Светское направление в русской культуре 17 века

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 11:02, доклад

Описание работы

В истории русской культуры, как и в истории России в целом, XVII столетие завершает период средневековья и примерно со второй половины XVII в. начинается новый период. Во всех сферах общественной жизни происходят заметные изменения, обусловленные глубокими сдвигами в развитии социально-экономических отношений.

В этом столетии, как и в следующем, Россия продолжала оставаться феодальной страной. Феодальный строй, будучи господствующим, продолжал укрепляться, что нашло своё выражение в окончательном оформлении системы крепостного права Соборным уложением 1649 г.

Работа содержит 1 файл

Светское направление в русской культуре 17 века.docx

— 32.46 Кб (Скачать)

РУССКАЯ КУЛЬТУРА XVII ВЕКА

В истории  русской культуры, как и в истории  России в целом, XVII столетие завершает период средневековья и примерно со второй половины XVII  в. начинается новый период. Во всех сферах общественной жизни происходят заметные изменения, обусловленные глубокими сдвигами в развитии социально-экономических отношений.

     В этом  столетии, как и в следующем,  Россия продолжала оставаться  феодальной страной. Феодальный строй, будучи господствующим, продолжал укрепляться, что нашло своё выражение в окончательном оформлении системы крепостного права Соборным уложением 1649 г.

Одновременно  всё большее значение приобретали  новые явления в социально-экономической  жизни, выразившиеся в развитии общественного  разделения труда, росте товарного  производства и обращения, в начавшемся процессе формирования всероссийского рынка. Это привело к образованию в недрах феодально-крепостнического строя первых, ещё неустойчивых и слабых ростков буржуазных общественных отношений, что и позволяет считать  XVII  век началом нового периода русской истории.

общественного развития предопределила(чу за хз?) высокий накал социальных противоречий, небывалый размах классовой борьбы. Недаром современники называли XVII  век «бунташным». Две крестьянские войны, целая серия городских восстаний середины века, прокатившихся по всей стране, знаменитый «медный бунт» 1662 г., стрелецкие восстания  конца столетия – это лишь одни из самых ярких проявлений народного недовольства. К этому следует добавить борьбу внутри господствующего класса, конфликт между церковью и светской властью, борьбу внутри самой церкви, которая привела к её расколу, и выступление купечества со своими сословными притязаниями. Конфликты и потрясения, которыми заполнен весь XVII  век, отразились в культуре, придав многим её памятникам невиданную социальную остроту. Главное, что характеризовало содержание культурно-исторического процесса в  XVII  в., это начавшееся разрушение традиционного средневекового мировоззрения, религиозного по всей сути. Шёл процесс «обмирщения» культуры, т. е. придания ей светского характера, освобождения её из-под духовной диктатуры церкви. 

БЫТ                                                                                                                                              Самый устойчивый компонент жизни людей — быт, и тот испытал в XVII в. изменения. В наименьшей степени у крестьян: по-прежнему большинство их жило в “черных”, или “курных”, избах без трубы, и потому дым из топившейся печи выходил через отверстие в крыше; в окнах — бычий пузырь вместо слюды или стекла; вечером свет давала лучина, вставленная в светец. Вместе с людьми зимой в избе находились телята, овцы и куры. На деревянных лавках у стен и сидели и спали. Ели деревянными ложками из мисок, блюд, тарелей, пили — из стаканов, ковшей,братин. Посуда тоже в основном была деревянной. Посуду, поставцы для нее, сундуки и коробья для домашнего имущества украшали росписью, нередко красочной, многоцветной — цветами и травами, фантастическими зверями и птицами; рисовали и бытовые сцены. В богатых семьях встречалась посуда фаянсовая, оловянная и медная.

Ели крестьяне  хлеб, в основном — черный, и горох, толокно и гречневую кашу, капусту  и морковь, свеклу и огурцы, репу и редьку, лук и чеснок. По праздникам к столу подавали мясо. Рыбу употребляли  свежей и соленой. Пили квас и пиво,, которые готовили дома.

