Средневековая рыцарская культура

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 19:17, доклад

Описание работы

В XI-XII вв. оформился и был записан героический эпос, который до этого передавался только в устной традиции. Героями народных сказаний были обычно воины, защищавшие свою страну и свой народ; в эпических сказаниях воспевались храбрость, сила, верность, воинская доблесть. Записанный в условиях феодализма, героический эпос испытал на себе влияние рыцарских и церковных представлений: героями эпоса всегда были преданные вассалы своих сюзеренов, защитники христианства. Величайшим памятником французского эпоса является «Песнь о Роланде», где франки оказываются жертвой низкого предательства графа Ганелона, в лице которого автор поэмы осуждает вероломство и феодальный произвол.

Работа содержит 1 файл

рыцарскай культура.docx

— 20.53 Кб (Скачать)

2.3.Средневековая  рыцарская культура

В XI-XII вв. оформился и был  записан героический эпос, который  до этого передавался только в  устной традиции. Героями народных сказаний были обычно воины, защищавшие свою страну и свой народ; в эпических  сказаниях воспевались храбрость, сила, верность, воинская доблесть. Записанный в условиях феодализма, героический  эпос испытал на себе влияние рыцарских  и церковных представлений: героями  эпоса всегда были преданные вассалы  своих сюзеренов, защитники христианства. Величайшим памятником французского эпоса  является «Песнь о Роланде», где  франки оказываются жертвой низкого  предательства графа Ганелона, в лице которого автор поэмы осуждает вероломство и феодальный произвол. Ганелону противопоставлен патриот Роланд, считающий целью своей жизни служение императору и «милой Франции». Но Роланд является также и верным вассалом своего сюзерена Карла: «Ведь для сеньора доблестный вассал обязан претерпеть великие страданья: снести и холод, и палящий жар и за него и плоть и кровь отдать…» Образ Карла воплощает идею государственного единства и величия. Во времена крестовых походов этот эпос служил призывом к борьбе христиан против «неверных».

Крупнейшим памятником немецкого  героического эпоса является «Песнь о Нибелунгах» (1200). В основе эпоса лежат древние германские сказания времен «великого переселения», историческая основа произведения — гибель Бургундского королевства, разрушенного гуннами в 437 г. Но весь характер песни связан скорее с феодальной рыцарской Германией XII в., чем с жизнью варварского общества V в.: при дворе бургундских королей царят рыцарские обычаи, проводятся пышные празднества, турниры. На этом основании некоторые зарубежные критики утверждают, что поэма — апофеоз феодальных порядков; но это скорее осуждение злодеяний феодального мира. Произведения средневекового эпоса типа «Песни о Роланде» или «Песни о Нибелунгах» — выдающиеся памятники мировой культуры.

В XI-XII вв. сложился морально-этический  образ рыцаря, отличавшегося светским характером, чуждым аскетизму. Рыцарь должен молиться, избегать греха, высокомерия  и низких поступков, он должен защищать церковь, вдов и сирот, а также  заботиться о подданных. Он должен быть храбрым, верным и не лишать никого его собственности; воевать он обязан лишь за правое дело. Он должен быть заядлым  путешественником, сражающимся на турнирах в честь дамы сердца, повсюду искать отличия, сторонясь всего недостойного; любить своего сюзерена и оберегать  его достояние; быть щедрым и справедливым; искать общества храбрых и учиться  у них свершению великих деяний по примеру Александра Македонского. Этот образ получил отражение  в рыцарской литературе.

Рыцарская поэзия возникла на юге Франции, где сложился очаг светской культуры в средневековой  Западной Европе. В Лангедоке получила широкое распространение лирическая поэзия трубадуров на провансальском языке. При дворах феодальных сеньоров появилась куртуазная поэзия, прославлявшая  интимные чувства и культ служения «прекрасной даме». Этот культ занимал  центральное место в творчестве трубадуров — провансальских поэтов, среди которых были рыцари, крупные  феодалы, короли, простые люди. Поэзия трубадуров имела много самых разнообразных жанров: любовные песни (одним из ярких певцов был Бернард де Вентадорн), лирические песни, политические песни (наиболее яркие песни у Бертрана де Борна), песни, выражавшие скорбь поэта по поводу смерти какого-либо сеньора или близкого поэту человека, песни-диспуты на любовные, философские, поэтические темы, плясовые песни, связанные с весенними обрядами. [5]

Особое место в рыцарской  литературе принадлежит стихотворной повести на любовно-приключенческий  сюжет, заимствованный из кельтских  преданий и легенд. Главная из них  — история короля бриттов Артура и его рыцарей, живших в V-VI вв. и  собиравшихся за круглым столом. Из этих легенд составился цикл романов, так называемый бретонский цикл о  короле Артуре и святом Граале.

