Спор как вид делового общения

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 09:23, контрольная работа

Описание работы

С целью публичного обсуждения острых проблем, античные мыслители широко использовали диалог, т.е. излагали свои мысли в форме вопросов и ответов. Они исходили из того, что всегда существует как минимум два противоположных мнения, поэтому в споре каждый из собеседников может отстаивать свою позицию. Это позволяло приобретать знания не в готовом виде, а путем размышления, совместного обсуждения проблемы и поиска правильного решения.

Содержание

Введение
I. Спор как вид деловой коммуникация 4
1. Классификация споров 6
II. Разновидности спора 9
1. Дискуссия 9
2. Полемика 10
3. Дебаты как один из видов спора 11
III. Тактические приемы спора, аргументация 12
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Культура речи (Света).docx

— 36.15 Кб (Скачать)

Контрольная работа

по дисциплине: Культура речи и деловое общение

по теме: «Спор как вид делового общения»

 

 

 

Исполнитель: студентка

I курса заочного факультета

направления “Экономика”

группы БУА

Жуланова С.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург

2012

 

Содержание:

 

Введение

  1. Спор как вид деловой коммуникация4
  1. Классификация споров6
  1. Разновидности спора9
  1. Дискуссия9
  1. Полемика10
  2. Дебаты как один из видов спора11
  1. Тактические приемы спора, аргументация12

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ведение

 

 

Что же такое спор и зачем  он нужен?  Этим вопрос задавались еще  с древних времен. Античные мыслители  первыми обратили внимание на то, что  спор играет важную роль для выяснения  истины. Из глубины веков дошел  до нас замечательный афоризм: «Истина  рождается в споре». Древнегреческие  ученые выделяли различные виды спора, в частности, они четко разграничивали диалектические беседы и софистические  споры.

С целью публичного обсуждения острых проблем, античные мыслители  широко использовали диалог, т.е. излагали свои мысли в форме вопросов и  ответов. Они исходили из того, что  всегда существует как минимум два  противоположных мнения, поэтому  в споре каждый из собеседников может  отстаивать свою позицию. Это позволяло  приобретать знания не в готовом  виде, а путем размышления, совместного  обсуждения проблемы и поиска правильного  решения.

И на сегодняшний день тема «спора» является актуальной, так  как каждый человек имеет своё мнение от которого не намерен отступать. Чтобы доказать свою точку зрения мы прибегаем к разным уловкам, ведем  себя подобающе в той или иной ситуации. В условиях оживленных дискуссий, споров, полемики прежде всего по общественно-политическим вопросам ощущается нехватка культуры ведения диалога в широком  смысле, что означает неумение выслушивать, аргументировать и понимать противоположное  мнение, в соответствии с позицией оппонента корректировать свою позицию  или настаивать на выдвинутых положениях, совместными усилиями добираться до сути вопросов или искать и находить новые аргументы для убеждения  противника.

Целью данной работы стало  выявление и понимание, что представляет из себя спор на сегодняшний день, и  почему он стал одной из главных  форм человеческого общения.

В связи с поставленной целью, можно выделить ряд задач для ее достижения:

    1. Ознакомиться с главными характеристиками и видами спора
    2. Выяснить организацию и правила поведения спора
    3. Понять как применять теорию спора на практике

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Спор как вид  деловой коммуникации

 

 

Деловой спор как вид коммуникации широко применяется при обсуждении разногласий, в ситуации отсутствия единого мнения по обсуждаемому вопросу. В литературе по коммуникации нет  единого понимания термина "спор", однако большинство специалистов квалифицируют  его как процедуру, в которой  один доказывает, что какая-то мысль  верна, а другой - что она ошибочна. В. И. Курбатов в книге "Стратегия  делового успеха", считает, что особенностью спора является не доказательство истинности собственного тезиса, а словесное  состязание, при котором каждый отстаивает свою точку зрения по тому или иному  спорному вопросу. На практике зачастую споры ведутся в неупорядоченных, неорганизованных формах, а также  при несоблюдении общепринятых правил и принципов. Спору как разновидности  деловой коммуникации присущи следующие  характеристики:

