Трипольская культура

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 17:12, контрольная работа

Описание работы

Трипольская культура - уникальное явление в истории человечества. Она сыграла беспрецедентную роль в становлении цивилизации на планете Земля. Это уже было не первоначальное общество, а общество с атрибутами цивилизации. Трипольская цивилизация - это, прежде всего, земледельческая экономика. Именно в Триполье состоялась полная и окончательная победа воспроизводящей экономики, что было проявлением триумфа неолитической революции. Внедрение земледелия во всей Трипольской ойкумене стало фундаментом цивилизации.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………3
Глава 1. История изучения трипольской культуры……………………...5
Глава 2. Поселения трипольской культуры ……………………………...8
Глава 3. Инвентарь ……………………………………………………….12
Глава 4. Хозяйство ……………………………………………………….15
Глава 5. Идеологические представления племен трипольской
культуры …………………………………………………………………..18
Заключение ……………………………………………………………….22
Список литературы ………………

Работа содержит 1 файл

Археология. Трипольская культура.doc

— 187.50 Кб (Скачать)

Трипольские племена занимали первоначально сравнительно ограниченную территорию в Восточном и Юго-Восточном Предкарпатье. Их древнейшие поселения не распространялись восточнее Южного Буга. Однако достигнутый уровень развития экономики и культуры позволил им во второй половине III тысячелетия до н. э. освоить обширные территории правобережной Украины, вплоть до Днепра, продвинуться на юг до Дуная и строить свои поселения на западе - в Трансильвании до реки Олт. На севере границей трипольских поселений служит река Тетерев. В Польше они встречаются в районе Кракова.

Трипольские поселения состояли из домов, расположенных по кругу. Иногда таких кругов несколько. Если допустить одновременность существования всех домов, то некоторые поселения, например поселение у села Владимировки на Украине, в районе Умани, состояло почти из двухсот домов, расположенных по шести концентрическим кругам. Центр трипольских поселений Украины обычно не застраивался; на обширной площади стояли лишь один-два больших дома, по-видимому служивших местом собраний обитателей посёлка для обсуждения общинных дел.

Трипольский наземный глинобитный дом состоял из нескольких помещений, часть которых служила для жилья, а остальные составляли кладовые для запасов. В каждой комнате стояла топившаяся по-чёрному глиняная печь, рассчитанная на выпечку хлеба, находились крупные сосуды для хранения зерна и зернотёрки; в глубине комнаты, у окна, помещался глиняный алтарь с расставленными на нём статуэтками женских божеств. Устройство дома позволяет предполагать, что в нём обитало несколько семейных пар. Сам же посёлок являлся объединением родственных семей, включавших несколько поколений во главе со старшим в роде. Широко развитый культ женщины-матери позволяет полагать, что обитатели трипольских посёлков ещё не перешли ту ступень развития первобытно-общинного строя, которая характеризуется наивысшим развитием материнского рода. Лишь в XVIII-XVII вв. до н. э. у трипольских племён усиливается значение в их хозяйстве скотоводства, возрастает роль мужчины и появляются, особенно в погребальном обряде, черты, позволяющие говорить о переходе этих племён к патриархату.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. ИНВЕНТАРЬ

 

Ранний этап трипольской культуры характеризуется, в основном, находками, которые представляют собой категорию  глиняных предметов культа - антропоморфные и зооморфные статуэтки, креслица, столики, алтари; к ней также относятся украшения и другие изделия из глины.

Антропоморфные статуэтки лучше всего представлены в крупных коллекциях из Луки-Врублевецкой (более 250 экз.), Александрович (107 экз.), Ленковцов (88 экз.), Путинешт (71 экз.), Берпашевки (67 экз.) и других поселений Украины и Молдавии. Общее их количество сейчас достигает 1 тыс. экземпляров, причем совершенно целью фигурки встречаются крайне редко (3-4 экз. в Александровке, Сабатиновке II, Луке-Врублевецкой, Берново). Большинство находок составляют ниж ние части статуэток, реже встречается верхняя половина туловища с головкой

Статуэтки, как правило, связаны с жилищами, где в ряде случаев их концентрация бывает довольно высокой: 84 экз. в землянке 2 в Луке Врубловецкой, 49 - в землянке 2 па поселении Путппешты в Молдове и т. д. Лишь в одном случае можно с уверенностью отметить четкую локализацию статуэток внутри жилища: 16 фигурок из 23, происходящих с площадки 3 на поселении Сабатинов-ка II, были обнаружены на глиняном помосте в западной части дома. Автор раскопок справедливо рассматривает это сооружение как святилище. Обычно же статуэтки встречаются на всей площади жилища, в том числе у печей и очагов.

Характер и специфику рапнетрипольской пластики определяют многочисленные женские статуэтки, изготовлявшиеся на каждом поселении. Обычно они вылеплены из хорошо промешанной глины с примесью песка, иногда - мелкотолченого шамота и зерен кварца. С. Н. Бибиковым установлен интереснейший факт подмешивания в глину нескольких статуэток из Луки-Врублевецкой зерен злаков, имеющего не технологический, а культовый смысл. Следы зерен зафиксированы также в глине статуэток некоторых другие поселений.

