Творчество Микеланжело

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 10:47, контрольная работа

Описание работы

На фоне всего необъятного богатства творческого наследия Итальянского Возрождения резко выделяется художественный вклад, внесенный в искусство поколением мастеров, вместе с которым выступил Микеланджело.
Ему не было равных в области монументальной пластики, в создании величественных скульптурно-архитектурных и живописных ансамблей, и теперь поражающих глубиной и мощью раскрытия высоких и благородных идей. Созданные им художественные образы стоят в ряду с величайшими творениями мирового гения.

Содержание

Введение
3
1.Юность. Годы учебы
4
2.Творчесвтво великого мастера
6
2.1. Первый и второй римские периоды
6
2.2. Росписи Сикстинской капеллы
7
2.3. Надгробие папы Юлия II
8
2.4. Капелла Медичи
9
2.5. Третий римский период. «Страшный суд»
10
2.6. Собор св. Петра
11
3.Заключение
12
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Мировая культура и искусство.docx

— 42.36 Кб (Скачать)

Оглавление

 

Введение     

3

1.Юность. Годы учебы

4

2.Творчесвтво великого мастера                                                                                  

6

2.1. Первый и второй римские периоды

6

2.2. Росписи Сикстинской капеллы

7

2.3. Надгробие папы Юлия II

8

2.4. Капелла Медичи

9

2.5. Третий римский период. «Страшный суд»

10

2.6. Собор св. Петра

11

3.Заключение   

12

Список используемой литературы   

13


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

На фоне всего необъятного  богатства творческого наследия Итальянского Возрождения резко  выделяется художественный вклад, внесенный  в искусство поколением мастеров, вместе с которым выступил Микеланджело.

Ему не было равных в области  монументальной пластики, в создании величественных скульптурно-архитектурных и живописных ансамблей, и теперь поражающих глубиной и мощью раскрытия высоких и благородных идей. Созданные им художественные образы стоят в ряду с величайшими творениями мирового гения.

Творчество Микеланджело - кульминация Высокого Возрождения в итальянском искусстве, в то же время именно в нем нашли отражение глубокие противоречия эпохи, обозначившие конец краткого «золотого века» и начало мрачных времен контрреформации, феодальной реакции и войн с иноземными захватчиками.

С наибольшей силой  он выразил глубоко человечные, полные героического пафоса идеалы Высокого Возрождения, а также трагическое  ощущение кризиса гуманистического миропонимания в период Позднего Возрождения. Монументальность, пластичность и драматизм образов, преклонение  перед человеческой красотой проявились уже в ранних произведениях («Оплакивание Христа», ок. 1497-98; «Давид», 1501-04; картон «Битва при Кашине», 1504-06). Роспись свода Сикстинской капеллы в Ватикане (1508-12), статуя «Моисей» (1515-16) утверждают физическую и духовную красоту человека, его безграничные творческие возможности. Трагические ноты, вызванные кризисом ренессансных идеалов, звучат в ансамбле Новой сакристии церкви Сан-Лоренцо во Флоренции (1520-34), во фреске «Страшный суд» (1536-41) на алтарной стене Сикстинской капеллы, в поздних вариантах «Оплакивания Христа» (ок. 1550-55) и др.

В архитектуре  Микеланджело господствуют пластическое начало, динамический контраст масс (библиотека Лауренциана во Флоренции, 1523-34). С 1546 руководил строительством собора св. Петра, созданием ансамбля Капитолия в Риме. Поэзия Микеланджело отличается глубиной мысли и высоким трагизмом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Юность. Годы учебы

 

Первоначальное образование  получил в латинской школе  во Флоренции. Учился живописи у Гирландайо, скульптуре у Бертольдо ди Джованни в основанной Лоренцо Медичи художественной школе в Садах Медичи.

Доминико Гирландайо, знаменитый флорентийский живописец, наставник Франческо Граначчи, друга юного Микеле, обратил внимание на мальчика и велел ему принести что-нибудь из его рисунков, художник увидел в этих несмелых пробах живые проблески таланта.

На следующий день Доменико отправился к отцу Микеланджело, просить, чтобы он отдал своего ему на обучение. С большой неохотой отец согласился.

Микеланджело в 1488 стал учеником художников братьев Доменико и Давида Гирландайо. Шаг сделан. Счастливый Микеланджело - в мастерской своего учителя. Мастерская была тогда просто лавкою, а не парадным салоном, как теперь. Мальчик обучался в школе читать и писать по возможности правильно; затем тотчас же двенадцати или тринадцати лет, он поступал к живописцу, ювелиру, архитектору, ваятелю; обыкновенно мастер-хозяин был всем этим в одном лице, и юноша изучал под его руководством не один только вид искусства, а все искусство целиком.

