Стекло эпохи Ар Нуво

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 20:34, курсовая работа

Описание работы

АР НУВО - (франц. L'Art Nouveau - Новое искусство) - французское название искусства периода Модерна рубежа XIX-XX веков. Однако, правильнее относить этот термин не в целом к искусству Модерна, включающему различные течения и стили, а лишь к одному из них - «флореалъному», или декоративно-орнаментальному, течению и стилю, зародившемуся в Бельгии и Франции.

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 107.50 Кб (Скачать)

      АР  НУВО - (франц. L'Art Nouveau - Новое искусство) - французское название искусства периода  Модерна рубежа XIX-XX веков. Однако, правильнее относить этот термин не в целом к искусству Модерна, включающему различные течения и стили, а лишь к одному из них - «флореалъному», или декоративно-орнаментальному, течению и стилю, зародившемуся в Бельгии и Франции.

       Впервые этот термин появился в 1881 г. на страницах журнала «Современное искусство» («L'Art Moderne»), основанного в Брюсселе О. Маусом и Э. Пикаром. Термин «Ар Нуво» охотно использовали в отношении своего творчества тесно связанные с редакцией журнала художники А. Ван де Велде, В. Орта, Э. Грассе, Э. Гимар. В 1895 г. антиквар из Гамбурга С. Бинг открыл в Париже магазин «Maison de L'Art Nouveau» (франц. «Дом Нового

    Искусства»), где показывались произведения традиционного  искусства Китая, Японии, а также  работы молодых парижских  художников А. Ван  де

    Велде, Э. Галле, П. Боннара, Ф. Брэнгвина, О. Родена, Л. К. Тиффани, выполненные  в «новом стиле», отчасти напоминающем восточный, Искусство Востока было одним из источников Ар Нуво. Стиль ар нуво достиг высшей точки своего развития на рубеже 19-20 вв., но затем был вскоре забыт — ведущие архитекторы стремились теперь к простоте и ясности форм и проявляли больше интереса к машинным технологиям, чем к ручной работе. Богатый декор 1890-х годов уступил место геометрическим, ничем не украшенным поверхностям зданий начала 20 в. Ар нуво вышел из моды и был открыт заново только пятьдесят лет спустя.

         В 1856 г. французский живописец, гравер и керамист Ф. Бракмон впервые увидел японские цветные гравюры на дереве К. Хокусая в магазине Делатра в Париже. В них заворачивали пачки китайского чая. Но уже очень скоро эти необычные ксилографии привлекли внимание многих французских

      художников. Живописцы-постимпрессионисты нашли в них  то, что давно искали: эмансипацию цветового  пятна, декоративность организации плоскости, выразительность силуэта и прихотливо извивающихся контуров. Характерно и то, что Париж оказался готов к принятию этих пластических качеств, потому что задолго до этого они формировались всей эволюцией европейского изобразительного искусства.

       В 1895 г. X. Обрист показал  гобелен с изображением петлеобразно изогнутого стебля цикламена - линии, удачно названной критиками «ударом бича». Именно эта линия стала впоследствии «визитной карточкой» «стиля модерн» в Европе. В 1898 г. Э. Гимар создал свои знаменитые биоподобные

       решетки входов в парижское  метро, а в Мюнхене  в том же году -А. Энделль - фантастический декор фасада фотоателье «Эльвира» (см. волна). Однако

       архитекторы «нового стиля» придавали  флореальным формам более сложное  значение, выходящее  за рамки простой  стилизации растений.

       На  основе изогнутых  линий они разрабатывали  концепцию непрерывного «перетекающего» пространства, объединяющего утилитарную функцию архитектурных сооружений, мебели, бытовых предметов с их конструкцией, внешним декором и технологией обработки материала. Эта новаторская концепция обусловила целостность и органичность «нового стиля».

       Вторым после Парижа центром французского Ар Нуво стала школа Нанси во главе с Э. Галле, Л. Мажореллем и братьями Дом. Стиль Ар Нуво

       интересен тем, что вполне рациональная идея гармонии функции, конструкции и  внешней формы  сочетается в нем  с фантастичностью,

       причудливостью, даже мистичностью. Его рождение ознаменовало наступление века великих перемен  в искусстве, когда  в жизни уже  прочно утвердился век машин, и полным ходом шла промышленная революция. Мир стремительно развивался, однако в области искусства эти изменения происходили гораздо медленнее. Художники предприняли попытку порвать с теми художественными принципами, которые казались им исчерпавшими себя и стереотипными.  Они стремились к стилистическому единству: чтобы картинам и шпалерам, украшающим стены, соответствовали мебель, изделия из стекла, столовые приборы, а также одежда, ювелирные украшения и вообще все, что находится в оформленном ими пространстве.

