3v — 12v изображения занимают поля таблиц канонов и располагаются в 3 регистра: сверху — персонажи из ВЗ (в первых 12 таблицах), в среднем регистре — евангельские сцены, в нижнем — растительные мотивы и животные. Затем еще 4 полностраничные миниатюры: Распятие, Вознесение, Христос с предстоящими и Пятидесятница.

      

      На  протяжении IX и части X в. формируются новые принципы книжной декорации. Помимо миниатюр в рукописях постепенно появляются орнаментальные инициалы и заставки, со временем приобретающие традиционный, легко узнаваемый облик. Число иллюстраций сокращается; складываются иллюстративные циклы наиболее часто копируемых текстов (четвероевангелия, лекционария, псалтири и др.).

       К кон. X — 1-й четв. XI в. появляются и более радикальные выразительные средства, позволяющие сильнее акцентировать духовное содержание образа. Напр., в миниатюрах Евангелия из монастыря вмц. Екатерины на Синае (Gr. 204) свободные позы и изящные пропорции фигур евангелистов, трактовка одежд, живая, иллюзионистическая манера личного письма полностью соответствуют классическому идеалу. В миниатюрах некоторых. рукописей этого времени, таких как Евангелие из монастыря Дионисиат на Афоне (Dionys. 588), постепенно усиливается роль линии и геометрических форм, которые становятся более условными, чем раньше, и начинают диссонировать с плавной пластической моделировкой объема. Черты лиц персонажей приобретают более отвлеченный характер, передающий сосредоточенное молитвенное состояние.  
 
 
 
 
 

      2-я  пол. XI в. является временем наивысшего расцвета искусства книжной миниатюры в Византии. Страница рукописной книги этого времени воспринимается как самостоятельное произведение искусства, в котором все элементы тонко согласованы и создают неразрывное композиционное единство: написанный каллиграфическим почерком текст, заголовки, фигурные инициалы, орнаментальные заставки и миниатюры, часто расположенные на полях или прямо в тексте. Обильное использование золота, великолепие изящных орнаментов, яркие, свежие краски — все это придает рукописям характер драгоценных ювелирных изделий.

      В это время получает повсеместное распространение особый тип орнамента, возникший еще во 2-й пол. X в. — т. н. эмалевый орнамент. Его основной мотив — фантастический цветок с несколькими крупными лепестками. Эти цветы могут иметь разнообразные стилизованные формы, их лепестки окрашены яркими красками синей, зеленой и красной и очерчены четкими замкнутыми контурами, которые резко выделяются на фоне золота, что делает их похожими на драгоценные византийские эмали. Вьющиеся побеги, листья и бутоны в обрамлении геометрического орнамента образуют самые причудливые комбинации. В этих сказочных зарослях прячутся птицы и звери, изображенные с тонкой наблюдательностью и вкусом. Зооморфные и антропоморфные мотивы украшают сверкающие золотом инициалы, составленные из таких же стилизованных побегов и лепестков: буква Т стоит на груди у павлина, букву О образуют кусающие друг друга за хвост ястреб и остроносая щука, в букве Е скрывается сокольничий, протягивающий своей птице чашку с едой. Таким орнаментом украшен, напр., Минологий из ГИМ.

        
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      2-й  четв. XII в., появились  сложные композиционные построениях миниатюр, где в нескольких параллельных планах изображены одновременно разные моменты рассказа, визуально сопоставлены разные темы и символы. Мастера не интересовало соотношение фигур и предметов в пространстве, передача их объема, веса, освещения. Его главная художественная задача — изобразить духовную энергию, наполняющую собою весь мир. Основными выразительными средствами являлись чрезвычайно динамичный, виртуозный рисунок, резкий, построенный на цветовых контрастах колорит и иррациональный, яркий белый свет, ложащийся произвольными пятнами, линиями и зигзагами. Действие разворачивается вдоль плоскости. Фигуры изображены в бурном движении, подчеркнутом прихотливыми линейными ритмами драпировок. Возбужденная жестикуляция персонажей, их острые сверкающие взгляды, бледные лица с жесткими зелеными и коричневыми тенями, часто изображенные в характерном резком профиле, усиливают драматический эффект. Миниатюры сопровождаются сложнейшими орнаментальными композициями заставок и инициалов, населенных причудливыми существами и расцвеченными столь же буйными, плотными красками.

       От  посл. десятилетий существования  Византии дошло очень мало иллюстрированных рукописей. После падения Константинополя в 1453 г. традиции византийской книжной иллюстрации продолжали развиваться во мн. греч. монастырях — в первую очередь, на Афоне.  

