Стереотип как феномен межкультурной коммуникации

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 19:14, реферат

Описание работы

Термин “стереотип” (греч. stereos – твердый, typos - отпечаток) введен в научный оборот американским социологом У. Липпманом. В книге “Общественное мнение”, вышедшей в 1922 г., он сделал попытку определить место и роль стереотипов в системе общественного мнения. Под стереотипом Липпман понимал особую форму восприятия окружающего мира, оказывающую определенное влияние на данные наших чувств до того, как эти данные

Работа содержит 1 файл

В настоящее время многие ученые.docx

— 23.96 Кб (Скачать)

Стереотип как  феномен межкультурной коммуникации

    1. Определение понятия «стереотип»
    2. Механизм восприятия каждого человека своеобразен и неповторим, однако это совсем не означает, что способность воспринимать мир определенным образом дается человеку от рождения. Восприятие формируется через активное взаимодействие человека с окружающей его культурной и естественной средой и зависит от целого ряда факторов, таких, как пол, опыт, воспитание, образование, потребности и т.д. Но не только эти характеристики оказывают влияние на формирование восприятия. Культурная и социальная среда, в которой проходит становление человека, играет значительную роль в способе восприятия им окружающей действительности. Влияние культурной составляющей восприятия можно видеть особенно отчетливо, когда мы общаемся с людьми, принадлежащими к другим культурам. Значительное количество жестов, звуков и типов поведения интерпретируется носителями различных культур не однозначно.

Термин “стереотип” (греч. stereos – твердый, typos - отпечаток) введен в научный оборот американским социологом У. Липпманом. В книге “Общественное мнение”, вышедшей в 1922 г., он сделал попытку определить место и роль стереотипов в системе общественного мнения. Под стереотипом Липпман понимал особую форму восприятия окружающего мира, оказывающую определенное влияние на данные наших чувств до того, как эти данные дойдут до нашего сознания. По мнению Липпмана, человек, пытаясь постичь окружающий его мир во всей его противоречивости, создает “картину в своей голове” относительно тех явлений, которые он непосредственно не наблюдал. Человек имеет ясное представление о большинстве вещей еще до того, как он с ними непосредственно столкнулся в жизни. Подобные представления-стереотипы формируются под влиянием культурного окружения данного индивидуума:

В отечественной психологии до конца 50-х годов термин «стереотип»  не употреблялся. Хотя проблема изучения шаблонов поведения человека ставилась. Наиболее всесторонне это было рассмотрено  П.А.Сорокиным. Сорокин определяет стереотип  как некоторый процесс и результат  общения (поведения) согласно определенным семиотическим моделям, список которых  является закрытым в силу тех или  иных семиотико-технологических принципов, принятых в некотором социуме. Можно предположить, что стереотипизация (как результат) осознается индивидуумом в форме таких видовых понятий как стандарт и норма (родовым в этом случае выступает понятие стереотип), причем стандарт является реализацией некоторой семиотической и/или технологической модели на социальном и социально-психологическом уровнях, а норма является реализацией такой модели на языковом и психологическом уровнях.

Несколько определений понятия “стереотип”:

стереотип – это относительно устойчивый, обобщающий образ или ряд характеристик (нередко ложных), которые, по мнению большинства людей, свойственны представителям своего собственного культурного и языкового пространства, или представителям других наций;

стереотип – это представление человека о мире, формирующееся под влиянием культурного окружения, существующее как в виде ментального образа, так и виде вербальной оболочки, стереотип – процесс и результат общения (поведения) согласно определенным семиотическим моделям.

Виды стереотипов  в коммуникации

Выделяют различные виды стереотипов. Существуют автостереотипы, отражающие то, что люди думают сами о себе, и гетеростереотипы, относящиеся к другому народу, и как раз они более критичны. Например, то, что у своего народа считается проявлением расчетливости, у другого народа – проявлением жадности. Люди воспринимают многие стереотипы как образцы, которым надо соответствовать. Поэтому такие фиксированные представления оказывают довольно сильное влияние на людей, стимулируя у них формирование таких черт характера, которые отражены в стереотипе.

Существуют еще две  категории стереотипов: поверхностные и глубинные.

Поверхностные стереотипы –  это те представления о том  или ином народе, которые обусловлены  исторической, международной, внутриполитической ситуацией или другими временными факторами. Эти стереотипы меняются в зависимости от ситуации в мире и обществе. Продолжительность их бытования зависит от общей стабильности общества. Это, как правило, образы-представления, связанные с конкретными историческими  реалиями. Поверхностные стереотипы представляют несомненный интерес прежде всего для историков, а также всех, кто интересуется социально-политическими процессами, происходящими в обществе.

В отличие от поверхностных глубинные стереотипы неизменны. Они не меняются в течение времени. Глубинные стереотипы обладают удивительной устойчивостью, и именно они представляют наибольший интерес для исследователя особенностей национального характера: сами стереотипы дают материал для изучения того народа, который является объектом стереотипизации, а оценки характеризуют особенности той группы, в которой они распространены.

Этнические стереотипы - это образы типичных представителей определенной нации, наделенных национальными  чертами внешности и особенностями  характера. Например, существуют стереотипные представления о педантичности  англичан, пунктуальности немцев, эксцентричности  итальянцев, трудолюбие японцев. Стереотипы активно используются для оценки человека по социальным, национальным, или профессиональным характеристикам.

