Структура речевой деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 15:26, контрольная работа

Описание работы

1 Структура речевой деятельности
Речевая деятельность определяется мотивами и целью, состоит из ведущего и фонового уровней, включает образ результата и регуляцию промежуточных этапов.
2 Этапы речевой деятельности
Речевая деятельность как один из видов деятельности человека характеризуется целенаправленностью и состоит из нескольких последовательных этапов: ориентировки, планирования (в форме внутреннего программирования), реализации и контроля. В соответствии с этими этапами осуществляется каждое отдельное речевое действие.

Работа содержит 1 файл

1 СТРУКТУРА РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.doc

— 66.50 Кб (Скачать)

     1 Структура речевой деятельности

     Речевая деятельность определяется мотивами и  целью, состоит из ведущего и фонового уровней, включает образ результата и регуляцию промежуточных этапов.

     2 Этапы речевой деятельности

     Речевая деятельность как один из видов деятельности человека характеризуется целенаправленностью и состоит из нескольких последовательных этапов: ориентировки, планирования (в форме внутреннего программирования), реализации и контроля. В соответствии с этими этапами осуществляется каждое отдельное речевое действие.

     3 Порядок речевого действия

     Исходным  моментом любого речевого действия является речевая ситуация, то есть такое  стечение обстоятельств, которое побуждает  человека к высказыванию, например, необходимость ответить на вопрос, сделать доклад о результатах работы, написать письмо, побеседовать с другом и т.п. В реализации речевого действия выделяются следующие фазы:

  1. Подготовка высказывания. Началом акта речевой деятельности является осознание мотивов, потребностей и целей вступления в общение. Далее осуществляется вероятностное прогнозирование результатов высказывания на основе прошлого опыта и учёта обстановки. У развитого в речевом отношении человека, с быстрыми реакциями, эти подготовительные действия протекают с большой скоростью на подсознательном уровне и завершаются созданием внутреннего плана высказывания, который может иметь различную степень обобщенности.
  2. Структурирование высказывания. Содержанием данной фазы является выбор слов, их расположение в нужной последовательности и грамматическое оформления. Эти операции, осуществляемые в оперативной речевой памяти, сопровождаются оценкой создаваемого высказывания и его корректировкой на уровне внутреннего плана.
  3. Переход к внешней речи. Осуществляется звуковое или графическое оформление высказывания. Это самая ответственная фаза речевого действия, она состоит в переходе от внутренней речи к внешней. Ошибки в таком переходе делают речь в глазах окружающих неполной, бессвязной, труднопонимаемой.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ 

     №1. Вставьте пропущенные буквы: накл..нять, обск..кать, выд..рнуть, попл..вок, взр..слеть.

     Наклонять, обскакать, выдернуть, поплавок, взрослеть. 

     №2. Вставьте пропущенные буквы: лисиц..н, ц..ганский, одеж..нка, пр..кармливать, вскач...

     Лисицын, цыганский, одежонка, прикармливать, вскачь. 

     №3. Расставить ударения: углубить, каучук, квартал, обеспечение, намерение.

     Углубить, каучук, квартал, обеспечение, намерение. 

     №4. Укажите на сходство или различие, объясните значение: деревня/село.

     Отличие: отсутствие церкви в деревне.

     Сходство: деревня и село находятся далеко за городом. 

     Село  – это центр сельского прихода, объединяющего несколько близлежащих деревень. Оно часто было аналогом центральной усадьбы в советских колхозах. Именно в селе чаще всего размещались предприятия по промышленной переработке продуктов крестьянского труда: мельницылесопилкикрупорушки, известковые ямы и пр. Сельские жители часто заводили заимки, где трудились большую часть лета на удалённых от основного поселения пашнях и покосах. 

     Деревня – в «значении крестьянское» селение слово «деревня» стало употребляться в XVII—XVIII вв. До того оно означало двор, а ещё раньше — пахотное поле. В литературном памятнике XVI в. — «Домострое» — можно встретить выражение «пахать деревню». А самое древнее значение «деревни» — это очищенное от леса (то есть как раз от деревьев) место для нивы. Так, в литовском языке сохранилось слово dirva — нива. 

     №5. Закончите фразу/сочетание слов: в гостях хорошо, а...

     В гостях хорошо, а дома лучше. 

     №6. Есть ли здесь ошибки: класть/ложить/положить.

     В русском языке нет слова «Ложить», правильно говорить «Класть». 

     №7. Отредактируйте предложение: Молочница  очень гордится собою за то, что  у нее такая «культурная» речь.

     Молочница очень гордится тем, что у нее такая «культурная» речь. 

     №8. Перепишите предложение, записывая числительные словами и раскрывая скобки. От 863 отнять 19.

     От  восьмисот шестидесяти трех отнять девятнадцать. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ 

     
  1. http://ru.wikipedia.org/wiki/Деревня
  2. http://ru.wikipedia.org/wiki/Село
  3. http://ushan.org/ru/pages/notes/lozhu/
  4. http://www.langrus.ru/content/view/34/

Информация о работе Структура речевой деятельности