Художники и дизайнеры выступали против засилья "историзма", когда многочисленные стилевые заимствования из культур самых разных исторических эпох смешивались в битком набитых "викторианских" гостиных. В 1860—1870 годы в Европе главенствовал стиль эклектики, который заключался в цитировании и повторении предыдущих художественных стилей. Появление влиятельного среднего класса привело к росту спроса на изящные вещи. Машинный век был способен насытить этот спрос товарами массового производства; однако тиражирование красоты привело к неразборчивости и безвкусице. В поисках новых решений нещадно эксплуатировались все без исключения исторические периоды, наблюдались бесконечные возвраты к старым стилям: классическому, готическому, ренессансу, барокко или стилю Людовика ХV.

       Новый стиль возник почти  одновременно во многих европейских странах  и получил разные названия. Употреблялись термины: «тиффани» (по имени Л. К. Тиффани (англ.)) в США, «ар-нуво» и «fin de siecle» (букв. «конец века») во Франции, «югендстиль» (точнее, «югендштиль» — нем. Jugendstil, по названию основанного в 1896 году иллюстрированного журнала Die Jugend) в Германии, «стиль Сецессион» (Secessionsstil) в Австрии по названию группы Sezession, созданной в 1897 году в Вене., «модерн стайл» (modern style, букв. «современный стиль») в Англии, в Италии "цветочный стиль" или "Либерти", от одноименного названия лондонского универмага Артура Либерти. , «модернизмо» в Испании, «Nieuwe Kunst» в Голландии, «еловый стиль» (style sapin) в Швейцарии, "модерн" (современный) и "Ар Нуво" ( в переводе с французского "l'art nouveau" буквально "новое искусство"). Во Франции также использовались термины "метро", "стиль Гимара" - по имени архитектора Гектора Гимара, автора уникального дизайна входов в парижский метрополитен. В Бельгии новый стиль называли также "стилем Орта", по имени архитектора Виктора Орта, чьи зрелые работы представляют собой яркую иллюстрацию классического варианты Ар нуво.

       Стилистической  особенностью Ар Нуво стал отказ от прямых линий и углов  в пользу более  естественного плавного движения изогнутых линий. Стилевая оригинальность Ар нуво базировалась на орнаментальной волнистости линий природных форм растительного и животного мира. Линии Ар нуво часто напоминают танцующие, волнистые арабески, проникнутые органической энергией и жизненной силой растений.

Фирменным знаком линии Ар нуво стала знаменитая вышивка Германа Обриста "Удар бича" на портьере 1895 г. Первоначально работа называлась

"Альпийские  фиалки", но когда  какой-то критик  сравнил бешеные  движения стебля  растения с "яростными  изгибами обрушивающегося  бича", родился 

термин "удар бича", который вскоре стал фирменным росчерком стиля Ар нуво.

       Другой  особенность нового стиля стало стремление архитекторов и художников создать единый синтетический  стиль, в котором  все элементы

       архитектурного  объекта, убранства  его интерьеров были бы связаны в единое художественное целое. У истоков концепции эстетического синтеза -

       ключевого понятий нового стиля - стоял Уильям Моррис (1834-1896), английский ремесленник, художник, поэт и  социалист.

       Принцип художественного  единства всех элементов  предметно-пространственной среды придавал каждому проекту поразительную целостность и художественную завершенность. Ар Нуво был не только новым стилем - он был новым мировоззрением, синтезировавшим все виды искусства и ценившим ремесленника и архитектора также высоко, как художника и скульптора.

