Тюркская цивилизация

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 17:28, реферат

Описание работы

Тюркоязычные народы в западной части Центральной Азии известны с глубокой древности, однако термина «тюрк» тогда не существовало. Народ, именовавший себя «тюрки», сложился в начале VI в. Тюрки VI в. – это сложносоставной народ, образовавшийся в результате соединения в единое государство монголоязычной орды Ашина, вынесшей из ордосских степей воинственные традиции своих предков, и тюркоязычного населения Большого Алтая

Работа содержит 1 файл

Тюркская культура Документ Microsoft Office Word.doc

— 78.50 Кб (Скачать)

Таким образом, смена религий и переход на арабский алфавит повлекли смену жизненных ценностей, изменение мировоззрения всего тюркского мира. По сути, тюрки были лишены источника животворной силы, которая определяла самосознание, национальный дух. Воинственный дух слабел. Тюрки-мусульмане стали все чаще терпеть поражения от тюрков-тэнгрианцев. Духовенство стало вмешиваться в управление государством.

Казахская культура – прямая наследница древнетюркской цивилизации. Благодаря достижениям археологической науки теперь мы знаем, что наши предки имели средневековую городскую культуру, ирригационные сооружения, архитектуру, искусство. Доказано, что наша родина была колыбелью своеобразной степной цивилизации, сочетавшей в себе симбиоз культуры земледельцев и скотоводов, Города и Степи.Причем традиции взаимодействия прослеживаются и ранее - в эпоху бронзы.

 

Памятники древнетюркской письменности. На земном шаре существует свыше 3000 живых языков, но лишь около 200 из них обладает письменностями.

 На территории Казахстана самым древним памятником письменности является серебряная чашечка с 26 руническими знаками, нанесенными металлическим стилетом на ее дне, из Иссыкского кургана, раскопанная К.А.Акишевым в 1969-1970г.г., и датируемая 5 в.д.н.э. Однако, она все еще не прочитана и определение ее языка дискуссионно, хотя предложено 11 вариантов дешифровки в Казахстане, России, Венгрии. А это ведь «26 молчащих веков» – как выразился один из интеллектуалов современности.

Древнетюркское письмо впервые было открыто в долине Енисея в 20-х годах 17в. немецким ученым Даниил Готлиб Мессершмидтом, состоявшим на службе у Петра1, и сопровождавшим его швндским офицером Филипп-Иоганн Таббертом-Страленбергом,. Они назвали письмо «руническим» - по его сходству со скандинавскими руническими текстами и данное название закрепилось в науке.

 В 1889г. русский этнограф и археолог Николай Михайлович Ядринцев обнаружил на берегу р.Кокшин-Орхон в Северной Монголии два больших рунических памятника в честь Бильге –кагана(680-734) и в честь его брата, полководца Кюльтегина (684-731), воздвигнутые в 732-735г.г. По месту находок письмена были названы «орхоно-енисейскими». Эти памятники Бильге-кагана и Кюльтегина, как и памятник советника первых каганов второго Восточнотюркского каганата (689-744г.г.) Тоньюкука(646-731г.г.), созданный вскоре после 716г. еще при его жизни. Являются наиболее древними памятниками древнетюркской письменности.

Большой вклад в изучение памятников рунического письма внесли финские и русские ученые под руководством Аксель Олай Гейкеля и Василия Васильевича Радлова. По результатам их научных экспедиций созданы два атласа со снимками, схемами и шесть сборников трудов, которые стали настольной книгой последующих поколений тюркологов, историков, востоковедов научных школ различных стран.

 Датский ученый, лингвист, филолог, историк, скандинавист по своей основной специальности Вильгельм Томсен первым в мире прочитал слово «тюрк» и «тенгри» из рунических текстов, найденных на берегах Орхона, и доложил о переводе 15 декабря 1893г. на заседании Датской королевской академии наук. Это было великое научное открытие в мировой лингвистике. Московский исследователь Мурад Аджи называет эту дату – датой второго рождения тюрков.

Ареал распространения древнетюркских рунических надписей в Казахстане довольно широк – это долины р.Талас, Или, Сырдарья, Иртыш, Жайык. Отметим надписи на керамике близ Тараза, на бронзовых зеркалах близ Восточного Казахстана, на глиняном пряслице из Талгара, на венчике хума из городища Алтын-Асар Джетыасарского урочища Восточного Приаралья, на глиняной печати, найденной при раскопках городища Актобе 1 у Чардары, на нижней части сосуда Алтынтобе близ Шымкента, на щитке бронзового перстня в слое 10-11в.в. на городище Жаксылык близ Алматы.

Наиболее известны из них так называемые Кошоцамдайские памятники – стелы в честь Бильге-кагана и его брата Кюль-тегина, воздвигнутые в 732-735г.г., а также стела советника первых каганов второго Восточнотюркского каганата (689-744г.г.) Тоньюкука(646-731г.г.), созданный вскоре после 716г. еще при его жизни.

Все крупные тексты орхонской группы довольно однообразны по структуре. Они содержат рассказ о жизни и подвигах их героев, излагаемый на фоне общей истории Тюркского государства и сопровождаемый различного рода декларациями. В надписях приводится очень богатый материал для изучения истории, идеологии и культуры древнетюркских племен и народностей, их языка и литературных приемов.

Значенипе эпохи орхоно-енисейских тюрок и древнетюркской рунической письменности трудно переоценить. С наступлением древнетюркской эпохи прежние империи – Китай в Восточной Азии, Византия и Иран в Западной и Средней Азии – прекратили быть единственными доминирующими крупными государствами. А тюрки расселились на огромные расстояния – 10тыс.км по прямой, возникли народы и империи, ставшие прямыми предками современных тюркоязычных наций и государств, в том числе и казахской. Кроме переселения арабов в период арабских завоеваний и европейцев во время освоения новооткрытых континентов – Америки и Австралии после Христофора Колумба, ни одна группа народов не расселялась в таких грандиозных масштабах.

 В древнетюркской рунической письменности отражена общетюркская идеология и представлена концепция централизованной государственности как гаранта свободы и независимости тюркских народов, в течение веков имевших общую историю и общую по происхождению культуру, ставшую их общим достоянием. В ней заложена неиссякаемая энергия и твердая воля создателей Тюркского эля в отношении всего, что касается таких священных понятий как «народ», «Государство», «свобода», «независимость».

 Памятники древнетюркской письменности – исключительно ценный источник по языку, истории, этногенезу, географии, письменной культуре. Они являются свидетелями высокого уровня языковой культуры и государственности далеких предков казахского народа.

 

 



Информация о работе Тюркская цивилизация