Большую роль в развитии буржуазного романа сыграл французский  поэт Кретьен де Труа,[5] создавший романы с таинственными приключениями героев, заколдованными людьми, чудесными странами. У него были также произведения, открывавшие новый мир глубоких человеческих чувств, к ним относится роман о Тристане и Изольде, принадлежавший к кругу бретонских (кельтских) сказаний. Популярность этого романа в европейской литературе ХП-Х1П вв. объясняется тем, что центральное место в нем отводится земной, человеческой любви, привлекавшей внимание средневековых поэтов. В целом можно сказать, что рыцарская литература, несмотря на ее ограниченный характер, способствовала развитию средневековой культуры, появлению интереса к личности человека и его переживаниям.

 

 

Важнейшей характеристикой  этого периода был рост городов  и городского ремесла. В классическое средневековье быстро растут старые и возникают новые города- около замков, крепостей,монастырей,мостов, переправ через реки.  

Города с населением в 4-6тыс. жителей считались средними. Жизнь в средневековом городе была трудна и опасна- частые эпидемии уносили жизнь более половины горожан, как это случилось, например, во время ,,черной смерти,,- эпидемии чумы в середине 13в. Однако в города все равно стремились. Города возникали на землях короля или крупных феодалов и были им выгодны, принося доходы в виде налогов с ремесла и торговли. В начале этого периода большинстово городов находилось в зависимости от своего сеньора. Горожане вели борьбу за получение самостоятельности, т.е. за преврашение в вольный город. Органы власти независимых гродов были выборными и имели паво собирать налоги, расплачиваться с казначейством, по своему усмотрению распоряжаться городскими финансами, иметь свой суд, чеканить свою монету, объявлять войну и заключать мир. Средствами борьбы городского населения за свои права были городские востания – коммунальные революции, а так же выкуп своих прав у сеньора. Такой выкуп могли себе позволить только самые богатые города, такие как Лондон и Париж.

Богатство городов основывалось на богатстве их граждан. В числе  наиболее богатых были ростовщики и  менялы.

В начале классического средневековья  банковская деятельность наиболее активно  развивалась в Северной Италии. Там  эта деятельность была сосредоточена  преимущественно в руках евреев, поскольку христианство официально запрещало верующим занятие ростовщичеством. Деятельность ростовщиков и менял  могла быть чрезвучайно выгодной, но и иногда (если крупные феодалы и короли отказывались возвращать большие кредиты) и они становились банкротами. Важным слоем городского населения были ремесленники. С XII – XIII в.в. в связи с увеличением покупательской способности населения, ростом потребительского спроса отмечается рост городских ремесел. От работы на заказ ремесленники переходят к работе на рынок. Ремесло становится уважаемым занятием, приносящим хороший доход. Особенным почтением пользовались люди строительных специальностей – каменщики, плотники, штукатуры. Зодчеством тогда занимались самые одарённые люди, с высоким уровнем профессионвльной подготовки.

Важным слоем городского населения были купцы, игравшие главную  роль во внутренней и внешней торговле. Они постоянно разъезжали по городам  с товарами. Купцы, как правило, были грамотны и могли говорить на языках тех стран, через которые они  проезжали. Внешняя торговля в этот период всё ещё более развита, чем внутренняя. Из Западной Европы вывозили сукна, вина, металлические  изделия, мед, строевой лес, мех, смолу. Ввоз в Европу в целом превышал вывоз.  

Развитие внутренней торговли значительно тормозилось отсутствием  единой денежной системы, многочисленными  внутренними таможнями и таможенными  сборами, отсутствием хорошей транспортной сети,постоянным разбоем на дорогах. Грабежом промышляли многие, как люди простые, так и благородного происхождения. Среди них мелкие рыцари, не находившие себе места в созидательной хозяйственной жизни,т.к. наследовать имущество отца мог только старший сын, а уделом остальных становились войны, походы, разбой, рыцарские развлечения.

 


Информация о работе Средневековая рыцарская культура