Тибетская книга мёртвых («Бардо Тёдол»)

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2011 в 01:34, реферат

Описание работы

«Тибетская книга мёртвых» («Бардо Тёдол») - это сборник наставлений, предназначенных умирающему и умершему. Подобно «Египетской книге мёртвых», она служит путеводителем по области Бардо, символически представленной как промежуточное состояние между смертью и новым рождением продолжительностью в 49 дней. Это философско-религиозное произведение состоит из трёх частей. В первой («Чигай Бардо») описаны психические явления в момент смерти; во второй («Чёнид Бардо») - состояние сразу после смерти и так называемые «кармические видения»; в третьей («Сидпа Бардо») - возникновение инстинкта рождения и явления, предшествующие новому рождению. Согласно «Книге мёртвых» высшая степень понимания и просветления, а значит - максимальная возможность освобождения - достигается человеком в момент смерти.

Содержание

1. Введение
2.Философские понятия в “Тибетской Книге мёртвых”
3.Метафизические аспекты “Тибетской Книги мёртвых”
4.Первичность души в книге мёртвых
5.Книга мёртвых в сравнении с психофилософией Фрейда
6.Гипотеза кармы и архетипов в “Тибетской книге мёртвых”
7.Философский смысл перерождения и смысл смертных божеств
8.Тибетская книга как Посвящение
9.Сходства Тибетской и Египетской книги мёртвых
10.Заключение
11.Использованная литература

Работа содержит 1 файл

Реферат.doc

— 73.50 Кб (Скачать)

белый - путь мудрости, подобной зеркалу,

жёлтый - путь мудрости равенства,

красный - путь мудрости различия,

зелёный - путь мудрости свершения.

Умерший как  бы знает, что все «мысли» исходят  из него, и что четыре пути мудрости принадлежат ему.

Продолжая легендарное  движение в области Чёнид, достигается, сфера, где перед нами предстают  Четверо Великих: Зелёный Амога-Сидхи, Красный Амитаба, Жёлтый Ратна-Самбава и Белый Ваджра-Сатва. Завершается восхождение голубым сиянием тела Будды Дхарма-Дату, исходящим из центра мандалы или сердца Вайрочаны.

После этого  «кармические видения» прекращаются: сознание, освобождаясь от привязанности к формам и объектам, возвращается во вневременную, изначальную область Дхарма-Кайи. Таким образом, читая «Книгу мёртвых» с конца, мы достигаем состояния Чигаи, наступающего в момент смерти.

Тибетская книга  как Посвящение 

Книга описывает - в обратном порядке - обряд посвящения, который, в противовес эсхатологическим чаяниям христиан, подготавливает душу к нисхождению в мир физического  существования. Подлинная цель этой необычной книги (сколь бы странной ни казалась она современному человеку) - дать умершему сведения о его путешествии по областям Бардо. В западном мире только католическая церковь оказывает хоть какую-то помощь душам умерших. Что касается протестантов с их жизнеутверждающим оптимизмом, то у них имеется лишь несколько «Обществ спасения», члены которых убеждают умерших, в том, что те мертвы. В целом, на Западе нет ничего, что можно было бы сравнить с «Книгой мёртвых» (за исключением нескольких эзотерических сочинений, не доступных ни широкой публике, ни рядовым учёным). Предание относит «Книгу мёртвых» к числу «сокровенных» книг, в которых описан специфический способ магического «исцеления души» после смерти. С рациональной точки зрения культ мёртвых основан на вере во вневременное существование души, но его иррациональную основу следует искать в психологической потребности живых что-нибудь сделать для умерших. Эта потребность проявляется даже у «просвещённых» людей, переживших смерть близких или друзей, благодаря чему - независимо от степени нашей «просвещённости» - на Западе сохранились обряды, связанные с мёртвыми (вспомним хотя бы мавзолей). Но, не считая католических заупокойных месс, эти обряды проводятся на очень низком уровне - и не потому, что мы не способны убедить себя в бессмертии души, а потому, что крайне рационализировали указанную психологическую потребность. Большинство людей ведут себя так, словно её вообще нет и, независимо от своей веры в загробную жизнь, ничего для умерших не делают. Уровень католических заупокойных месс достаточно высок, ибо они направлены на психическое благополучие умерших, а не на слезливую сентиментальность живых, но и они не сравнимы с высочайшим духовно-философским напряжением, запечатленным в «Книге мёртвых». Её наставления столь подробны и столь приспособлены к малейшим изменениям в состоянии умершего, что прочитавший может и задать себе вопрос: «А что если мудрые ламы и в самом деле заглянули за пределы трёх измерений и сорвали завесу с величайшей из тайн?»

