Влияние христианства на культуру древней Руси

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 19:36, реферат

Описание работы

Христианство в Древней Руси существовало ещё задолго до придания ему статуса официальной религии, но оно было слабо распространённый и, конечно, не могло конкурировать с язычеством, но, будучи распространено по всей Руси, языческое мировоззрение, в то же время, воспринимало посторонние религиозные влияния. Если славяне легко примешивали к своим старым суевериям суеверия диких финнов и подпадали под влияние финских шаманов - «волхвов» и «кудесников»,- то тем более должна была влиять христианская сфера на тех из славян, которые могли её узнать.

Работа содержит 1 файл

Влияние христианства на культуру Киевской Руси.docx

— 23.92 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ 

    Христианство  в Древней Руси  существовало  ещё  задолго  до придания  ему  статуса  официальной  религии,  но оно было слабо распространённый и,  конечно,  не могло конкурировать  с язычеством, но, будучи распространено по всей Руси, языческое мировоззрение, в то же время, воспринимало посторонние  религиозные влияния. Если славяне  легко примешивали к своим  старым суевериям  суеверия  диких  финнов и подпадали под влияние  финских шаманов - «волхвов» и  «кудесников»,- то тем  более  должна  была влиять христианская сфера на тех из славян, которые могли её узнать.

    Торговые  отношения с Грецией облегчали  для Руси знакомство с христианской верой. Варяжские купцы и дружинники, раньше и чаще славян ходившие в  Царьград, прежде славян стали там  обращаться  в  христианство и  приносили на Русь новое учение,  передавая его славянам.  В  княжение Игоря в Киеве  была  уже  христианская церковь святого  Ильи, так как, по словам летописца, в Киев много было в Киеве варягов-христиан. В дружине самого князя Игоря  было очень  много христиан.  Жена князя княгиня Ольга также  была христианкою.  Словом,  христианская вера стала хорошо знакома  киевлянам  ещё при первых варяжских князьях. Правда, «Святослав был холоден к  христианской вере, а при сыне его  Владимире в Киеве ещё стояли языческие  идолы и ещё существовали жертвоприношения. Летописец рассказывает,  как при Владимире языческая  толпа киевлян однажды убила  двух варягов-христиан,  отца и сына,  за отказ отца добровольно отдать своего сына на жертву богам».  Но  все  же,  на это мучение христиан, христианство в Киеве продолжало распространяться и в конце концов при помощи князя Владимира приобрело  статус государственной религии. 
 
 
 

    ГЛАВА I. ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

    Для раннефеодального государства язычество  было  не прогрессивной формой религии, поэтому князь Владимир принял ряд  мер для установления соответствия между религией и политическим  строем.  Владимир провел две религиозные  реформы: реформирование язычества  и обращение к христианству.

    Первая  сводилась к тому, что Владимир решил создать «за теремным двором» целый языческий пантеон. И тогда воздвигли деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, затем Хорса, Даждьбога, Стрибога, Симаргла и Мокошь. «И приносили им жертвы, называя их богами, и приводили к ним своих сыновей, а жертвы эти шли бесам, и оскверняли землю жертвоприношениями своими»1

    Эта реформа, однако оказалась недостаточной, поскольку  для  раннефеодального государства, каким было тогда Киевское, требовалось уже утверждение  монотеистической  религии,  лучше  всего  освящавшей власть великого князя.  Таких религий в Киеве  знали три: христианство,  ислам,  иудаизм.

    Идеи  принятия иудаизма были сразу-же отклонены  Владимиров , так как, все государства  принявшие эту религию распались  и были завоёваны.

    Согласно  «Повести временных лет» Владимир послал в Царьград  десятерых «славных и умных» мужей, которые рассказали ему о преимуществе византийского  христианства:

      «И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где они служат Богу своему, и не знали — на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как рассказать об этом... И не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмёт потом горького...»2

    Идея  о принятии христианства окончательно утвердилась после прибытия в  Киев посольства волжских булгар, «веры  бохмиче», т.е. мусульман, которое будто  бы предложило князю принять ислам  и стать почитателем Мухаммеда. В ответ на соблазны со стороны  мусульман узаконить многоженство, Владимир, узнав, что их вера запрещает  есть свинину и пить вино,  заявил: «Руси есть веселие пить, не можем  без того жити!»

