Теория этногенеза Л.Н.Гумилева

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 23:14, реферат

Описание работы

Вся история человечества состоит из череды изменений. Издавна люди пытались понять и объяснить истоки своей истории. Ответы получались разные, ибо история многогранна: она может быть историей социально-экономических формаций, или военной историей, историей науки и культуры. Л.Н.Гумилев рассматривает историю как историю народов. Именно в рамках народов (этносов), контактирующих друг с другом, творится история, ибо каждый исторический факт есть достояние жизни конкретного народа. «Этносы, существующие в пространстве и времени, и есть действующие лица в театре истории». Что же такое этнос и каковы закономерности его возникновения?

Содержание

Введение…………………………………………………………………..………3
Этнос…………………………………………………………………….……..4
Понятие «этнос»……………………………………………….……….4
Этническая иерархия……………………………………………..……5
Пассионарность…………………………………………………………….…9
Понятие пассионарность……………………………………………....9
Степень пассионарности………………………………………..……10
Пассионарный толчок……………………………………….………..12
Фазы этногенеза…………………………………………………………..…14
Фаза подъема…………………………………………………….……14
Акматическая фаза………………………………………………...….16
Фаза надлома……………………………………………………….…17
Фаза инерции…………………………………………………………17
Фаза обскурации………………………………………………………19
Мемориальная фаза и дальнейшая судьба этноса…………………..20
Обрывы этногенеза……………………………………………..…….21
Литература…………………………………………………………...………23

Работа содержит 1 файл

Теория Этногенеза Л.Н.Гумилева.docx

— 47.13 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки России

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

«Юго-Западный государственный университет»

(ЮЗГУ)

 

Кафедра «Педагогика и психология»

 

 

 

.

 

 

 

 

Реферат по дисциплине «Культурология» на тему:

 

«Теория этногенеза Л.Н.Гумилева»

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:        

 

Проверил:       ст. пр. Чернышова О.В.

 

 

 

 

 

 

 

Курск 2013 

Содержание

Введение…………………………………………………………………..………3

  1. Этнос…………………………………………………………………….……..4
    1. Понятие «этнос»……………………………………………….……….4
    2. Этническая иерархия……………………………………………..……5
  2. Пассионарность…………………………………………………………….…9
    1. Понятие пассионарность……………………………………………....9
    2. Степень пассионарности………………………………………..……10
    3. Пассионарный толчок……………………………………….………..12
  3. Фазы этногенеза…………………………………………………………..…14
    1. Фаза подъема…………………………………………………….……14
    2. Акматическая фаза………………………………………………...….16
    3. Фаза надлома……………………………………………………….…17
    4. Фаза инерции…………………………………………………………17
    5. Фаза обскурации………………………………………………………19
    6. Мемориальная фаза и дальнейшая судьба этноса…………………..20
    7. Обрывы этногенеза……………………………………………..…….21

Литература…………………………………………………………...………23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Вся история человечества состоит из череды изменений. Издавна  люди пытались понять и объяснить  истоки своей истории. Ответы получались разные, ибо история многогранна: она может быть историей социально-экономических  формаций, или военной историей, историей науки и культуры. Л.Н.Гумилев рассматривает историю как историю народов. Именно в рамках народов (этносов), контактирующих друг с другом, творится история, ибо каждый исторический факт есть достояние жизни конкретного народа. «Этносы, существующие в пространстве и времени, и есть действующие лица в театре истории». Что же такое этнос и каковы закономерности его возникновения?

По мнению Льва Гумилёва исходный момент любого этногенеза - специфическая мутация небольшого числа особей в географическом ареале, под воздействием особого вида энергии, который формирует новый стереотип поведения, цементирует новую системную целостность. Такая мутация не затрагивает (или затрагивает незначительно) генотип человека, однако существенно изменяет стереотип поведения людей. Появившийся в генотипе вследствие мутации признак пассионарности обусловливает у особи повышенную по сравнению с нормальной ситуацией абсорбцию энергии из внешней среды. Появляются люди, способные воспринимать энергии из окружающей среды больше, чем это необходимо для нормальной жизнедеятельности.

 

 

 

 

 

 

 

  1. Этнос
    1. Понятие «этнос»

Вне этноса нет ни одного человека на земле. Этническая принадлежность обнаруживается в сознании людей, но не есть продукт  самого сознания – нельзя сознательно, по договоренности объединиться в этнос. Также нельзя по договоренности сменить  национальную (этническую) принадлежность, как меняют гражданское состояние  или подданство. Очевидно, этническая принадлежность отражает какую-то сторону  природы человека, гораздо более  глубокую,  внешнюю по отношению  к сознанию или психологии.

Этнос – коллектив особей, выделяющий себя из всех прочих коллективов. Этнос у человека — это то же, что прайды у львов, стаи у волков, стада у копытных животных и т. д. Это форма существования вида Homo sapiens и его особей, которая отличается как от социальных образований, так и от чисто биологических характеристик, какими являются расы.

