Сущность и механизмы манипулятивного общения

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 09:58, контрольная работа

Описание работы

Манипулирование личностью, использование различных средств и технологий информационно-психологического воздействия на людей стало достаточно обычным явлением в повседневной жизни, экономической конкуренции и политической борьбе. Информационно-психологическое воздействие манипулятивного характера, осуществляемое в интересах человека или групп людей по отношению к другим, является специфической формой управления. Такая форма управления носит опасный характер в случаях, когда оно осуществляется тайно, приносит односторонние выгоды его организаторам. Технологии тайного принуждения личности систематически и постоянно используются в нашей повседневной жизни, практически во всех сферах социального взаимодействия людей, и объектом воздействия которых в наше время выступает любой человек современного общества.

Содержание

Введение
1. Ответы на вопросы:
1.1. Психологическая природа манипуляции. 4
1.2. Технология методов и приемов манипуляции в межличностном общении. 5
1.3. Покажите, является ли знание приемов и методов манипулятивного
воздействия гарантией защищенности личности, ее информационно-психологической безопасности. Ответ обоснуйте. 11
2. Заключение 15
3. Список литературы

Работа содержит 1 файл

контрольная работа по культуре.docx

— 39.42 Кб (Скачать)

Министерство образования и  науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

Всероссийский заочный финансово-экономический  институт

Филиал  в г. Барнауле

 

 

Кафедра

Философии и социологии


 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа №1

Вариант №26

 

по дисциплине «культура речи и деловое  общение» на тему:

 

«Сущность и механизмы манипулятивного  общения»

 

 

 

 

Студентка

 

Бакалавр

 

Образование

 

№ личного дела

 

 

Группа

 

Преподаватель

 
   
   

 

 

 

 

 

 

Барнаул 2011

2

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Ответы на вопросы:

1.1. Психологическая природа манипуляции.                                                          4                                   

1.2. Технология методов и приемов манипуляции в межличностном общении. 5

1.3. Покажите, является ли знание приемов и методов манипулятивного

воздействия гарантией защищенности личности, ее информационно-психологической безопасности. Ответ обоснуйте.                                                11

2. Заключение                                                                                                            15

3. Список литературы                                                                                               16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

ВВЕДЕНИЕ

    Манипулирование личностью, использование различных средств и технологий информационно-психологического воздействия на людей стало достаточно обычным явлением в повседневной жизни, экономической конкуренции и политической борьбе. Информационно-психологическое воздействие манипулятивного характера, осуществляемое в интересах человека или групп людей по отношению к другим, является специфической формой управления. Такая форма управления носит опасный характер в случаях, когда оно осуществляется тайно, приносит односторонние выгоды его организаторам. Технологии  тайного принуждения личности систематически и постоянно используются в нашей повседневной жизни, практически во всех сферах социального взаимодействия людей, и объектом воздействия которых в наше время выступает любой человек современного общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

Что же такое  манипулирование личностью и в чем сущность манипуляции? Манипуляция - это скрытое от адресата побуждение его к изменению отношения к чему-либо, принятию решений и выполнению действий, необходимых для достижения манипулятором собственных целей. При этом важно, чтобы адресат считал эти мысли, решения и действия своими собственными, а не «наведенными» извне, и признавал себя ответственным за них. Таким образом, манипулятор перекладывает ответственность за совершенное по его же научению на свою жертву. Отсюда и негативное отношение к манипуляции, хотя манипуляция может иметь и положительные последствия (например, в обучении и воспитании).

Манипулятивное воздействие основано на следующих механизмах:

1. Воздействие на эмоциональное состояние партнера. Один человек (манипулятор) вызывает у другого человека (объекта манипуляции) определенные чувства, которые внутренне мотивируют его совершить те или иные действия. Эти чувства могут быть как отрицательными (тревога, страх, вина, стыд), так и положительными (гордость, радость, удовольствие, защищенность). Если вызываются отрицательные (неприятные) чувства, то объект манипуляции старается их избежать (“негативная манипуляция”), а если вызываются положительные (приятные) чувства, то объект манипуляции старается их сохранить (“позитивная манипуляция”). Такая внутренняя мотивация приводит к тому, что объект манипуляции совершает действия,

необходимые манипулятору.

