Театр античной Греции и Рима

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 11:01, реферат

Описание работы

История античного театра определяет своей задачей рассмотреть, как возникнул и развивался театр в Греции и Риме. Греческий театр достиг своего расцвета ранее римского. А падение западной римской империи в конце пятого века повлекло за собой упадок всей античной культуры. История греко-римской театральной культуры, сформированная на документах и письменных источниках, охватывает на менее чем целое тысячелетие.

Содержание

1. Введение………………………………………………………………3
2. Древнегреческий театр……………………………………………….5
3. Римский театр…………………………………………………………9
4. Заключение……………………………………………………………12
5. Литература…………………………………………………………….14

Работа содержит 1 файл

культурология.doc

— 58.50 Кб (Скачать)


Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сибирская Академия Государственной Службы»

 

 

 

 

 

 

Реферат по культурологии

Тема: «Театр античной Греции и Рима»

 

 

 

 

 

Выполнила: студент

1 курса, гр. 8513

Карпенко А.Ю.

 

Проверил:

Носков А. П.

 

 

 

 

 

 

 

Новосибирск, 2009


Оглавление:

1. Введение………………………………………………………………3

2. Древнегреческий театр……………………………………………….5

3. Римский театр…………………………………………………………9

4. Заключение……………………………………………………………12

5. Литература…………………………………………………………….14

 


1. Введение

История античного театра определяет своей задачей рассмотреть, как возникнул и развивался театр в Греции и Риме. Греческий театр достиг своего расцвета ранее римского. А падение западной римской империи в конце пятого века повлекло за собой упадок всей античной культуры. История греко-римской театральной культуры, сформированная на документах и письменных источниках, охватывает на менее чем целое тысячелетие.

В этот период возникло европейское театральное искусство в том его качестве, в каком оно живёт сейчас: появилась драматургия, сформировались основные принципы актёрского искусства, сценическая техника и основы оформления театра и спектакля, возникли стационарные театральные сооружения.

Первые театральные представления появились ещё в глубокой древности, когда наши далёкие предки – охотники и земледельцы собирались на игрища, на празднества, когда устраивали обрядовые действа. Театр занимал особое место в жизни древних греков, он был трибуной для широкого распространения новых мыслей, освещения наиболее волновавших умы современников проблем. Велика была его общественная и воспитательная роль. Хотя, как правило, сюжеты греческих трагедий происходили из всем знакомых с детства мифов, это не означало, что спектакли были незлободневными и не затрагивали животрепещущих вопросов. Ведь в уста мифологических героев драматурги всегда вкладывали слова, касающиеся самых острых проблем современности. Поэтому драматическая поэзия (все без исключения трагедии и комедии в Греции писались стихами), смогла отодвинуть на второй план другие литературные жанры и на целый век стать жанром господствующим.


2. Древнегреческий театр

Древнегреческий театр был учреждением общественным, содержавшимся государством. Наиболее состоятельные и почтенные граждане платили за обучение хора и его содержание (они назывались хорегами). Профессии драматурга и актёра считались почётными. Актёрами могли быть только мужчины – они исполняли и женские роли (эта традиция в разных странах, в разных культурах была очень стойкой – таковы театр времён Шекспира, китайский и японский театр). Актёр античного театра владел техникой чтения, искусством пения и танца. Древнегреческий актёр мог по ходу спектакля играть несколько ролей.

У всех народов мира с древних времён существуют праздники, связанные с ежегодными циклами умирания и возрождения природы, со сбором урожая. Эти праздники, и дали жизнь драме и театру Греции и Рима. Так на родине театра – в Древней Греции во время шумных праздничных процессий в честь Диониса, бога виноделия, веселья, разыгрывались сценки из его жизни. В них рассказывалось о том, как Дионис принёс в Грецию виноградную лозу, о борьбе Диониса с врагами, о его гибели, воскрешении и победе над противниками. Изображалось торжественное прибытие Диониса из-за моря на увитом плющом корабле, который римляне позднее прозвали корабельной повозкой – «каррус навалис». Отсюда – карнавал. Диониса окружала толпа спутников – ряженных в козлиные шкуры и маски. Маска не случайность. Недаром маска, «личина» – символ театра. Ну а где игра – там должны быть и правила игры. Они тоже формировались постепенно. И первым важным правилом стало разделение на зрителей и актёров. И тогда люди поняли, что театральное действо может играть важную общественную роль, собирать людей, соединять их в едином чувстве. Оно может сообщать сразу многим людям что-то очень важное, общезначимое.

Прошло много времени, прежде чем театр начал жить сам по себе, отделяясь от обряда, от религиозного культа. А из толпы выделился герой. Театральные представления стали организовывать специально.