    Владимиру, как и княгине Ольге, нужно  было  решить  вопрос,  какое  христианство принять - западное или  восточное.  Этот вопрос ему пришлось решать в условиях  сильного дипломатического давления,  как со стороны Рима,  тик и со стороны Константинополя. Киеву выгоднее было иметь дело с  Константинополем, в его руках  был водный путь «из варяг в  греки», с Византией существовали давнишние налаженные экономические  и  политические отношения,  хотя  и не всегда мирные.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Причины и предпосылки  принятия христианства в Киевской Руси

    Конец Х века - преддверие образования  древнерусского государства, Киевской Руси. Происходит переход от варварства к цивилизации, возникают крупные  города на важнейших торговых путях. Вместо прежних грабительских походов  на Византию под предводительством  норманнских конунгов, с ней устанавливаются  мирные и добрососедские отношения. И на этом фоне языческий пантеон,созданный  Владимиром ранее, для объединения  племён, предстает анахронизмом: он слишком неоднороден по составу, как, впрочем, и само язычество, не спаян  единой системой догм и ритуалов. Объединить племена, создать сильное государство  на такой зыбкой основе было невозможно.

    Однако ни византийская эстетика культового действа, ни красота церковного искусства  не стали бы главным доводом в решении Киевской Руси принять христианство. Предпосылки принятия христианства можно видеть в дипломатии княгини Ольги, бабки Владимира, убеждённой христианки, дважды посетившей византийский двор. Новую религию, также, приняла и часть дружинников, главным образом скандинавов, служивших киевским князьям. Ещё при князе Игоре в Константинополе существовала церковь Пророка Ильи — центр торговой и деловой колонии русских. В знак солидарности киевских христиан-варягов с царьградскими единоверцами в Киеве возводят Ильинскую церковь.

    Таким образом, можно судить, что, причинами, послужившими принятию христианской веры в качестве государственной религии стали политические, экономические, культурные основания, а именно возможность киевским и прочим князьям контактировать с государствами Центральной и Западной Европы «на равных», заключать взаимовыгодные политические, экономические  договоры, оставаясь при этом  независимыми от духовных правителей. 
 

    Крещение  Руси

    Крещение  Руси оказалось связано с внутриполитическим кризисом в Византийской империи.

    Византийские  императоры Константин и Василий  просили у Владимира помощи против мятежника Варды Фоки. Владимир обещал помощь при условии, что императоры отдадут ему в жены свою сестру Анну. Императоры согласились, но потребовали, чтобы князь принял Христианство. После разгрома Фоки они не спешили  выполнять обещание. Тогда Владимир захватил город Корсунь (ныне — Херсонес) и пригрозил им захватом Константинополя. Императорам пришлось согласиться не только на замужество сестры, но и на то, чтобы Владимир был крещён не в Константинополе, а в Херсонесе священниками из свиты царевны. По возвращении в Киев Владимир крестил киевлян в реке Почайне и уничтожил языческие идолы.

    “И возвратившись, повелел ниспровергнуть идолы — одних изрубить, а других сжечь. Перуна же приказал привязать к хвосту коня и волочить его с горы по Боричеву взвозу к Ручью, и приставил двенадцать мужей колотить его жезлами. Это не потому, что дерево может чувствовать, но на поругание бесу, который обманывал людей в этом образе, чтобы принял он возмездие от людей”3 — так в  сознании людей, только начинающих принимать христианство, языческие боги превращались в демонов.

    «... На следующий же день вышел Владимир с попами царицыными и корсунскими на Днепр и сошлось там людей без числа. Вошли в воду, и стояли там одни до шеи, другие по грудь, некоторые держали младенцев, а уже взрослые бродили, попы же совершали молитвы, стоя на месте. И была видна радость на небе и на земле, по случаю стольких спасённых душ»4

    Новая религия входила в жизнь не без сопротивления. Из летописей известно о Новгородском восстании в XI веке, об упорном противодействии волхвов в ярославском Поволжье, об убийстве в XII веке миссионера Кукши в земле вятичей. Но справедливости ради следует все же отметить, что крещение Руси прошло сравнительно безболезненно. Православие стало формирующей силой средневековой цивилизации молодого государства, основой её духовности.