В доме Лоренцо, он познакомился с философией неоплатонизма, оказавшей в дальнейшем сильное влияние на его миропонимание и творчество. Тяготение к монументальной укрупненности форм сказалось уже в первых его работах - рельефах «Мадонна у лестницы» (ок. 1491, Каза Буонарроти, Флоренция) и «Битва кентавров» (ок. 1492, там же).

1В мастерской Гирландайо Микеланджело пробыл немногим более года. Уже в 1489 г. он перешел в художественную школу, основанную правителем Флоренции Лоренцо Медичи.

Три года полного подчинения воле хозяина, как гласит контракт, были бы тяжелым искусом для юноши  с характером и талантом Микеланджело. Но случай открыл ему другой путь. Вместе с Граначчи ходил он в сады знаменитой виллы Кареджи изучать и копировать памятники античного ваяния. Владельцем виллы был Лоренцо Медичи, прозванный Великолепным, который любил давать народные гулянья.

С 1489 г., после годичного пребывания в мастерской Гирландайо, произошел переломный момент в жизни Микеланджело.

По инициативе Лоренцо Медичи была открыта художественная школа в  Садах Медичи при флорентийском  монастыре Сан Марко.

 

 

____________________________________________

1 Ирвинг Стоун Микеланджело. Муки и радости. Изд. АСТ, 2009-52 стр.

 

Преимуществом этой школы было то, что ученики ее, свободные от цеховой  обстановки и необходимости помогать учителю в исполнении заказов, получали возможность, осваивая мастерство, развивать  свою индивидуальность.

Кроме того, школа эта была создана  на базе прекрасной коллекции античных и современных произведений искусства, собранных семейством Медичи. Лоренцо  Великолепный попросил Гирландайо отдать двух своих лучших учеников в эту школу. Здесь талант Микеланджело развивается во многих направлениях, он начал свой путь скульптора. Здесь Микеланджело нашел второго своего учителя - скульптора Бертольдо ди Джованни, учившегося в свое время у великого итальянского скульптора XV в. Донателло. Таким образом, получив основательную подготовку в области рисунка и живописи от первого учителя, Микеланджело наследует мастерство скульптора - от второго. От Бертольдо же идет глубокий интерес молодого Микеланджело к античности. Однако наибольшее значение для творческого развития Микеланджело имели произведения Джотто, Донателло, Мазаччо, Якопо делла Кверча, а также античная пластика. Он знакомится с великолепной коллекцией античных памятников, собранной Лоренцо. Страстный коллекционер, большой любитель искусства, Лоренцо не мог не оценить способностей молодого скульптора.

2Его мечта начала сбываться-теперь он станет скульптором! Однако учиться на скульптора ему предстояло долго. Сначала его учили рисовать эскизы.

Самое важное то, что художник рисует, как видит, фиксирует на бумаге внешнее  впечатление. Скульптор же подходит к форме изнутри и, взяв ее, пропускает всю ее плоть и материальность через свое существо-принцип учения Бертольдо. Рисунок - это свеча, которую зажигают для того, чтобы скульптор не спотыкался в темноте; схема, с помощью которой легче разобраться в видимом. Кое-что из подобного рода наставлений Микеланджело постигал разумом, но гораздо больше заставлял оценить советы учителя тяжкий опыт. Намеренно испытывая упорство и силу характера, на его пути Лоренцо Великолепный ставил на его пути немало препятствий. Но Микеланджело преодолел все преграды и доказал, что он достоин дальнейшего обучения в Садах, создав свою первую скульптуру - Фавна.

 

 

 

 

 

 

____________________________________________

2 Ирвинг Стоун Микеланджело. Муки и радости. Изд. АСТ, 2009-60 стр.

2.Творчесвтво  великого мастера

2.1. Первый и  второй римские периоды

 

В Риме Микеланджело продолжил  начатое в Садах Медичи изучение античной скульптуры, ставшей одним  из источников его богатой пластики. К первому римскому периоду относятся  антикизированная статуя Вакха (ок. 1496, Национальный музей, Флоренция) и скульптурная группа «Пьета» (ок. 1498-99), свидетельствующая о начале творческой зрелости мастера.

Вернувшись в 1501 во Флоренцию, Микеланджело получил от правительства  республики заказ на создание 5,5-метровой статуи Давида (1501-04, Академия, Флоренция). Установленная на главной площади  Флоренции рядом с ратушей  Палаццо Веккио (ныне заменена копией), она должна была стать символом свободы республики. Микеланджело изобразил Давида не в виде хрупкого подростка, попирающего отрубленную голову Голиафа, как это делали мастера 15 в., а как прекрасного, атлетически сложенного гиганта в момент перед сражением, полного уверенности и грозной силы (современники называли ее terribilita - устрашающая).

