Структура и функции культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 09:50, контрольная работа

Описание работы

Феномен культуры является исторической категорией, вбирающей в себя множество значений и смыслов, которые формировались и трансформировались на протяжении веков. Благодаря достижению человечеством определенного уровня осознания и отражения окружающей действительности, появляется потребность не только в познании мира, но и в его преобразовании. В последствии все материальные и нематериальные преобразования человеком окружающей действительности плотно закрепляются в мировой истории, приобретая обобщающее значение «культура».

Содержание

Введение…………………………………………………………………………. 3
1. Структура культуры……………………………………………….…………4
2. Основные функции культуры……………………………………………..7
Заключение…………………………………………………………………...10
Список литературы

Работа содержит 1 файл

структура и функции культуры.docx

— 29.26 Кб (Скачать)

     САНКТ – ПЕТЕРБУРСКАЯ АКАДЕМИЯ

     УПРАВЛЕНИЯ  И ЭКОНОМИКИ 

     Алтайский институт экономики 
 
 
 

     КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 

     Дисциплина: культурология

     ТЕМА: Структура и функции культуры 
 
 
 
 
 
 

     Выполнила студентка: гр. 2531/1-1

     Зыкина  Юлия Владимировна       

     Проверил: Семилет Т. А.________   

     Оценка:______________________

     Подпись:_____________________ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Барнаул, 2011 
 

Содержание 

Введение…………………………………………………………………………. 3

  1. Структура культуры……………………………………………….…………4
  2. Основные функции культуры……………………………………………..7

Заключение…………………………………………………………………...10

Список  литературы……………………………………….………………….12 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

Феномен культуры является исторической категорией, вбирающей в себя множество значений и смыслов, которые формировались  и трансформировались на протяжении веков. Благодаря достижению человечеством  определенного уровня осознания  и отражения окружающей действительности, появляется потребность не только в  познании мира, но и в его преобразовании. В последствии все материальные и нематериальные преобразования человеком  окружающей действительности плотно закрепляются в мировой истории, приобретая обобщающее значение «культура».

Возможность построения обобщающей модели культуры привлекает внимание представителей разных наук: философии, психологии, истории, археологии, этнографии, в том числе и социологии. Такой интерес обусловлен многогранностью культурных явлений, и их функциональным значением, а также возможностью собственной интерпретации данного феномена. Несмотря на это только в середине XX в. начинается реализация все более осознаваемой потребности и возможности специального межпредметного исследования культуры.

Культура, являясь, прежде всего социальной категорией имеет соответственно свои особенности, и несет в себе некоторые социальные функции, которые и будут рассмотрены  в данной работе. 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Структура культуры.
 

   В соответствии с современными  представлениями можно обрисовать  следующую структуру культуры.

   В едином  поле  культуры  выделяются  два  уровня:  специализированный  и обыденный. Специализированный уровень подразделяется  на кумулятивный  (где сосредоточивается,  накапливается  профессиональный  социокультурный   опыт, аккумулируются   ценности   социума)    и    трансляционный.    Исходя    из антропологической  модели  человека,   на   кумулятивном   уровне   культура выступает как  взаимосвязь  элементов,  каждый  из  которых  есть  следствие предрасположенности человека к определенной деятельности. К  ним  относятся: хозяйственная   культура,   политическая   культура,   правовая    культура, философская культура,  религиозная  культура,  научно-техническая  культура, художественная культура. Каждому из этих элементов  на  кумулятивном  уровне соответствует элемент культуры  на  обыденном  уровне.  Они  тесным  образом взаимосвязаны и влияют друг на друга. Экономической  культуре  соответствует домашнее хозяйствование, ведение семейного бюджета; политической —  нравы  и обычаи; правовой — мораль;  философии  —  обыденное  мировоззрение;  религии —суеверия и предрассудки, народные  верования;  научно-технической  культуре—практические  технологии;  художественной  культуре  —  обыденная  эстетика (народная  архитектура,  искусство украшения жилища).  На   трансляционном уровне  осуществляется  взаимодействие  между   кумулятивным   и   обыденным

уровнями, происходит обмен культурной информацией.

   Между  кумулятивным  и  обыденным   уровнями  существуют   каналы   связи, осуществляемой посредством  трансляции:  сфера  образования,  где  традиции, ценности  каждого   из   элементов   культуры   транслируются   (передаются) последующим поколениям; средства массовой коммуникации (СМК) —  телевидение, радио,  печать,  —  где  осуществляется  взаимодействие   между   "высокими" ценностями   и   ценностями   повседневной   жизни,   нормами,   традициями, произведениями  искусства  и  массовой  культурой;   социальные   институты, учреждения культуры, где знания о культуре и культурные ценности  становятся доступными для широкой публики (библиотеки, музеи, театры и т.п.).

   Развитие информационной  цивилизации   расширило  возможности  человека  в постижении им реального мира, появились новые способы  трансляции  культуры.

     В этой связи актуализировалась проблема элитарной и массовой культуры.

     Американский  культуролог Т. Элиот, в зависимости  от степени  осознанности культуры, выделял в ее вертикальном  срезе  два  уровня.  высший  и  низший, понимая под культурой определенный образ жизни, вести который  могут  только избранные-"элита".

     В  современном  индустриальном  обществе  массовая   культура   —понятие, характеризующее особенности производства культурных ценностей,  рассчитанных на  массовое  потребление  и  подчиненных  ему,  по  аналогии   с   поточно-конвейерной  индустрией,   как   своей   цели.   Если   элитарная   культура ориентирована на  избранную,  интеллектуальную  публику,  массовая  культура ориентирует  распространяемые  ею  духовные  и  материальные   ценности   на "усредненный" уровень развития массовых потребителей.

