Стилевое разнообразие европейской художественной культуры 17 века

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 16:57, курсовая работа

Описание работы

Одной из фундаментальных новаций в духовной культуре XVII в. стал переворот в мышлении, который был связан не только с открытиями и целой плеядой знаменитых мыслителей, но и с появлением нового типа деятельности — научной и совершенно новой — научной — картиной мира. Наука была ориентирована на рациональное, систематизированное, достоверное и экспериментально подтверждаемое знание. Тогда же утвердилось понятие естественного закона, не знающего исключений ни для Бога, ни для человека.

Содержание

Введение с. 3

1.Социокультурные доминанты эпохи.

Основные черты развития художественной культуры XVII в с. 4-7

2. Становление итальянского барокко, его особенности в с. 8-12

архитектуре.

3. Пьер Корнель - мастер французской классицистской трагедии.
с. 13-19

Заключение с. 20

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 110.50 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию. 
 
 

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Российский государственный профессионально-педагогический

университет» 
 

Отделение музыкально-компьютерных технологий 
 

Кафедра музыкально-компьютерных технологий 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 
 

По  дисциплине

«История художественной культуры» 
 

На  тему: Стилевое разнообразие европейской художественной культуры 17 века 
 
 
 
 
 

Выполнил:………………………………………………………………………..А.А. Сидоркин

Студент группы М3-118

Зачетная книжка № 1011117 
 
 
 

Проверил:……………………………………………………………………Н.С. Смольникова

канд. пед. наук, доцент 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Екатеринбург, 2011 

Содержание. 

    Введение                                                                                           с. 3 

1.Социокультурные доминанты эпохи.

     Основные черты развития художественной культуры XVII в  с. 4-7 

2. Становление итальянского барокко, его особенности в        с. 8-12

архитектуре.                                                                                     

     3. Пьер Корнель - мастер французской классицистской трагедии.

                                                                                                              с. 13-19

     Заключение                                                                                     с. 20 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение. 
 

    Выбранная мною для исследования тема «Стилевое разнообразие европейской художественной культуры XVII в.», актуальна для нашего времени, так как современное искусство во многом основывается на достижениях прошлого. А в XVII в. европейская и в общем мировая художественные культуры получили большой толчок вперед.

    Моя цель, определить какие стили родились, существовали и развивались в Европе XVII в. и изучить их особенности.

    При написании работы я изучил достаточно литературы по дисциплине мировая художественная культура, для того что бы понять, что большинство авторов сходятся в своих мнениях и оценках о художественной культуре Европы XVII в. Практически все изученные мною источники  называют одних и тех же выдающихся творцов той эпохи и выделяют одинаковые и важнейшие для нее стили.

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Социокультурные доминанты эпохи.

Основные  черты развития художественной культуры XVII в. 

  Европейская культура Нового времени формируется в процессе утверждения капиталистических отношений в производстве и становления новой общественной силы — буржуазии. Эти явления составили основное содержание данного периода в истории западно-европейского общества.

Глубокие изменения в социально-политической и духовной жизни Европы обусловили основные доминанты в культуре этой эпохи. Развитие торговли и промышленности содействовало объединению интересов буржуазии, городских слоев и части дворян в пределах уже существующих государств.

   Одной из фундаментальных новаций в духовной культуре XVII в. стал переворот в мышлении, который был связан не только с открытиями и целой плеядой знаменитых мыслителей, но и с появлением нового типа деятельности — научной и совершенно новой — научной — картиной мира. Наука была ориентирована на рациональное, систематизированное, достоверное и экспериментально подтверждаемое знание. Тогда же утвердилось понятие естественного закона, не знающего исключений ни для Бога, ни для человека.

   Эпоху религиозной идеологии сменило время философов, социологов, экономистов и литераторов. Новый тип культуры основывался на осознании суверенности и самодостаточности личности. Экономические, политические, социальные условия Просвещения изменили статус и характер художественного творчества, появились свободные художники, создающие произведения в соответствии со своими личными вкусами. Формируется новая эпоха Просвещения, которую мы рассмотрим как самостоятельное явление и выделим ее особенности. 
 

