Стиль модерн в Русской архитектуре. Формирование облика Петербурга на рубеже веков

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2011 в 20:37, реферат

Описание работы

Наступившая в XIX в. в художественном развитии стадия утраченных иллюзий включает в себя две художественные эпохи: авангардизм и реализм. Авангардистские группы художественных направлений (предмодернизм, модернизм, неомодернизм, постмодернизм) развиваются параллельно реалистическими. Художники русского авангарда ощущали себя новаторами, создающими нечто новое, что было неизвестно прежде. В значительной степени этим объясняется появление огромного количества различных манифестов, программ, в которых идеологи авангарда излагали свои взгляды. Для художественных акций русских авангардистов характерен скандал, эпатаж, который становится одним из способов привлечения внимания публики к их искусству.

Содержание

Введение………………………………………………………………….…3
Стиль модерн в русской архитектуре………………………………….5
Формирование облика Петербурга на рубеже веков………………..11

Заключение………………………………………………………………...23

Список использованной литературы…………………………………….24

Работа содержит 1 файл

культурология реферат.docx

— 58.49 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

Санкт-Петербургский  государственный архитектурно-строительный университет 

Кафедра истории 

Дисциплина: Культурология 
 
 

Реферат 

СТИЛЬ МОДЕРН В РУССКОЙ  АРХИТЕКТУРЕ. ФОРМИРОВАНИЕ ОБЛИКА ПЕТЕРБУРГА НА РУБЕЖЕ ВЕКОВ 
 
 

                  Студент группы 1-Т-1

                  К. В. Помазанова

                  Руководитель:

                  Л. Н. Дмитриева 
                   
                   
                   
                   
                   

Санкт-Петербург

   2011

ОГЛАВЛЕНИЕ

   Введение………………………………………………………………….…3

  1. Стиль модерн в русской архитектуре………………………………….5
  2. Формирование облика Петербурга на рубеже веков………………..11

    Заключение………………………………………………………………...23

    Список использованной литературы…………………………………….24

 

   

   ВВЕДЕНИЕ

   Наступившая в XIX в. в художественном развитии стадия утраченных иллюзий включает в себя две художественные эпохи: авангардизм и реализм. Авангардистские группы художественных направлений (предмодернизм, модернизм, неомодернизм, постмодернизм) развиваются параллельно реалистическими. Художники русского авангарда ощущали себя новаторами, создающими нечто новое, что было неизвестно прежде. В значительной степени этим объясняется появление огромного количества различных манифестов, программ, в которых идеологи авангарда излагали свои взгляды. Для художественных акций русских авангардистов характерен скандал, эпатаж, который становится одним  из способов привлечения внимания публики к их искусству.

   В начале XX в. человечество было опьянено своими достижениями в различных областях науки и техники. Людям казалось, что машины возьмут на себя все заботы о людях, на долю которых останется беззаботность и наслаждение красотой. Светлые горизонты будущего казались  близкими и заманчивыми. Редко кто мог представить, что в наступившем XX в. человечество ожидают потрясения мировых войн и революций. Утопическую идею преобразования окружающего мира посредством красоты утверждал модернизм (модерн, символизм, акмеизм, футуризм, литература внутреннего монолога, имажизм, примитивизм, фовизм, кубизм, абстракционизм, лучизм, суперматизм), который прокламировал, утверждал и воплощал в жизнь идею синтеза искусств. Основой синтеза искусств стала архитектура, самой своей природой приспособления объединять другие виды искусства. Архитектура модернизма способствовала органическому слиянию конструктивных и декоративных элементов.

   В начале XX в. в архитектуре, как и в других видах искусства, широкое распространение получает стиль модерн. Его появлению способствовало обострение социальных противоречий на рубеже веков.

   В своем реферате я опишу основные черты этого архитектурного стиля, рассмотрю их на наиболее ярких примерах доходных домов в Петербурге, предварительно рассмотрев формирование облика города.

