Средневековая культура

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 12:54, реферат

Описание работы

В средневековье утверждался феодализм с преимущественной сельской общиной и зависимостью человека от нее и феодала. Материальная культура определялась общинной деятельностью на земле и ремесленным производством в городах. Из-за того, что многие страны Европы самоопределились и укрепились, центром культурного совершенствования становится весь европейский регион — Испания, Франция, Голландия, Англия и другие страны.

Содержание

Введение…………………………………………………………..3

1.Средневековая культура западноевропейского региона......................3

2.Средневековая культура Византии и Восточной Европы…………… .7

3.Средневековая культура Малой Азии и Среднего Востока……………8

4.Культура Возрождения……………………………………………………9

Заключение……………………………………………………....13

Список используемой литературы…………………………....15

Работа содержит 1 файл

Культура.doc

— 105.00 Кб (Скачать)

                                             Содержание.

                                                                                                                      Стр.

Введение…………………………………………………………..3

1.Средневековая культура западноевропейского региона......................3

2.Средневековая  культура Византии и  Восточной  Европы…………… .7

3.Средневековая  культура Малой Азии и Среднего  Востока……………8

4.Культура Возрождения……………………………………………………9

Заключение……………………………………………………....13

Список  используемой литературы…………………………....15 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

    В исторической науке понятие «средневековье»  укрепилось после того, как в эпоху  Возрождения был провозглашен возврат  к античной культуре. «Промежуточные века» между античностью и  Возрождением с легкой руки итальянских гуманистов стали именоваться средними. Очевидна условность такого понятия, показательна огромная продолжительность данного периода - более тысячелетия, не вызывает сомнения важность и многогранность содержания этого этапа в истории человечества.

    Для гуманистов эпохи Возрождения и  деятелей французского Просвещения  понятие средневековья было синонимом  одичания и грубого невежества, а  средние века - временем религиозного фанатизма и культурного упадка. Напротив, историки так называемой «романтической» школы начала ХIХ в. называли средневековье «золотым веком» человечества, воспевали достоинства рыцарских времен и расцвет культурных и христианских традиций.

      В средневековье утверждался феодализм  с преимущественной сельской общиной  и зависимостью человека от нее и феодала. Материальная культура определялась общинной деятельностью на земле и ремесленным производством в городах. Из-за того, что многие страны Европы самоопределились и укрепились, центром культурного совершенствования становится весь европейский регион — Испания, Франция, Голландия, Англия и другие страны. Христианство объединяло их духовные усилия, распространяя и утверждая себя в Европе и за ее пределами. Но процесс становления государственности у народов Европы далеко еще не был завершен. Возникают большие  и малые войны, вооруженное насилие выступает и фактором, и тормозом культурного развития. 

                     1.Средневековая культура западноевропейского региона.

      В основе средневековой культуры лежит  взаимодействие двух начал – собственной культуры «варварских» народов Западной Европы и культурных традиций Западной Римской империи – права, науки, искусства, христианства. Эти традиции усваивались во время завоевания Рима «варварами». Влияли на собственную культуру языческой родоплеменной жизни галлов, готов, саксов, ютов и других племен Европы. Взаимодействие этих начал дало мощный импульс становлению собственно западноевропейской средневековой культуры.

      Сущность  культуры любой эпохи, прежде всего, выражается в представлениях человека о себе самом, своих целях, возможностях, интересах.

    Средние века в Европе определялись христианской культурой. Церковь стремилась общественные отношения объяснить по образцу отношений человека и бога. Подчинение, смирение, покорность становятся главными ценностями общественной жизни, которые проповедует христианское духовенство.

    Церковникам удалось воспрепятствовать свободному развитию массового народно-праздничного творчества, особенно — его сатирическому  началу. Не обогащаемое гражданскими идеями, это творчество было приглушено.