  1. спор предполагает наличие по крайней мере двух субъектов, одного из которых уместнее называть пропонентом, а другого - оппонентом;
  2. участники спора имеют одинаковые права в процессе обмена мнениями, по степени активности, по видам и формам прямой и обратной связи друг с другом;
  3. предметом спора является положение, о котором каждая из сторон имеет собственное мнение, называемое позицией или тезисом;
  4. различие позиций сторон делает спор обсуждением на уровне явления, а не на уровне сущности. Поэтому любой спор - достаточно поверхностное обсуждение спорного положения;
  5. позиции сторон противоречат друг другу и чаще всего имеют открыто отрицательный характер;
  6. процедура обмена мнениями в соответствии с взаимоисключающими характеристиками тезисов выражается в борьбе мнений;
  7. борьба мнений в споре нередко достигает высшей формы - конфликта или борьбы мнений, когда каждая из сторон настаивает на истинности своего тезиса и ложности тезиса оппонента. Каждый довод в аргументации такого типа представляет собой отрицание довода оппонента. Характер обсуждения приобретает вид опровержения, отклонения, отрицания, неприятия, устранения;
  8. предметное поле обсуждения спорного вопроса обычно не бывает четко определенным. Его размытость также обусловлена тем, что речь в споре идет не о сущности, а о поверхностных характеристиках предмета;
  9. спор как вид деловой коммуникации не регламентирован ни в процедурном, ни в пространственном, ни во временном отношениях.

 

Классификация споров

 

Виды спора весьма многообразны. Спор может быть конструктивным (товарищеским) или деструктивным (враждебным), устным или письменным, организованным или  стихийным, основательным или поверхностным, содержательным или формальным.

Перечисленные виды спора  выделены по внешним признакам. В  жизни больше внимания уделяется  содержательным аспектам спора, поэтому  одним из важных моментов является выбор вида спора (дискуссии или  полемики), который определяется конкретными  обстоятельствами.

Оригинальная классификация  видов спора приводится в работах С.И. Поварнина:

Сосредоточенный и бесформенный спор.

Сосредоточенный спор, —  когда спорящие все время имеют  в виду спорный тезис, и все, что  они говорят или что приводят в доказательство, служит для того, чтобы опровергнуть или защитить этот тезис. Одним словом, спор вертится около одного центра, одного средоточия, не отходя от него в стороны. Бесформенный же спор не имеет такого средоточия. Начался он из-за какого-нибудь одного тезиса. При обмене возражениями схватились за какой-нибудь довод или частную мысль и стали спорить уже о ней, позабыв о первом тезисе. Потом перешли к третьей мысли, к четвертой, нигде не завершили спора, а обращая его в ряд отдельных схваток. К концу спора спрашивают: "с чего же мы, собственно, начали спор", — и не всегда могут вспомнить это. Такой спор можно назвать бесформенным. Это самый низший из подобных видов спора.

 

Простой и сложный  спор.

Можно вести спор вдвоем, один на один. Это будет простой, одиночный спор. Но часто спор ведется  между несколькими лицами, из которых  каждое вступает в спор или со стороны  защиты тезиса, или со стороны нападения (сложный спор).

Спор со многими участниками  может сам собою "наладиться" — особенно устный спор — лишь в  тех случаях, когда все участники  его обладают хорошей дисциплиной  ума, способностью схватывать сущность того, что говорится, и пониманием сущности задачи спора. В остальных  случаях необходим руководитель споров — "председатель собрания" и т.п.

 

Споры при слушателях и без слушателей.

Иногда это различие имеет  огромное, решающее влияние не только на характер спора, но и на исход  его.

Присутствие слушателей, если они даже совершенно молчать не выражают никаким другим образом одобрения  или неодобрения, обыкновенно действует  на спорящих. Особенно на людей самолюбивых, впечатлительных, нервных. Победа при  слушателях больше льстит тщеславию, поражение  становится более досадным и неприятным. Отсюда большее упорство во мнениях, большая у иных горячность, большая  склонность прибегать к разным уверткам и уловкам и т.п.

 

Устный и письменный спор.

