Субкультура и контркультура

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 12:41, реферат

Описание работы

понятия двух противоположных аспектов, в чем различия и сходство

Содержание

Введение

1. Субкультура

2. Массовая культура

3. Антикультура (контркультура)

Заключение

Список литературы

Работа содержит 1 файл

Субкультура и контркультура.docx

— 42.79 Кб (Скачать)

: Субкультура, контркультура,  антикультура 

Содержание 

Введение 

1. Субкультура 

2. Массовая культура 

3. Антикультура (контркультура) 

Заключение 

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Субкультура есть ничто иное, как особая и обособленная сфера жизнедеятельности человека, которую отличает специфическая система ценностей.

Время возникновения молодежной неформальной культуры в нашей стране - вопрос достаточно неоднозначный. Собственно, к первым проявлениям неформальной культуры, как культуры отличной от общепринятой, у нас в стране, можно отнести стиляг. Однако же нельзя сказать, что тогда, в 50-х - 60-х годах в нашей стране зародилась неформальная культура. Отчасти это являлось неформальным движением, отчасти просто модным увлечением. Можно сказать, стиляги явились первым всплеском нонконформизма и контр культурности. Однако жесткая позиция государства в отношении инакомыслия в те годы привела к тому, что после некоторого времени полуподпольного существования стиляги довольно быстро исчезли.

Второй всплеск контркультурной  активности пришелся на 70-е годы. Движение семидесятников было глубже, шире и  продолжительней по времени. На них  не оказывалось столь серьезного давления, как на стиляг, но неприятности с государственными органами на идейной  почве у них все же были. Именно тогда в нашей стране стали  появляться первые рок-группы, хиппи, и  полуподпольные "тусовки". Именно эта волна подготовила почву для следующего этапа.

Буквально взрыв контркультурной  активности пришелся на начало перестройки. В 87-89 годах уже можно было насчитать  не меньше десятка различных неформальных движений. А в 89-90 об этом заговорили не только в периодической прессе, а и в научной. Проблема молодежной контр - и субкультуры была поднята  как социальная проблема. И именно к середине 80-х годов следует  приписывать зарождение в нашей  стране молодежной контркультуры как таковой, со свойственной ей непримиримостью и эпатажем.

Уже к середине 90-х годов  контркультурная активность молодежи пошла на спад. Сократилось число  неформальных движений, некоторые исчезли  вовсе, остальные сильно перемешались. На сегодняшний день, не принимая в  расчет политических, экологических  и религиозных движений, можно  выделить рэйв-культуру, рок-культуру, движение ролевых игр и так называемых "гопников" - культура уголовного мира. Контр культура в нашей стране несколько формализовалась, "успокоилась", ушла от радикального нонконформизма и фактически перешла в субкультуру.

Изучение молодежной субкультуры  является целью написания данной работы, где основные задачи состоят  в анализе этой субкультуры и  основных составляющих ее элементов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. СУБКУЛЬТУРА

Субкультура - это особая сфера культуры, целостное суверенное образование внутри господствующей культуры, отличается собственным целостным  строем, обычаями, нормами.

Культура любой эпохи  обладает относительной цельностью, но сама по себе она неоднородна. Внутри конкретной культуры городская среда отличается от деревенской, официальная - от народной, аристократическая - от демократической, христианская - от языческой, взрослая - от детской. Обществу грозит опасность разбиться на группы и атомы. Любая культурная эпоха предстает нам в виде сложного спектра культурных тенденций, стилей, традиций и манифестаций человеческого духа.

Даже в античной культуре, которая казалась Гельдермину однородной, Ницше разглядел противостояние аполлонического и дионисийского первоначал, "два действительных средоточия единого бытия", порождающие восхождения и спады потока жизни.

В культурной эпохе сосуществуют разные тенденции и образования, элитарное и массовое, официальное  и народное и т.д. Так, в средневековом  миросозерцании и жизненном строе  новое духовное, т.е. христианское начало, сосуществовало со старым, языческим.

В эпоху возрождения необозримый  мир смеховых форм карнавального  творчества противостоял официальной  и серьезной культуре средневековья.

