Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 20:22, доклад
В быту и культуре любого народа есть много явлений, сложных по своему
историческому происхождению и выполняемым функциям. Одними из самых ярких и
показательных явлений такого рода являются народные обычаи и традиции. Для
того, чтобы понять их истоки, надо, прежде всего, изучать историю народа,
его культуру, соприкоснуться с его жизнью и бытом, попытаться понять его
душу и характер.
древнем Китае имели следствием формирование уникального социокультурного
«генотипа», бывшего на протяжении тысячелетий основным для воспроизводства и
автономного регулирования общества, государства и всей культуры древнего
Китая. Это имело для Китая далеко идущие последствия, В частности, место
культурных мифических героев заняли искусно демифологизованные легендарные
правители древности, чье величие и мудрость были теснейшим образом связаны с
их добродетелями. Место культа великих богов, прежде всего обожествленного
первопредка Шанди, занял культ реальных клановых и семейных предков, а «живые
боги» были вытеснены немногими абстрактными божествами — символами, первым и
главным, среди
которых стало безлично-
мифология и религия по всем пунктам отступали под натиском десакрализованных
и десакрализующих этико-ритуальных норм на задний план. Этот процесс нашел
свое наиболее полное и яркое завершение в учении Конфуция. В конфуцианстве
понятие «ли» («этика-ритуал»), охватывающее родственные понятия («правила
поведения», «обряд», «обычай», «благопристойность» и др.) стало высшим
символом ритуализированной этики, превратилось в наиболее общую
характеристику правильного, даже идеализированного, социального устройства и
поведения человека: «Правитель руководит подданными посредством ли»,
«Преодоление себя и обращение к ли составляет гуманность. В тот день, когда
преодолеют себя и обратятся к ли, поднебесная вернется к гуманности».
Невычлененность этики из синкретического комплекса норм, охватывающая мораль,
обычаи, право, обряды, церемонии, ритуалы и т.п. и ее практическое слияние с
ритуалом и с «моральной теорией человеческих действий», помогли
конфуцианству,
этому вначале чисто
религиозными функциями, эффективно используя в своей проповеди не только
разум, но и веру. С обретением мощных социальных и духовных санкций
официально-государственной, рационально-философской, эмоционально-
психологической,
религиозной, конфуцианские и
ритуальные нормы и ценности стали непререкаемо обязательными для всех членов
общества, от императора до простолюдина. Социальное функционирование этих
норм представляло собой жесткий автоматизм обретенного с колыбели стереотипа.
В этом и состояла главная сила «китайских церемоний», четко предписывавшихся
каждому китайцу в соответствии с его статусом, который, кстати, мог меняться.
Простолюдин в Китае не раз становился даже императором, тем более он мог
стать даосом, буддийским монахом, а позже мусульманином или христианином. Но
в одном плане китаец всегда, от рождения до смерти не изменялся: он вольно
или невольно, сознательно или бессознательно оставался носителем незыблемых
принципов конфуцианизированного комплекса этико-ритуальных норм.
Обычай, унаследованный стереотипный
способ поведения, который воспроизводится
в определённом обществе или социальной
группе и является привычным для их членов.
Термин "О." часто отождествляется
с терминами "традиция" и "обряд"
("ритуал"); однако традиции охватывают
гораздо больший круг явлений, присущи
всем сферам социальной жизни и всем культурам,
тогда как сфера О. ограничивается определенными
обществами или областями общественной
жизни. Обряд же только разновидность
О., символ определенных социальных отношений,
в то время как О. может быть и средством
практического преобразования и использования
различных объектов.
В качестве основного
регулятора отношений между людьми
О. выступает главным образом
в архаических (докапиталистических)
обществах, что связано с устойчивым
и неподвижным характером социальной
жизни и слабым развитием межкультурных
отношений. О. служит средством приобщения
индивидов к определённому социальному
и культурному опыту, передаёт его от поколения
к поколению, регламентирует поведение
индивидов, поддерживает внутригрупповую
сплочённость, освящает различные объекты
и социальные отношения. При этом могут
освящаться как реальные, так и воображаемые
объекты (боги и т.п.). В роли О. могут выступать
производственные навыки, религиозные
обряды, гражданские праздники и т.д. С
появлением государства и права целый
ряд обычаев был санкционирован господствующим
классом и включен в систему правовых
норм (см. Обычное право), в связи с чем
соблюдение О. обеспечивается государством.
С развитием капитализма, расширением
связей между различными культурами, секуляризацией
общественной жизни и т.д. власть О. в целом
оказалась подорванной. Динамизм современной
социальной жизни, развитие промышленности,
средств массовой коммуникации, урбанизация
усиливают этот процесс, выдвигая на первый
план в качестве регулятора общественной
деятельности социальные институты; О.
сохраняются в наиболее"чистом" виде
в сфере быта, морали (нравы) и гражданской
обрядности. Роль О. определяется главным
образом системой общественных отношений,
в которую они включены; в этой связи О.
разделяются на прогрессивные и реакционные,
устаревшие.
В СССР и др. социалистических странах ведётся борьба с устаревшими О., утверждаются новые гражданские обряды и О., являющиеся одним из факторов развития социалистических общественных отношений.