Специфика науки и ее место в культуре

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 15:10, реферат

Описание работы

На протяжении всей своей истории люди выработали множество способов познания и освоения окружающего их мира. Среди них важнейшее место занимает наука, главные цели которой – описание, объяснение и предсказание процессов действительности. Наука – часть культуры, созданной человеком.

Работа содержит 1 файл

фИЛОСОФИЯ.doc

— 59.50 Кб (Скачать)

Кафедра общегуманитарных дисциплин

Контрольная работа

по  культурологии

     На  тему: «Специфика науки  и ее место в  культуре».

 
 
 
 
 
 
 
 
 

Наука среди других сфер культуры 

     На  протяжении всей своей истории люди выработали множество способов познания и освоения окружающего их мира. Среди них важнейшее место занимает наука, главные цели которой – описание, объяснение и предсказание процессов действительности. Наука – часть культуры, созданной человеком.

     Культура  находит свое воплощение в предметных результатах деятельности, способах и методах существования человека, различных нормах его поведения и разнообразных знаниях об окружающем мире. Вся совокупность практических проявлений культуры подразделяется на две основные группы: материальные и духовные ценности. Материальные ценности образуют материальную культуру, а мир духовных ценностей, включающий в себя науку, искусство, религию, формирует мир духовной культуры.

     Духовная  культура охватывает духовную жизнь  общества, его социальный опыт и  результаты, которые представляют перед нами в виде идей, представлений, научных теорий, художественных образов, моральных и правовых норм, политических и религиозных воззрений и многих других элементов духовного мира человека.

     Культура  является важнейшей сущностной характеристикой человека, отличающей его от всего остального органического мира нашей планеты. С ее помощью человек не приспосабливается к окружающей среде, как это делают растения и животные, а меняет ее, приспосабливая мир для себя. В этом проявляется важнейшая функция культуры – защитная, направленная на то, чтобы прямо или косвенно облегчить жизнь людей. Все сферы культуры так или иначе участвуют в решении этой важнейшей задачи, удовлетворяя потребности и интересы человека.

     Составная часть культуры – наука, определяющая многие стороны жизни общества и человека. Так, экономика – фундамент, обеспечивающий всю деятельность общества, - возникает на основе способности человека к труду. Мораль регулирует отношения между людьми в обществе. Религия рождается из потребности человека в утешении в тех ситуациях, которые невозможно разрешить рационально.

     Задача  науки – получение объективных  знаний о мире, познание законов, по которым функционирует и развивается  окружающий нам мир. Обладая этим знанием, человеку намного легче  преобразовывать этот мир, делая его все более удобным для себя. Признавая важную роль науки в нашей жизни, не следует соглашаться с ее претензиями на господствующее место в жизни общества (сциентизм). Наука сама по себе не может считаться высшей ценностью человеческой цивилизации, она только средство в решении некоторых проблем человеческого существования. То же относится к другим сферам культуры. Только взаимно дополняя друг друга, все сферы культуры могут выполнять свои основные функции – обеспечивать и облегчать жизнь людей, являясь связующим звеном между человеком и природой. Если же в этой взаимосвязи какой-то одной связи придается большее значение по сравнению с другими, это приводит к обеднению культуры в целом и нарушению ее нормального функционирования.

     Исходя  из такой оценки, наука сегодня  рассматривается как часть культуры, предшествующая собой совокупность объективных знаний о бытии, процесс получения этих знаний и применения их на практике. 

     
  1. Естественнонаучная и гуманитарная культура
 

     Культура, будучи результатом человеческой деятельности, неразрывно связана с природой и существует внутри нее. Но имея природную основу, она в то же время, сохраняет свое социальное содержание. Такая двойственность привела к формированию двух типов, способов отношения к миру и его познанию: естественнонаучной и гуманитарной культуры. На начальной стадии человеческой истории оба типа существовали как единое целое, поскольку человеческое познание в одинаковой степени было направлено как на изучение природы, так и на познание самого себя. Однако постепенно у каждого из них выработались свои принципы, и подходы определились цели: естественнонаучная культура стремилась изучить природу и покорить ее, а гуманитарная природа ставила своей целью изучение человека и его внутреннего мира.

