Традиционное и современное в культуре России

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 14:12, реферат

Описание работы

1. Представление об объекте изучения культурологии и о науках о культуре
2. Основные черты традиционной культуры
3. Обычаи и ритуалы в традиционной культуре
4. Традиционная и современная культуры
5. Сравнительная характеристика традиционной и современной культуры
6. Современная культура России.
7. Заключение

Работа содержит 1 файл

реферат по культурологии.docx

— 45.57 Кб (Скачать)

1. Представление об  объекте изучения  культурологии и о науках о культуре

Слово cultura (лат.) означает "обработка", "земледелие", иначе говоря - это возделывание, очеловечивание, изменение природы как среды обитания. В самом понятии заложено противопоставление естественного хода развития природных процессов и явлений и искусственно созданной человеком "второй природы" - культуры. Культура, таким образом, есть особая форма жизнедеятельности человека, качественно новая по отношению к предшествующим формам организации живого на земле.

В истории  и в современную эпоху в  мире существовало и существует огромное разнообразие видов культур как  локально-исторических форм общностей  людей. Каждая культура со своими пространственными  и временными параметрами тесно  связана со своим творцом - народом (этносом, этноконфессиональной общностью). Любая культура делится на составные части (элементы) и выполняет определенные функции. Развитие и функционирование культур обеспечивает особый способ деятельности человека - социальный (или культурный), главное отличие которого - действия не только с предметно-вещественными образованиями, но и с идеально-образными сущностями, символическими формами. Культура выражает специфику уклада жизни, поведение отдельных народов, их особый способ мировосприятия в мифах, легендах, системе религиозных верований и ценностные ориентации, придающие смысл существованию человека. Серьезную роль в функционировании культур играет комплекс религиозных верований самого различного уровня развития (анимизм, тотемизм, магия, политеизм и мировые религии). Нередко религия (а она выступает в качестве важнейшего элемента духовной культуры) является ведущим фактором в определении своеобразия культур и основной регулятивной силой в общностях человека. Культура, таким образом, - это особая форма жизнедеятельности людей, дающая проявиться многообразию стилей жизни, материальных способов преобразования природы и созидания духовных ценностей.

Структурно  культура включает: особенности способов поддержания жизнедеятельности  общности (экономика); специфику способов поведения; модели взаимодействия людей; организационные формы (культурные институты), обеспечивающие единство общности; формирование человека как культурного  существа; часть или подразделение, связанные с "производством", созданием  и функционированием идей, символов, идеальных сущностей, придающих  смысл мировосприятию, существующему  в культуре.

2. Основные черты  традиционной культуры

На всем протяжении человеческой истории и  в современную эпоху в мире существовало и существует огромное разнообразие видов культур как  локально-исторических форм общностей  людей. Каждая культура является результатом  деятельности своего творца - этноса или  этнической общности. Развитие и функционирование культуры представляет собой особый способ жизнедеятельности этноса. Поэтому  каждая культура выражает специфику  уклада жизни ее создателя, его поведения, его особый способ мировосприятия в  мифах, легендах, религиозных верованиях и ценностных ориентациях, придающих  смысл существованию человека.

Среди всего многообразия этнических культур  учеными выделяется тип традиционной (архаической) культуры, которая распространена в обществах, где изменения незаметны  для жизни одного поколения. В  этом типе культуры господствуют обычаи и передаваемые из поколения в  поколение традиции. Традиционная культура органично сочетает в себе составляющие ее элементы, внутри нее человек  не чувствует разлада с обществом. Такая культура органично взаимодействует  с природой, едина с ней, она  ориентирована на сохранение самобытности, своего культурного своеобразия. Традиционная культура, как правило, доиндустриальна, бесписьменна, основной род занятий в ней - сельское хозяйство. В мире есть также традиционные культуры, которые до сих пор находятся на стадии охоты и собирательства. В настоящее время в Ареальной картотеке человеческих отношений зафиксировано более чем 600 традиционных (архаических) культур.

Для этнологии  вполне закономерен вопрос о соотношении  традиционных культур с современной  исторической действительностью. Изучение этого вопроса, в свою очередь, требует  исследования основных черт традиционной культуры.

