Теории происхождения языка

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 16:13, реферат

Описание работы

Интерес к проблеме происхождения языка возник давно. В разное время и разными учеными этот вопрос решался неодинаково. Древние греки, рассуждая о характере связи между именем (словом) и предметом, обосновали две концепции происхождения слова. Сторонники первой концепции происхождения слова считали появление слов сверхъестественным, божественным, без вмешательства человека.

Содержание

Введение 3
1. Религиозные теории 4
2. Античные теории 4
3. Теории Нового времени 6
3.1 Звукоподражательная теория 6
3.2 Междометная теория 7
3.3 Теория социального договора 9
3.4 Жестовая теория 10
3.5 Трудовая гипотеза Энгельса 11
3.6 Гипотеза спонтанного скачка 12
3.7 Теория создания языка силой человеческого разума 13
3.8 Теория внезапного возникновения языка 14
Заключение 15
Список литературы 16

Работа содержит 1 файл

Реферат языкознание.doc

— 81.50 Кб (Скачать)

     3.3 Теория социального договора

     С середины XVIII в появилась теория социального договора. В ней видно влияние античной теории тесей ((мысли Демокрита в передаче Диодора Сицилийского, некоторые места из диалога Платона «Кратил» и т. п.), согласно которой люди договорились об обозначении предметов словами.

     Диодор  Сицилийский писал: «Первоначально люди жили, говорят, неустроенной и  сходной со зверьми жизнью, выходили вразброд на пастбища и питались вкусной  травой и древесными плодами. При нападении зверей нужда научила их помогать друг другу, и, собираясь вместе от страха, они начали постепенно друг друга узнавать. Голос их был ещё бессмысленным и нечленораздельным, но постепенно они перешли к членораздельным словам и, установив друг с другом символы для каждой вещи, создали понятное для них самих изъяснение относительно всего».

      Суть данного отрывка в том, что язык рассматривается как сознательное изобретение и творение людей. Эту гипотезу поддерживал английский философ Томас Гоббс (1588-1679): разобщенность людей - их естественное состояние. Семьи жили сами по себе, мало общаясь с другими семьями, и добывали пищу в тяжелой борьбе, в которой люди «вели войну всех против всех». Но чтобы выжить, им пришлось объединиться в государство, заключив между собой договор. Для этого потребовалось изобрести язык, который возник по установлению. Также она была поддержана Ж. дю Белле Э. Б. Де Кондильяком, А. Смитоми, Ж. Ж. Руссо. У Руссо теория социального договора связана с делением жизни человечества на два периода – природного (когда люди были частью природы и язык «происходил» от чувств) и цивилизованного (когда язык мог быть продуктом «социальной договоренности»).

     В этих рассуждениях зерно истины состоит  в том, что в позднейшие эпохи  развития языков возможно «договориться» о тех или иных словах, особенно в области терминологии; например, система международной химической номенклатуры была выработана на международном съезде химиков разных стран в Женеве в 1892 г.

     Но  очевидно, что для объяснения первобытного языка эта теория ничего не дает, так как прежде всего для того, чтобы «договориться» о языке, надо уже иметь язык, на котором «договариваются». Кроме того, данная теория предполагает сознательность у человека до становления этой сознательности, развивающейся вместе с языком.

       3.4 Жестовая теория

     Жестовая  теория связана с другими гипотезами (междометной, социального договора). Выдвигали эту теорию Этьен Кондильяк, Жан Жак Руссо и немецкий психолог и философ Вильгельм Вундт (1832-1920), который полагал, что язык образуется произвольно и бессознательно. Но сначала у человека преобладали физические действия (пантомима). Причем эти «мимические движения» были трех видов: рефлекторные, указательные и изобразительные. Рефлекторным движениям, выражающим чувства, позже соответствовали междометия. Указательным и изобразительным, выражающим соответственно представления о предметах и их очертания, соответствовали корни будущих слов. Первые суждения были только сказуемыми без подлежащих, то есть слова-предложения: «светит», «звучит» и т.д.

     Руссо подчеркивал, что с появлением членораздельного языка жесты отпали как основное средство общения - у языка жестов немало недостатков: трудно пользоваться во время работы, общаться на расстоянии, в темноте, в густом лесу и т.д. Поэтому язык жестов был заменен звуковым языком, но полностью не вытеснен.

     Недостатком этой теории является то, что, несмотря на бесчисленные попытки, никому из ее приверженцев так и не удалось предложить приемлемый сценарий прибавления звуков к жестам.

