Тотемизм и тотемные животные

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 18:08, творческая работа

Описание работы

Тотемизм как явление возник вместе с зарождение первобытных представлений человека о природе, ее силах, вместе с зарождением первобытных религиозных верований.

Работа содержит 1 файл

тотемизм.ppt

— 233.00 Кб (Скачать)

Тотемизм и тотемные животные.

Тотемизм 

 

  • Тотемизм как явление возник вместе с зарождение первобытных представлений человека о природе, ее силах, вместе с зарождением первобытных религиозных верований.
  • Что же представляет собой такое явление как тотемизм? Всем силам природы, каждому человеку соответствует свой покровитель. Этим покровителем является какое-либо животное.
  • Животное-тотем находится рядом. К нему обращаются в трудную минуту. Оно охраняет от злых духов.
  • О животном тотеме надо заботиться если такое животное умирает, то его хоронят с почестями, которые приличествуют его высокому положению.
  • Зародился тотемизм как форма первоначальных религиозных верований.
  • Тотемизм — одна из наиболее ярких форм проявлений древней культуры. Сам термин тотем - заимствован из языка одного из североамериканских племён и означает вид животных или растений, являющийся символическим покровителем, а на более поздней стадии — прародителем группы кровных родственников. Тотемы олицетворяли связь человека с живой природой. Смысл тотемизма хорошо выражают африканские поговорки: "Животное и человек — близнецы", "Позади каждого человека — тотем".

Культ животных в древнем  Египте.

 

  • Начало культа животных относится в династическом Египте к очень глубокой древности. Культ этот проявляется в форме обожествления живого животного и в форме поклонения изображению обожествленного животного или антропоморфному божеству с частью тела животного.
  • Некоторым животным поклонялись на всей территории Египта, другим - в отдельных частях страны, наконец, третьим - только в какой-то одной местности.

Культ быка Аписа.

 

  • Скотоводство занимало важное место в хозяйственной жизни народа еще задолго до объединения Египта, поэтому уже в глубокой древности началось обожествление крупного рогатого скота. Во времена I династии существовал культ быка Аписа.
  • Воплощением Аписа являлся черный бык с особыми белыми отметинами. Верили, что ритуальный бег Аписа оплодотворяет поля.

Культ крокдила.

 

  • Весьма распространен был культ крокодила, олицетворявшего бога Себека. Культ крокодила возникал в местах, изобилующих этими животными, во многих местностях Верхнего и Нижнего Египта.

 

  • Печальная репутация крокодила как наглого хищника нашла себе яркое выражение, между прочим, в том, что некоторые слова, служившие для обозначения дурных душевных свойств и качеств, детерминировались на письме знаком крокодила.

 

  • Вместе с тем в ряде текстов крокодил-Себек рассматривается как надежный защитник богов, его свирепость и другие устрашающие качества якобы отпугивают от богов силы зла и тьмы.

 

  • Умершего крокодила бальзамировали и хоронили - обнаружен целый ряд захоронений священного животного. Отличные экземпляры мумий крокодилов хранятся в Каирском музее.

 

 

Культ кошки в Египте

 

  • Религиозное почитание египтянами представителей семейства кошачьих сфокусировалось в основном на двух человекоподобных божествах — львиноголовой богине Сехмет и ее сестре Бастет — богине с головой кошки. Царя зверей льва нередко связывали с королевской властью в других странах мира, но древнеегипетский культ домашней кошки был явлением  уникальным.
  • Бастет была противоречивой фигурой, поскольку она ассоциировалась как с жизнью, так и со смертью. Эта связь, доведенная до крайности, отразилась в мумификации огромного количества домашних кошек.
  • Посвященные богам мумии жрецы собирали и хоронили на близлежащих кошачьих кладбищах. Когда кошка умнела, владельцы старались похоронить ее достойно. Они надевали глубокий траур и сбривали себе брови. В Египте убийство кошки, даже непреднамеренное, каралось смертью.

Статуэтка кошки

 

  • Статуя египетской богини Баст с головой кошки

Языческие верования.

 

  • Кроме стихий, от которых напрямую зависела жизнь человека, славяне поклонялись и животным. Следы этого культа можно обнаружить в позднем  орнаменте на предметах быта, в изображениях на стенах христианских соборах, в книжных заставках, в фольклоре, особенно в волшебных и животных сказках. Следы тотемизма находим и в изображении некоторых славянских богов. Так, например, Дый и Бес представляются в виде человека с бычьей головой. Баган – бог домашнего скота – изображался в виде человека с бараньей головой. Западнославянский Гастон (древнерусский Псоглавец) – божество преисподней – виделся славянам как человек с головой волка и кожей, покрытой чешуйками. Отголоски тотемизма обнаруживаются и в святочных вечерах, когда колядующие надевали на себя звериные шкуры.

 

  • У южных славян существует поверье: давным-давно все животные были людьми, но впоследствии, те из них, кто приносил ложные клятвы, оскорблял мать, злодействовал, были обращены в животных, рыб и птиц. Любое животное всё видит, всё слышит и даже всё предвидит; более того, оно знает и то, что чувствует человек. Этот божественный дар получен взамен дара речи. Животные, растения и даже камни не могут говорить с людьми, но разговаривают между собой. Недаром же существуют пословицы: «И у горы есть глаза», «И стены имеют уши», «И камни говорят».
  • В древние времена родоплеменного строя славяне считали своими прародителями священных животных. Так, например, лютичи почитали волка. Его название сохранилось в названии самого племени – от слова «лютый». Во время зимнего солнцестояния мужчины этих племен надевали волчьи шкуры, что символизировало превращение в волков. Так они общались со звериными предками, у которых просили силы и мудрости. Волк считался могущественным защитником племени, пожирателем злых духов. Языческий жрец, совершавший охранительные обряды, также одевался в звериную шкуру. С этим обрядом связан у славян культ оборотничества. Одни мифы рассказывают о колдунах, умеющих на время превращаться в волков, другие – о людях, превращенных в  волков. Славяне считали, что тому, кто поклоняется волку, он помогает. Это верование нашло отражение в сказке «Иван Царевич и Серый Волк».
  • Особым почтением у славян пользовался медведь – хозяин языческого леса, защитник от всякого зла и покровитель плодородия. С весенним пробуждением медведя древние славяне связывали наступление весны. Славяне считали, что медведь наделен особой мудростью, всеведением, он способен защитить от колдовства, болезней и всевозможных бед. Медвежья лапа считалась очень сильным оберегом от всяческих напастей, поэтому многие славяне хранили такой талисман у себя дома. С течением времени хозяин леса из медведя превратился в косматого лешего с рогами и лапами, но все же напоминающего человека. Лешему, покровителю охоты, оставляли на пне первую добытую дичь. Считалось, что он может вывести из леса заплутавшего путника, но если его рассердить, может, наоборот, завести человека в чащу и погубить.

Макоша- богиня славян,покровительница  брака и родов.

 

  • Древнейшей славянской богиней плодородия, неба и солнечного света считалась Олениха (Лосиха). Богиня эта была рогатой, ее рога были символом солнечных лучей – оберегом от всякой ночной нечисти, поэтому они  прикреплялись либо над входом в избу, либо внутри жилища. Русские женщины уподоблялись богиням, надевая головной убор с рогами, сделанными из ткани.

Источники информации.

 

  • http://www.emc.komi.com
  • http://www.cultinfo.ru
  • http://slovari.yandex.ru
  • http://images.yandex.ru
  • http://dic.academic.ru

Информация о работе Тотемизм и тотемные животные