       Интерьер  в стиле Ар Нуво – это гармоничное  сочетание самых  различных материалов и способов декорирования  – это металл и камень, дерево и стекло, обои и роспись, витраж и зеркала. У модерна своя палитра, и ей нужно следовать. Главные цвета – светло-зеленый, лиловый и все их оттенки, в начале ХХ века имевшие поэтические названия «цвет стрекозы», «цвет кузнечика», «цвет Каспийского моря», а также «цвет пармской фиалки», «цвет глицинии» и «фиолетовый эскориал». Хороши серый, кремовый и голубой. И чем бледнее, тем лучше! Ар Нуво примечателен, прежде всего, извилистыми и плавными очертаниями, линия в этом стиле приобретает самостоятельное значение как средство выразительности. Линия же является основой орнамента, выполняя стилеобразующую функцию, становясь воплощением красоты.Источник идей для художников ар нуво была природа. Наиболее распространенной темой стали бутон (символ появления новой жизни) и экзотические растения с длинными стеблями и бледными цветками. предпочтение отдавалось лилиям, кувшинкам, ирисам и орхидеям. В большой моде были образы женщин с неимоверно длинными, струящимися волосами. Прекрасно поддавались стилизации яркие и грациозные насекомые и птицы - стрекозы и бабочки, павлины и ласточки. Природа была неиссякаемым источником идей для художников ар нуво, многие из них обладали обширными познаниями в ботанике и черпали вдохновение в мире растений. Цветы, стебли и листья, благодаря своим естественно изогнутым силуэтам, служили щедрым материалом для творческих фантазий. Предпочтение отдавалось лилиям, ирисам и орхидеям, хотя и любая другая необычная природная форма, будь то пальмовые листья или водоросли, могла быть использована для создания живого узора. Особое внимание было приковано к изучению мира насекомых. Легкие, гибкие конечности этих жужжащих, блистающих на солнце существ стали моделями для хитросплетений орнаментов Ар Нуво. Радужная игра цвета на крыльях стрекоз и бабочек и переливающийся колорит хитиновых «доспехов» жуков, раков, пауков точно соответствовали цветовой палитре модерна. «Плазматический» характер этих «промежуточных» организмов имеет некое таинственное родство с «текучей» орнаментикой искусства рубежа столетий. Холодные щупальца полипов определяли порой формы подсвечников и люстр, стебли водяных лилий «оплели» искусство конца века.

       Природная декоративность Ар нуво способствовала его  применению в разных жанрах. В период наивысшей популярности он использовался для украшения практически каждого мыслимого предмета потребления ручной работы и массового тиража, также фасадов зданий и оформления интерьеров многих магазинов, ресторанов и частных особняков.

       Яркими  примерам дизайна  в стиле ар нуво являются интерьерные  работы бельгийцев Виктора  Орта и Генри Ван де Вельде, интерьеры и мебель фантастических домов испанца Антонио Гауди, оформление интерьеров в особняках архитектора Ф.О.Шехтеля; решетки парижского метро и мебель Гектора Гимара, интерьеры, решетки и мебель в Мюнхене Августа Энделя, Берхарда Панкока; витражи работы Луиса Комфорта Тиффани; изделия из стекла и мебель Эмиля Галле, мебель французких дизайнеров-мебельщиков Луи Мажореля, Виктора Пруве, Эжена Валлена, Жака Грубера и др.

       Одним из ведущих представителей ар нуво в Великобритании был Ч.Р.Макинтош, шотландский архитектор и дизайнер, выполнявший самые разные художественные работы — от архитектурных проектов до эскизов обоев и изделий из серебра. Творчество Макинтоша оказало огромное влияние на развитие европейской архитектуры и искусства.

       Ведущим представителем ар нуво был Луис Комфорт  Тиффани, живописец и художник по стеклу. Он изобрел уникальное стекло с радужным отливом, которое назвал favrile и использовал при изготовлении своих знаменитых ваз и ламп в форме цветов.

       На  ином принципе строили  поиск мастера "школы  Глазго", возглавляемой  Макинтошем и представители "Венского Сецессиона". Они создавали более сдержанную разновидность ар нуво. Стилевое своеобразие, которое школа Глазго принесла в Ар нуво, характеризовалось чистой геометрией форм в сочетании с криволинейностью поверхностных декоративных элементов. Здания, интерьеры и мебель, созданные по проектам Чарльза Рени Макинтоша, во многом предвосхитили прямоугольную функциональность модернизма 20-х годов. Чистая геометричность стиля Глазго оказала решающее значение на развитие Ар нуво в Австрии и Германии. Вариант Ар нуво Венского Сецессиона, хотя все еще замешанный на декоративности стиля, уже был готов устремиться навстречу упрощенным геометрическим линиям модернизма.

         Подобным образом Ар нуво в Германии, где он больше известен под названиме "югендстиль" (молодежный стиль), быстро сбрасывал с себя оковы 19 века и двигался к модернизму. Мастерами Венского Сецессиона были Отто Вагнер, Йозеф Мария Ольбрих, Йозеф Хофман. В Германии - это Петер Беренс, Отто Экман, Рихард Римершмид.

Информация о работе Стекло эпохи Ар Нуво