Этнос более или менее устойчив, хотя возникает и исчезает в историческом времени. Нет ни одного реального  признака для определения этноса, применимого ко всем известным случаям. Общность территории, языка, происхождения, исторической судьбы, материальной культуры, экономической жизни, идеологии  иногда являются определяющими моментами, иногда – нет. Вынести за скобки можно только одно – признание  каждой особью: «Мы – такие-то, а все прочие – другие».

Л.Н.Гумилев применил к этносфере общую теорию открытых систем. Этнос – не просто скопище людей, теми или иными чертами похожих друг на друга, а система различных по вкусам и способностям личностей, продуктов их деятельности, традиций, вмещающей географической среды, этнического окружения, а также определенных тенденций, господствующих в развитии системы. Этнос, как любая система, имеет элементы и связи. Главное в любой системе – не составляющие ее элементы, которые могут вовсе не походить друг на друга, а связи между ними. Мера устойчивости этноса как системы определяется не его массой, то есть численностью населения и точностью копирования предков, а среднестатистическим набором связей различных весов и знаков. Этим и создается эластичность этноса, позволяющая ему амортизировать внешние воздействия и даже иногда регенерировать, ибо «многосвязная» система восполняет ущерб перестройки связей. Разрушение же связей приводит к исчезновению системы.

Этнос – система динамическая. В ней  первоначальный заряд энергии постепенно расходуется, а энтропия непрерывно увеличивается. Поэтому система  должна постоянно обмениваться с  окружающей средой энергией и энтропией. Этот обмен регулируется управляющими системами, использующими запасы информации, которые передаются по наследству. В нашем случае роль управляющей  системы играет традиция, которая  равно взаимодействует с общественной и природной формами движения материи.

Итак, этнос – устойчивый, естественно сложившийся коллектив людей, противопоставляющий себя всем прочим аналогичным коллективам и отличающийся своеобразным стереотипом поведения, который закономерно меняется в историческом  времени.

    1. Этническая  иерархия

Крупнейшей  единицей после человечества в целом (как аморфной антропосферы – одной  из оболочек Земли), является суперэтнос – группа этносов, возникшая одновременно в одном регионе и проявляющая  себя в истории как мозаичная  целостность.

Известные истории суперэтносы – Римский  мир, Левант, Византия, Западная Европа («Христианский Мир»), Великая Степь, Китай и т.п. Большинство этих суперэтносов существует и в настоящее  время, хотя и под другими именами. Западная Европа после Реформации стала  называться Цивилизованным Миром, который  включает сегодня не только народы Западной Европы, но и потомков европейских  колонистов и эмигрантов в США, Канаде, Австралии, Южной Африке, народы бывшей Австро-Венгрии; к ней же примыкают поляки и народы Прибалтики.

Можно заметить, что суперэтносы обычно существуют в границах определенной этноландшафтной зоны. Западную Европу от Российского суперэтноса, являющегося  генетическим продолжением Православной Руси, отделяет сейчас, как и в  средневековье, невидимая ландшафтная  граница – нулевая изотерма января. Сибирские охотники и оленеводы (ханты, манси, нганасаны, тунгусы и  т.п.) представляли еще недавно самостоятельный  Циркумполярный суперэтнос. Его отделяла от России опять-таки невидимая граница  распространения вечной мерзлоты. К  северу от нее в зональные ландшафты  тайги и тундры, где на смену  травяному покрову приходят ягельники (экологическая ниша северного оленя), русская земледельческая культура не проникала. В настоящее время  Циркумполярный этнос практически  полностью вошел в российский, - однако это вызвано искусственным  переводом кочевников на оседлость.

Суперэтнос  определяется не размером, не мощью, а  степенью межэтнической близости входящих в него этносов. Хотя этносы, входящие в суперэтнос, связаны между собой  экономическим, идеологическим и политическим общением, это отнюдь не исключает  военных столкновений между ними. Однако, в отличие от войн на суперэтническом  уровне, когда столкновения приводят к истреблению или порабощению (например, контакт европейцев с  индейцами Америки), войны внутри суперэтноса ведут лишь к достижению временного преобладания (усобицы древнерусских  князей) при стремлении к компромиссу. Этническое единство (единство действий) лишь иногда является главным фактором, определяющим поведение человека. Но ощущение этнической близости существует всегда.

Западная  Европа, находившаяся под идеологическим главенством римского папы и формальным сюзеренитетом германского императора, называла себя «Христианский мир». При этом западноевропейцы противопоставляли  себя не только мусульманам, но и православным христианам – грекам и русским, а также ирландским и уэльсским кельтам – католикам. Совершенно очевидно, что они подразумевали не религиозную общность, а системную целостность, которая получила название по произвольно взятому индикатору. Также и Мир Ислама, противопоставляя себя грекам, французам и язычникам-тюркам, с точки зрения религии не был единым.