Важную роль в повседневном быту играли обряды: песни и причитания, ряженье и  гаданье; в ночь на Ивана Купалу—вязанье венков и прыганье через костер. Любили деревенские жители глядеть на пляски и слушать песни, представления и прибаутки скоморохов. Петрушку — кукольный театр на открытом воздухе, в котором часто присутствовали политические мотивы.

Одежду крестьяне  шили из домотканого холста, который  красили в разные цвета, покрывали вышивками из цветных ниток;из сермяжного сукна. Летом носили лапти, зимой — валенки.

Посадские люди жили тоже в основном в деревянных избах;у зажиточных они — просторней, при них всякие служебные постройки: погреба, амбары, “сушила”, конюшни. Появились и каменные палаты под железо. В доме — те же столы, лавки вдоль стен. Но есть шкафы, а также кресла, стулья, зеркала на западноевропейский манер. Для платья и других вещей заводили сундуки, ларцы, коробья.

Хозяйство в  домах простых людей вели очень  расчетливо, все в семье неукоснительно подчинялись хозяину, соблюдали  церковные обряды, вели себя благочестиво. Так, во всяком случае, велел жить “Домострой”, и его правила соблюдали, не без исключения, конечно, о чем и повествует сатирическая литература.

Гораздо больше иноземных новшеств наблюдается  в дворянском и особенно княжеско-боярском быту. Бояре, например В. Голицын, Троекуров и другие, имели большие каменные дома со многими комнатами и высокими потолками. Снаружи их украшали резные крылечки, карнизы, наличники; высокую крышу покрывали медными золочеными листами. Стены внутри украшали росписи (“личины”) и ковры, зеркала и гравюры. С потолка свешивались люстры.

В комнатах стояла красивая заграничная мебель: кровати  с балдахинами и стулья, обитые золоченой кожей; в поставцах  —дорогая посуда. Выставлялось, на удивление  гостям, оружие —огнестрельное и холодное. Еду подавали самую разнообразную, из мяса, рыбы, птицы, ее сдабривали пряностями, солеными лимонами, которые привозили  из Голландии. Лимоны были большой роскошью, доступной богатым и знатным  людям, что не осталось незамеченным в народе: “Артамоны едят лимоны, а мы, молодцы,— одни огурцы”.

Из Астрахани  привозили виноград, арбузы и дыни. В застолье обильно были представлены напитки — пиво, квас, меды на ягодах, привозные вина.

Одежды для  вельмож, богачей делали из шелковых, суконных материй, часто заграничных, украшали их жемчугом и драгоценными камнями, шитьем из золота и серебра. Боярские шубы, тяжелые и роскошные, производили впечатление торжественности и богатства, но отличались неудобством. Одеяния дополняли высокие меховые шапки, яркие сафьяновые сапоги с загнутыми носками, тяжелые трости. Во время парадных выездов вельмож везли кони с богатой сбруей, бубенцами на шее и ногах, пучками страусовых перьев на головах; их сопровождала пышная конная свита.

К концу столетия одежда постепенно заменяется более  скромной и удобной, на западный манер. Бояре и дворяне начинают стричь волосы и брить бороду. Заводят  иностранные книги и музыкальные  инструменты, игрушки. Входит в моду курение табака.

В среде феодалов также соблюдали старинные обычаи, слушали русские сказки и смотрели представления скоморохов. Но разница в быте господ и простолюдинов становится заметней, резче.

Грамотность, просвещение.

В любом обществе одним из главных показателей  и одновременно условием развития культуры является уровень грамотности и просвещения. В XVII в. постепенно возрастала грамотность населения.

     Грамоте  чаще всего обучали в семье.  Количество грамотных стало быстро  увеличиваться в связи с появлением  первых школ. В 1649 г. Ф.М. Ртищев, один из видных государственных деятелей периода царствования Алексея Михайловича, на свои средства открыл школу в московском Андреевском монастыре. Появилось еще несколько частных школ для обучения молодых дворян, подъячих. В 1687 г. в Москве было открыто первое в России высшее учебное заведение - Славяно-греко-латинская академия (вначале — училище), готовившая кадры высшего духовенства и государственных чиновников. В нее принимались любые желающие, независимо от

возраста, чина или  сана. Обучались в академии самым  различным наукам:

грамматике, риторике, диалектике, философии, богословию и  этике. Первыми

преподавателями были греки – братья Лихуды. Они же написали учебники по

грамматике, психологии, физике, риторике.