Одновременно в 1501-05 Микеланджело работал над другим заказом правительства - картоном к фреске «Битва при Кашине», которая вместе с росписью Леонардо да Винчи «Битва при Ангьяри» должна была украсить зал Палаццо Веккио. Росписи не были осуществлены, однако сохранилась зарисовка картона Микеланджело, предвещающая динамикой поз и жестов росписи Сикстинского плафона.

В 1505 папа Юлий II вызвал Микеланджело в Рим, поручив ему работу над  своим надгробием. Проект Микеланджело предусматривал создание, в отличие  от традиционных для Италии этого  времени пристенных надгробий, величественного, свободно стоящего мавзолея, украшенного 40 статуями больше человеческого роста. Быстрое охлаждение Юлия II к этому замыслу и прекращение финансирования работ вызвало ссору мастера с папой и демонстративный отъезд Микеланджело во Флоренцию в марте 1506. В Рим он вернулся только в 1508, получив от Юлия II заказ на роспись Сикстинской капеллы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Росписи Сикстинской  капеллы

 

3Фрески Сикстинского плафона (1508-12) - самый грандиозный из осуществленных замыслов Микеланджело.

Отвергнув предложенный ему  проект с фигурами 12 апостолов в  боковых частях свода и с орнаментальным заполнением его основной части, Микеланджело разработал собственную  программу росписей, до сих пор  вызывающую различные толкования. Роспись громадного свода, перекрывающего обширную (40,93 х 13,41 м) папскую капеллу, включает в себя 9 больших композиций в зеркале свода на темы книги Бытия - от «Сотворения мира» до «Всемирного потопа», 12 огромных фигур сивилл и пророков в боковых поясах свода, цикл «Предки Христа» в распалубках и люнетах, 4 композиции в угловых парусах на темы чудесного избавления иудейского народа.

Десятки величественных персонажей, населяющих этот грандиозный универсум, наделенные титаническим обликом и  колоссальной духовной энергией, являют необыкновенное богатство сложнейших, пронизанных мощным движением жестов, поз, контрапостов, ракурсов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

____________________________________________

3 Л.М. Баткин Итальянское Возрождение Москва:Российский государственный гуманитарный университет; 1995-91 стр.

 

2.3. Надгробие папы Юлия II

 

После смерти Юлия II (1513) Микеланджело снова приступает к работе над  его надгробием, создает в 1513-16 три  статуи - «Умирающий раб», «Восставший  раб» (оба в Лувре) и «Моисей».

Первоначальный проект, неоднократно пересматривавшийся наследниками Юлия II, не был осуществлен. Согласно шестому  по счету договору, заключенному с  ними, в 1545 в римской церкви Сан-Пьетро ин Винколи было установлено двухъярусное пристенное надгробие, включившее «Моисея» и 6 статуй, выполненных в начале 1540-х гг. в мастерской Микеланджело. Четыре незаконченные статуи «Рабов» (ок. 1520-36, Академия, Флоренция), первоначально предназначавшиеся для надгробия, дают представление о творческом методе Микеланджело.

В отличие от современных ему  скульпторов он обрабатывал глыбу  мрамора не со всех сторон, а только с одной, как бы извлекая фигуры из толщи камня; в своих стихах он неоднократно говорит о том, что  скульптор лишь высвобождает изначально скрытый в камне образ. Представленные в напряженно-драматических позах  «Рабы» как бы и сами пытаются вырваться  из сковывающей их каменной массы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.4. Капелла Медичи

 

В 1516 папа Лев X Медичи поручил Микеланджело разработать проект фасада церкви Сан-Лоренцо  во Флоренции, построенной в 15 в. Брунеллески. Микеланджело хотел сделать фасад  этой приходской церкви рода Медичи «зеркалом  всей Италии», но работы были прекращены из-за недостатка средств. В 1520 кардинал Джулио Медичи, будущий папа Климент VII, поручил Микеланджело превратить Новую сакристию церкви Сан-Лоренцо  в грандиозную усыпальницу рода Медичи.

Работа над этим проектом, прерванная восстанием против Медичи 1527-30 (Микеланджело был одним из руководителей трехлетней обороны осажденной Флоренции), не была завершена к моменту отъезда  Микеланджело в Рим в 1534; выполненные  им статуи были установлены только в 1546. Капелла Медичи - сложный архитектурно-скульптурный ансамбль, образное содержание которого породило различные толкования. Статуи герцогов Лоренцо и Джулиано Медичи, сидящих в неглубоких нишах на фоне архитектурной антикизированной декорации и облаченных в доспехи римских императоров, лишены портретного сходства и, возможно, символизируют Жизнь деятельную и Жизнь созерцательную. С графически легкими очертаниями саркофага контрастирует пластическая мощь огромных статуй Дня и Ночи, Утра и Вечера, лежащих на покатых крышках саркофага в мучительно-неудобных позах, как бы готовых соскользнуть с них.

Информация о работе Творчество Микеланжело