    И все-таки отдельные виды увеселений продолжали жить, породив новый вид  народного зрелища — представления  гистрионов, которые внесли большой  вклад в становление культуры Западной цивилизации. Особенно ярко это  выразилось в деятельности вагантов-— бродячих поэтов и музыкантов. Они остро критиковали церковь за алчность, лицемерие и невежество. Возникает поэзия менестрелей и трубадуров. Развиваются поэзия и проза рыцарства, записываются шедевры народного эпоса

    Первым  самостоятельным, специфически европейским художественным стилем средневековой Европы был романский, которым характеризуются искусство и архитектура Западной Европы примерно с 1000 года до возникновения готики, в большинстве регионов примерно до второй половины и конца XII века, а в некоторых и позднее. Он возник в результате синтеза остатков художественной культуры Рима и варварских племен. На первых порах это был пра-романский стиль.

    В конце пра-романского периода элементы романского стиля смешивались с  византийскими, с ближневосточными, особенно сирийскими, также пришедшими в Сирию из Византии; с германскими, с кельтскими, с чертами стилей других северных племен. Различные комбинации этих влияний создали в Западной Европе множество локальных стилей, которые получили общее имя романского, в значении «в манере римлян». Поскольку основное количество сохранившихся принципиально важных памятников пра-романского и романского стиля являются архитектурными сооружениями: различные стили этого периода часто различаются по архитектурным школам.

    Архитектура V-VIII веков обычно проста, за исключением зданий в Равенне, (Италия), возведенных по византийским правилам. Здания часто создавались из элементов, изъятых из старых римских построек, или декорировались ими. Во многих регионах такой стиль был продолжением раннехристианского искусства. Наиболее известные и лучше всего проработанные образцы этого типа — собор Сан-Витало византийского императора Юстиниана в Равенне (526-548) и восьмиугольная дворцовая капелла, построенная между 792 и 805 годами Карлом Великим в Ай-ля-Капелле ( в наст. время Аахен, Германия).

    На  смену романскому стилю по мере расцвета городов и совершенствования общественных отношений приходил новый стиль — готический. В этом стиле стали исполняться в Европе религиозные и светские здания, скульптура, цветное стекло, иллюстрированные рукописи и другие произведения изобразительного искусства в течение второй половины средних веков.

     Готическое  искусство возникло во Франции около 1140 года распространилось по всей Европе в течение следующего столетия и продолжало существовать в Западной Европе в течение почти всего XV века, а в некоторых регионах Европы и в XVI веке. Первоначально слово готика использовалось авторами итальянского Возрождения как уничижительный ярлык для всех форм архитектуры и искусства средних веков, которые считались сравнимыми только с произведениями варваров-готов. Позднее применение термина «готика» было ограничено периодом позднего, высокого или классического средневековья, непосредственно следовавшего за романским. В настоящее время период готики считается одним из выдающихся в истории европейской художественной культуры.

    Скульптура. Большинство романских скульптур было интегрировано в церковную архитектуру и служило как структурным, конструктивным, так и эстетическим целям. Поэтому трудно говорить о романской скульптуре, не касаясь церковной архитектуры.

    Живопись. Широко распространяются библейско-мифологическая живопись, иконописание. Существующие образцы романской живописи включают в себя украшения архитектурных памятников, такие как колонны с абстрактными орнаментами, а также украшения стен с изображениями висящих тканей. Живописные композиции, в частности повествовательные сцены по библейским сюжетам и из жизни святых, также изображались на широких поверхностях стен. В этих композициях, которые преимущественно следуют византийской живописи и мозаике, фигуры стилизованы и плоски, так что они воспринимаются скорее как символы, чем как реалистические изображения. Мозаика, точно так же как и живопись, была в основном византийским приемом и широко использовалась в архитектурном оформлении итальянских романских церквей, в особенности в соборе Св. Марка (Венеция) и в сицилианских церквях в Цефалу и Монреале.

    Декоративное искусство. Пра-романские художники достигли высочайшего уровня в иллюстрировании рукописей. В Англии важная школа иллюстрирования рукописей возникла уже в VII веке в Холи Айленде (Линдисфарн). Произведения этой школы, экспонирующиеся в Британском музее (Лондон), отличаются геометрическим переплетением узоров в заглавных буквах, рамках и ими густо покрываются целые страницы, которые называются ковровыми. Рисунки заглавных букв часто оживляются гротескными фигурами людей, птиц, чудовищ.

