Уровни культуры речи

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 09:10, статья

Описание работы

Уровни культуры речи: высокий - средний - низкий, т.е. культурно, малокультурно и совершенно некультурно, мы определяем у каждого человека неосознанно.

Работа содержит 1 файл

6.docx

— 14.68 Кб (Скачать)

6. Уровни культуры речи.

 

Уровни культуры речи: высокий - средний - низкий, т.е. культурно, малокультурно  и совершенно некультурно, мы определяем у каждого человека неосознанно.

 

Высокий уровень культуры проявляется в звуках голоса и  интонациях, в том, как человек  ходит, сидит, стоит, в манере разговора, в жестах, мимике, взгляде - все это  в устной речи оценивается с позиций  того, насколько они соответствуют  нашим представлениям о культуре общения. Анализируется, как человек  относится к другим людям, как  ведет диалог, как строит монолог  и т.д.

 

В письменной речи: какой  у человека почерк - аналог хорошей  дикции, как он располагает текст  на странице, насколько грамотно с  точки зрения орфографии и пунктуации написан текст. Обязательно оценивается  соблюдение языковых и речевых норм.

 

Низкий уровень речевой  культуры проявляется во всем. Если человек высокой культуры во всем заботится, чтобы никому не доставить  неудобств, то низкая культура человека заставляет делать прямо противоположное - самоутверждаться за счет других. Отсюда - грубость и безапелляционность, незнание чего-то и нежелание это узнать, а тем более нежелание следовать  любым норм. Именно за счет этих проявлений мы сразу видим человека с низкой культурой.

 

Типы речевой культуры (по О.Б.Сиротиненой).

 

Она выделяет полнофункциональный, неполнофункциональный, среднелитературный, литературно-жаргонизирующий и обиходный  типы речевой культуры.

 

Носителям полнофункционального типа свойственно максимально полное владение всем богатством русского языка, использование обширного лексикона, целесообразное использование иностранных  слов. Им свойственно соблюдение норм литературного языка (орфографических  и пунктуационных, орфоэпических  и интонационных, стилистических, лексических  норм сочетаемости и т.д.).

 

Значительно большее количество людей являются носителями неполнофункционального типа. В целом его можно охарактеризовать словом меньший: меньшие знания, меньшие  усилия для их расширения, меньший  уровень умений и т.д. Владение, кроме  разговорной речи, только одним - максимум двумя функциональными стилями.

 

Наибольшее распространение  имеет среднелитературный тип речевой  культуры, его носителями являются люди со средним и неполным средним  образованием и люди с высшим узкопрофессиональным образованием. Для них характерно очень поверхностное знание норм литературного языка, и потому системные  от них отступления в произношении. Очень типичны нарушения коммуникативных  и этических норм, неспособность  к построению монолога, отсюда невразумительность, слова-паразиты, фактическое не владение навыками официального общения.

 

Не менее опасен складывающийся с конца ХХ в. и усиленно насаждаемый  в СМИ литературно-жаргонизирующий  тип. Специфика этого типа заключается  в сознательном насаждении сниженной, часто даже безграмотной речи.

 

Среди малообразованного  населения встречается обиходный  тип речевой культуры. Его носители владеют только навыками разговорной  речи: они не способны производить  ни официальную монологическую, ни письменную речь.

 

Высокий уровень культуры речи обеспечивает незатрудненное и  эффективное функционально грамотное  общение в различных сферах и  ситуациях.


Информация о работе Уровни культуры речи