Тотем и табу

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 18:08, реферат

Описание работы

Все вероисповедания имеют одинаковую ценность и значения для развития мировой культуры. Все они жизнеспособны и имеют право на существование. Всякая религия пригодна для обеспечения жизни людей. Каждая может отстоять себя перед лицом духовных конкурентов, развивая своё учение, и перед лицом вооружённых врагов, вдохновляя на борьбу своих последователей. Все могут похвастаться древностью своих корней, и все имеют перспективу в дальнейшей мировой истории. Все достойны быть выраженными и воспетыми в произведениях искусства. И каждая достойна самого пристального изучения.

Содержание

Содержание
Введение………………………………………………………………2
1. Культы древности………………………………………………….4
1.2. Традиционные верования………………………………………. 6
2. Возникновение тотемизма ………………………………………..8
2.1. Тотемизм………………………………………………………….9
2.2. Тотем в различных племенах …………………………………. 12
3. Возникновение табу……………………………………………… 13
3.1. Табу в различных племенах…………………………………… 14
Заключение…………………………………………………………. 16
Список используемых источников………………………………… 17

Работа содержит 1 файл

Реферат.doc

— 109.00 Кб (Скачать)

13

3.1. Табу в различных племенах. 

   Изучая жизнь племен патриархального уровня развития, еще сохранившихся в Азии, Австралии Африке и Америке, Фрейд сделал поразительное открытие. Оказалось, что во всех этих племенах каким-то поразительным образом действует система нравственных запретов, регламентирующих все важнейшие стороны жизни. Почти повсюду, где имелся тотем, существовал закон, что члены одного и того же тотема не должны вступать друг с другом в половые отношения, следовательно, не могут вступать между собой в брак.

   То же наблюдается и у народов Аляски, в племенах Тлингит и Хайда. В этих племенах были запрещены браки между родственниками по прямой линии: родными братьями и сестрами.

   Тайлор в книге "Первобытная культура" рассказывает о запретах которые существуют в племенах, быт которых схож с бытом первобытного общества. Например, один из запретов у индусов – запрет на спасение утопающего. Индусы не станут спасать человека, который тонет в священном Ганге. Кстати, это же жестокое отношение к утопающему разделяют племена Малайского архипелага. У примитивных камчадалов это запрещение имеет самую замечательную форму. Они считают большой ошибкой спасать утопленника: тот, кто спасёт его, утонет после сам.

   Даже если человек как – нибудь случайно упал в воду, то для него считалось большим грехом выбираться из неё: если ему предназначено тонуть, он делает грех, спасаясь от утопления. Никто не стал бы пускать его к себе в жилище, говорить с ним, давать ему пищу или жену, считая его умершим. Если бы человек упал в воду в присутствии людей, они бы не стали ему помогать, а напротив, утопили бы его.

   Этим же дикарям запрещено близко подходить к огнедышащим горам будто бы там живут духи и варят себе пищу. Купаться в горячих источниках тоже грех, так как они верят в существование морского духа, имеющего вид рыбы (Митгк).

   Табу у эскимосов - они не смели смешивать в пищу земную и морскую живность.

   Одно из табу у индейцев Северной Америки запрещало сбор морских двустворчатых моллюсков в летне-осенний период.

   В племенах индусов был запрет на употребление в пищу ребёнком той еды, о которой часто думала его мать, будучи ещё беременной.

   Залусам запрещено приводить в племя больных людей, из – за страха перед мёртвыми телами. Они выбрасывают вон и покидают в лесах больных людей.

Вождям и жрецам в Полинезии не разрешалось притрагиваться руками к пище, поэтому кормить  их обязаны были другие. Их посуда, одежда и другие принадлежности не могли  использоваться другими людьми под  страхом болезни и смерти. Соблюдения таких же предосторожностей в первобытных

14

обществах требовали  по отношению к девушкам во время  первой менструации, к женщинам после  родов, человекоубийцам, лицам, находящимся в трауре.