     Жесты как вспомогательное средство общения  продолжают использоваться современным  человеком. Невербальные (несловесные) средства общения, в том числе  жесты, изучает паралингвистика как отдельная дисциплина языкознания.

     3.5 Трудовая гипотеза Энгельса

     Труд  создал человека, а одновременно с  этим возник и язык. Теорию выдвинул немецкий философ Фридрих Энгельс (1820-1895), друг и последователь Карла  Маркса.

     В связи с трудовой теорией происхождения языка следует прежде всего назвать незаконченную работу Ф. Энгельса «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека». В «Введении» к «Диалектике природы» Энгельс разъясняет условия появления языка:

     «Когда после тысячелетней борьбы рука, наконец, дифференцировалась от ноги и установилась прямая походка, то человек отделился от обезьяны, и была заложена основа для развития членораздельной речи…» Вертикальная походка была в развитии человека предпосылкой возникновения речи, и предпосылкой расширения и развитии сознания.

     Революция, которую человек вносит в природу, состоит, прежде всего, в том, что  труд человека иной, чем у животных, - это труд с применением орудий труда, и притом изготовляемых теми, кто ими должен владеть, а тем самым труд прогрессирующий и общественный. Какими бы искусными архитекторами мы ни считали муравьёв и пчёл, но они не ведают, что говорят: их труд инстинктивный, их искусство не сознательное, и они работают всем организмом, чисто биологически, не применяя орудия труда, а потому никакого прогресса в их труде нет.

       Первым орудием человека стала  освободившаяся рука, иные орудия  труда развились как добавление  к руке (палка, мотыга, грабли); ещё  позднее человек перекладывает  тяжесть труда на слона. Верблюда, лошадь, а сам управляет ими, наконец. Появляется технический двигатель и заменяет животных.

       Коротко говоря, формировавшиеся  люди пришли к тому, что у  них появилась потребность что-то  сказать друг другу. Потребность  создала себе свой орган: неразвитая гортань обезьяны медленно, но неуклонно преобразовывалась путём модуляций для всё более развитой модуляции, а органы рта постепенно научались произносить один членораздельный звук за другим. Таким образом, язык мог возникнуть только как коллективное достояние, необходимое для взаимопонимания. Но не как индивидуальное свойство той или иной вочеловечившейся особи.

       Энгельс пишет: «Сначала труд, а затем и вместе с ним членораздельная речь явились двумя самыми главными стимулами, под влиянием которых мозг человека постепенно превратился в человеческий мозг».

     3.6 Гипотеза спонтанного скачка

     По  этой гипотезе язык возник скачком, сразу  же с богатым словарем и языковой системой. Высказывал гипотезу немецкий лингвист Вильгельм Гумбольдт (1767-1835): «Язык не может возникнуть иначе как сразу и вдруг, или, точнее говоря, языку в каждый момент его бытия должно быть свойственно все, благодаря чему он становится единым целым… Язык невозможно было бы придумать, если бы его тип не был уже заложен в человеческом рассудке. Чтобы человек мог постичь хотя бы одно слово не просто как чувственное побуждение, а как членораздельный звук, обозначающий понятие, весь язык полностью и во всех своих взаимосвязях уже должен быть заложен в нем. В языке нет ничего единичного, каждый отдельный элемент проявляет себя лишь как часть целого. Каким бы естественным ни казалось предположение о постепенном образовании языков, они могли возникнуть лишь сразу. Человек является человеком только благодаря языку, а для того, чтобы создать язык, он уже должен быть человеком. Первое слово уже предполагает существование всего языка».

     В пользу этой на первый взгляд странной гипотезы также говорят скачки в  возникновении биологических видов. Например, при развитии от червей (появившихся 700 миллионов лет назад) до появления первых позвоночных - трилобитов требовалось бы 2000 миллионов лет эволюции, но они появились в 10 раз быстрее в результате какого-то качественного скачка.

     3.7 Теория создания языка силой человеческого разума

     Некоторые ученые предположили, что люди неким образом создали язык благодаря своему разуму. Согласно их теории, по мере эволюции человека интеллектуальные способности людей непрерывно росли и позволили людям начать общаться друг с другом. Это предположение также кажется весьма логичным, однако большинство ученых и лингвистов отрицают такую возможность. В частности, Дуайт Болинджер (Dwight Bolinger), ученый и лингвист, исследовавший языковые способности шимпанзе, говорит: «Стоит задаться вопросом, почему всем формам жизни, населяющим Землю, пришлось ждать миллионы лет, прежде чем Homo сделал это [создал язык]. Неужели потому, что сначала должен был появиться определенный уровень интеллекта? Но как такое могло произойти, если интеллект всецело зависит от языка? Язык никак не мог быть предпосылкой для возникновения языка».