Исследователи (С. Н. Бибиков, А. П. Погожова и др.) отмечают несколько способов формовки статуэток: из цельного куска глины; из двух продольных половинок, изготовленных отдельно, а затем составленных. Иногда фигурка формировалась из верхней и нижней половин. А.П. Погожева выделила группу статуэток, в нижней части живота которых при формовке преднамеренно оставлялась полость, видимая лишь на изломе. В нее закладывались небольшие глиняные желваки, изготовленные отдельно от статуэток. Исследовательница считает их имитацией зародыша, а в более широком плане - выражением общей идеи плодородия. Такие фигурки встречены, в частности, в Луке-Врублевецкой, Гайвороне, Александровке.

После соединения составных частей статуэтка дополнительно обмазывалась слоем тонкоструктурной глины; подмазка также усиливала черты стеатопигии. Обычно поверхность хорошо заглаживалась, покрывалась розоватым, коричневатым, серым ангобом, в ряде случаев подвергалась лощению. Обжиг большинства статуэток неравномерный, часто усугубленный вторичным пребыванием фигурки в пламени.

Зооморфная пластика, как неоднократно отмечали исследователи, в количественном отношении значительно уступает антропоморфной. Так, в Луке-Врублевецкой найдено всего 16 изображений животных, в Бернашевке - 7, в Путинештах - 2, Тырпешти - 5 и т. д. Иногда они не имеют самостоятельного значения и выступают как детали сосудов. Наиболее часго встречается изображение быка, что, несомненно, отражает его большую роль в хозяйстве и культовых воззрениях три-польцев. Весьма схематизированные изображения быков представлены в виде палепов па степках нескольких сосудов из Луки Врублевецкой; вид животного здесь можно определить лишь по крутым рогам.

Голова бычка венчает плоскую ручку ковшика из Бернашевки; морда животного обозначена оттянутым выступом, глаза и рот - горизонтальными насечками. Протомы бычков в виде крутых рогов имеются на ручках черпаков из Окопов и других поселений.

Из Бернашевки происходит примитивная плоская фигурка бычка, изображающая его в профиль. Показаны наиболее характерные черты животного - торчащие острые рога (один из них сломан) и мощная спина. На этом же поселении найдена массивная, небрежно выполненная фигурка быка; ноги и рога животного обозначены небольшими коническими выступами (один рог отбит). Спина бычка оформлена в виде неглубокого продолговатого корытца.

Глиняные моделъки. Вполне обычной, хотя и не слишком многочисленной, категорией инвентаря раннетри-польской культуры являются миниатюрные глиняные модельки стульев или кресел: 18 этих предметов найдено на поселении Александровка, 17 - в Путинештах, 12 - в Сабатиповке II, 5 - в Бернашевке и т. д. В крупных коллекциях из Луки-Врублевецкой, Ленковцев, Флорешт эти изделия отсутствуют.

Особый интерес представляет модель алтаря или святилища с поселения Окопы, реконструированная по нескольким крупным фрагментам. Она изготовлена из тонкоструктурной глины с примесью песка и хорошо заглажена, подлущена внутри и снаружи. В плане модель имеет вид четырехугольника с закругленными углами и слегка выпуклыми сторонами, оформлена в виде домика с предположительно двухскатной крышей. Снизу па полуплатформе имеются следы трехгранных в сечении ножек. Размеры дна 15,8Х Х13 см; максимальные размеры 20.5Х Х18 см; высота стенок - около 12 см; максимальная высота модельки (вместе с ножками и крышей) могла достигать 19-20 см.

Модель богато украшена углубленным орнаментом. На дне с внешней стороны прочерчена крестовидная фигура, образованная несколькими рядами пересекающихся под прямым углом линий; в углы креста помещены удлиненные овалы. Весь рисунок взят в прямоугольный картуш из врезанных линий.

На стенках в таких же картушах с помощью линий изображены стилизованные фантастические змеи-драконы, совершенно аналогичные тем, что встречаются на сосудах третьей группы. Тела драконов и свободные от рисунка поля заполнены оттисками крупного гребенчатого штампа.

Фрагменты подобных домиков алтарей обнаружены на нескольких прекукутенских поселениях Румынии - Траян Дялул Вией, Тырпешти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 4. ХОЗЯЙСТВО

 

В течение 80-90-х годов XX в. экспедициями Института археологии НАН Украины раскапывались поселения трипольской культуры, располагавшиеся около села Майданецкое Тальновского района Черкасской области. В главе дана характеристика остеологических материалов, найденных во время раскопок поселений Гребенюков Яр периода А и Майданецкое-1 периода С-ІІ. По характеру раздробленности костей весь этот материал можно отнести к кухонным остаткам.

Обзор находок начнем по археозоологической схеме с домашних животных.

