Средства массовой информации и постиндустриальная культура

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2010 в 13:03, реферат

Описание работы

1. Всеобщий высокий стандарт жизни.
2.Абсолютная свобода. Отсутствие ориентиров и приоритетов.
3. Постиндустриальные ценности: компромисс и потребление.
4. Главенство простых потребностей. Неудовлетворенные потребности.
5.Средства массовой информации - главный поставщик массовой культуры

Работа содержит 1 файл

Культурология чистовик.docx

— 44.91 Кб (Скачать)

25. Средства  массовой информации и постиндустриальная  культура.

Для того чтобы  ответить на этот вопрос сначала нужно  разобраться с тем, что такое  постиндустриальное общество и чем  оно характеризуется.

1. Всеобщий высокий  стандарт жизни.

Первое, что бросается  в глаза - это всеобщий высокий  стандарт жизни. Постиндустриальное общество в силах обеспечить каждого своего члена жильем, едой, лечением, развлечением и т.д. Жилье может быть в дорогом  районе или в дешевом, но у всех с канализацией, электричеством и  телефоном. Еда может быть из дорогого ресторана или по талончикам от службы социального страхования. Развлечением может служить мыльная опера  или настоящая. Уровень жизни  включает так же политическую стабильность, правовую обеспеченность, хорошую экологическую  обстановку, возможность получить приличное  образование и многое другое, что  нельзя купить в неразвитой стране и за большие деньги. Таким образом абсолютный уровень жизни безработного развитой страны выше, чем правителя банановой республики. Прежде чем речь пойдет о недостатках постиндустриального общества , хочу еще раз отметить, что такие достижения как низкая детская смертность и высокая продолжительность жизни, всеобщее среднее образование, уменьшение агрессивности и уверенность, что завтра вас без причины не посадят в тюрьму, заслуживают самой высокой оценки.

2.Абсолютная  свобода. Отсутствие  ориентиров и приоритетов.

Постиндустриальное  общество имеет еще синоним "Свободное общество". Человек в нем предельно свободен: он не зависит ни от Бога, ни от царя, ни от природы. Не существует никакой принятой всеми системы ценностей. Постмодернистская философия настаивает на отсутствии абсолютных ценностей. Единственным ограничением для каждого служит такая же свобода его соседа, поэтому свобода, ограничена только уголовным кодексом. Религия, традиции и нравственность становятся предметом выбора: "что хочу - то и соблюдаю, чему хочу - тому поклоняюсь и подчиняюсь." Любая человеческая потребность не вступающая в противоречие с уголовным кодексом заслуживает удовлетворения.

Если ранее  цивилизация занималась тем, что  через воспитание навязывала человеку свою систему ценностей, то нынешнее общество скорее покупает каждого , обещая ему райское блаженство на земле. И люди охотно интегрируются в это общество. Тех, кто в принципе не хочет интегрироваться, ничтожно мало. Это, например, излюбленные антикапиталистической критикой бездомные. Они могли бы получать социальное жилье и пособие, но не хотят. Остальные, и автор в их числе, находят постиндустриальное общество достаточно привлекательным.

3. Постиндустриальные  ценности: компромисс  и потребление

Чтобы поддерживать высокий стандарт жизни и всеобщее удовлетворение требуется расширенное  производство. Чтобы производить, нужно  потреблять. Постиндустриальное общество объявляет главным принцип: "я  потребляю, следовательно я существую". Средства массовой информации, реклама, общественное мнение - все активно навязывают человеку роль потребителя. ( Газета "Беседер" пародирует это заголовком: "Потребляй и властвуй!".) Общество успешно воспитывает в своих членах это основное правило. Философы, вслед за Сартром, объявляют, что не существует абсолютных ценностей и основная проблема человека - это проблема выбора, убирая провозглашаемую Сартром ответственность. Психологи, вслед за Фрейдом, объявляют основным жизненным принципом принцип удовольствия, убирая принцип подавления инстинктов обществом. Экономисты, вслед за Вебером, пытаются заинтересовать человека больше зарабатывать и больше тратить, убирая протестантскую этику бережливости. Постмодернистская философия в отсутствии общих ценностей для всех настаивает на одном: "живи сам и дай жить другим". Признанной ценностью является компромисс, то есть умение поступиться любыми идеалами ради возможности совместного существования. Во время первой и второй мировых войн человечество убедилось, что без этой ценности оно не выживет, но оно убедилось и в том, что человек не имеющий других ценностей - тоже не жилец.