     Говоря  о  структуре  культуры,  необходимо  иметь  в   виду,   что   она

представляет  собой систему, единство образующих ее  элементов.  Доминирующие черты каждого из элементов образуют так называемое "ядро" культуры»  которое представляет собой стабильную  целостность  ведущих  ценностных  ориентации.

     "Ядро"  культуры  выступает  как   ее  основополагающий  принцип,  который  и выражается в науке, искусстве, философии, этике,  религии,  праве,  основных формах  экономической,  политической  и   социальной   организации,   в   ее менталитете и образе жизни. Специфика "ядра" той или иной  культуры  зависит от иерархии составляющих его ценностей. Таким  образом,  структуру  культуры можно представить как разделение на  центральное  "ядро"  и  так  называемую "периферию "  (внешние слои).  Если  ядро  обеспечивает   устойчивость   и стабильность, то периферия более  склонна  к  инновациям  и  характеризуется относительно меньшей устойчивостью.  Ценностная  ориентация  культуры  может меняться в зависимости  от  ряда  факторов,  в  качестве  которых  выступают экономические условия,  этические  нормы,  эстетические  идеалы  и  критерий удобства. Например, современную культуру часто называют обществом  всеобщего потребления, поскольку  на  первый  план  социокультурной  жизнедеятельности выдвинуты именно эти ценностные основания. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Основные  функции культуры

   Функциональный анализ  культуры  предполагает  наличие  явлений,  которые выполняют определенные функции  (нормы,  ритуалы,  общение,  производство  и т.п.).

Преобразующая функция культуры.

     Освоение  и   преобразование   окружающей   действительности   являются

фундаментальной  потребностью  человека,  поскольку  "сущность  человека  не исчерпывается склонностью к самосохранению и  соответственно  склонностью  к созданию удобств, более того, специфически человеческая сущность  выражается в чем-то ином, по отношению к чему созидаемые удобства и обусловленное  этим самосохранение составляют лишь необходимую базу"'.

   Если  рассматривать  человека  только   как   существо,   стремящееся   к

максимальным  удобствам и самосохранению, то тогда  на  каком-то  историческом этапе его экспансия во внешнюю среду должна была  прекратиться,  так  как  в процессе освоения и обустройства мира всегда есть определенная  доля  риска, сохраняющаяся  с  увеличением  размеров  преобразований.  Однако  этого   не происходит. Ведь человеку имманентно присуще стремление к выходу за  пределы наличной данности в преобразовании и творчестве.

Защитная  функция культуры.

   Является    следствием    необходимости     поддержания     определенного

сбалансированного отношения человека и окружающей среды, как природной,  так и социальной. Расширение сфер человеческой деятельности неизбежно влечет  за собой появление все новых  и  новых  опасностей,  что  требует  от  культуры создания  адекватных  механизмов  защиты  (медицина,  органы   общественного порядка,  технические  и  технологические   достижения   и   т.п.).   Причем необходимость одного вида защиты  стимулирует  появление  других.  Например, истребление  сельскохозяйственных  вредителей  наносит  ущерб   экологии   и требует, в свою очередь, средств экологической защиты. Угроза  экологической катастрофы в настоящее время выводит  защитную  функцию  культуры  в  разряд первостепенных.   Среди   средств   культурной   защиты    —    не    только совершенствование  техники  безопасности  —  очистка  отходов производства, синтезирование новых лекарств и т.п., но и  создание  правовых  норм  охраны природы.

Коммуникативная функция культуры.

   Коммуникация —это процесс   обмена  информацией  между   людьми  с  помощью знаков и знаковых систем. Человек как  существо  социальное  для  достижения различных целей нуждается в общении  с  другими  людьми.  Именно  с  помощью коммуникации происходит координация  сложных  действий.  Основными  каналами коммуникации   являются   зрительный,   речевой,   осязательный.    Культура продуцирует конкретные правила и способы коммуникации,  адекватные  условиям жизнедеятельности людей.

Познавательная  функция культуры.

   Потребность в этой функции  вытекает из стремления любой  культуры  создать свою  картину  мира.   Процесс   познания   характеризуется   отражением   и воспроизведением действительности в мышлении  человека.  Познание  выступает необходимым  элементом   и   трудовой,   и   коммуникативной   деятельности. Существуют  как  теоретические,  так  и  практические  формы   познания,   в результате которых человек получает новое знание о мире и самом себе.

Информационная  функция культуры.

  Обеспечивает  процесс  культурной  преемственности   и   различные  формы исторического  прогресса.  Она   проявляется   в   закреплении   результатов социокультурной деятельности, накоплении, хранении и  систематизации  информации.  В  современную  эпоху  каждые  пятнадцать  лет   происходит   доение информации. С. Лем обращал внимание  на  то,  что  объем  изученных  проблем увеличивается прямо  пропорционально  обьему  накопленных  знаний.  Ситуация "информационного взрыва» потребовала создания  качественно  новых  способов обработки,  сохранения  и  передачи  информации,  более  совершенных  информационных технологии.

Нормативная функция культуры.

Обусловлена необходимостью " поддерживать равновесие и  порядок  в  социуме, приводить  в  соответствие  с  общественными  потребностями   и   интересами действия различных социальных групп и индивидов. Функция общезначимых  норм, признанных  в   той   или   иной   культуре,   направлена   на   обеспечение определенности,  понятности,  предсказуемости   поведения.   Можно   назвать юридические нормы, регулирующие взаимоотношения  между  людьми,  социальными институтами,  отдельными  людьми  и  социальными  институтами;   технические нормы, вызванные производственной практикой, этические  нормы  регламентации повседневной  жизни, экологические нормы и др. Многие нормы тесно связаны с культурной традицией и укладом жизни народа.

Информация о работе Структура и функции культуры