Традиции: их сущность и структура

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 20:22, доклад

Описание работы

В быту и культуре любого народа есть много явлений, сложных по своему
историческому происхождению и выполняемым функциям. Одними из самых ярких и
показательных явлений такого рода являются народные обычаи и традиции. Для
того, чтобы понять их истоки, надо, прежде всего, изучать историю народа,
его культуру, соприкоснуться с его жизнью и бытом, попытаться понять его
душу и характер.

Работа содержит 1 файл

культурные обычаи и традиции.doc

— 82.50 Кб (Скачать)

древнем Китае  имели следствием формирование уникального социокультурного

«генотипа», бывшего  на протяжении тысячелетий основным для воспроизводства и

автономного регулирования  общества, государства и всей культуры древнего

Китая. Это имело  для Китая далеко идущие последствия, В частности, место

культурных мифических героев заняли искусно демифологизованные легендарные

правители древности, чье величие и мудрость были теснейшим  образом связаны с

их добродетелями. Место культа великих богов, прежде всего обожествленного

первопредка Шанди, занял культ реальных клановых и семейных предков, а «живые

боги» были вытеснены  немногими абстрактными божествами — символами, первым и

главным, среди  которых стало безлично-натуралистическое  Небо. Словом,

мифология и  религия по всем пунктам отступали  под натиском десакрализованных

и десакрализующих  этико-ритуальных норм на задний план. Этот процесс нашел

свое наиболее полное и яркое завершение в учении Конфуция. В конфуцианстве

понятие «ли» («этика-ритуал»), охватывающее родственные понятия («правила

поведения», «обряд», «обычай», «благопристойность» и др.) стало высшим

символом ритуализированной  этики, превратилось в наиболее общую

характеристику  правильного, даже идеализированного, социального устройства и

поведения человека: «Правитель руководит подданными посредством ли»,

«Преодоление  себя и обращение к ли составляет гуманность. В тот день, когда

преодолеют себя и обратятся к ли, поднебесная  вернется к гуманности».

Невычлененность этики из синкретического комплекса  норм, охватывающая мораль,

обычаи, право, обряды, церемонии, ритуалы и т.п. и ее практическое слияние с

ритуалом и  с «моральной теорией человеческих действий», помогли

конфуцианству, этому вначале чисто философскому учению, постепенно овладеть и

религиозными  функциями, эффективно используя в  своей проповеди не только

разум, но и веру. С обретением мощных социальных и  духовных санкций

официально-государственной, рационально-философской, эмоционально-

психологической, религиозной, конфуцианские и конфуцианизированные этико-

ритуальные нормы  и ценности стали непререкаемо обязательными для всех членов

общества, от императора до простолюдина. Социальное функционирование этих

норм представляло собой жесткий автоматизм обретенного  с колыбели стереотипа.

В этом и состояла главная сила «китайских церемоний», четко предписывавшихся

каждому китайцу  в соответствии с его статусом, который, кстати, мог меняться.

Простолюдин в  Китае не раз становился даже императором, тем более он мог

стать даосом, буддийским монахом, а позже мусульманином  или христианином. Но

в одном плане китаец всегда, от рождения до смерти не изменялся: он вольно

или невольно, сознательно  или бессознательно оставался носителем  незыблемых

принципов конфуцианизированного  комплекса этико-ритуальных норм.

    

Обычай, унаследованный стереотипный способ поведения, который воспроизводится в определённом обществе или социальной группе и является привычным для их членов. Термин "О." часто отождествляется с терминами "традиция" и "обряд" ("ритуал"); однако традиции охватывают гораздо больший круг явлений, присущи всем сферам социальной жизни и всем культурам, тогда как сфера О. ограничивается определенными обществами или областями общественной жизни. Обряд же только разновидность О., символ определенных социальных отношений, в то время как О. может быть и средством практического преобразования и использования различных объектов. 

В качестве основного  регулятора отношений между людьми О. выступает главным образом  в архаических (докапиталистических) обществах, что связано с устойчивым и неподвижным характером социальной жизни и слабым развитием межкультурных отношений. О. служит средством приобщения индивидов к определённому социальному и культурному опыту, передаёт его от поколения к поколению, регламентирует поведение индивидов, поддерживает внутригрупповую сплочённость, освящает различные объекты и социальные отношения. При этом могут освящаться как реальные, так и воображаемые объекты (боги и т.п.). В роли О. могут выступать производственные навыки, религиозные обряды, гражданские праздники и т.д. С появлением государства и права целый ряд обычаев был санкционирован господствующим классом и включен в систему правовых норм (см. Обычное право), в связи с чем соблюдение О. обеспечивается государством. С развитием капитализма, расширением связей между различными культурами, секуляризацией общественной жизни и т.д. власть О. в целом оказалась подорванной. Динамизм современной социальной жизни, развитие промышленности, средств массовой коммуникации, урбанизация усиливают этот процесс, выдвигая на первый план в качестве регулятора общественной деятельности социальные институты; О. сохраняются в наиболее"чистом" виде в сфере быта, морали (нравы) и гражданской обрядности. Роль О. определяется главным образом системой общественных отношений, в которую они включены; в этой связи О. разделяются на прогрессивные и реакционные, устаревшие. 

В СССР и др. социалистических странах ведётся борьба с устаревшими  О., утверждаются новые гражданские  обряды и О., являющиеся одним из факторов развития социалистических общественных отношений.

Информация о работе Традиции: их сущность и структура