Важнейшим свойством традиционной культуры является ее синкретизм, выражающийся прежде всего в целостности, нерасчлененности трех форм бытия: культуры, общества и человека. Каждый член родо-племенного коллектива равен целому - у всех одно имя, одна раскраска тела, одни украшения, одни мифы, обряды, песни. Иначе говоря, «я» полностью растворено в «мы». Не отделяет себя человек и от природы, считая себя такой же ее частью, наделенной душой, как и растения, животные, горы, реки и т.д. Синкретизм проявляется также и в структуре самой культуры, не расчлененной еще на отдельные сферы с выработанными самостоятельными функциями.

Воплощением этого синкретизма является миф - синкретическое образование, воспринимающее мир как целостность и содержащее в зародыше все выделившиеся позднее  сферы культуры. В мифе осуществляется совпадение чувственного образа, полученного  от определенных элементов внешнего мира, и общей идеи. Он существует не в общих понятиях, а в конкретно-чувственных образах, что ведет к тождественности материального мира и его картины, духовного образа, созданного человеком. Это не вера и не знание, а чувственное переживание действительности. Но самое главное - этот способ восприятия и объяснения мира определяет место человека в окружающем мире и формирует чувство уверенности для существования и деятельности в нем. Формирующееся при этом нерасчлененно-целостное мышление связывает, а не разделяет, отождествляет, а не противопоставляет различные стороны жизнедеятельности человека. Поэтому миф на данном этапе развития сознания оказывается во много раз сильнее аналитического мышления.

Вторым  существенным признаком бесписьменных  культур является традиционность. Все  особенности структуры бытия  и быта, мифы и обряды, нормы и  ценности такого общества были стабильными, жесткими, нерушимыми и передавались из поколения в поколение как  неписаный закон. Власть традиции - этого культурного заменителя утраченного  человечеством генетического способа  передачи поведенческих программ - была абсолютной, освященной мифологическими  представлениями. Ведь миф по своей  природе претендует на абсолютность всего, утверждаемого им, требует  от каждого индивида безусловного принятия его системы идей и чувствований и их передачи в неприкосновенном виде из поколения в поколение.

Но как  ни велика была сила традиций, они не могли сохраняться вечно. Медленно и постепенно в культуру проникали  новации, в единой синкретической культуре начинали выделяться отдельные самостоятельные  ее сферы, люди начали вычленять себя из мира, осознавать свое «я», отличное от «мы». Так возникали традиционные культуры.

Власть  традиции очень велика и здесь. И  хотя поведение человека намного  разнообразнее, чем в архаической  культуре, все же и оно подчиняется  нормам, выработанным в обществе. Реально  эти нормы представлены в виде совокупности особых типовых программ - стереотипов поведения. Они обычно заранее предусматривают большую  часть ситуаций, могущих возникнуть перед человеком в его повседневной практике. Обоснованием такого рода стереотипов  служит ссылка на закон предков - основной способ мотивации действий в традиционной культуре. Вопрос: «Почему так, а  не иначе?» - просто не имеет значения в ней, так как весь смысл традиции - сделать так, как было сделано  в первый раз. Таким образом, именно прошлое (в виде закона предков, мифа) выступает в традиционной культуре в качестве объяснения настоящего и  будущего.

В основе этих стереотипов поведения лежат  не правила, как в современном  обществе, а образы, модели (изначально зафиксированные в мифах), и следование им становится обязательным условием социальной жизни коллектива. Такие образцы имеют синкретический, нерасчлененный характер. Позже из них выделятся юридические, этические, религиозные и другие нормы, которые пока содержатся в них в виде зародышей.

Важное  свойство традиционных стереотипов  поведения - их автоматизированность. Они совершаются бессознательно, так как в традиционной культуре вся жизнь человека предопределена единственно возможным образом, у него нет права выбора, как в современном обществе, осознающем, что жизнь может идти по разным, часто альтернативным путям развития, причем решение принимает сам человек.

В традиционной культуре структурирующей является идея существования центра и периферии. В центре находятся сакральные элементы, определяющие нормы, ценности, представления  о добре и зле в данной культуре, а также знание о необходимых  действиях по поддержанию гармонии мира. На культурной периферии - обычная, повседневная жизнь людей. Наследием, оставшимся от архаических культур, их синкретизма, является принцип единства мира, неотторжимости его отдельных составляющих элементов. В мире нет предметов или явлений, абсолютно изолированных от других. Каждый из них множеством нитей связан с остальными предметами и явлениями, содержит в себе их частицы. Все находится во всем. В частности, это означает, что быт, сфера профанного (обыденного) оказывается насыщенной символикой, истинное значение которой лежит в области сакрального. Так формируется мифологическая модель мира, и в традиционной культуре продолжающая играть важнейшую роль. Только позднейшие этапы развития культуры привели к поляризации этих двух сфер.