Как и в других областях греческой культуры в театре непременно присутствовал агон (состязательность). Театральные постановки шли три дня подряд, во время празднования Великих Дионисий. Давали обязательно три трагедии и одну сатировскую драму, т.е. комедию. В каждом представлении участвовали три драматурга, а зрители должны были определить лучшую постановку, лучшего актера, лучшего хорега (организатора представления). В заключительный день праздника победители получали награды. Первый приз означал для автора победу, второй – умеренный успех, третий – провал. (Емохонова Л. Г. Мировая художественная культура: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. -4-е изд., стереотип. –М.: Издательский центр «Академия», 2000.)

«Трагедия (букв. «песня козлов») возникла из хоровой песни, из дифирамба, распевавшегося «сатирами», одетыми в козлиные шкуры и изображавшими постоянных веселых спутников бога вина Диониса. (Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. – М.: Высш. шк., 1990.).

В V веке до н. э. к хору были добавлены 3 актера, ведущие с ним диалог, - так возникла драма, театральное действо. Если эпоха архаики наиболее плотно выразила себя в лирике, то классическая Греция проявила себя в аттической трагедии – жанре, в наибольшей степени отвечающем духу античной культуры.

Считается, что первым трагическим поэтом в Греции был Фестид. (Каллистов Д.П. Античный театр. Ленинградское отделение. Изд. «Искусство», 1970.). Первая постановка его трагедии (название ее неизвестно) состоялась весной 534 г. до н.э. на праздники Великих Дионисий. Этот год принято считать годом рождения мирового театра.

Самыми знаменитыми авторами античных трагедий были Эсхил, Софокл и Еврипид.

Трагедии Эсхила (524-456 гг. до н. э.) «Персы», «Просительницы», «Орестея», «Прометей Прикованный» служили прославлению демократических традиций родной Греции как величайшей ценности, дарованной человеку.

В трагедиях Софокла (496-406 гг. до н. э.) раскрывалась беспомощность человека перед неумолимым роком, и в то же время они давали повод для рассуждений о нравственной ответственности за свои поступки, о достойном поведении в самых трагических обстоятельствах.

Еврипид (480-406 гг. до н. э.) в трагедиях «Алкеста», «Медея», «Ипполит» впервые показал непредсказуемого, раздираемого страстями человека, вступившего в противоборство с внешним миром. Он использовал только мифологические сюжеты, но в действие вводил реальные бытовые подробности, максимально приблизив трагедию к жизни людей и заложив тем самым основы будущего европейского театра.

Но по-настоящему светским афинский театр стал с развитием жанра комедии, основоположником которой считается Аристофан (446-385 гг. до н. э.). В афинском театре комические актеры регулярно участвовали в дионисийских состязаниях наряду с трагиками, и после трагедии, прославляющей и рассказывающей о страданиях Диониса, разыгрывали сатирические сценки, пародирующие предшествующие. (Емохонова Л. Г. Мировая художественная культура: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. -4-е изд., стереотип. –М.: Издательский центр «Академия», 2000.).

Греческое слово «мимос» обозначает подражание, воспроизведение. Исполнители этих сценок также назывались мимами. Героями мимов были традиционные маски: горе-воин, базарный воришка, ученый-шарлатан, простак, дурачащий всех и т.д. – это главные истоки древней аттической комедии.

Специальных помещений для театра не было: на склоне акрополя были вырублены скамьи для зрителей, внизу перед сценой – круглая площадка – орхестра. Так как сцена находилась далеко от зрителей, актеры (женские роли исполнялись мужчинами, женщины выступали только в мимических представлениях) надевали маски, которые обозначали типаж персонажа: женщина, старик и др. Чтобы зритель мог все видеть, в театре применяли специальную обувь на высокой подошве (иногда 20-25 см) – котурны, а актер усиленно жестикулировал. Сценическая речь была торжественной и значительной, текст произносился голосом особой звучности и с особыми интонациями, отличающимися от повседневной речи. В этом и заключалась сила и неотразимость воздействия театра на каждого человека, и афинский полис платил за каждого неимущего гражданина, чтобы все жители могли побывать на театральных представлениях, которые были частью праздничного ритуала. (Быстрова А. Н. Мир культуры (Основы культурологи). Учебное пособие. -М.: ИВЦ «Маркетинг»; Новосибирск: ООО «Издательство ЮКЭА», 2000.).