    Про-романская  и романская обработка металлов - широко распространенная форма искусства - использовались, главным образом, для создания церковной утвари для религиозных ритуалов. Многие из таких произведений по сей день хранятся в сокровищницах больших кафедральных соборов за пределами Франции; французские соборы были ограблены во время Французской революции.

    Средневековая музыка носит по преимуществу духовный характер и является необходимым составным элементом католической мессы. Вместе с тем, уже в раннем Средневековье начинает оформляться светская музыка.

    Средневековый театр. По иронии истории, театр в форме литургической драмы был возрожден в Европе Римской католической церковью. Когда церковь искала пути расширения своего влияния, она часто приспосабливала языческие и народные праздники, многие из которых содержали театрализованные элементы. В Х веке многие церковные праздники обеспечивали возможность драматизации: вообще говоря, и сама месса является не более чем драмой.

      Феодальная  община определила жесткую зависимость социокультурных отношений от сословной структуры общества. Человек стал чувствовать себя общинником, а не свободным гражданином, как в античном обществе. Возникает ценность «служения» Богу и феодалу, но не себе или государству. Рабство сменяется круговой общинной порукой, строгим подчинением общине и феодалу. Христианство поддерживает феодальную сословность, подчинение Богу и господину. Сама церковь распространяет влияние на все основные сферы жизни общества, семью, образование, нравственность, науку. Преследуется еретизм и всякое нехристианское инакомыслие. Папа и другие иерархи католичества не оставляют попыток возвыситься над светской властью. Иногда VI—XIV века в Европе называются мрачными или темными веками. С утверждения христианства в качестве государственной религии Римской империи (325 г.) оно жестко подчинило себе всю жизнь европейского  общества вплоть до эпохи Возрождения.

      Однако  было бы неправильным и односторонним  оценивать культуру Средневековья  негативно. Она развивалась и  совершенствовалась. Материальная культура характеризовалась совершенствованием орудий труда и производства, развивались торговля, мореплавание и кораблестроение, возделывались традиционные и новые сельскохозяйственные культуры, развивались овцеводство и животноводство, менялись содержание и характер ремесленного производства. В XII в. во Фландрии был изобретен ткацкий станок без механического двигателя. В Италии и Франции научились производить шелк. В Англии и Франции стали строить доменные печи и использовать в них каменный уголь.

      Развивалась духовная культура. Несмотря на то что  знание подчинялось христианской вере, в ряде стран Европы возникают и религиозные, и светские школы, высшие учебные заведения. В X—XI веках, например, в высших школах Испании уже преподавали философию, математику, физику, астрономию, право, медицину, а также мусульманское богословие. В 1088 г. на базе Болонской юридической школы был открыт первый университет в Европе, затем, в 1160 г. — Парижский университет, в 1167 г. — университет в г. Оксфорд (Англия), в 1209 г. — университет в г. Кембридж (Англия).

 Как  нельзя более удачным представляется  образ, предложенный философом,  науковедом и культурологом М.К.  Петровым: он сравнил средневековую  культуру со строительными лесами. Возвести постройку без них невозможно. Но когда здание завершено, леса удаляют, и можно только догадываться, как они выглядели и как были устроены. Средневековая культура, по отношению к нашей, современной, сыграла именно роль таких лесов: без нее западная культура не возникала бы, хотя сама средневековая культура была на нее в основном не похожа.

      Активность  римско-католической церкви, несоблюдение ее служителями норм нравственности и религиозного культа часто вызывали среди широких масс недовольство и насмешки. В духовности людей христианство утверждало не только покорность и несовершенство (слабость, греховность), человека, но и положительный идеал спасения. Считалось, что следуя заветам Бога и почитая его, человек может достичь такого желательного своего состояния и бытия других людей, которые характеризуются преодолением всякой несвободы и зла.

      С XIV в. европейское католичество испытывает острый кризис, порожденный внутренней борьбой пап и других иерархов за религиозную и светскую власть, несоблюдением многими священнослужителями норм морали, их стремлением к богатству и роскоши, обману верующих. Существенно обострился кризис католической церкви в результате действия Инквизиции и крестовых походов. Католическая вера теряла свой статус духовной основы европейской культуры в отличие от православия в Византии и других странах Восточной Европы.

Информация о работе Средневековая культура