4. Главенство простых  потребностей. Неудовлетворенные  потребности.

Когда все доступно, то главной проблемой становится проблема выбора. В первую очередь  предлагается то, что может потребить  любой. Таким образом провоцируются простые потребности в ущерб сложным. То есть, когда нет необходимого хлеба не может быть и учения. К сожалению обратный закон не верен: наличие удобств не порождает учения автоматически, для этого учение должно быть признано как высшая ценность, Умных книг издается ровно столько, сколько есть желающих за них заплатить. Но эти книги, в отличии, например, от йогуртов, не рекламируются по телевизору. Реклама ныне добилась таких успехов, что теоретически можно заставить каждого потребителя иметь дома томик Спинозы, но пока не стоит задача научить каждого его прочесть и понять. "Потребление" знания и умения мыслить рассматривается в чисто практических сиюминутных целях: студент готов дорого заплатить за образование, которое обеспечит его завтра высокооплачиваемой работой.

Не на каждой потребности можно заработать. Некоторые  потребности навязываются, например такие как потребление "престижных" товаров. Некоторые потребности, например, в дружеском общении, находятся в загоне.

Не каждую потребность  можно удовлетворить потребляя. Это относится в первую очередь  к душевным потребностям. Нельзя сказать, чтобы рынок не пытается всячески их удовлетворять. Потребность, к примеру, в любви не удовлетворена потому, что здесь нельзя продать результат, а важен сам процесс. Психологи  и сексологи не устают объяснять, что сосредоточенность на результате обеспечивает их и изготовителей  виагры хорошим заработком, но не приносит страждущим удовлетворения.

"Ни один  беспристрастный наблюдатель нашей  западной жизни не усомнится  в том, что любовь - братская, материнская,  эротическая - стала у нас довольно  редким явлением. А ее место  заняли многочисленные формы псевдолюбви".

Человек, у которого вроде бы все есть, не может объяснить  себе свое чувство неудовлетворенности. Оно загоняется вглубь и порождает  многочисленные психические отклонения. Отсутствие системы ценностей и  смысла жизни порождает многочисленные депрессии и самоубийства. Можно  с гордостью отметить, что человечество и, в особенности, Западная культура весьма преуспели в создании рая  на земле. Однако пока в этом раю  человек не всегда ощущает себя так  комфортно, как ему бы хотелось. Причины  этого попробуем выяснить изучая культуру постиндустриального общества. 

  Массовая культура.

Культура в  постиндустриальное обществе подчиняется тем же законам, что и другие товары, и ориентирована на массовое потребление. Не стоит сводить массовую культуру к мыльным операм. Постиндустриальное общество вырабатывает новую культуру, которая в свою очередь влияет на потребителя. Отметим ее важнейшие отличия от культуры прежней.

1. Потребитель - король  и даже Бог.

Помните гулявшую некоторое время назад по телевизору рекламу: "Покупатель - король!" Эта реклама реально отражает самочувствие потребителя в постиндустриальном обществе.

"Тот мир,  что окружает нового человека  с колыбели, не только не понуждает  его к самообузданию, не только не ставит перед ним никаких запретов и ограничений, но, напротив, непрестанно бередит его аппетиты, которые в принципе могут расти бесконечно".

Свобода потребителя  не ограничивается, а рынок спешит выполнить любую его прихоть. Бесконечные статистические опросы только и желают знать, чего ему хочется, а производитель придумывает, что  он еще мог бы захотеть.

Когда дело касается потребителя культуры, то он может  почувствовать себя не только королем, но и самим Господом Богом. Гуманисты  поместили человека в центр мироздания и ограничили его только "общественным договором". В обществе, где на человека не давят традиции, не сковывает система приоритетов, его свобода абсолютна.