      Значительно возрастает количество  различных учебных пособий. Во

второй половине XVII века Московский Печатный двор выпускал буквари,Азбуку, руководство для счета таблицы умножений.

     Наиболее выразительные новшества прослеживаются в литературе. Она

становится все  более светской, появляется целый  ряд новых жанров. Один из

них – сатира. Тематика сатирических произведений весьма разнообразна.В

произведениях изобличаются порядки в суде, высмеиваются неспособные  к

труду дворянские дети, показывалось скептическое отношение к официальному культу святых.Возможно, русские сатирические произведения создавались под влиянием басен Эзопа, которые в XVII в. стали переводиться на русский язык.

     Бытовая  реалистическая повесть ставит  в центр повествования уже не     историческое лицо, а вымышленный персонаж; главными героями становятся в

основном купцы  и простые горожане, а также дворяне. Одновременно в стране интенсивно идет процесс накопления научных

знаний, которые, как и в предыдущие века, носили преимущественно приклад-

ной, практический характер. Они были связаны со строительством, литейным

делом, устройством  водяных мельниц, добычей соли, изготовлением  оружия и

т.д. Практическая математика применялась при описании земель, в торговом

деле. Расширение промыслов и строительства ведет  к увеличению спроса на

вещества, производство которых связано с развитием  химии. Резко возросло

производство селитры, пороха, красок, чернил, моющих средств.

     Развивалось медицинское знание, основанное на народных традициях и

переводных иностранных  лечебниках. На русском языке появился труд о

строении человеческого  тела основоположника анатомии Андреаса Везалия.

Открываются первые аптеки, больницы. В 1654 г. при Аптекарском  приказе

была открыта  «Школа русских лекарей» со сроком обучения 5-7 лет. Для про-

должения образования некоторых лекарей направляли в университеты Англии,

Франции, Италии. В 1682 г. царь Федор Алексеевич предписал  устроить две

постоянные больницы для лечения «бедных, ученых и старых

людей… служилых чинов, которые тяжелыми ранами на государственных

службах изувечены».

     Развивались астрономия и география. В середине столетия в России стала

известна гелиоцентрическая  система Н. Коперника. Наибольшее развитие по-

лучили географические знания, поскольку они были связаны  с открытиями в

Сибири новых  земель. Составляются первые географические карты. Развитие

торговли и дипломатии способствовало накоплению географических знаний о

других странах  Западной Европы и Азии.

     Общественная мысль. Важные процессы происходят и в области исторического знания. Появляется много сочинений, которые свидетельствуют об изменении мировоззрения русских людей. На место провиденциализма, т. е. объяснения исторического процесса как некоей божественной предопределенности, весьма характерного для средневековья, приходит стремление к реальному истолкованию исторических событий.

    В общественно-политической мысли первой половины XVII в. нашло от-

ражение желание осмыслить события Смутного времени, изобразить его героев

     Наиболее  подробным и обстоятельным повествованием  о Смуте и первой

половине правления  царя Михаила Романова является «Новый летописец»

(1630), составленный, предположительно, новгородским митрополитом  Ки-

прианом.

     Одним  из важных событий в духовной  жизни стал раскол Православной

Церкви, вызванный  реформами патриарха Никона (1653-1656), направленными

на усиление роли церкви и государства и проводившимися силовыми методами.

Ярчайшим литературным памятником, посвященным расколу, явилось «Житие» протопопа Аввакума, одного из вождей и идеологов старообрядчества.

Для произведения характерны два противоположных  начала: консерватизм

взглядов и новаторское искусство слова.

«Житие» — не просто автобиографическое произведение, оно носит ярко выраженный полемический, обличительный характер,

что касается и  личности царя. Сочинения протопопа, поднимавшие староверов

Информация о работе Светское направление в русской культуре 17 века