Народная культура представала  в предельном многообразии субкультурных феноменов, обладающих единым стилем и составляющих нечто относительно целостное - народно-смеховую, карнавальную культуру.

Культура различных эпох демонстрирует сложный спектр субкультурных феноменов. Отдельные отсеки как бы отгорожены от магистрального пути духовного творчества. В самом деле, какое отношение имеет карнавальная атмосфера мистерий, "праздники дураков", уличные шествия к прославлению турнирных победителей, посвящению в рыцари и т.д.? В сложном игровом социокультурном аспекте эти компоненты взаимодействуют. Но официальная, серьезная культура определяет собой как бы главенствующее содержание эпохи. Она отделена от площадной культуры смеха. И за пределами эпохи Возрождения эта оппозиция официальной и народной культуры не исчезает. Культурное творчество при всей своей динамике вовсе не приводит к тому, что народная культура вдруг оказывается более значимой или определяющей доминантой эпохи. В этом смысле можно провести различие между контркультурой и субкультурой. Через них можно разглядеть механизмы социокультурной динамики.

Некоторые образования культуры отражают социальные или демократические  особенности ее развития. Внутри различных  общественных групп рождаются специфические  культурные феномены, они закреплены в особых чертах поведения людей, сознания, языка. По отношению к субкультурному явлению возникла характеристика особой ментальности как специфической настроенности определенных групп. Субкультурные образования в известной мере автономны, закрыты и не претендуют на то, чтобы заместить собою культуру, вытеснить ее как данность. Можно говорить об особом кодексе правил и моральных норм внутри этноса. Цыгане, например, не считают зазорным воровать у "чужих", но такой поступок, совершенный внутри табора, оценивается как преступление. Здесь не практикуется также строго правовая жизнь. Судьбу человека, который нарушил заветы, решают старейшины, руководствуясь традициями и собственным разумением.

Непочтительное отношение  к старому человеку не будет воспринято на Кавказе как добродетель.

Среди заключенных, говорящих  на особом жаргоне, также складывается своеобразные стандарты поведения, типичные только для данной среды.

Подобного рода феномены мы называем субкультурой, это обозначение  фиксирует герметичность данного  явления. Цыгане вовсе не претендуют на всеобщность их жизненных и  практических установок, напротив, они  заинтересованы в том, чтобы сохранить  лишь собственные законы в противовес господствующей культуре, которую они  воспринимают как "чужую". То же самое  можно сказать и о криминальном мире. Смеховая карнавальная культура остается субкультурным образованием и вовсе не стремиться превратиться в официальную. Субкультура призвана держать социокультурные признаки в определенной изоляции от "иного" культурного слоя.

В современном мире примером субкультуры можно считать религиозные  секты. Эти культовые объединения нередко называются авторитарными, во главе сект обычно стоят харизматические лидеры, которые мнят себя пророками или даже божествами. Во многих сектах царят единомыслие, строжайшая дисциплина, дух свободного общества здесь зачастую утрачен. Однако, несмотря на жесткие меры, которые применяются к адептам "новых религий", прокурорские заключения и угрозы, многолетняя работа с культовыми объединениями не дала ощутимых результатов. Напротив, она нередко вызывает эффект бумеранга: сторонники эксцентрических верований предстают жертвами, мучениками, страдальцами.

Субкультурные тенденции в обществе вызваны к жизни стремлением официальной культуры заполнить собой все поры социального организма.

Партийная идеология автоматически  рождала диссидентство. Тотальный  рационализм не может не вызвать  аналогичную ответную реакцию.

Субкультура обладает стойкостью и в то же время не оказывает  воздействия на генеральный ствол  культуры, они рождаются, живут и  устраняются, а ведущий ствол  культуры при этом сохраняется. Субкультура  обуславливает различия поколений.

Проблема субкультуры  рассматривается в культурологии  в рамках концепции социализации. Предполагается, что приобщение к  культурным стандартам, вхождение в  мир господствующей культуры, адаптация  к ней - процесс сложный и противоречивый, насыщенный психологическими и иными  трудностями. Это и порождает  особые жизненные устремления молодежи, которая из духовного фонда присваивает  себе то, что отвечает ее жизненному порыву, ценностным исканиям.