     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   СТИЛЬ МОДЕРН В РУССКОЙ АРХИТЕКТУРЕ

   Модерн (от франц. moderne – новый, новейший, современный) – художественное направление в искусстве, наиболее популярное во 2-й половине XIX – начале XX в. Модерн ориентирован на традиции, противоположные античности и ренессансу, на доренессансное искусство, на художественную культуру Средневековья.

   Архитекторов, стоящих у истоков модерна, объединяло желание преодолеть господствовавшую в конце XIX в. эклектику, воспользовавшись ее достижениями: свободой от старых канонов, смелым сочетанием объемов и асимметричной планировкой, заимствованием из любых стилей и эпох. Модерн задался целью обобщить весь художественный опыт человечества. Вместо свойственной эклектике мешанины из разнородных стилей и несовместимых деталей должно было возникнуть нечто цельное, единый архитектурный стиль, основанный на синтезе искусств и пронизанный общей идеей.1

   В России модерн пережил три периода: ранний, зрелый (рациональный) и поздний, различие между которыми обусловлено идейными приоритетами и степенью выраженности стиля.

   Ранний  модерн (1880 - 1890 гг.) - это европейский  Art Nouveau («ар нуво»), причудливо орнаментированный,  непривычный для обыденного восприятия, символический и претенциозный, а главное - недолговечный. Ранний модерн стал воплощением фантастических идей о городе-мечте и настойчивым поиском большого стиля. Он нашел выражение прежде всего в декоре, отличающимся использованием нового орнамента с растительными мотивами и стилизованными изображениями животных, который порой покрывал весь фасад здания. При этом частью орнамента становились окно, эркер, балкон, решетка. Архитектура начинает восприниматься не только как искусство строить и украшать здания, но и как средство организации микромиров «изнутри наружу». Здесь вещь выступает компонентом системы, нерасторжимым элементом среды, хотя сам микромир может быть абсолютно чужд окружающей его действительности, замкнут на себе, самобытен. Внутреннее пространство определяет облик зданий. Фасады таких зданий несимметричны, текучи, часто имеют криволинейные контурные очертания. В период раннего модерна  приоритетным типом зданий становятся особняки, внешняя и внутренняя форма которых неповторимы и символичны. Символичность декора и интерьера особняков позволяла отстраниться от обыденности жизненного круговорота и вместе с тем реализоваться мечте об искусстве ради искусства.

   В зрелый (рациональный) период (1890 - 1900 гг.) появляются более или менее устойчивые и  неизменные идеи. Это период саморефлексии модерна и попыток разрешения глобальных противоречий между элитарностью и массовостью. От субъективного освобождаются через обращение к обществу, требующему удобных и больших помещений, в меру красивых и практичных. Начинается массовая застройка городов, появляются железнодорожные вокзалы, крытые торговые галереи, кинотеатры, музеи, доходные дома, призаводские общежития. Архитекторы активно используют конструкции и материалы: металл, железобетон, стекло, облицовочный кирпич.

   Поздний модерн (1900 - 1917 гг.) дал концепцию, вполне конкретный тип зданий и базу для  будущего конструктивизма. В этот период строятся

 здания общественного  значения: вокзалы, типографии, банковские  комплексы, доходные дома. Их особенной чертой становятся габариты: мощные строения в 5-7 этажей с минимальным и простым декором. Определяющую роль в качестве материала начинают играть стекло и металл. Однако встречаются и особняки, но романтико-мистические мотивы и настроения здесь предельно сдержанны. Ослабление эмоциональности, экспрессивности и отчасти упрощение модерна в поздние периоды было связано с некоторой исчерпанностью символического раннего модерна.