3. Римский театр

Латиняне были одним из многочисленных племен, населявших Италию. Они жили по нижнему течению Тибра, в области, которая называлась Лациум. Столицей их был город Рим, основанный по преданию, в 753 году до н.э. Подчинив себе в четвертом веке до нашей эры среднюю Италию, римляне все дальше и дальше продвигались на юг. По своему культурному развитию римляне были гораздо ниже этрусков и греков. Через этрусков они познакомились с греческой мифологией и драматургией. Развитие римского театра началось в середине 3 века до н.э. Это было время, когда классический период у греков был уже позади и достиг расцвета культуры эллинистского периода. Развиваясь позже, чем Греция, Рим часто находил там ответы на многие идеологические вопросы. Истоки римского театра и драма восходят, как в Греции, к обрядовым играм, с богатым карнавальным элементом. Где песни, где праздник – там и танцы, поэтому античный театр в истоках своих нёс и высокую пластическую культуру движения, жеста.

Как и в Греции, обычно выступали два полухория, которые обменивались шутками, подчас язвительного содержания. В них, по свидетельству Горация, находила отражение и социальная борьба между патрициями и плебеями. Существовала и другая форма примитивных зрелищ – сатура. Основой для сатур послужили мимические жанры этрусских плясунов.

Участие в таких представлениях не несло в себе в те времена никакого бесчестья для граждан, тогда как позже, когда у римлян появилась литературная драма, актерская профессия стала считаться постыдной. Наиболее распространенными героями ателлан были: Макк—дурак и обжора, Буккок – болтливый, но смышленый парень, Панн – богатый, скупой и глупый, Доссен – хитрый горбун, невежда. В 1 веке до н.э. ателланы получили литературную обработку.

Мим в Риме тоже был очень распространен, как и в Греции. Римский мим представлял собой сценки из народного быта. Литературная драма появилась в римском театре в эпоху Республики (от середины 3-его века до конца 1-ого века до н.э.). Самыми популярными авторами были Ливий Андроник, Гней Невий и др. Римляне взяли литературную драму у греков в готовом виде и перевели ее на латинский язык. Объясняется это исторической обстановкой того времени. Завоевание южно-италийских городов, обладавших всеми сокровищами греческой культуры, не могли не пройти бесследно для римлян. Греки впервые оказались в Риме в качестве пленных, заложников дипломатических представителей педагогов.

В обстановке общественного подъема, вызванного победоносным окончанием Пунической первой войны на праздничных играх 240 года до н.э. решили устроить драматическое представление. Постановку поручили греку Ливию Андронику, попавшему в рабство к римлянам. Эта постановка удалась, она была толчком к развитию римского театра. Ливий Андроник написал 14 трагедий и три комедии. Он явился родоначальником римской драматургии, первым создателем театрального репертуара. С 235 года до н.э. Гней Невий рассматривал сцену как арену бичевания пороков и раболепства. Метеллы (аристократы) отправили его в тюрьму, однако, за Невия заступилась народная трибуна. Его освободили, но умер он все же в изгнании. Он выступал и с трагедиями на сюжеты из римской истории (такие трагедии у римлян назывались претекстами). Славы он достиг в области комедии. Невий был создателем паллиаты – переработка новоаттической, т.е. бытовой комедии. (3-2-ой века до н.э. произошла от развития греческого танца – паллии). Невий был основоположником контаминации (соединение нескольких сюжетных линий). Одновременно и после него писали Энний (239-169 до н.э.), Пакувий (220-19 до н.э.) и др. Больше всего римляне любили подражать Еврипиду, чем Эсхилу и Софоклу. Роль хора у римлян значительно уменьшилась. Интенсивная эллинизация римского общества отразилась в творчестве Плавта (254-184 до н.э.). Плавт умел искусно соединить новую аттическую комедию с элементами народной римской ателланы, с ее живостью действия, с ее порой непристойными, но остроумными шутками. У римского автора Теренция нет такой динамики в развитии интриги, как у Плавта. Зато он стремится дать более глубокую психологическую характеристику. Например, в произведении «Братья». Европейский театр неоднократно обращался к его творчеству. На римской сцене пьесы Теренция ставились несколько десятилетий после его смерти. До первого века нашей эры сенат противился сооружению театрального здания и потому представления шли  на деревянных помостах, которые после представления ломались. Но играли уже не любители, а актеры или гистрионы, которые происходили из вольноотпущенных или рабов. В Риме актерство не связано с культом, потому к артистам не относились так уж почетно. Женщин все еще не было на сцене. Но все-таки навечно сохранились имена известных актеров, например, трагик Эзоп и комик Росций. А в период империи римский театр пришел в упадок. Потом пришла новая эпоха – феодальная, которая принесла миру и свой театр.

Информация о работе Театр античной Греции и Рима