Стили в культуре

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 20:13, реферат

Описание работы

Среди стилей культуры можно выделить следующие: готика, возрождение, модернизм, эклектика, постмодернизм, функционализм, хай-тек и другие.

Работа содержит 1 файл

Стили в культуре.docx

— 33.28 Кб (Скачать)

Введение

 

 

В контексте европейской  истории начало XVII в. отмечено становлением качественно иной социальной, научной  и культурной парадигмы. Средневековые  и ренессансные принципы окончательно подтверждают свое несоответствие духу времени - времени колоссальных открытий и перемен в человеческой жизни. Необходимость кардинальных изменений  оказывается настолько очевидной, что это сказывается в самых  разнообразных областях креативной деятельности представителей вида Homo sapiens, непосредственно оправдывающих свое «биологическое» наименование. В самом деле, довольно трудно назвать сферу человеческих интересов, в истории которой XVII век не стал бы эпохой мировоззренческого переворота или хотя бы не породил множество принципиально важных инноваций. В истории культуры такие инновации были связаны, в том числе с формированием особого дискурса, становлением иной стилистики и генезисом новых жанров.

 

Стили культуры настолько  разнообразны, что требуют отдельного внимания.

 

Стили в культуре

 

 

Готика

 

Готический стиль (от итал. gotico, букв. - готский, от названия германского племени готов), художественный стиль, явившийся завершающим этапом в развитии средневекового искусства стран Западной, Центральной и частично Восточной Европы (между серединой 12 и 15-16 вв.). Термин "готика" введён в эпоху Возрождения как уничижительное обозначение всего средневекового искусства, считавшегося «варварским». С начала 19 в., когда для искусства 10-12 вв. был принят термин, романский стиль, были ограничены хронологические рамки готики, в ней выделили раннюю, зрелую (высокую) и позднюю фазы. Готика развивалась в странах, где господствовала католическая церковь, и под её эгидой феодально-церковные основы сохранялись в идеологии и культуре эпохи готики. Готическое искусство оставалось преимущественно культовым по назначению и религиозным по тематике: оно было соотнесено с вечностью, с «высшими» иррациональными силами. Для готики, характерны символико-аллегоричный тип мышления и условность художественного языка. От романского стиля готика унаследовала главенство архитектуры в системе искусств и традиционные типы зданий. Особое место в искусстве готики занимал собор - высший образец синтеза архитектуры, скульптуры и живописи. Несоизмеримое с человеком пространство собора, вертикализм его башен и сводов, подчинение скульптуры динамичным архитектурным ритмам, многоцветное сияние витражей оказывали сильное эмоциональное воздействие на верующих.

 

Фантастичные, превосходящие  все существующие до сих пор конструкции  готики преодолевают громоздкость камня. Вследствие этого основными чертами  могут считаться иррационализм, дематериализация, стремление вверх, мистика, легкость, экспрессивность. Стены перестают быть конструктивным элементом, становятся более легкими, облицовываются деревом или украшаются стенной росписью ярких цветов, настенными коврами.

 

Характерными элементами становятся стройные колонны, сложные  формы сводов, ажурные орнаменты, окна в форме розы и стрельчатые  своды, оконные стекла в свинцовом  обрамлении, из выпуклого стекла, но без занавесей. Картинами для  украшения комнат пользуются редко. В то же время появляется портретная живопись маслом и гравюры по дереву. Живопись и скульптура выразительны и экспрессивны. "Готические розы", красочные витражи, раскрашенная скульптура - все это говорит об особой роли цвета в средневековье. Дощатые и кафельные полы раннего готического интерьера позднее застилались коврами.

 

Потолки обычно деревянные балочной конструкции или с открытыми  оформленными стропилами; встречается  декоративная роспись на потолке.

 

Центр интерьера - богато оформленный  камин или кафельная печь.

 

В формообразовании тяжелой  и неуклюжей мебели доминирует копирование  в дереве церковной архитектуры. Типичные мебельные изделия: высокие  двустворчатые шкафы с четырьмя, шестью или девятью филенками, а  также буфеты на высоких ножках.

 

Основные материалы: камень, мрамор, дерево (дуб, орех, ель, сосна, лиственница, кедр европейский, можжевельник).

 

В декоре использовалась плиточная  мозаика, майолика; сундуки обтягивали кожей, использовалась богатая металлическая (железная и бронзовая) фурнитура, мотивы сталактитов, выточенные бруски. Фигурная лепнина подчас расписывалась и  покрывалась позолотой. Было принято  использовать в орнаменте гербы.

 

Цветовая гамма: красные, синие, желтые, коричневые оттенки, дополненные  золотыми и серебряными нитями, а  также пурпурные, рубиновые, иссиня-черные, гвоздично-розовые, зеленые оттенки.

 

 Возрождение (Ренессанс).

