Сравнительная характеристика праздников в честь богов греческого Деонисия и римского Либера

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 10:51, контрольная работа

Описание работы

Насколько такое отождествление было исконным? Можно ли считать, что храм Либера, Либеры и Цереры с самого начала был предназначен для того, чтобы стать религиозным центром плебеев, а «плебейская триада» была противопоставлена патрицианской Каптолийской троице? Ряд соображений говорит в пользу того, что вряд ли трактовка связи Либера и «свободы» была современна сооружению храма «плебейской триады». Ее главным значением были функции входивших в нее божеств стимулировать плодородие и цементировать единство общин, воздававших им культ на перекрестках.

Работа содержит 1 файл

Котр раб. Ист теор праздников.docx

— 41.94 Кб (Скачать)

Осенние праздники – это  праздники урожая. Также приурочены к осеннему равноденствию. Начало сентября ознаменовано праздником Рода и Рожаниц (8 сентября). После праздника Рода и Рожениц наступает «бабье лето». Также начало сентября именовались первыми Осенинами- первыми чествованиями урожая и Матери Земли. В начале сентября завершалась жатва, которая должна была обеспечить благосостояние семьи на будущий год. Кроме того, встреча осени отмечалась обновлением огня: старый огонь гасили и зажигали новый, который добывали ударами кремня.

Середину сентября в земледельческом  календаре называли вторыми Осенинами. Эти даты приходятся на осеннее равноденствие. Также считается днем Сварога, что управляет, обладает даром связывать людские судьбы. В это время продолжался «сезон» свадеб и девичих посиделок.

К этому времени уже  прошли обряды закрытия Сварги (прерывание живой связи между Небом и Землей). Землю постепенно сковывает от хляби мороз, влияние светлых Богов падает. Земля остается на попечении Велеса. Чтобы люди могли пережить тяжелое время, Сварог подарил им топор, искусство ремесла. Поэтому в этот день особо чествуют кузнецов, плотников и всех мастеров-умельцев. Также с этого дня и режут кур, а первых подают Сварогу в жертву.

27 сентября – Третьи  Осенины, а также большой славянский праздник Родогощь (Таусень, Богач). Иногда указывается в литературе, что этот праздник справляли в день осеннего равноденствия. Собственно «богачом» называли в первую очередь корзину с зерном. Зерно собирали с первого зажиночного снопа на каждом поле и у жителей всей деревни. Считалось, что он должен приносить общине , а особенно своему хранителю, удачу, достаток, здоровье. В месте хранения Богача устраивали щедрое ритуальное застолье. Богач стоял в красном углу под иконами целый год, фактически выступая в качест ве своеобразного домашнего идола, воплощения достатка и удачи.

В целом, основными обрядовыми чертами праздников осеннего равноденствия  являются:

– выражение благодарности  богам верхнего мира (солнечным) и  земным (нижнего мира) за дарованный урожай (жертва Даждьбога, Велесова бородка на дожинки и т. п.);

– почитание плодов нового урожая;

– обережные действия общего и частного свойства, принятие магических защитных мер в преддверии зимней поры;

– проводы теплого плодородного времени года, олицетворяемого или  Солнцем, или птицами и т. п., поминальные  действия;

– обрядовые пиршества (общинные и частные) с использованием плодов нового урожая, проходящие по достаточно строгому ритуалу;

Со вторых Осенин хозяйственная деятельность переносилась с поля в огород или в дом: начинался сбор овощей . Производились обрядовые застолья. Принято было варить братчинное пиво, закалывать овцу (барана), которых обычно жарили. Из муки нового урожая пекли пироги с различными начинками. Приготовление обрядовых блюд сопровождалось сложными ритуальными действиями обережно-очистительного свойства.

По народной традиции начинались капустницы, девичьи вечеринки, когда  молодежь ходила из дома в дом рубить капусту. Длились эти вечеринки  две недели. Это своего рода священнодействие: капуста считалась ритуальной пищей.

В качестве примера магического  действия этого времени можно  упомянуть наговор на пироги. Для  него следует испечь двенадцать пирожков (или медовых пряников), завязать в чистую салфетку, пойти на перекресток  безлюдной улицы или в лес (опять  же в безлюдное место), положить пироги на землю, приговаривая при этом:

Вот вам, двенадцать сестер,

От меня хлеб-соль,

Полноте мучить меня,

Отстаньте от меня,

Оставьте меня.

Считалось, что так можно  избавиться от лихорадки (трясовицы) и других недомоганий.