   У маори всякий, кто имел дело с мертвецом — помогал доставить его на место захоронения или прикасался к костям умершего человека,— оказывался почти в полной изоляции от окружающих. Он не мог ни войти в дом, ни вступить в контакт с тем или иным лицом, ни прикоснуться к какому-либо предмету без того, чтобы не навести на него порчу. Он даже не мог дотронуться до пищи руками, которые были столь сильно табуированы и нечисты, что делались бесполезными. Еда ставилась для него на землю, он должен был садиться или становиться на колени и со сложенными за спиной руками, как мог, поедать ее. В некоторых случаях его кормление возлагалось на другого человека: последний старался, протянув руку, делать свое дело так, чтобы не дотронуться до табуированного.

   Предписание, которое запрещает людям, находившимся в контакте с мертвецом, прикасаться к пище руками, видимо, распространено по всей

Полинезии. Так, на островах Самоа «те кто ухаживали  за покойником, тщательнейшим образом  избегали иметь дело с пищей, и  их, как беспомощных младенцев, целыми днями кормили другие. Считалось, что в случае нарушения этого правила бог домашнего очага наказывал виновных облысением и выпадением зубов».

   Индейцы-шусвап (Британская Колумбия) изолируют вдовцов и вдов во время ношения траура и запрещают им дотрагиваться до своей головы и тела; чаши и сосуды для приготовления и подачи пищи, которыми они пользуются в это время, не могут использоваться никем другим.

   На островах Таити родившую женщину на две или три недели помещают во временный шалаш, построенный на священной земле. В течение этого срока ей воспрещается. дотрагиваться до пищевых продуктов, и кормить ее должны другие.

   Если в этот период к ребенку прикоснулось другое лицо, то оно подвергалось до совершения обряда очищения тем же запретам, что и мать. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

15

Заключение. 

   Согласно Фрейду, из древнего отцеубийства выросли религия, социальная организация, и нравственность.

   Согласно Тайлору религия возникла из-за тесного переплетения анимизма (вера в духов и души, управляющих людьми, предметами и явлениями окружающего мира) с другими религиозными представлениями первобытности. С фетишизмом (верой в сверхъестественные свойства некоторых неодушевленных предметов), магией (обряды, связанные с верой в сверхъестественную способность человека воздействовать на других людей и окружающую действительность) и тотемизмом.

   В наше время преобладает мнение, что первоначальным пластом религиозных верований, скорее всего, был тотемизм, в котором первобытные люди в единственно возможной для них тогда форме осознавали свою неразрывную, как бы родственную связь, с непосредственным природным окружением.

   Остатки тотемизма, фетишизма, магии сохранились фактически во всех религиях, а также в традициях и быту народов мира. К примеру, для греческого мировоззрения было характерно представление о всеобщей одушевлённости природы. Каждое природное явление, каждая река, каждая гора и роща имели своё божество: Церерс – богиня растительности,

Нептун –  бог моря. Змеи занимают видное место  в религиях мира, как воплощение божеств. Они до сих пор служат предметами поклонений у негров Невольничьего Берега.

   Запрет на убийство коровы в Индии, табу на свиней у израильтян и мусульман — отдаленные отголоски седой старины, когда эти животные были священными тотемами.

   Табу в первобытном обществе в течение длительного времени был единственной формой общественного регулирования. В настоящее время запреты также лежат в основе регулирования социальной структурой.

Системы запретов у многих народов в конце-концов трансформировались в виде моральных  норм, религиозных правил. Из запретов выросла самобытная культура.

   Архаические представления, перешедшие в народные поверья и поэзии, указывают на очевидную связь между первобытным воззрением и уцелевшим от старины обычаем (сказки о водяных, леших, домовых и пр.) 
 
 
 
 
 
 
 

16

Список используемых источников:

1. Гуревич П.С. Культурология: Учеб. з-е. изд., перераб. и доп. М., 2000.

2. Дашков С.В. " Рефераты по культурологи, учебное пособие". М., 2002.

3. Красникова А.Н. "Мистика. Религия. Наука. Классики мирового религиоведения. Антология" М., Канон+, 1998.

4. Культурология:  Учебн. пособие/Сост. А.А. Радугин.  М., 1999.

5. Тайлор "Первобытная культура", Политиздат, 1989.

6. Токарев "Ранние формы религии".

7. З. Фрейд "Тотем и табу".

8. Яковец Ю.В. История цивилизаций: Учеб. пособие для студентов вузов гуманит. Профиля.  М., 1997. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

17

Информация о работе Тотем и табу