 

Эпоха в культурном и идейном  развитии ряда стран Западной и Центральной  Европы, а также некоторых стран  Восточной Европы. Основные отличительные  черты культуры Возрождения: светский характер, гуманистическое мировоззрение, обращение к античному культурному  наследию, своего рода "возрождение" его (отсюда и название). Культура Возрождения обладает специфическими особенностями переходной эпохи от средневековья к новому времени, в которой старое и новое, переплетаясь, образуют своеобразный, качественно новый сплав. Сложным является вопрос о хронологических границах Возрождения (в Италии - 14-16 вв., в других странах - 15-16 вв.), его территориальном распространении и национальных особенностях. Величайшим мастером этой эпохи был Микеланджело Буонаротти, являвшийся в большей степени скульптором, нежели архитектором. С этой точки зрения он создавал архитектуру как некий выигрышный фон для своих скульптур. В частности, он сдваивает колонны и пилястры, меняет их ритм.

 

Стиль эклектичный и скорее декоративный, чем конструктивный. Формальные элементы стиля почерпнуты из арсенала форм греко-римских ордеров. Окна решались с полукруглым, позднее, с прямым завершением. Интерьеры дворцов поражали монументальностью пространственных эффектов, великолепием мраморных лестниц, богатством декоративного убранства. Гостиные и спальни знати обставлялись дорогой мебелью, исполненной в духе античности. Пол, стены и дверные рамы облицованы мрамором, бревенчатый или кессонный потолок обшивался деревом.

 

Мерой гармоничности форм служит правило золотого сечения.

 

Ренессансную мебель характеризуют  четкая форма, ясное построение и  многочисленные архитектурные элементы. Корпусная мебель решается как архитектурное  сооружение, как миниатюрное палаццо  с колоннами, пилястрами, карнизами, фронтонами.

 

Ренессансная орнаментика  отталкивается от античных образцов. Широко используются различной формы  колонны, пилястры, лист аканта, мотив  канделябра, купидоны. Вводятся в обиход гротески, развитые на основе орнаментов, обнаруженных на древнеримских стенных  росписях. Широко употреблялись арабески, плетенки, картуши, фестоны, гирлянды, львиные головы, грифоны и т.д.

 

После кровати второй по важности предмет обстановки - сундук-кассоне (с резьбой, инкрустацией и росписью). Встречаются два типа столов: прямоугольной формы с толстой столешницей на двух массивных устоях и центральный, или одноопорный, со столешницами круглой, шести- или восьмиугольной формы. Особенной декоративностью славилась венецианская мебель: сундуки, шкафы украшались росписью, «стукко», позолотой.

 

Основные материалы: черное и белое дерево (дуб, орех, экзотичные породы), слоновая кость, камень, мрамор, песчаник.

 

Цветовая гамма: мягкие и  светлые, темные и мрачные, звонкие  и насыщенные; холодные оттенки белого цвета и пастельные гаммы.

 

Барокко

 

Микеланджело считают  одновременно и последним мастером Возрождения и создателем стиля  Барокко, ибо именно он осознал его  основной стилеобразующий элемент - пластику стены.

 

Итальянское "Barocco" означает раковину вычурной формы. Зародившись в конце XVI века, барокко, в сущности, было естественным продолжением ренессансного стиля. Из Италии оно распространялось на север в страны, где в ходе контрреформации католическая церковь вновь укрепила свои позиции.

 

Фантазия архитектора  этого стиля тратилась на создание причудливых планов из хитро составленных треугольников, овалов, звезд и пентаграмм. Эти планы сами по себе не видны, но они давали импульс для неожиданно- динамичных экстерьеров и интерьеров.

 

Основные черты: повышенная динамичность форм, беспокойный ритм кривых линий.

 

Пышные помпезные формы  барокко применялись в первую очередь в архитектуре и интерьерах церквей и монастырей. В оформлении окон, мебели, посуды использовались сложные  по очертаниям динамические овальные спирали. Пренебрежение спецификой материала ведет к изогнутым, очень пластичным поверхностям предметов, крученым колоннам, пухлым балясинам, богато профилированным карнизам и  рамкам. Мотивами резных и мозаичных  декоративных композиций служат щиты, картуши, прихотливо вьющиеся стебли, раковины, венки, гирлянды. Мебель часто  покрывают яркими росписями и  лаками (Венеция), вводят в декор  позолоту и инкрустацию хрустальными пластинками. Сидения часто сплошь сбиваются дорогими тканями и  обильно украшаются бахромой.

 

Цветовая гамма: синее  с золотом, белое с золотом, зеленый.

 

Рококо

 

Символ - рокайль - раковина.

 

Основные черты стиля: подчеркнуть прихотливый и усложненный  вид.

 

Утрачивается монументальность и преображает прихотливость, грациозность, интимность. Идеал стиля: женщина-подросток.