В «Книге мёртвых», буквально ощущается её достоверность. Как неожиданно обнаружить загробное существование (относительно которого наше религиозное сознание сформировало самые величественные представления) окрашенным в мрачные тона кошмаров! Это произведение похоже на фильм ужасов. Истинное просветление умерший испытывает не в конце Бардо, а в его начале, в момент смерти, после чего начинается погружение в область иллюзий и неведения, постепенная деградация, завершающаяся новым рождением в физическом мире. Духовная вершина достигается человеком в момент завершения жизни; следовательно, жизнь - есть средство для достижения высшего совершенства; именно она порождает карму, открывающую умершему возможность обрести извечный свет Пустоты, остановиться в центре колеса рождений, освободиться от иллюзий возникновения и разрушения. Пребывание в Бардо не связано ни с вечным блаженством, ни с вечными муками: это нисхождение в очередную жизнь, которая приближает человека к его конечной цели, высочайшему завершению его трудов и стремлений в период земной жизни. Возвышенный и героический характер “Книги мёртвых” бесспорен.

Нисхождение в  области Бардо подтверждается западной спиритуалистической литературой. Научная мысль без колебания  истолковывает эти сведения как  эманацию подсознания «медиумов» и  распространяет такое толкование и  на «Тибетскую книгу мёртвых». Действительно, трудно отрицать тот факт, что в целом книга порождена архетипическим содержанием бессознательного и в чём-то напоминает философию К.Г.Юнга, за которой западный разум совершенно справедливо усматривает не философскую или метафизическую, а «всего-навсего» психическую реальность. Если придерживаться философии Юнга, мир божеств и духов - это коллективное бессознательное внутри меня.

Сходства Тибетской  и Египетской книги мёртвых 

Переводы египетских гимнов и религиозных текстов, опубликованные в “Египетской книге мёртвых”, образуют достаточно полное собрание различных литературных произведений, которые египтяне помещали на стенах гробниц и саркофагов, гробах и надгробных обелисках, папирусах и амулетах, чтобы обеспечить благополучие умерших в загробном мире.

Большинство представленных в “Египетской книге мёртвых” глав относится к группе текстов, которую египтяне называли «Главы о  восхождении к свету», а оставшаяся часть легенды - это вступительные  гимны, дополнительные отрывки из сходных по значению работ того времени, специальные пояснения и т.д., которые должны были служить умершим своеобразными заклинаниями в загробном мире. Любой благочестивый египтянин, будь то фараон или пахарь, супруга фараона или ее служанка, жил, постоянно обращаясь к учению Книги Мертвых; египтян хоронили, руководствуясь ее указаниями; их надежда на вечную жизнь и счастье была основана на действенности ее гимнов, молитв и заклинаний. Для них Главы Книги Мертвых были не материалом для грамматических упражнений, а всемогущим путеводителем по дороге, которая через смерть и погребение вела в царство света и жизни, в присутствие божественного Озириса, победителя смерти, который дал мужчинам и женщинам способность «родиться вновь».

Заключение 

Многие идеи и верования, воплощенные в обеих книгах, возникли одновременно с зарождением египетской и тибетской цивилизации, и подлинные формы наиболее интересных из них идентичны тем, что, как нам теперь известно, существовали во времена V и VI династий, т.е. около 3500 г. года до н.э. С другой стороны, значительная часть этих верований относится к додинастическому периоду. 
 

Использованная  литература 

1.В.Кучерявкин, Б.Останин “Тибетская книга мёртвых” /1992/ (первоисточник)

2.К.Г.Юнг “Психологический  комментарий к “Тибетской книге мёртвых”

3.Е.А.Уоллис Бадж  “Египетская книга мёртвых” /1995/

4.П.Флоренский  “Человек умирает только раз  в жизни...”

5.И.Серафим “Душа  после смерти”

6.Архиепископ  Иоанн (Максимович) “Жизнь после  смерти”

Информация о работе Тибетская книга мёртвых («Бардо Тёдол»)