       Уровень интеллекта невозможно  измерить без помощи языка.  Так что гипотеза о появлении  языка вследствие развития человеческого  разума необоснованна и недоказуема.

       Кроме всего прочего, ученые  не могут доказать, что для языка необходим развитый интеллект. Таким образом, можно сделать вывод, что своей способностью к языковому общению мы обязаны отнюдь не нашему высокоразвитому интеллекту.

     3.8 Теория внезапного возникновения языка

       Некоторые ученые считают, что  язык появился у людей внезапно, без видимых предпосылок к его зарождению. Они полагают, будто бы язык был изначально заложен в человеке, и люди на определенном этапе эволюции просто обнаружили в себе эту особенность и стали использовать для общения и передачи информации слова и жесты, постепенно расширяя словарный запас. Приверженцы теории внезапного появления языка утверждают, что люди приобрели дар речи в результате случайной перегруппировки участков ДНК в процессе эволюции.

       Согласно этой теории, язык и  все необходимое для общения существовали до того, как человек их обнаружил. Но это означает, что язык как таковой возник совершенно случайно и не задумывался как целостная система. Между тем, язык представляет собой сложную логическую систему, высочайший уровень организации которой просто не позволяет поверить в ее случайное возникновение. И даже если эту теорию можно рассматривать как модель появления языка, ее никак нельзя признать приемлемым объяснением происхождения такового, поскольку такая сложная структура, как язык, не могла возникнуть сама по себе. 
 
 
 
 
 
 

     Заключение 

     Эволюционисты выдвинули великое множество  теорий зарождения и развития человеческого  языка. Однако все эти концепции  разбиваются о собственные недостатки. Сторонники теории эволюции и поныне не нашли приемлемый ответ на вопрос о появлении языковой коммуникации. Но ни одна из этих теорий не дает приемлемое объяснение необычайному разнообразию и сложности языков. Так что не остается ничего иного, кроме веры в Бога-Творца, Который не только создал человека, но и наделил его даром речи. Библия рассказывает о Сотворении всего сущего Богом; ее текст лишен противоречий и содержит ответы на все вопросы. В отличие от теории эволюции, которой недостает достоверности в объяснении происхождения языка, изложенная в Библии креационная теория (теория божественного сотворения языка) способна противостоять любым возражениям. Данная теория и по сей день сохраняет свои позиции, несмотря на то, что все это время ее противники заняты отчаянными поисками контраргументов против нее. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы 

     
  1. Бурлак, С. А. Происхождение языка: новые материалы и исследования: обзор / С. А. Бурлак – М. : ЮНИОН, 2007. – 80 с.
  2. Введение в языкознание: хрестоматия / А. В. Блинов – М. : Аспект-Пресс, 2001. – 344 с.
  3. Вендина, Г. И. Введение в языкознание: учебное пособие для вузов / Г. И. Вендина – М. : Высшая школа, 2005. – 391 с.
  4. Даниленко, В. П. Введение в языкознание6 учебное пособие для вузов / В. П. Даниленко – М. : Флинта, 2010. – 288 с.
  5. Зенков, Г. С. Введение в языкознание / Г. С. Зенков, И. А. Сапожникова (http://www.classes.ru/grammar/112.Zenkov_Vvedenie_v_yazikoznanie/html/50.html)
  6. Кудрявский, Д. Н. Введение в языкознание / Д. Н. Кудрявский (http://urss.ru/cgi-bin/db)
  7. Перетрухин, В. Н. Введение в языкознание / В. Н. Перетрухин – М. : URSS, 2009. – 360 с.
  8. Поливанов, Е. Д. Введение в языкознание / Е. Д. Поливанов – М. : URSS, 2006. – 232 с.
  9. Реформаторский, А. А. Введение в языкознание / А. А. Реформаторский – М. : Аспект-Пресс, 2001. – 536 с.
  10. Якушин, Б. В. Гипотезы о происхождении языка / Б. В. Якушин – М. : Наука, 1984. – 137 с.

Информация о работе Теории происхождения языка