2. Манипулирование ресурсами. Большое значение в межличностном влиянии оказывают ресурсы, которыми они располагают партнеры по общению. Ресурсы могут быть интеллектуальные, моральные, материальные, физические, статусные, эмоциональные, социальные, ролевые и т.д. Активные манипуляторы пользуются своим превосходством в тех или иных ресурсах. Причем это превосходство не обязательно должно быть реальным, это может быть “виртуальное превосходство”, когда манипулятор создает видимость, что

5

имеет это  превосходство. В случае пассивных  стратегий манипулятор, как это  ни парадоксально, пользуется не превосходством в ресурсах, а их недостатком. Он может этот недостаток даже сознательно  преувеличивать, то есть опять же создавать  “виртуальный недостаток”.

3. Эксплуатация личностных особенностей объекта манипуляции. В личности каждого человека есть слабое место, “ахиллесова пята”, воздействие на которую приводит к тому, что человек становится более управляемым.

Опытный манипулятор  может использовать практически  любые личностные особенности человека для своего воздействия, играя на его личностных качествах, потребностях, интересах, ценностях, привычках, пристрастиях, чувствах (например, зависть, тщеславие, ревность и пр.) “Кнопкой” для  воздействия манипулятора может  быть прошлое и будущее объекта манипуляции, его образование, происхождение, родственные связи, личные отношения, хобби и пр.

4. Использование взаимоотношений. Манипулятор не обязательно должен воздействовать на свой объект лично, он может использовать “посредников” — людей, которые более приближены к объекту, имею на него большее влияние;

выполняя  волю манипулятора, эти люди (чаще всего  неосознанно) становятся средствами для  достижения его целей. Манипулятор  умело встраивается в уже существующие взаимоотношения и начинает “плести  интригу”: он “просчитывает ходы”, обманывает или, напротив, предоставляет  информацию.

Методы манипуляции  в общении:

Метод манипуляции в общении  1. Использовать слова непонятные оппоненту. Очень часто используют для того, чтобы создать ощущения высокого профессионализма и знания темы беседы. Особенно эффективно, когда человек делает вид, что все понимает, но на самом деле просто стесняется показать, то что слова ему не знакомы. Поэтому если какое-либо слово кажется выдуманным, либо же вы видите, что человек не понимает значения этого слово, то можно легко переспросить, что оно значит и даже в какой-то мере

6

высмеять. Правда итог этого будет раздражение, но после этого врятли против вас будут пользоваться этим методом манипуляций. Но этот метод остается вполне действенным и эффективным.

Метод манипуляции в общении  2. «Ты ведь мужчина, значит должен сделать». Самый старый метод манипуляции, который используют почти все девушки, его видели и слышали все, только вот не всегда осознавали, что это всего лишь манипуляция. Причем вариаций быть может много. Слова могут быть разные, структура одна, сначала «качество», либо «чувство», а далее просьба, которую нужно выполнить, чтобы подтвердить это качество. Самое смешное, что большинство действительно на эту уловку клюют. Это один из самых распространенных методов манипуляции. Хотя на самом деле не половая принадлежность, не те чувства которые у нас (любовь, дружба) нас не обязывают, делать что-то чтобы это доказать. Говоря о девушках можно сказать и про парней. Есть особо умные индивидуумы, превратившие эту уловку в свой плюс и использующие ее немного иначе. Например, фраза «я ведь твой парень? Значит, ты должна слушаться меня», ввергает девушку в небольшой ступор, особенно если до этого она сама использовала подобные методы манипуляции.

Метод манипуляции в общении 3. «Это лишь теория, на практике все иначе» Применение этой уловки в споре, то есть высказывание, что все, о чем говорит собеседник, хорошо лишь в теории, но неприемлемо на практике, заставляет человека искать новые доводы и доказательства, которые очень легко оспорить и доказать неверность этих доводов. Человек будет раздражен, но в итоге, скорее всего, сдаст позиции и признает вашу правоту.

Метод манипуляции в общении 4. Сведение аргумента человека к его частному мнению, которое может быть ошибочным, как и мнение любого

другого человека. Если удается, то человек начинает доказывать, что это не только его мнение. А значит, попадается на уловку. Дальше разговор легко направить в другое русло либо использовать любой другой метод манипуляции.

 

7

Метод манипуляции в общении 5. Лесть. Да, да это тоже используют в свою пользу. Особенность этого метода состоит в том, чтобы, «обсыпав человека комплементами», намекнуть ему, как много он может выиграть, если согласится с вами. Но если вы заметили, что на вас пытаются воздействовать этим методом, не стоит сразу обвинять человека в попытках манипуляции, возможно, он просто очень уважает вас и не хочет конфликта.