   Характерными чертами модерна вообще стали ощущение враждебности окружающей реальной среды и население художественного пространства произведений диковинными химерами, русалками, принцессами, эльфами, экзотическими растениями. Все что можно модерн декорировал и украшал виньетками, витражами, романтическими атрибутами повседневности, изысканными, а порою и вычурными формами (изогнутыми, вьющимися линиями, нарушением естественных пропорций, вертикальным взлетом по спирали, ажуром, сложной узорностью, асимметрией). Из художественной реальности вытесняется «проза жизни», обыденность. Для модерна характерно тяготение к необычным «гибридным» образам – русалкам, кентаврам, сфинксам, выражающим взаимообратимость жизненных явлений, их метафорическую связь и взаимопроникаемость. Приверженность модерна к образам природы и, особенно, к водной стихии, жутким символам мрака, ночи и разложения, настроениям и самой поэтике символизма. Цветовая гамма модерна: перламутровое, белое, серебряное, золотое, рыжее, серое. Эти цвета и особенно дополняющее их бледно-голубое, зелено-голубое, лиловое создают у зрителя ощущение пребывания в подводном царстве, в мире многозначных символов. Архитектурному модерну присущи птичьи и звериные символы, мотивы русалок, лесных духов, струящихся распущенных женских волос, женских тел в воде, лебедей и павлинов, бабочек и стрекоз, ирисов и лилий, водорослей, облаков и волн, нагого женского тела, фигуры наяд и нимф. Модерн стремится восстановить органическую связь личности с природой, что проявляется в широком проникновении растительных мотивов в орнаментику. Модерн стал провозвестником сексуальной революции, грянувшей во 2-й половине XIX века. Изысканная эротика пронизывает многие произведения модерна – это и откровенная нагота, и нагота, полуприкрытая или необычным элегантным одеянием или длинными волосами русалок.2

   Модерн  создал свой стиль в архитектуре, для которого характерны подчеркнуто индивидуализированные здания со свободной планировкой. Для декоративного искусства характерна деформация привычных форм (асимметрия, орнаменты из ломаных и кривых линий, изогнутые карнизы, криволинейные оконные проемы). В архитектуру широко внедрялись новые материалы (металл, железобетон).

   В духе этого стиля строились жилые дома, деловые и промышленные сооружения, торговые здания, театры, вокзалы, мосты.

   В Москве Ф. Шехтель строит особняк Рябушинского, в котором волнообразны лестницы, решетки, балюстрады, изысканные украшения. Образчики модерна в русской архитектуре – особняк М. Ф. Кшесинской (арх. А. И. Гоген, 1906), гостиница «Астория» (арх. Ф. И. Лидваль, 1912). Проникнутые духом модерна врубелевские панно украшают фасад гостиницы «Метрополь», его же росписи в храмах Киева. Архитекторами, творящими в Петербурге в духе модерна, были Ф. И. Лидваль, А. И. Гоген, Н. В. Васильев, П. Ю. Сюзор, Г. В. Барановский, Э. Ф. Виррих, Л. Н. Бенуа. 3

   В архитектуре модерн использовал новые возможности строительной техники. Он отошел от традиционных форм фасада зданий и придал им прихотливую конфигурацию, украшал изощренным декором. Архитекторы модерна часто одновременно были скульпторами, графиками, дизайнерами, декораторами, создававшими мозаику, расписное стекло, инкрустации.

   Модерн  впервые вывел на фасады зданий монументальную живопись, мозаичные панно (здания гостиниц «Националь» и «Метрополь») в  Москве или ансамбль мозаик (создан мастерской Фроловых) в храме «Воскресения на крови» (арх. А. А. Парланд, 1895-1907) в Петербурге. (Мозаичная мастерская В. А. Фролова была создана в Петербурге в 1890 г. В ней, в отличие от мастерской Академии художеств, стали применять обратный (венецианский) метод набора, при котором мозаика не сливается в сплошной гладкий ковер, а оставляет видным швы.).4 На фасадах зданий монументальная живопись выделяет их композиционные узлы, в интерьерах же она заполняет стены, купола, павильоны, своды.