Так, по мнению многих культурологов, рождаются определенные культурные циклы, обусловленные сменой поколений. Юношество воплощает в себе новую  историческую реальность, творит собственную  субкультуру, которая хоть и не вызывает немедленных ощутимых изменений  в магистральном пути культуры, вместе с тем влияет на многообразные  срезы культуры, моду, стиль жизни, поведения и в целом на стиль  культурной эпохи.

 

 

 

 

 

2. МАССОВАЯ КУЛЬТУРА

Неотъемлемой частью массового  общества является массовая культура, которая формирует "массового  человека", инертно поглощающего не только популярные широко рекламируемые  товары, но и покорно без усилий сглатывающего жвачку из информационных и культурных суррогатов, что предлагают ему средства массовой коммуникации.

Средства массовой коммуникации служат для систематического распространения  информации среди численно больших  рассредоточенных аудиторий. Это пресса, радио, телевидение, телефонная связь, кино, звуко - и видеозапись, компьютерные сети. Легко представить, какое огромное влияние на аудиторию могут оказывать средства массовой коммуникации. Преподносимая ими информация может быть строго дозирована и соответственно обработана. Не требуется даже грубого обмана или недостоверности. Чтобы манипулировать общественным мнением, достаточно бывает неполной информации или расстановки соответствующих акцентов.

Огромна роль средств массовой коммуникации в распространении  агитации и пропаганды, в формировании определенного отношения сообщества к событиям общественно-политической жизни и отдельным деятелям. Недаром  средства массовой информации называют четвертой властью, и борьба за контроль над ними по существу является борьбой  за умы людей.

С развитием средств массовой коммуникации произошел переход  количества в качество: культура стала  не просто массовой, т.е. охватывающей подавляющее большинство членов общества, но возникло новое социальное явление - "массовая культура". "Массовость" коснулась не только материальной, но и духовной культуры, привела  к стандартизации жизни членов общества. Явление это существенно затронуло и очень ярко проявилось в искусстве.

В отличие от классического  искусства, произведения которого были единичными, воплощали в себе индивидуальность автора, имели успех или отвергались  в зависимости от таланта их создателя, актуальности темы, массовое искусство  в значительной степени стало  отраслью экономики, индустрией развлечений, "фабрикой грез". Это не просто журналистские штампы, они отражают поточность изготовления произведений массового искусства, их индустриальный характер. Зачастую произведения массового  искусства - коллективные творения, требующие  современных технологий и вложения огромных финансовых средств.

Изготовлению и внедрению  их в массы обычно предшествует серьезная  научная работа в социально-психологической  области. Выявляются симпатии и антипатии  различных слоев общества, выбирается целевая аудитория для каждого  конкретного произведения. Иначе  говоря, проводятся чисто маркетинговые  исследования и вырабатываются рекомендации, касающиеся не только содержания, но и  формы выпуска и способа распространения  будущего произведения для обеспечения  широкого на него спроса и большего его влияния на аудиторию. Таким  образом, определяется репертуар театров, структура телевизионных программ, рынок литературы, аудио - и видео записей. Маркетологи осуществляют четкое расслоение духовной продукции по типам потребителей: мультики - для детей, "мыльные оперы" - для домохозяек, дискотеки - для тинэйджеров, карманные издания для находящихся в пути.

Безусловно, массовая культура имеет и свои минусы, причем достаточно существенные. Прежде всего, это отчуждение личности, ее духовная несвобода от навязанных идей. Происходит также  снижение среднего уровня произведений искусства или примитивизация их интерпретации до уровня среднего потребителя. Как и на рынке товаров, здесь все подчинено спросу. Яркий пример этого - киноискусство. Огромную популярность приобрели так называемые "мыльные оперы" - бесконечные сериалы с примитивными характеристиками отношений между людьми, с поверхностными психологическими оценками, с сентиментальной банальностью сюжетных ходов. Очень часто обыгрываются современные варианты сказки о Золушке, о чудесном превращении "гадкого утенка" в прекрасного лебедя.

Информация о работе Субкультура и контркультура