В устном споре, особенно если он ведется при слушателях, часто  очень важную роль играют "внешние" и психологические условия. Робкий, застенчивый человек, особенно не привыкший  спорить при многочисленных посторонних  слушателях, всегда проиграет по сравнению  с самоуверенным или даже иногда наглым (при прочих условиях, конечно, приблизительно сходных). Затем огромное преимущество в устном споре получает быстрота мышления. Кто скорее мыслит, "за словом в карман не лезет", находчив, тот при одинаковом уме  и запасе знаний всегда одолеет противника в устном споре. Большое преимущество в устном споре при слушателях имеет также уменье говорить метко  и остроумно и т.д. Все эти  внешние преимущества или совсем уничтожаются в письменном споре, или  сглаживаются, и более может выступить  на первый план внутренняя логическая сторона спора.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дискуссия, полемика, дебаты как разновидности спора

    1. Дискуссия

 

Дискуссия (с от лат. discussio – рассмотрение, исследование) - это вид спора, в рамках которого рассматривается, исследуется, обсуждается какая-либо проблема с целью достичь взаимоприемлемого, а по возможности и общезначимого ее решения. Как правило, участниками дискуссии являются лица, которые обладают необходимыми знаниями по обсуждаемым вопросам и имеют полномочное право принимать решение или рекомендовать принять то или иное решение.

Дискуссия представляет собой последовательную серию высказываний ее участников относительно одного и того же предмета, что обеспечивает необходимую связность обсуждения. В большинстве случаев тема дискуссии формулируется до ее начала, что дает возможность ее участникам подготовиться к ней более основательно.

От других видов споров, прежде всего полемики, дискуссия отличается своей целенаправленностью и  используемыми средствами. Цель любой  дискуссии – достижение максимально  возможной в данных условиях степени  согласия ее участников по обсуждаемой  проблеме.

Итог дискуссии не должен сводиться  к сумме высказанных точек  зрения относительно обсуждаемого предмета. Он должен представлять собой синтез объективных и необходимых черт, присущих дискутируемому предмету. Другими  словами, результат дискуссии должен выражаться в более или менее  объективном суждении, поддерживаемом всеми участниками дискуссии  или их большинством. Таким образом, в дискуссии выкристаллизовывается  более четкая и ясная формулировка решения проблемы, снимается, устраняется  до известного предела момент субъективности: убеждения одного человека или группы людей получают должную поддержку других и тем самым объективируются, обретая определенную обоснованность

    1. Полемика

 

Полемика (с греч. polemikos переводится как воинствующий, враждебный) - вид спора, в рамках которого основные усилия сторон направлены на утверждение (победу) своей позиции относительно обсуждаемого предмета. Действительно, в отличие от дискуссии в полемике присутствует состязательность, борьба, определенная степень воинственности и враждебности, что детерминировано целью, которая преследуется участниками полемики. Именно поэтому в сознании большинства людей полемика ассоциируется с коммуникативным актом, называемым острым спором. Отметим обличительные черты полемики. Во-первых, основная задача, которую решают полемизирующие стороны, – утверждение своей позиции. Во-вторых, участвующие в полемике стороны более, чем в дискуссии, вольны в выборе средств спора, его стратегии и тактики. В полемике допускается использование большего числа корректных приемов, таких, как захват инициативы, внезапность в использовании имеющихся в распоряжении спорящих доводов, в том числе и психологических, навязывание своего сценария спора и т. п.

Вместе с тем существует ряд  моментов, роднящих полемику и дискуссию: наличие определенного предмета спора, содержательная связность, детерминированная  открытостью к аргументам другой стороны и очередностью выступлений  спорящих, недопустимость использования  некорректных логических и психологических  приемов, нарушение этических норм.

Безусловно, победа в полемике, особенно если она получила общественный резонанс (например, среди коллег), может принести некоторое удовлетворение. Но следует  помнить, что в общественном сознании спор ассоциируется со средством  достижения истины, поэтому решение, основанное на победившей в полемике позиции, влечет за собой соответствующую меру ответственности. Нетрудно догадаться, каковы будут последствия и какой будет мера ответственности, если в полемике победит ошибочная точка зрения. Следовательно, не стоит торопиться принимать за основу действий победившую в полемике позицию. Надо еще раз взвесить все «за» и «против», посоветоваться с компетентными людьми.

 

    1. Дебаты

 

Дебаты — вид дискуссии, интеллектуальная игра, в которой две команды  отстаивают противоположные утверждения  по некоторой сложной проблеме, чтобы  убедить членов жюри в своей правоте. Существуют определённые правила ведения  дебатов, которые, прежде всего, помогают обучаться культуре конструктивного  общения. Кроме того, дебаты содействуют  развитию логического мышления, способствуют формированию уверенности и убеждённости в отстаивании своей позиции, помогают приобрести навыки командной  работы. Главная цель игры «Дебаты» — научиться культуре ведения  публичной дискуссии.

Информация о работе Спор как вид делового общения