Бык домашний. По количеству костей и числу особей этот вид был на первом месте на обоих исследованных поселениях. Поскольку в пищу шли в основном животные старше 1 года, можно говорить о хорошей кормовой базе животноводства на этих поселениях.

Роговые стержни и фрагменты черепа, которые удалось измерить принадлежали довольно крупным животным. Примерно такие же размеры имели роговые стержни быка домашнего из неолитических и энеолитических памятников Молдовы (Цалкин 1970, с. 21-22).

При сравнении размеров костей скелета быка домашнего из Гребенюкового Яра с аналогичными из неолитических и энеолитических памятников Молдовы (Цалкин 1970, с. 51-119) можно сказать следующее. Животные из первого были меньше, чем из поселения культуры линейно-ленточной керамики Флорешты и почти не отличались от таковых из поселений культур Гумельницы и майкопской. Бык домашний из Гребенюкового Яра отличался от быка из раннетрипольского поселения Лука-Врублевецкая (Бибикова 1953, с. 438-442), позднетрипольского поселения Сандраки (Короткевич 1956, с. 133), поселений фазы А культуры кукутени в Румынии (Цалкин 1970, с. 157), но не отличался от животных ее фазы Б. Он превосходил размерами своих костей быка из неолитических и энеолитических памятников центральной Европы культур Горген, Михельсберг и Шуссенрид (Цалкин 1970, с. 139) и южной Европы Аргисса-Магула (конец III - начало II тис. до н. э.) в Фессалии (Цалкин 1970, с. 159), а также культуры Криш (Цалкин 1970, с. 156).

Исходя из вышеизложенного, заманчиво было бы связать породу быка домашнего из Гребенюкова Яра не с Лукой-Врублевецкой, а с памятниками Молдовы. Однако небольшие выборки и серьезная методическая ошибка В.И. Цалкина пока не позволяют делать окончательные вьводы. Дело в том, что В.И. Цалкин брал не все промеры, а только некоторые из них, которые назвал “основными”. По иронии судьбы, именно эти “основные” промеры оказались наименее пригодными для установления сходства пород из разных памятников (Журавлев 1981, с. 138).

Выборка из Майданецкого-1 настолько мала по всем животным, что какие-либо выводы по ней пока невозможны.

Овца домашняя и коза домашняя. Эти два вида из-за трудностей с определением их костей именно до вида часто объединяют под названием “мелкий рогатый скот” или “овца и коза”.

На обоих исследованных поселениях мелкий рогатый скот по числу особей занимал третье место после быка домашнего и свиньи домашней среди домашних животных. Размеры костей овцы домашней из Гребенюкового Яра превосходили аналогичные из Луки-Врублевецкой (Бибикова 1953, с. 446), Болграда и Флорешт, но не отличались от костей из Озерного и Мешоко (Цалкин 1970, с. 174). Кости козы домашней не отличались от аналогичных из Озерного и Мешоко, но превосходили кости из Болграда (Цалкин 1970, с. 174). Преобладание самок указывает на молочное направление в разведении коз. Наличие в основном взрослых животных может свидетельствовать не только о хорошей кормовой базе животноводства, но и о стремлении получать шерсть от овец и коз. В последнем случае забивались те животные, которые уже не могли давать качественную шерсть.

Свинья домашняя. Этот вид занимал второе место среди домашних животных по числу особей после быка домашнего на обоих исследуемых поселениях. Преобладание в кухонных остатках костей от молодых особей (в основном в возрасте около 1 года), свидетельствует о мясном направлении в свиноводстве. Это является причиной того, что почти нет костей от взрослых животных, пригодных для характеристики этого вида.

Лошадь домашняя. Этот вид по числу особей среди домашних животных занимал на Гребенюковом Яру предпоследнее место, а на Майданецком-1 делил последнее место вместе с собакой. Маленькая выборка не позволяют охарактеризовать лошадей из исследуемых поселений.

Собака домашняя. Костей собак на исследуемых поселениях было меньше всего среди домашних животных. Видимо, эти животные в пищу не употреблялись и их кости в кухонные остатки попадали лишь случайно.

Породы домашних животных из Гребенюкова Яра имеют ближайшие аналогии на энеолитических памятниках Молдовы и Румынии, отличаясь от пород из Луки-Врублевецкой и Сандрак. Соотношения между животными свидетельствует о большем развитии охоты в раннее время. Состав охотничьей добычи свидетельствует о наличии около исследуемых поселений водоемов с берегами, заросшими лесом, а также больших лесных массивов, возможно, с болотами. В животноводстве преимущество отдавалось разведению коров и свиней. На позднем Майданецком-1 было больше мелкого рогатого скота и меньше крупного, чем на Гребенюковом Яру, к тому же на первом преобладали овцы, на втором - козы. Видимо, в более позднее время произошло сокращение площади лесов, которое и вызвало указанные изменения. Причиной могли послужить два фактора, которые, скорее всего, действовали одновременно: иссушение климата и вырубка лесов для нужд человека (под поля, на строительство, отопление и пр).

Информация о работе Трипольская культура