Именно в эти дни, как  принято думать, змеи и прочие гады вместе с птицами переселялись в  мир Иной, в неведомую страну, называемую Ирий. Посему устраивали проводы их с наказом передать послание ушедшим в мир иной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сценарный план праздника МАСЛЕНИЦА                                                            
Время проведения:        12:00 – 15:00                                                                     Место проведения: Городская площадь 

                                                                                                                

п.п.

Последовательность  выступления творческих коллективов  театрализованного представления  Масленица.

Время

1.

Открытие праздника театрализованным представлением ведущих (Известные, публичные люди города.) – скоморохов (артистов цирка, акробатов, жонглеров, клоунов.)

11.00 - 11.05

2.

Концертная программа фольклорных коллективов, совместно с  молодежными коллективами (представляющие стилизованные номера, фольклор + современность)

11.05 – 11.30

3.

Поздравления горожан представителями разных социальных, муниципальных, общественных организаций.

11.30 – 11.40

4.

Выступления популярных команд КВН

11.40 – 12.00

5.

Продолжение театрализованного  представления скоморохов

12.00 –12.05

6.

Концертная программа  Артистов русской эстрады (Надежда Бабкина, Пилагея)

12.05 – 13.00

7.

Концертная программа  из номеров оригинального жанра. (Стилизация фольклора, цирка и эстрады)

13.00 – 13.55

8.

Заключительная часть  театрализованного представления  – прощание с Масленицей. Пиротехническое представление.

13.55 – 14.00


 

    

Городской парк культуры и отдыха 

 

Время проведения: 11.00-16.00 

В программе: 

Центральная сценическая площадка:

Праздничная программа: Скоморохи, вокально-инструментальные коллективы, с активным вовлечением зрителей в участие.

Русские народные забавы (Кидание веников, перетягивание каната и лазание по столбу.) 

12.30-15.30

Малая сцена:

Праздничная программа для  самых маленьких: шоу мыльных  пузырей,

фейс-арт, ростовые куклы. 

15.00 – сжигание  чучела Масленицы. 

Работает праздничная  торговля.

 

Пиротехнического  шоу «Сжигания  Масленица»

Динамичный дневной фейерверк  комбинированного типа (низовой, парковый) с логикой развития сюжета и с  подчеркнутым финалом. Пиротехнические  фигуры работают, наслаиваясь друг на друга, что создает эффект непрерывности.

На пиротехнической площадке устанавливается чучело Зимы, предназначенное  для сжигания.

Радиус опасной зоны - не более 20 м.

Эпизод № 1 (низовой фейерверк)

В начале фейерверочного представления, подавая сигнал «Внимание!», от земли  ввысь веером уходят огромные золотисто-огненные кометы..

Динамическая фигура «Чучело»: в руках чучела загораются фонтаны, вся фигура начинает вращаться, разбрасывая  сноп искр. Затем из туловища чучела вырывается столб огня. Вся фигура воспламеняется.

 

Эпизод № 2 (парковый фейерверк)

Работает салютная батарея  из 88 зарядов калибра 1 и 1 ½ дюйма  – выстреливаются разноцветные конфетти и трещащие звезды.

Одновременно работают 2 салютные батареи из 16 зарядов калибра 1 ¼ дюйма (всего 32 выстрела)  –  выстреливаются парашюты, разноцветные ленты, трещащие звезды.

Одновременно работают 3 салютные батареи из 16 зарядов калибра 1 ¼ дюйма (всего 48 выстрелов)  –  выстреливаются разноцветные ленты, цветные  дымы и парашюты.

В завершение фейерверка выстреливаются кометные вспышки.

Общее время: 3,5 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

1.   История древнего  Рима.    Под ред. Бокщанина А.Г.   М., Высшая школа, 1971

2.   Древние цивилизации.   Под общей ред. Бонгард-Левина Г.М.    М., Мысль,

1989

3. Куманецкий К.    История культуры древней Греции и Рима

М., Высшая школа , 1990

4.   Лурье С.А    История Греции    С.-Пб, Издательство  Санкт-Петербургского

университета, 1993

5.   Любимов Л.    Искусство древнего мира    М., Просвещение, 1980

6. Моммзен Т.     История Рима    С.-Пб, Лениздат, 1993

7. История и культура  античного мира. Под ред.Кобылина М.М.

М., Наука, 1977 (Васильченко  С.Н.)


Информация о работе Сравнительная характеристика праздников в честь богов греческого Деонисия и римского Либера