СМИ дают зрителю  возможность чувствовать себя вездесущим и всеведущим, политики уверяют избирателя, что от его голосования зависят  судьбы всего мира, успехи науки  позволяют вывести в пробирке человека и взорвать наш земной шар несколько раз. Все это дает потребителю ощущение самодовольства.

2. Непонимание сложности  и хрупкости цивилизации.

К хорошему быстро привыкаешь, поэтому современное изобилие воспринимается как должное, внимание привлекают только недостатки.

Раньше, чтобы  водить машину, нужно было быть шофером, чтобы работать на компьютере - программистом, чтобы управлять - лидером. Сегодня  компьютер, автомобиль и избирательные  права есть у всех. Обращаться с  ними стало исключительно просто - нужно нажать на кнопку с соответствующей  картинкой. Эта обманчивая простота вселяет в потребителя излишнюю самоуверенность.

Сегодня человек  уже не ждет милости от природы, - он осознал, что она ждет милости  от него. Забота об экологии преуспела, в частности, потому, что очистные сооружения и чистый воздух - товары, которые можно выгодно продать  многим. Человек существует в ноосфере - сфере его жизнедеятельности, в  цивилизации. Человеку сложнее пойти  и сорвать яблоко с дерева, чем  купить его в магазине. При этом покупатель не задумывается, что получение  яблока стало возможным благодаря  взаимодействию множества систем: сельского  хозяйства, торговли, банков, коммуникаций, и, наконец, государства и всей нашей  цивилизации.

Чем сложнее  устроена система, тем она уязвимее и тем более нуждается в  защите от "дурака". Ранее функцию защиты осуществляла культура, религия, традиции. Ставшие сегодня товаром, они уже не могут осуществлять свою защитную функцию, но защита ноосферы еще не осознана как массовая потребность.  

      Среди основных проявлений и направлений  массовой культуры нашего времени можно  выделить следующие:

  • индустрия "субкультуры детства" (художественные произведения для детей, игрушки и промышленно производимые игры, товары специфического детского потребления, детские клубы и лагеря, военизированные и иные организации, технологии коллективного воспитания детей и т.п.), преследующие цели явной или закамуфлированной стандартизации содержания и форм воспитания детей, внедрения в их сознание унифицированных форм и навыков социальной и личной культуры, идеологически ориентированных миропредставлений, закладывающих основы базовых ценностных установок, официально пропагандируемых в данном обществе;
  • массовая общеобразовательная школа, тесно коррелирующая с установками "субкультуры детства", приобщающая учащихся к основам научных знаний, философских и религиозных представлений об окружающем мире, к историческому социокультурному опыту коллективной жизнедеятельности людей, к принятым в сообществе ценностным ориентациям. При этом она стандартизирует перечисленные знания и представления на основании типовых программ и редуцирует транслируемые знания к упрощенным формам детского сознания и понимания;
  • средства массовой информации (печатные и электронные), транслирующие широким слоям населения текущую актуальную информацию, "растолковывающие" рядовому человеку смысл происходящих событий, суждений и поступков деятелей из различных специализированных сфер общественной практики и интерпретирующие эту информацию в "нужном" для ангажирующего данное СМИ заказчика ракурсе, т.е. фактически манипулирующие сознанием людей и формирующие общественное мнение по тем или иным проблемам в интересах своего заказчика (при этом в принципе не исключается возможность существования неангажированной журналистики, хотя практически это такая же нелепость, как и "независимая армия");
  • система национальной (государственной) идеологии и пропаганды, "патриотического" воспитания и пр., контролирующая и формирующая политико-идеологические ориентации населения и его отдельных групп (например, политико-воспитательная работа с военнослужащими), манипулирующая сознанием людей в интересах правящих элит, обеспечивающая политическую благонадежность и желательное электоральное поведение граждан, "мобилизационную готовность" общества к возможным военным угрозам и политическим потрясениям и т.п.;
  • массовые политические движения (партийные и молодежные организации, манифестации, демонстрации, пропагандистские и выборные кампании и т.п.), инициируемые правящими или оппозиционными элитами с целью вовлечения в политические акции широких слоев населения, в большинстве своем весьма далекого от политических интересов элит, мало понимающего смысл предлагаемых политических программ, на поддержку которых людей мобилизуют методом нагнетания политического, националистического, религиозного и иного психоза;
  • массовая социальная мифология (национал-шовинизм и истерический "патриотизм", социальная демагогия, популизм, квазирелигиозные и паранаучные учения и движения, экстрасенсорика, "кумиромания", "шпиономания", "охота на ведьм", провокативные "утечки информации", слухи, сплетни и т.п.), упрощающая сложную систему ценностных ориентаций человека и многообразие оттенков миропонимания до элементарных дуальных оппозиций ("наши – не наши"), замещающая анализ сложных многофакторных причинно-следственных связей между явлениями и событиями апелляциям к простым и, как правило, фантастическим объяснениям (мировой заговор, происки иностранных спецслужб, "барабашки", инопланетяне и пр.), партикуляризирующая сознание (абсолютизирующее единичное и случайное, игнорируя при этом типичное, статистически преобладающее) и т.п. Это в конечном счете освобождает людей, не склонных к сложным интеллектуальным рефлексиям, от усилий по рациональному объяснению волнующих их проблем, дает выход эмоциям в их наиболее инфантильном проявлении;
  • индустрия развлекательного досуга, включающая в себя массовую художественную культуру (практически по всем видам литературы и искусства, быть может, за определенным исключением архитектуры), массовые постановочно-зрелищные представления (от спортивно-цирковых до эротических), профессиональный спорт (как зрелище для болельщиков), структуры по проведению организованного развлекательного досуга (соответствующие типы клубов, дискотеки, танцплощадки и пр.) и иные виды массовых шоу. Здесь потребитель, как правило, выступает не только в роли пассивного зрителя (слушателя), но и постоянно провоцируется на активное включение или экстатическую эмоциональную реакцию на происходящее (порой не без помощи допинговых стимуляторов), что является во многих отношениях эквивалентом все той же "субкультуры детства", только оптимизированным под вкусы и интересы взрослого или подросткового потребителя. При этом используются технические приемы и исполнительское мастерство "высокого" искусства для предачи упрощенного, инфантилизированного смылового и художественного содержания, адаптированного к невзыскательным вкусам, интеллектуальным и эстетическим запросам массового потребителя. Массовая художественная культура достигает эффекта психической релаксации нередко посредством специальной эстетизации вульгарного, безобразного, брутального, физиологического, т.е. действуя по принципу средневекового карнавала и его смысловых "перевертышей". Для этой культуры характерно тиражирование уникального, культурно значимого и сведение его к обыденно-общедоступному, а порой и ирония над этой общедоступностью и т.п. (опять-таки на основе карнавального принципа профанирования сакрального);
  • индустрия оздоровительного досуга, физической реабилитации человека и исправления его телесного имиджа (курортная индустрия, массовое физкультурное движение, культуризм и аэробика, спортивный туризм, а также система хирургических, физиотерапевтических, фармацевтических, парфюмерных и косметических услуг для исправления внешности), что, помимо объективно необходимой физической рекреации человеческого организма, дает индивиду возможность "подправить" свою внешность в соответствии с актуальной модой на тип имиджа, со спросом на типажи сексуальных партнеров, укрепляет человека не только физически, но и психологически (поднимает его уверенность в своей физической выносливости, гендерной конкурентоспособности и т.п.);
  • индустрия интеллектуального и эстетического досуга ("культурный" туризм, художественная самодеятельность, коллекционирование, интеллектуально или эстетически развивающие кружки по интересам, разнообразные общества собирателей, любителей и поклонников чего бы то ни было, научно-просветительские учреждения и объединения, а также все, что попадает под определение "научно-популярное", интеллектуальные игры, викторины, кроссворды и т.п.), приобщающая людей к научно-популярным знаниям, научному и художественному любительству, развивающая общую "гуманитарную эрудицию" у населения, актуализирующая взгляды на торжество просвещенности и гуманности, на "исправление нравов" посредством эстетического воздействия на человека и т.п., что вполне соответствут еще сохраняющемуся в культуре западного типа "просвещенческому" пафосу "прогресса через знание";
  • система организации, стимуляции и управления потребительским спросом на вещи, услуги, идеи как индивидуального, так и коллективного пользования (реклама, мода, имиджмейкерство и т.п.), формулирующая в общественном сознании стандарты социально престижных образов и стилей жизни, интересов и потребностей, имитирующая в массовых и доступных по ценам моделях формы элитных образцов, включающая рядового потребителя в ажиотажный спрос как на престижные предметы потребления, так и модели поведения (особенно проведения досуга), типы внешности, кулинарные предпочтения, превращающая процесс безостановочного потребления социальных благ в самоцель существования индивида;
  • разного рода игровые комплексы от механических игровых автоматов, электронных приставок, компьютерных игр и т.п. до систем виртуальной реальности, развивающие определенного рода психомоторные реакции человека, приучающие его к быстроте реакции в информационно недостаточных и к выбору в информационно избыточных ситуациях, что находит применение как в программах подготовки определенных специалистов (летчиков, космонавтов), так и в общеразвивающих и развлекательных целях:
  • всевозможные словари, справочники, энциклопедии, каталоги, электронные и иные банки информации, специальных знаний, публичные библиотеки, "Интернет" и т.п., расчитанные не на подготовленных специалистов в соответствующих областях знаний, а на массовых потребителей "с улицы", что также развивает просвещенческую мифологему о компактных и популярных по языку изложения компендиумах социально значимых знаний (энциклопедиях), а по существу возвращает нас к средневековому принципу "реестрового" построения знания (3).
 