     Впервые идея о различии естественнонаучной и гуманитарного знания была выдвинута в конце 19 века философами В. Дильтеем, В. Виндельбандом и Г. Риккертом. Предложенные ими термины «науки о природе» и «науки о духе» достаточно быстро стали общепринятыми, а сама идея прочно утвердилась в философии.

     Принципиальной  особенностью естественнонаучной культуры является то, что она «открывает» естественный мир, природу, акцентирует свое внимание на изучении и исследовании природных процессов и законов, ими управляющих. Она стремится к тому, чтобы как можно точнее прочитать бесконечную «книгу природы», овладеть ее силами, познать ее как объективную реальность, существующую независимо от человека.

     В то же время история человеческой культуры свидетельствует и о  том, что любая духовная деятельность людей протекает не только в форме естественнонаучного познания, но и в форме философии, религии, искусства, социальных и гуманитарных наук. Все эти виды деятельности и составляют содержание гуманитарной культуры. Основным предметом гуманитарной культуры является внутренний мир человека, его личностные качества, человеческие взаимоотношения. Иными словами, важнейшей ее особенностью является то, что главной проблемой для человека оказываются его собственное бытие, смысл, нормы и назначение этого бытия.

     Таким образом, между естественнонаучным и гуманитарным знанием существует множество различий. Они вызваны не только разными целями, предметами и объектами данных направлений познавательной деятельности, но и обусловлены двумя основными способами процесса мышления, имеющими физиологическую природу. Сегодня достоверно известно, что мозг человека функционально асимметричен: правое его полушарие связано с образными, интуитивным типом мышления, а левое – с логическим. Преобладание того или иного типа мышления определяет склонность человека к рациональному или к художественному способу восприятия мира.

     Рациональное  знание служит основой естественнонаучной культуры, поскольку ориентировано на разделение, сравнение, измерение и распределение по категориям знаний об окружающем мире. В совокупности различных Факторов, событий и проявлений окружающего мира оно раскрывает общее, устойчивое, необходимое и закономерное, придает им системный характер. Естественнонаучному знанию свойственно стремление к истине, выработка специального языка для максимально точного и однозначного выражения полученных знаний.

     Интуитивное мышление выступает основой гуманитарного знания, поскольку отличается индивидуальным характером и не может быть подвержено строгой классификации или формализации. Оно основывается на внутренних переживаниях человека и не имеет строгих объективных критериев истинности. Однако такое мышление обладает огромной познавательной силой, так как ассоциативно и метафорично по характеру. Используя метод аналогии, оно способно выходить за рамками логических конструкций и рождать новые явления материальной и духовной культуры.

     В последние годы под влиянием достижений технического прогресса и таких  новых общенаучных методов исследований, как системный подход, прежняя конфронтация между естествоиспытателями и гуманитариями значительно ослабла. Гуманитарии поняли влажность и необходимость использования в своих знаниях не только технических и информационных средств естествознания и точных наук, но и эффективных научных методов исследования, которые первоначально возникли в рамках естествознания. Например, экспериментальный метод исследования из естественных наук проникает в гуманитарные. В свою очередь естествоиспытатели все чаще обращаются к опыту гуманитарного познания. Таким образом, можно говорить о гуманитаризации естествознания, активно происходящей в наши дни, стирающих границы между двумя типами культуры. 

     
  1. Структура научного знания
 

     Современная наука включает более 15 тыс. различных дисциплин, а число профессиональных ученых в мире превысило 5 млн. человек. Поэтому наука сегодня имеет очень сложную структуру, которую можно рассматривать в нескольких аспектах.

     По  ориентации на практическое примечание результатов все науки объединяются в две большие группы: фундаментальные и прикладные.

     Фундаментальные науки – это система знаний о наиболее глубоких свойствах объективной  реальности, не имеющая выраженной практической направленности. Эти науки создают теории, объясняющие основы бытия людей. Фундаментальные знания этих теорий определяют особенности представления человека о мире и самом себе, т.е. являются основанием на научной картины мира. Как правило, фундаментальные исследования проводятся в силу внутренних стимулов, а не внешних потребностей. Открытия и достижения фундаментальных наук являются определяющими в формировании естественнонаучной картины мира, изменении парадигмы научного мышления. В этих науках вырабатываются базовые модели познания, выявляются понятия, принципы и законы, составляющие основу прикладных наук. К фундаментальным наукам относятся математика, естественные науки, социальные науки, гуманитарные науки.