   Во-первых, для нее был характерен деизм (учение о Боге как о творце Вселенной, отвергающее его участие в жизни природы и общества после акта творения). [10, c.316]. Основоположники деизма  иронически относились к христианскому откровению и преданию, оспаривали чудеса и противопоставляли вере разум. В этом проявилось стремление культуры Просвещения освободим. религию от слепой веры и вывести ее из естественного знания.

    Во-вторых, распространяется космополитизм, который выражался в осуждении всякого национализма и признании равных возможностей каждой нации. Вместе с тем распространение космополитизма вызвало падение чувства патриотизма, который в конце концов утратил свое значение в общественной жизни.

     В-третьих, культура Просвещения отличалась своей научностью. К началу XVIII в., благодаря трудам многих выдающихся ученых, полностью сложилось классическое естествознание. Среди ученых возникло убеждение в необходимости объяснять все явления природы исключительно естественными причинами.

     В-четвертых, естественным продолжением научности культуры Просвещения стала такая ее черта, как рационализм. Именно из науки, особенно из математики, рационализм перекочевал в другие сферы культуры. Просветители глубоко верили, что именно с помощью разума будет достигнуто абсолютное знание о человеке и окружающей природе. Разум трактовался как источник и двигатель познания, этики и искусства: человек мог и должен был действовать разумно; общество могло и должно было быть устроено рационально.

   В-пятых, одной из главных черт эпохи Просвещения является идея прогресса, также непосредственно связанная с понятием «разума». Именно в эпоху Просвещения была сформулирована концепция «веры в прогресс через разум», надолго определившая развитие европейской цивилизации и имевшая многочисленные положительные и отрицательные последствия.

В-шестых, для  культуры Просвещения была характерна абсолютизация роли воспитания в формировании нового человека. Деятелям той эпохи казалось, что достаточно создать целесообразные, разумно обоснованные условия для воспитания детей, и на протяжении жизни одного-двух поколений все проблемы будут решены. Они сделали ставку на нового человека, свободного от наследия той или иной традиции, хотя многочисленные исторические примеры свидетельствовали, что все попытки избавления человечества от традиции кончались для людей трагически. [10, c.316-317].

     Общие тенденции развития европейской культуры XVII—XVIII вв. не могли не повлиять и на художественную культуру. XVII столетие оказалось удивительно благоприятным для ее развития. По числу великих художников этот век превосходит, видимо, все предыдущие, включая Возрождение. Причем, если в эпоху Ренессанса в области искусства не знала себе равных Италия, то в XVII в. искусство переживает подъем во всех европейских странах. Как и другие области культуры, искусство также испытали на себе воздействие процессов дифференциации. Его обособленность становится все более отчетливой. Религиозно мифологические сюжеты избавляются от излишней патетики, становятся более жизненными и естественными. Другим следствием дифференциации является то, что среди художников исчезают универсальные личности, характерные для эпохи Возрождения. Леонардо да Винчи был не только гениальным художником, но и великим ученым, мыслителем, изобретателем. В Новое время такие масштабные фигуры становятся исключительной редкостью. В то же время наблюдается усиление субъективного начала в искусстве. Оно проявляется в возрастающем числе ярких индивидуальностей, в большей творческой свободе и смелости, широте взгляда на окружающий мир.

   Стала богаче и тематика художественного творчества, сюжетный репертуар, разрабатывались новые самостоятельные жанры и стили, развивались и углублялись те, которые сложились в предыдущие культурные эпохи. Сложность и многообразие жизненных представлений уже не вмещались в формы традиционных жанров. Они требовали более точного сюжетного отражения реальности. Поэтому в изобразительном искусстве особое значение приобрели такие жанры, как портрет и пейзаж. Огромный интерес к конкретной личности, ко всем индивидуальным особенностям физического облика и характера человека привели к расцвету портретного искусства, в частности, К расцвету психологического портрета. Поскольку в искусстве XVII в. важное значение имела среда существования человека, более многозначным становится восприятие природы, отраженное в пейзаже.

Наконец, именно в этот период впервые получили самостоятельное значение такие специфические жанры живописи, как натюрморт и анималистика.