Метод манипуляции в общении 6. Чужой Авторитет. С помощью этой уловки существенно повышается психологическая значимость приводимых собственных доводов с помощью авторитета других.

Приёмы манипулятивного воздействия:

1. Ложное переспрашивание. Данный приём манипулирования используется для того чтобы изменить общий смысл сказанного, изменяя его значения себе в угоду. Манипулятор как будто бы в целях уяснения, переспрашивает, повторяя вами сказанное лишь в начале, далее подменяет слова и в целом смысл.

2. Показное безразличие и невнимательность. Когда один человек пытается доказать свою правоту, убедить в чем то другого, тот показывает свое безразличие и к собеседнику и к тому, что он говорит. Манипулятор рассчитывает на стремления оппонента, во что бы то не стало доказать свою значимость, использовать те факты, ту информацию которую ранее он не собирался разглашать. То есть попросту выведывается нужная информация.

3. Поспешное перескакивание на  другую тему. Озвучив одну тему, манипулятор стремительно переходит к другой, тем самым не давая возможности собеседнику, опротестовать первую или как то в ней усомнится. Делается это с целью фиксации этой информации (не всегда правдивой) в подсознании собеседника.  Это способ манипуляции можно характеризовать как внушение с дальнейшим использованием.

4. Цитирование слов оппонента. В данном случае манипулятор цитирует, причем неожиданно, слова оппонента. В большинстве случаев слова частично искажаются

8

5. Мнимая ущербность. Манипулятор показывает свою слабость, добиваясь снисходительного к себе отношения. В такие моменты манипулируемый перестает всерьез воспринимать человека как конкурента и соперника, его бдительность притупляется.

6. Ложная влюбленность. Очень распространенный прием манипулирования. За счет признания в любви, в почтении и уважении, можно добиться куда большего, нежели просто попросить.

7. Неистовый гнев и яростный  напор. Немотивированным гневом манипулятор вызывает у человека желание успокоить своего собеседника и рассчитывает, что тот пойдет на определенные уступки. Так же как и предыдущий этот способ манипуляции достаточно распространен.

8. Ложная спешка и быстрый темп. Манипуляция возможна за счет навязывания очень быстрого темпа речи и проталкивания своих идей. Манипулятор, прикрываясь спешкой и отсутствием времени забалтывает своего собеседника, который, не успевая не то чтобы ответить, а даже подумать, тем самым демонстрирует свое молчаливое согласие.

9. Высказать подозрительность и  вызвать оправдания. Этот способ манипулирования используется для ослабления защитного барьера психики человека. Роль манипулятора, в каком либо вопросе разыграть подозрительность, ответной реакцией на которую будет желание оправдаться. Этого он и добивается. Защитный барьер ослаб, можно «проталкивать» нужные установки. Защитой здесь выступает осознание себя уверенной в себе личностью.

10. Ложная усталость. Манипулятор дает понять, что сильно устал и не в состоянии, что-либо доказывать и выслушивать возражения. И по тому манипулируемый быстрее соглашается с его словами, и, идя у него на поводу не утомляет его возражениями.

11. Подавить авторитетом. Тонкость этого способа манипуляции заключается в специфики психики человека – поклонение и слепое доверие авторитету, в

9

какой либо области. Манипулятор, пользуясь своим  авторитетом, давит на человека, и  часто мнение, совет или просьба лежат вне пределов его авторитетности.

12. Ложная влюбленность. Манипулятор как бы по секрету, чуть ли не шепотом, прикрываясь мнимой дружбой, советует манипулируемому поступить определенным образом. Уверяет в выгоде и пользе этого поступка, на самом же деле преследует свои интересы.

13. Вызвать сопротивление. Известно, запретный плод сладок, и психика человека устроена так, что ему часто интересно именно то, что находится под запретом или для достижения чего необходимо приложить усилия. Манипулятор как тонкий психолог, пользуясь этими особенностями человеческой психики, вызывает у объекта своего воздействия такие желания. Конечно себе в угоду.

14. От частности к ошибке. Манипулятор обращает внимание объекта манипуляций лишь на одну деталь, не позволяя рассмотреть картину в целом, и заставляет его на основании этого сделать выводы. Применение этого способа манипулирования людьми широко распространено в жизни.  Многие люди делают выводы и судят, о каком либо предмете или событии, не обладая подробной информации и не располагая фактами, порой даже не имея собственного мнения по этому вопросу, они судят, основываясь на мнениях других. Манипуляторы этим пользуются и таким образом навязывают свое мнение.

Информация о работе Сущность и механизмы манипулятивного общения