     Прикладные  науки – система знаний, имеющая  четко выраженную практическую ориентацию. Опираясь на результаты фундаментальных исследований, они ориентируются на решение конкретных проблем, связанных с интересами людей. Прикладные науки амбивалентны, т.е. в зависимости от сферы приложения они могут оказывать как позитивное, так и негативное воздействие на человека. К прикладным наукам относятся технические дисциплины, агрономия, медицина, педагогика и др.

     Также наука должна быть рассмотрена в  содержательном аспекте с точки  зрения предметного единства. Поскольку  окружающий нас мир может быть разделен на три сферы – природу, общество и человека – науки также делятся на три группы:

  1. Естествознание
  2. Обществознание
  3. Гуманитарное знание, изучающее человека как мыслящее существо.

     Каждая  из них представляет собой сложный  комплекс, состоящий из множества  взаимодействующих между собой  самостоятельных наук.

     Так, в естествознании, предметом которого является природа как единое целое, входят физика, химия, биология, науки  о Земле, астрономия, космология и  др. Особое место в этой схеме  занимает математика, которая вопреки  широко распространенному заблуждению не является частью естествознания. Это междисциплинарная наука, которая используется как естественными, так и общественными и гуманитарными науками. Очень часто математику называют универсальным языком науки, цементом, скрепляющим ее здание. 

     
  1. Критерии научного знания. Псевдонаука
 

     За  всю свою историю человечество накопило огромное количество различных по своему характеру знаний о мире. Это ставит вопрос о критериях, которые позволили  бы отличить научное познание от ненаучного.

     Можно выделить пять критериев научного знания.

  1. Системность знания: наука – определенная структура, а не бессвязный набор отдельных частей. Система характеризуется внутренним единством, невозможностью изъятия либо добавления без веских оснований каких либо элементов в ее структуру. В системах научного знания есть исходные принципы, фундаментальные понятия, а также знания, выводимые из этих принципов понятий по законам логики. Кроме того, система включает в себя важные для данной науки, интерпретированные опытные факты, эксперименты, математический аппарат, практические выводы и рекомендации.
  2. Наличие отработанного механизма для получения новых знаний. Науки – это не просто система знаний, но и деятельность по их получению, что предусматривает не только отработанную методику практического и теоретического исследования, но и наличие людей, специализирующихся на этой деятельности.
  3. Теоретичность знания, определяющая цель научного познания. Этой целью является получение истины ради самой истины, а не ради практического результата.
  4. Рациональность знания, т.е. получение знания только на основе рациональных процедур. В основе рационального стиля мышления лежит признание существования универсальных, доступных разуму причинных связей, а также формального доказательства в качестве главного средства обоснования знания.
  5. Наличие экспериментального метода исследования, математизации науки. Этот критерий связал современную науку с практикой, создал современную цивилизацию, ориентированную на сознательное преобразование окружающего мира в интересах человека.

     Пользуясь введенными критериями, можно всегда отличить научное знание от ненаучного. Это особенно важно в наши дни, так как в последнее время  псевдонаука, всегда существовавшая рядом  с наукой, пользуется популярностью  и привлекает к себе все большее число сторонников и приверженцев.

     Опасность псевдонауки заключается в том, что она, пользуясь авторитетом  науки, паразитирует на ней. Никакого вклада в развитие подлинной науки псевдонаука не вносит, но претендует на те привилегии, которыми обладает наука.

     Важнейшим отличием науки является содержание знания: утверждения псевдонаук часто  не согласуются с установленными фактами, не выдерживают объективной  экспериментальной проверки.

     Структура псевдонаучных знаний не носит системного характера, а отличается фрагментарностью. В результате их обычно невозможно логично вписать в сколько-нибудь подробную картину мира.

     Для псевдонауки также свойствен  некритический анализ исходных данных, что позволяет принимать в  качестве таковых мифы, легенды и т.д. 

 

Список  используемой литературы 

  1. Степин  В.С. Философия науки. М.: 2003 г.
  2. Концепция современного естествознания: учеб. пособие /А.П. Садохин – М.: «Омега-Л», 2008 г.

Информация о работе Специфика науки и ее место в культуре