Этнос – всего лишь вариант суперэтноса, в который он входит как элемент  мозаичной системной целостности. Структура этноса более или менее  сложна, но именно эта сложность  и обеспечивает этносу устойчивость, благодаря чему он имеет возможность  пережить века смятений, смут и мирного  увядания. Принцип этнической структуры  можно назвать иерархической  соподчиненностью субэтнических групп. Например, карел в деревне Тверской области называет себя карелом, а  приехав в Москву учиться –  русским, потому что в деревне  противопроставление карелов русским  имело значение, а в городе не имеет, так как различия в быту столь ничтожны, что скрадываются. Но если бы это был не карел, а  татарин, то он продолжал бы называть себя татарином, так как религиозное  различие усугубляло этнографическое  несходство с русскими. Татарин, попавший в Западную Европу или Китай, считался бы русским, и сам был бы с этим согласен, а в Новой Гвинее он воспринимался бы как европеец, только не из «племени» англичан или голландцев.

Итак, этносы делятся на субэтносы, то есть подразделения, существующие лишь потому, что они входят в единство этноса. Без этноса они распадаются и  гибнут. С одной стороны, субэтносы  находятся внутри этноса, а с другой – носители субэтнических стереотипов  поведения отличаются от прочих манерами, обхождением, способом выражать чувства  и т.п. Этносы возникают вследствие разных исторических обстоятельств. Они  сравнительно безболезненно рассасываются, заменяясь другими, но с теми же функциями и судьбами.  Французы – яркий пример монолитного этноса – включают в себя бретонских кельтов, гасконцев баскского происхождения, лотарингцев – потомков алеманнов и провансальцев. В середине IХ века, когда впервые было документально зафиксировано этническое название «французы», все перечисленные народы, а также другие – бургунды, норманны, аквитанцы, савояры – еще не составляли единого этноса, и только после тысячелетнего процесса этногенеза образовали этнос, который ныне называют «французами». Процесс слияния, однако, не вызвал нивелирования локальных обычаев, обрядов и т.п. Они сохранились как местные провинциальные особенности, не нарушающие этнической целостности французов.

Некоторая сложность структуры этноса повышает его сопротивляемость внешним ударам, поэтому там, где этнос при  рождении не был достаточно мозаичен, как, например, в Великороссии ХIV-ХV веков, он сам стал выделять субэтнические образования, иногда оформлявшиеся в виде сословий. На южной окраине выделились казаки,  на северной – поморы. Впоследствии к ним прибавились землепроходцы (на первый взгляд, просто представители определенного рода занятий) и следовавшие за ними крестьяне, которые перемешались с аборигенами Сибири и образовали субэтнос сибиряков или «челдонов». Раскол церкви повлек за собой появление еще одной субэтнической группы – старообрядцев, этнографически отличавшихся от основной массы русских. В ходе истории эти субэтнические группы растворились в основной массе этноса, но в то же время выделились новые. Назначение субэтнических образований – поддерживать этническое единство путем внутреннего неантагонистического соперничества. Эта сложность – органическая деталь  механизма этнической системы. При упрощении этнической системы число субэтносов сокращается до одного, и это знаменует пережиточное (персистентное) состояние этноса.

Субэтносы вырастают из конвиксий, а те в  свою очередь – из консорций.

Консорция – группа людей, объединенных одной  исторической судьбой. Чаще всего они  распадаются, но иногда сохраняются  на срок в несколько поколений. Тогда  они становятся конвиксиями –  группами людей с однохарактерным  бытом и семейными связями. Уцелевшие  конвиксии вырастают в субэтносы. Первые колонии в Америке создавали  консорции англичан, превратившиеся в конвиксии: Новую Англию – пуритане, Пенсильванию – квакеры, Виргинию – роялисты и т. п. Из Англии уезжали консорции, не мирившиеся либо с Кромвелем, либо со Стюартами, а на новой почве, где былые споры неактуальны, они стали конвиксиями, противопоставлявшими себя соседям - индейцам и французам.

  1. Пассионарность
    1. Понятие «пассионарность»

Откуда  и почему возникают этносы – новые  общности, вдруг начинающие отделять себя от соседей? Установление предков  не исчерпывает проблемы образования  этноса. Предки есть всегда, а этносы образуются достаточно редко во времени  и пространстве.

Развивая  теорию В.И.Вернадского, Л.Н.Гумилев  пришел к выводу об энергетической сущности этногенеза. В основе этногенеза как процесса лежит  открытая В.И.Вернадским биохимическая энергия живого существа биосферы. Первый биогеохимический принцип  Вернадского гласит: «Биогенная миграция  атомов химических элементов в биосфере всегда стремится к максимальному  своему проявлению. Все живое вещество планеты является источником свободной  энергии, может производить работу». Планета получает из космоса больше энергии, чем это необходимо для  поддержания равновесия биосферы; свободная  энергия порождает у животных спазмы активности, а у человека – взрывы этногенеза. Таким образом, по Гумилеву, движущая сила этногенеза – биохимическая энергия, привносимая  в организмы из космоса, а способ действия этой силы – взрыв этногенеза (пассионарный толчок).

Информация о работе Теория этногенеза Л.Н.Гумилева