    «И  уже не идолопоклонниками зовемся, но христианами, не без упования ещё  живущими, но уповающими на жизнь вечную. И уже не капища сатанинские воздвигаем, но церкви Христовы созидаем...».5   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ГЛАВА II. ВЛИЯНИЕ ХРИСТИАНСТВА НА КУЛЬТУРУ КИЕВСКОЙ РУСИ

    В период Х-ХIII веков происходил сложный  психологический слом языческих  верований и становление христианских представлений. Процесс смены духовных и нравственных приоритетов всегда труден. Но на Руси этот процесс происходил не без насилия. На смену жизнелюбивому  оптимизму язычества пришла вера, которая требовала ограничений  и строгого выполнения нравственных норм. Принятие христианства означало изменение всего строя жизни  народа Киевской Руси. Теперь центром  общественной жизни стала церковь. Она проповедовала новую идеологию, прививала новые ценностные ориентиры, воспитывала нового русского человека. Христианство делало человека носителем  новой морали, основанной на культуре, совести, вытекающей из евангелистских заповедей. Христианство создавало  широкую основу для объединения  древнерусского общества, формирования единого народа на основе общих духовных и нравственных принципов. Исчезла  граница между русом и славянином. Всех объединила общая духовная основа. Произошла гуманизация общества. Русь была включена в европейский  христианский мир, и с этого времени  она считает себя частью этого  мира, стремясь играть в нем видную роль, всегда сравнивать себя со странами Европы.

    Христианство  оказало влияние на все стороны  жизни Руси. Принятие новой религии  помогло установить политические, торговые, культурные связи со странами христианского  мира. Оно способствовало становлению  городской культуры в преимущественно  сельскохозяйственной по роду жизнедеятельности  стране. Но необходимо учитывать специфический  “слободской” характер русских городов, где основная масса населения  продолжала заниматься сельскохозяйственным производством, в незначительной мере дополненным ремеслом, а собственно городская культура сосредоточилась  в узком кругу светской и церковной  аристократии. Этим можно объяснить  поверхностный, формально-образный уровень  христианизации русских мещан, их невежественность в элементарных религиозных верованиях, наивное истолкование основ вероучения, столь удивлявшее европейцев, посещавших страну в средние века и в более  позднее время. Опора власти на религию, как на социально-нормативный институт, регулирующий общественную жизнь, сформировала особый тип русского массового православия  — формального, невежественного, часто  синтезированного с языческой мистикой.

    Церковь способствовала созданию на Руси великолепной архитектуры, искусства, появились  первые летописи, школы, где обучались  люди из различных слоев населения. То, что христианство было принято  в восточном варианте, имело и  иные последствия, проявившиеся в исторической перспективе. В православии слабее, чем в западном христианстве была выражена идея прогресса. Во времена  Киевской Руси это ещё не имело  большого значения. Но по мере того, как  ускорялись темпы развития Европы, ориентация православия на иное понимание  целей жизни сказывалось существенно. Европейского типа установка на преобразующую  деятельность была сильна на первых этапах истории, но она была трансформирована православием. Русское православие  ориентировало человека на духовные преобразования, стимулировало стремление к самосовершенствованию. Это способствовало развитию такого феномена, как духовность. Но при этом православие не давало стимулов для социального и общественного  прогресса, для преобразования реальной жизни личности. Ориентация на Византию означала и отторжение от латинского, греко-римского наследия. М. Грек6 предостерегал от перевода трудов западных мыслителей на русский язык. Он считал, что это может нанести ущерб истинному христианству. Но полностью отрезанной от Античного наследия Русь не была. Влияние эллинизма, вторичное, сказывалось через византийскую культуру. Оставили свой след колонии в Причерноморье, велик был интерес и к античной философии

    Литература  и письменность

    Основой любой древней культуры является письменность. Одним из основных источников развития культуры в Киевской Руси явилась, разработанная двумя  болгарскими монахами Кириллом и Мефодием, славянская азбука — кириллица. Это было историческое событие в области духовной культуры многих народов. Славянская азбука позволила выразить и закрепить славянский язык как основу болгарского и будущих русского и украинского, белорусского и ряда других языков. Христианизация Руси в форме православия закрепила и славянский язык, явившийся формой развития средневековой русской культуры. Византийское православие, которое утверждалось в Киевской Руси, имело в этом отношении существенное преимущество перед римской католической церковью, которая придерживалась жёстких ограничений в употреблении языков для богослужений. Единственно возможными считались три языка: древнееврейский, греческий и латинский. Это языки, на которых были написаны Ветхий и Новый Завет, которыми владели и папы римские, и такие классики богословия, как Августин Блаженный.

Информация о работе Влияние христианства на культуру древней Руси