      Музыка

      Пением  и инструментальной игрой сопровождались зрелища на ипподроме, приемы во дворце, празднества и процессии. В хоровой  псалмодии, исполнявшейся в константинопольском  храме св. Софии, участвовало 111 «лекторов» и 25 «певцов» (солистов и запевал). Повсюду звучали трубы и литавры; в светском быту рано стал известен орган (из Византии в 7 в. он проник в Западную Европу); были распространены аккламации (приветственные певческие возгласы), эвфемии (славословия на греческий манер), застольно-величальные песни и церковные антифоны, а также песни разных народностей, населявших страну. На смешанной национальной почве (сирийской, греческой, славянской, еврейской и др.) возникли мелодии византийских гимнов (религиозных песен). Авторами гимнов были Ефрем Сирин (4 в.), Роман Сладкопевец (6 в.), создавший кондаки (сложные композиции из гимнов), Андрей Критский (7—8 вв.), прославившийся строфическими гимнами, и самый знаменитый — Иоанн Дамаскин (8 в.), оставивший огромное музыкальное наследство и установивший твердую систему литургического пения. Звукоряды Византийской музыки были объединены в осмогласии(системы оформления православного богослужения). Записывалась музыка невмами(нотное письмо). Многое из Византийской музыки послужило образцом для музыки католической церкви. Народы Восточной Европы, приняв от Византии христианскую веру, усвоили принципы музыкального оформления службы. К началу 2-го тысячелетия Византийская музыка стала клониться к упадку. В 14 в. ее мелодический стиль развил Иоанн Кукузелъ, реформатор восточно-христианского пения.

      Занятие музыкой не пользовалось большим  уважением в Византии, особенно в  позднейшее время, когда все искусство  стало клониться к упадку.          

      Стоит заметить, что именно этот народ освоил и значительно усовершенствовал орган, изобретенный еще этрусками (а может быть, и греческими артистами).          

      По  рельефным изображениям на нижней части  обелиска Феодосия видно, что византийцы применяли человеческую силу для  нагнетания органных мехов вместо употреблявшегося раньше для этой цели гидравлического пресса (рис. 1).

      (Литавры)

      Особое  искусство византийцев по устройству органов также подтверждается сведениями о том, что около 757 г. византийским императором Константином Копронимом в дар франкскому императору Пипину Короткому был послан орган; другой орган был подарен Карлу Великому императором Константином.          

      Его установили в Ахенском соборе, и это был  первый случай появления  органа в Западной церкви. Этот полнозвучный инструмент был усовершенствован византийцами и использовался только при светских празднествах, но никогда не звучал на церковных торжествах.

      Кроме того, существовали и другие, крайне простые инструменты, посредством  которых производился звук: колотушки, вертящиеся трещотки, большие рога и трубы. Сейчас на Западе в некоторых церквях и собраниях редкостей хранятся рога, вырезанные из слоновьих клыков и нередко богато украшенные изображениями.

        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Особенности Византийской музыки: 

      1. Прежде всего, византийская музыка - исключительно вокальна.

      2. Она монофонична. Поет ли один или много певчих, мелодическая линия остается одной и той же. Когда поет несколько певчих, слышится один голос. Это показывает единство веры.

      3. Византийская музыка исполняется  антифонно, то есть мелодия  поется поочередно двумя хорами, правым и левым. Такое антифонное исполнение впервые было благословлено в Антиохии святым Игнатием Богоносцем.

      4. Поскольку в византийской музыке  царит единогласие, особое внимание  в ней уделяется украшению  мелодии. Поэтому в ней наблюдается  разнообразие музыкальных гамм с интервалами, не свойственными и не встречающимися в европейской музыке.

      5. Параллельно с исполнением одноголосой  мелодии следует исон, представляющий  собой ровную музыкальную линию,  которую исполняет часть певчих  и которая как бы поддерживает  основную мелодию, чтобы акцентировать ее, придать ей плавность, красоту и умиление.

      6. В византийском песнопении используется не только горло, но и вся полость рта и носа. Все возможности голоса становятся единым музыкальным инструментом для славословия Бога.

      7. Переменные такты. Построение такта обычно определяется ударностью слогов. При использовании переменных тактов исчезает та светскость, которая характеризуется равными тактами европейской музыки.

      8. Используются кратимы. Это - не имеющие собственного смысла слова и слоги: тороро, терирем, тенена и т.п. Эти кратимы приставляются обычно в конец гимнов и символизируют невыразимое, превосходящее человеческие слова пение Ангелов. Так, в конце какого-либо гимна к Святой Троице или Пресвятой Богородице, когда уже произнесены божественные догматы, душа изливается в песнопении без слов. 

      Византийская  музыка не содержит мелодий произвольного  сочинения. Составитель  музыки, создавая мелодию, должен принимать  во внимание освященные музыкальные каноны, которые были приняты Церковью и сохранялись веками в первоначальном виде с великим благочестием.

      Старец  Паисий Святогорец говорил, что византийская музыка - это сладостные "переходы", т.е. приятные слуху мелодические фразы. Иногда они напоминают пение соловья, иногда нежный шепот волн, а иногда бывают весьма величественны.

      Старец  Порфирий говорил: "Византийская церковная  музыка сама по себе есть наставление… она смягчает душу человека и постепенно переносит ее в другие духовные миры. Звуки византийской музыки источают радость и услаждение, вводя человека в духовный мир".

      Византийская  музыка сыграла значительную роль в развитии средневекового музыкального искусствава  Восточной и Западной Европы, а также  ряда стран Передней Азии. Особенно велико было её влияние до 9 в. Византийская музыка проникала в Рим и Франконию, в Юж. Италию и Ирландию. Некоторые византийские мелодии были усвоены католической церковной музыкой и вошли в состав её канонизированных песнопений. Но особенно велико было значение Византийской музыки для тех стран, в которых был принят византийский строй богослужения и для церковного пения Древней Руси. В дальнейшем, однако, развитие церковной музыки в этих странах пошло своими путями, приведшими к выработке самостоятельных, национальных своеобразных её форм. 

Информация о работе Специфика культуры Византии и ее вклад в мировую культуру