Значение стереотипов  для межкультурной коммуникации

По наблюдениям специалистов, стереотипами определяется около двух третей форм человеческого поведения. Среди них есть такие, которые  ограничивают инициативу и свободу  выбора, но есть и такие, которые  избавляют человека от необходимости  каждый раз открывать Америку и изобретать велосипед.

Можно сказать, что стереотипы являются определенными убеждениями  и «привычными знаниями» людей  относительно качеств и черт характера  других индивидов, а также событий, явлений, вещей. По этой причине стереотипы существуют и широко используются людьми.

Люди не стремятся реагировать  на окружающие их явления каждый раз  по-новому, а подводят их под имеющиеся  у них категории. Постоянно меняющийся мир просто перегружает человека новой информацией и психологически вынуждает его классифицировать эту информацию в наиболее удобные  и привычные модели, которые и  получили название стереотипов. В этих случаях познавательный процесс  остается на уровне обыденного сознания, ограничиваясь житейским опытом, основанным на обобщении типичных для  данной области представлений. В  то же время окружающий человека мир  обладает известными элементами единообразия и повторяемости, на которые вырабатываются устойчивые реакции и способы  действия, носящие также стереотипный характер. Отказ от стереотипов потребовал бы от человека постоянного напряжения внимания и превратил бы весь процесс  его жизни в бесконечную череду проб и ошибок. Они помогают человеку дифференцировать и упрощать окружающий мир, иными словами, «наводить в нем порядок».

Стереотипы жестко встроены в нашу систему ценностей, являются ее составной частью и обеспечивают своеобразную защиту наших позиций  в обществе. По этой причине использование  стереотипов имеет место в  каждой межкультурной ситуации. Без  употребления этих предельно общих, культурно специфических схем оценки как собственной группы, так и других культурных групп невозможно обойтись.

Зависимость между культурной принадлежностью того или иного  человека и приписываемыми ему чертами  характера обычно не является адекватной. Люди, принадлежащие к различным  культурам, обладают разным пониманием мира, что делает коммуникацию с  единой позиции невозможной. Руководствуясь нормами и ценностями своей культуры, человек сам определяет, какие факты и в каком свете оценивать. Это существенно влияет на характер нашей коммуникации с представителями других культур. Например, при общении с оживленно жестикулирующими во время разговора итальянцами у немцев, привыкших к другому стилю общения, может сложиться стереотип чрезвычайно экспрессивных и неорганизованных итальянцев. Итальянцы в свою очередь приобретут стереотип о немцах как о холодной и сдержанной нации и т.д.

В зависимости от способов и форм их использования стереотипы могут быть полезны или вредны для коммуникации. Стереотипы полезны в следующих случаях:

 если его сознательно  придерживаются. Индивид должен  понимать, что стереотип отражает  групповые нормы и ценности. групповые черты и признаки, а не специфические качества, свойственные отдельно взятому индивиду из данной группы;

• если стереотип является описательным, а не оценочным. Это  предполагает отражение в стереотипах  реальных и объективных качеств  и свойств людей данной группы, но не их оценку как хороших или  плохих;

• если стереотип точен. Это означает, что стереотип должен адекватно выражать признаки и черты  группы, к которой принадлежит человек;

• если стереотип является лишь догадкой о группе, но не прямой информацией о ней. Это означает, что первое впечатление о группе не всегда является достоверным знанием  обо всех индивидах данной группы;

• если стереотип модифицирован, то есть основан на дальнейших наблюдениях и опыте общения с реальными людьми или исходит из опыта реальной ситуации [5].

В ситуации межкультурных  контактов стереотипы бывают эффективны только тогда, когда они используются как первая и положительная догадка о человеке или ситуации, а не рассматриваются как единственно верная информация о них.

Стереотипы становятся неэффективными и затрудняют коммуникацию, когда  мы ошибочно относим людей не к  тем группам, некорректно описываем  групповые нормы, когда смешиваем  стереотипы с описанием определенного  индивида и когда нам не удается  модифицировать стереотипы, основанные на реальных наблюдениях и опыте. Акцент в общении на эти способы  использования стереотипов приводит к тому, что они могут стать  серьезной помехой при межкультурных контактах.

Выделяют ряд причин, согласно которым стереотипы могут препятствовать межкультурной коммуникации.

• За стереотипами не удается  выявить индивидуальные особенности  людей. Стереотипизация предполагает, что все члены группы обладают одинаковыми чертами. Такой подход применяется ко всей группе и к отдельному индивиду на протяжении определенного промежутка времени несмотря на индивидуальные вариации.

• Стереотипы повторяют  и усиливают определенные ошибочные  убеждения и верования до тех  пор, пока люди не начинают их принимать за истинные.

• Стереотипы основываются на полуправде и искажениях. Сохраняя в себе реальные характеристики стереотипизируемой группы, стереотипы при этом искажают действительность и дают неточные представления о людях, с которыми происходят межкультурные контакты [10].

Подводя итог, можно сделать  вывод, что несмотря на обоснованность или необоснованность, истинность или ложность стереотипов, все они являются неотъемлемым элементом любой культуры и уже самим фактом своего существования оказывают воздействие на психологию и поведение людей, влияют на их сознание и межнациональные контакты.


Информация о работе Стереотип как феномен межкультурной коммуникации