   Художественное сознание европейской культуры XVII в. находилось в амбивалентном (двойственно противоречивом) отношении к ренессансному наследию — оно на него опиралось, считая себя его преемником, и одновременно коренным образом его преобразовывало, даже не осознавая этого. Ренессансная модель мира как упорядоченного, гармоничного, величественно-прекрасного космоса была разрушена на рубеже XVI—XVII вв. Ей на смену пришла совсем иная картина динамического, неустойчивого, меняющегося на глазах мира, в котором царили дисгармония, борьба, непостоянство, непрерывные метаморфозы.

Очевидно, в распаде той художественной целостности и однородности, которая сложилась в художественной культуре Возрождения, в многообразии художественных стилей и жанров и заключается главная отличительная черта европейской культуры XVII столетия. Выделим два главных художественных стиля этой эпохи: Барокко и Классицизм. И поговорим

об самых ярких их представителях в различных видах искусств. 
 
 
 
 
 

Становление итальянского барокко, его особенности в                                                  архитектуре. 
 

   В XV в. итальянский гуманист Пико делла Мирандола утверждал, что человек всемогущ и может владеть чем пожелает, в XVII в. французский мыслитель Блез Паскаль писал, что человек всего лишь «мыслящий тростник» и удел его трагичен, так как находясь на грани «двух бездн -бесконечности и небытия, он не способен своим разумом охватить ни то ни другое и оказывается чем-то средним между всем и ничем». [6, с.320]. Человек начал остро ощущать зыбкость и неустойчивость своего положения, противоречие между иллюзией и реальностью.

   Новое мировосприятие по-особенному преломилось в художественной культуре: все необычное, неясное, призрачное стало казаться красивым, привлекательным, а ясное и простое - скучным и неинтересным.

   . Эта новая эстетика заметно потеснила прежние ренессансные принципы подражания природе, ясности, уравновешенности. Возник новый стиль - барокко. Барокко (итал. Ъагоссо - странный, причудливый) - жаргонное словечко португальских моряков для обозначения бракованных жемчужин неправильной формы стало использоваться в значении «смягчить, растворить контур, сделать форму более мягкой, подвижной, живописной». [6, с.320]. Вместо стремления к бесстрастному равновесию горизонтальных линий и больших плоскостей, свойственных классическому Возрождению, новый стиль барокко означал стремление к подвижному, живописному, постоянно меняющемуся облику здания в зависимости от разных точек зрения. В моду вошли «тревожные силуэты». Сначала нужного эффекта добивались путем беспощадного дробления стены выступами, нишами, пилястрами, колоннами, подчеркивая вертикальную устремленность здания. Мощные пилястры, собранные в пучки, отбрасывая тени, создавали впечатление иллюзорной глубины. Колонны, сгруппированные по две-три и установленные на высокие пьедесталы, из опорных столбов превращались в струящиеся потоки формы и зрительно усиливали скульптурность фасадов. Затем в борьбе с неподвижной прямой линией и плоскостью, лишенной теней, вовсе отказались от прямой линии и плоскости, обратившись к кривым линиям и эллиптическим поверхностям, «вбирающим» в себя окружающее пространство. Фронтоны «разрывали» посередине и украшали огромными картушами, карнизы причудливо изгибали все с той же целью - создать иллюзию движения. Динамизм стал художественной основой барочного мировосприятия точно так же, как вертикаль - готического. В скульптуре мистическая экспрессия достигла своего максимального выражения: каменные одеяния развеваются так, словно силы тяжести не существует, и они не зависят от физического положения в пространстве.

  Вместе с тем именно в формах барокко, в его чрезмерной декоративности, динамичности и иллюзорности было удовлетворено стремление к величию и пышности, продиктованное католическим мироощущением. В пору усиления феодальной реакции и активизации католицизма, когда церковь стремилась распространить свое влияние на все сферы жизни, именно архитектура как самый доступный для обозрения вид искусства стала мощным средством эмоционального воздействия. Торжественно-театрализованный ход богослужения, сопровождаемый духовной музыкой, нашел эффективную поддержку в архитектурном облике храма, в подавляюще пышном декоре, ведущая роль в котором отводилась скульптуре и живописи. Внутреннее родство барочных архитектурных форм с церковным католическим обрядом очевидно. И то и другое преследует одну цель - привести верующих в состояние религиозного экстаза. Отсюда в барокко чрезмерности во всем – то, что французы называли «l"eclatante folie» - «блестящим безумием». [6, с.321].

Информация о работе Стилевое разнообразие европейской художественной культуры 17 века