 

Резные и лепные узоры, разорванные картуши, маски амуров. Большую роль играют рельефы, живописные панно в изысканном стиле. Многочисленные зеркала, гобелены, эротичные и пасторальные силуэты, асимметричное построение композиции; в скульптуре - бюсты, небольшие  статуэтки из росписи и фарфора. Переливается и несколько блеклая  по колориту «рокальная» живопись. Изысканная отделка, сочетающаяся с экзотичными мотивами китайского искусства (лаковые шкатулки, шелк).

 

Новые виды мебели для сидения: шезлонг, канапе.

 

Цветовая гамма: пастельные тона, жемчужная гамма, сочетание  салатового и розового, бледно лиловые  и мраморные оттенки.

 

Поражает роскошь гостиных, изобилующих дорогостоящими коллекциями  произведений искусств.

 

Вторая половина 19 века интересна  Российским вариантом формирования рококо, а именно отказом от услуг  архитекторов в оформлении интерьера. Сам владелец оформлял помещение  в своем вкусе. Перегруженность  декором, количеством предметов  и, как следствие, замкнутость пространства - типичные признаки кризиса стиля  этого времени.

 

Классицизм.

 

Продолжая традиции Возрождения (преклонение перед античными  идеалами гармонии и меры, вера в  мощь человеческого разума), классицизм был также его своеобразной антитезой, так как с утратой ренессансной гармонии, единства чувства и разума была утрачена и тенденция эстетического переживания мира как гармоничного целого. Такие понятия, как общество и личность, человек и природа, стихия и сознание, в классицизме поляризуются, становятся взаимоисключающими, что сближает его (при сохранении всех кардинальных общемировоззренческих и стилистических различий) с барокко, также проникнутым сознанием всеобщего разлада, порождённого кризисом ренессансных идеалов.

 

Обычно различают классицизм 17 в. и классицизм 18-начала 19 вв. (последний  в зарубежном искусствознании часто  именуется неоклассицизмом), но в  пластических искусствах тенденции  классицизма наметились уже во 2-й  половине 16 в. в Италии - в архитектурной  теории и практике Палладио, теоретических трактатах Виньолы, С. Серлио; более последовательно - в сочинениях Дж. П. Беллори (17 в.), а также в эстетических нормативах академистов Болонской школы. Однако в 17 в. классицизм, развивавшийся в острополемическом взаимодействии с барокко, лишь во французской художественной культуре сложился в целостную стилевую систему. В лоне французской художественной культуры преимущественно формировался и классицизм 18 в., ставший общеевропейским стилем. Лежащие в основе эстетики классицизма принципы рационализма (те же, что определили философские идеи Р. Декарта и картезианства) обусловили взгляд на художественные произведения как на плод разума и логики, торжествующих над хаосом и текучестью чувственно воспринимаемой жизни.

 

Ориентация на разумное начало, на непреходящие образцы определила и нормативность требований эстетики классицизма, регламентацию художественных правил, строгую иерархию жанров - от "высоких" (исторический, мифологический, религиозный) до "низких", или "малых" (пейзаж, портрет, натюрморт); каждый жанр имел строгие содержательные границы  и чёткие формальные признаки. Закреплению теоретических доктрин классицизма способствовала деятельность основанных в Париже Королевских академий - живописи и скульптуры (1648) и архитектуры (1671).

 

Архитектуре классицизма  в целом присущи логичность планировки и геометризм объёмной формы, симметрия. Постоянное обращение архитекторов классицизма к наследию античной архитектуры подразумевало не только использование её отдельных мотивов и элементов, но и постижение общих законов её архитектоники. Основой архитектурного языка классицизма стал ордер, в пропорциях и формах более близкий к античности, чем в зодчестве предыдущих эпох; в постройках он употребляется таким образом, что не затемняет общую структуру сооружения, но становится её тонким и сдержанным аккомпанементом. Интерьеру классицизма свойственны ясность пространственных членений, мягкость цветов. Широко используя в монументально-декоративной живописи перспективные эффекты, мастера классицизма принципиально отъединяли иллюзорное пространство от реального. Основная цветовая гамма: природные, мягкие цвета - белый, голубой, золотисто-желтый. Используется ордерный декор.

 

В середине 18 в. принципы классицизма  преобразовывались в духе эстетики Просвещения. В архитектуре обращение  к "естественности" выдвигало  требование конструктивной оправданности  ордерных элементов композиции, в  интерьере - разработки гибкой планировки комфортабельного жилого дома. Идеальным окружением дома становилась пейзажная среда "английского" парка. Огромное влияние на классицизм 18 в. оказало бурное развитие археологических знаний о греческой и римской древности (раскопки Геркуланума, Помпеи и др.); свой вклад в теорию классицизма внесли труды И.И. Винкельмана, И.В. Гёте, Ф. Милиции. Во французском классицизме 18 в. определились новые архитектурные типы: изысканно-интимный особняк, парадное общественное здание.

Информация о работе Стили в культуре