Целостность этой культуры в сочетании с отсутствием  специальных средств циркуляции информации приводит к тому, что  каждый элемент культуры используется гораздо полнее, чем в современном  обществе.

3. Обычаи и ритуалы в традиционной культуре

Уже первые попытки исследования традиционных культур разных народов привели  этнологов к убеждению, что их существование неразрывным образом  связано с ритуалами и обрядами. Их практическое значение довольно широко и разнообразно. Так, они регулируют эмоциональное состояние людей, формируют и поддерживают чувство  общности на уровне этноса в целом, больших и малых групп, семьи, позволяют отдельному индивиду ощутить  свою этническую идентичность, сохраняют  ценностные ориентации этноса, являются составной частью механизма этнизации личности и т.д. Поэтому целый ряд наук исследовал эти явления традиционной культуры и дал им свою интерпретацию. Так, например, в одном случае ритуал рассматривается как стандартная устойчивая последовательность действий, имеющая церемониальный характер; в другом под ритуалом принято понимать стереотипизированные формы поведения; в обыденном понимании ритуал означает формальную процедуру, своего рода игру, правила которой принимаются всеми ее участниками.

Среди разнообразных интерпретаций сущности ритуалов для нас наибольший интерес  представляет этологический.

Рубеж 70-80-х годов XX столетия стал временем рождения нового научного направления - этологии человека, которое синтезировало  в себе достижения этологии, этнологии, физиологии и психологии. Основным объектом его исследования стало  традиционное общество в сравнении  с современной индустриальной культурой. Важной особенностью такого подхода  является изучение культуры и человека в «естественном» состоянии, в котором  огромное значение для социокультурной адаптации имеет ритуал.

Согласно  этологическому подходу, важнейшими качествами, необходимыми для функционирования любой этнической общности, являются сотрудничество, сплоченность, способность  образовывать дружеские узы. У животных аналогичное поведение по отношению  к особям своего вида определяется специфическими биологическими причинами. У человека же со становлением социального  типа жизнедеятельности такие реакции  подверглись торможению. У него нет  той сложной системы поз, жестов, которая существует у животных. На смену ей пришла культурная система  ритуала, которая контролирует и  регулирует способы социального  взаимодействия людей, вырабатывает стереотипы их поведения.

Собственно  культура начинается с того, что  на поведение накладываются некоторые  дополнительные ограничения, не мотивированные физическими или биологическими критериями. Среди них необходимость  овладения информацией, нужной для  жизни, только в процессе обучения. Так появляются язык, знаковые средства для ее передачи.

Необходимая для жизни информация усваивалась  в стереотипах поведения, ставших  образцами, моделями, следование которым  являлось обязательным условием социальной жизни коллектива. Эти программы  поведения имели нерасчлененный, синкретический характер и поэтому  одновременно были и образом мира, без которого невозможно функционирование культуры.

Хотя  эти стереотипы поведения претендуют на всеобщность и абсолютность, на практике одни из них соблюдаются  всегда и всеми, в соблюдении других возможны некоторые отклонения и  послабления. Разумеется, у каждого  этноса свои представления о том, что для него является более важным и значимым, а чем можно пренебречь. Поэтому возникает несовпадение между обрядами и обычаями разных народов. Но все они принципиально  сходятся в одном: жестко контролируют соблюдение стереотипов, имеющих наиболее важное для данного этноса и культуры значение.

Менее важные фрагменты традиционной культуры регулируются с помощью обычаев - стереотипизированных форм поведения, связанных с деятельностью, имеющей практическое значение. Обычаи регламентируют поступки членов этноса в конкретных ситуациях, регулируют поведение индивида в той или иной сфере жизни и деятельности, требуя проявления нравственных качеств, типичных для данного этноса. Они существуют в обыденной жизни, на культурной периферии. Более высокой ступенью регуляции являются ритуалы, намного более жесткие программы поведения, которые функционируют в сакральном центре культуры, и от их правильного выполнения зависит само существование этой культуры и народа.

Информация о работе Традиционное и современное в культуре России