Средства  массовой информации - главный поставщик  массовой культуры.

Настоящей элитой в обществе, которое не терпит никакой  элитарности, служат СМИ . Из поставщиков новостей и развлечений они превратились во властителей умов и сердец. Они заменяют общение и родственные связи, образование и мыслительный процесс.

СМИ сегодня  как бы образуют параллельную виртуальную  реальность. Радио, газеты и телевидение  обладают тем преимуществом перед  реальностью, что готовы заполнить  любое количество вашего времени  и предоставить вам информацию любого качества и в любом количестве: от минутного рекламного ролика до серьезного научного фильма, скажем, о  нейтрино или народах Крайнего Севера. Информация никак не ранжирована  по важности, как правило рассчитана на абсолютно неподготовленного зрителя. Максимум информации требуется втиснуть в ограниченные временные рамки. Выше упоминалось, что благодаря СМИ потребитель чувствует себя вездесущим и всеведущим Богом. Проблема в том, что в отличие от Всевышнего, у потребителя силы и время ограничены. Если в конечное время пытаться втиснуть как можно больше, то на каждое сообщение придется минимум времени. Из-за этого СМИ не утруждают себя длинными рассуждениями и доказательствами. "Короче!", - требует зритель (слушатель, читатель), и его забрасывают лозунгами и стереотипами.

Известна старая притча про царя, который собрал лучших мудрецов и попросил изложить мировую историю. Мудрецы старались, но царь требовал короткий отчет, который  он в силах прочесть. В конце  концов главный мудрец положил перед царем листочек со словами: "Люди рождались, жили и умирали."

Массовая культура становится такой, как она есть, не от недостатка профессионалов (она  может пригласить самых лучших), а по требованию своего господина - потребителя. И за это потребитель  возносит ее на место исчезнувшей  элиты, платит ей нежной любовью и  соглашается исправно функционировать  в качестве "покупателя счастья". 
 
 

25. Место  и роль России в диалоге  культур. 

Попытка понять закономерности мирового исторического  процесса, выделить его основные направления, определить своеобразие и роль различных культурно-исторических типов в формировании единой человеческой цивилизации, ставит нас перед необходимостью осмысления отечественной истории, места России в диалоге мировых культур.

В последнее  десятилетие политики, журналисты и  писатели все чаще стали говорить о необходимости для России вернуться  в общечеловеческую цивилизацию  и с этой целью — о необходимости  заменить классово разделяющие и  питающие вражду и агрессивность  идеологические принципы на объединяющие общечеловеческие ценности, способные  побудить людей к совместному  решению глобальных проблем.

Информация о работе Средства массовой информации и постиндустриальная культура