   Здания  модерна часто украшают великолепные витражи (например, в Петербурге в  особняке А. Л. Франка и в гимназии Э. П. Шаффе, в ресторане гостиницы «Европейская» - 1905 г., арх. К. Э. Маккензен). В модерне также используется майолика – вид керамики. Это цветная обожженная глина, покрытая глазурью. В России майоликой впервые начали заниматься в конце XIX в. в Абрамцеве художник М. А. Врубель и химик-технолог П. К. Ваулин. Когда она вошла в моду, Ваулин создал под Петербургом свое производство. Майолики из мастерской Ваулина по эскизам Н. К. Рериха можно увидеть на доме страхового общества «Россиия» на Большой Морской ул., (1905-1907 гг., арх. А. А. Гимпель и В. В. Ильяшевич). Одна из самых ранних майолик на зданиях Петербурга – икона «Богоматерь с младенцем», выполненная в 1905 г. по эскизу К. С. Петрова-Водкина на фабрике Дультона в Лондоне. Она украсила фасад Ортопедического института в Александровском парке на Петербургской стороне, построенного в 1904-1905 гг. архитектором Р. Ф. Мельцером.

   Одним из самых распространенных материалов для облицовки фасадов в Петербурге начала XX в. стал камень. Применялся он чаще всего в сочетании со штукатуркой и облицовочным кирпичом; из него делали цокольную часть фасада. Начался подлинный каменный бум. Неподалеку от столицы открылись каменоломни в Антреа, Сердоболе, на берегу Финского залива. В город привозили гранит разных оттенков: красный, серый, серо-розовый; гнейс, габбро, диабаз, известняк; «горшечный» камень (талькохлорит), который легко поддавался обработке и оживал под руками резчиков в виде различных барельефов. Сочетание различных фактур камня полированного, тесанного, рваного, «скальной фактуры», различных цветов рождало неожиданные эффекты. По-новому в сочетании с камнем стала выглядеть традиционная штукатурка.5

   Так эстетика модерна ориентировалась на возрождение  ремесел, на культ ручного труда.

   По  своей парадоксальности и изящной  вычурности модерн может претендовать на статус барокко XX в.  

   ФОРМИРОВАНИЕ  ОБЛИКА ПЕТЕРБУРГА НА РУБЕЖЕ ВЕКОВ

   Строительство в Петербурге в 1875-1900 гг.

   Бурное  развитие российского капитализма  во 2-й половине XIX в. сопровождалось невиданным размахом частного городского строительства.

   Интенсивное жилищное строительство неузнаваемо  изменило облик петербургских окраин и активно вторгалось в центральные  районы. Стихийная застройка зачастую не согласовывалась с традиционными петербургскими градостроительными принципами. Регламентировать этот процесс не всегда удавалось. В действующем Строительном уставе по-прежнему четко оговаривалась высота вновь возводимых зданий, красные линии улиц и площадей.

   В Петербурге началось время, которое назвали  «строительной горячкой». Кроме огромного количества возводимых доходных домов строились банки, учебные заведения, больницы.6

   Возникает система крупных дворовых ансамблей. Ансамбль объединял несколько участков рядовой застройки в единый комплекс. Вариантов объединения было два. По одному варианту участки, входящие в ансамбль, сохраняли свою независимость, но кварталы застраивались по единой архитектурно-градостроительной композиции (например, ансамбль Пушкинской площади). По другому варианту территория нескольких участков объединялась в цельную композицию, которая включала дворы и пристроенные или отдельно стоящие флигели (корпуса). Въезд на территорию ансамбля оформлялся большими въездными арками (например, дом Я. В. Ратькова-Рожнова, ул. Пестеля, 13-15). Этот прием получит дальнейшее развитие в архитектуре модерна и неоклассицизма начала XX в.

Информация о работе Стиль модерн в Русской архитектуре. Формирование облика Петербурга на рубеже веков