Размышляя 
об отрицательном влиянии современного 
научно-технико-индустриального прогресса 
на многие стороны человеческой жизни, 
следует обратить особое внимание на тенденцию 
нивелирования личности. В современном 
индустриально-прогрессивном мире развитие 
индустрии нуждается в человеке лишь как 
в производителе и потребителе. И поскольку 
производственные операции в основном 
выполняются машинами, постольку человек 
должен свестись к «служащему» и превратиться 
в «придаток» машины. Индустриальный прогресс, 
как отмечает профессор З. Какабадзе, нуждается, 
таким образом, исключительно в человеке 
как производителе и потребителе, все 
же остальные отношения и соответствующие 
особенности становятся лишними, «нерентабельными». 
Именно подобной нерентабельной особенностью 
оказывается индивидуальность человека: 
эффективное функционирование индустриальных 
организаций требует единой дисциплины 
и единого режима, единая же дисциплина 
и единый режим идеально осуществляются 
лишь при абсолютной однородности характеров, 
наклонностей, обычаев, вкусов, участвующих 
в этой организации индивидов. Функционирующая 
в бешеном темпе индустриальная машина 
не терпит никаких опасностей отклонения. 
Поэтому-то она принимает специальные 
меры для уравнивания, нивелирования личностей. 
Весьма характерно в этом отношении, что 
современные общественно-государственные 
учреждения с необычайным усердием занимаются 
«воспитанием» граждан по всеобщим стандартам 
и образцам. Уличная реклама, телевидение, 
журналы, газеты упорно внушают гражданам 
образцы, нормы и стандарты поведения, 
образования, одежды, квартирной обстановки. 
И нужно подчеркнуть, что граждане современных 
индустриальных обществ в этом отношении 
слишком «благовоспитанны» - каждый из 
них необычайно чувствителен к тому, что 
делают, как себя ведут, как одеваются, 
как отдыхают, как развлекаются и как обставляют 
квартиру, что читают другие, вернее, большинство 
других: каждый хочет во что бы то ни стало 
жить по всеобщим стандартам, по «моде». 
В результате всего этого люди постепенно 
теряют свое индивидуально- своеобразное 
лицо и превращаются в анонимно-безликую 
массу.
     В 
условиях современного научно-технического 
прогресса, в эпоху беспрецедентного развития 
науки и техники еще более резко выявилась 
характерная для западного общества тенденция 
фетишизации рациональности или разума, 
которая часто доходит до иррационализма. 
     Индустриальный 
прогресс различными средствами и путями 
приводит к нивелированию личностей, что 
означает резкое падение «качества содержания» 
человеческой жизни. Ибо для человека 
в конечном итоге невыносимо чувство потери 
индивидуально-своеобразного лица, т.е. 
потери собственной «самости», превращения 
в безликую количественную единицу. Научно-технико-индустриальный 
прогресс, уравнивая и нивелируя личности, 
способствует внутреннему разобщению 
людей, ибо внутреннее обращение людей 
предполагает их различие и индивидуальное 
своеобразие.
 
     
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
     Итак, 
сказанное выше позволяет отметить, 
что целесообразность исследования 
проблем научно-технического прогресса, 
проблем, связанных с бурным развитием 
науки и техники, в наши дни 
обусловлена е столько тем, что 
техника совместно с наукой занимает 
определяющее место как в общественной, 
материальной, так и духовной жизни всего 
человечества и фактически изменила уже 
облик земного шара, сколько тем, что именно 
сегодня, на высоком уровне развития науки 
и техники намного яснее стали некоторые 
важные характеристики техники. Выяснилось, 
в частности, что прогресс вынуждает нас 
пересмотреть некоторые важные характеристики 
науки и ее связи с техникой, а именно, 
обусловленность развития самой науки 
и научных исследований успехами и возможностями 
техники. Техника часто определяюще влияет 
на многие экономические, социальные, 
научные, экологические и даже политические 
решения.
     Всемерно 
умножая силы человечества, его способность 
покорения природы, использования 
ее закономерностей в своих целях 
и интересах, научно-технический прогресс 
несет человечеству неизменные блага, 
но одновременно этот прогресс ставит 
перед нами целый ряд острейших социальных, 
политических, моральных, медико-биологических 
проблем, таит в себе не только радужные 
перспективы, но и определенные трудности 
и опасности, непредвиденные роковые предопределения.
     Прогресс 
общества характеризуется не только 
завоеваниями науки и техники, но 
и выработкой норм и оценок поведения, 
отражающих потребности социальной 
системы и ее возможности усовершенствовать 
отношения личности и общества, развивать 
культуру. Культура как процесс реализации 
духовных ценностей выражает уровень 
«господства» человека над природой, т.е. 
показывает, чего достигло человечество 
в направлении развития науки и техники, 
и одновременно характеризует степень 
гуманизации человеческих отношений в 
обществе.
     Исходя 
из такого понимания сущности культуры 
можно утверждать следующее: без 
развития науки и техники невозможен 
сам прогресс человечества - это бесспорно. 
Развитие науки и техники является также 
незаменимым и обязательным условием 
прогресса культуры. В условиях преимущественного 
развития науки и техники на современном 
этапе следует обратить особое внимание 
на то обстоятельство, что необходимо 
разумное регулирование тенденции абсолютизации 
роли и значения технического способа 
мышления, так как подлинное развитие 
культуры возможно лишь на основе гармоничного 
взаимоотношения ее компонентов. Гармония 
же подразумевает сохранение специфических 
особенностей всех компонентов культуры 
и исключает переоценку или недооценку 
роли и значения того или иного элемента. 
     Мы, 
конечно, не должны закрывать глаза 
на то, что с возрастанием мощности 
техники увеличивается как благополучие 
людей, так и опасность для 
их существования. В обществе, устроенном 
соответственно человеческому достоинству, 
техника не только была бы освобождающим 
фактором, но и обрела бы сама себя. Если 
сегодня техники иногда испытывают страх 
перед тем, что может произойти с их изобретениями, 
то ведь лучшей реакцией на этот страх 
была бы попытка как-то содействовать 
установлению общества, отвечающего человеческому 
достоинству.
     Таким 
образом, культурные аспекты всякого 
развития, включая научно-технические, 
означают его оценку, соотнесение 
с высокими гуманистическими, общечеловеческими 
ценностями. А это в свою очередь 
означает также, что центром всех изменений 
и преобразований, точкой отсчета всякого 
развития является человек.
   
     СПИСОК 
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 
     1.  Антология 
исследований культуры. Кн. в 3-х т. Т. 1. 
Интерпретации культуры // Типология культуры. 
СПб. 1997. С. 203-340.
     2. 
Артановский С.Н. Некоторые проблемы теории 
культуры. М.: Высшая школа, 1988. 224 с.
     3.  
Бромлей Ю.В., Подольный Р. Человечество 
– это народы. М.: Мысль, 1990. 391 с.
     4. 
Вебер А. Избранное. Кризис европейской 
культуры. СПб.: Университетская книга, 
1999. 654 с.
     5. 
Волков Г. Н. Истоки и горизонты прогресса. 
М., 1979. 316 с.
     6.  
Гуревич П.С. Культурология. М.: Гардарики, 
2001. 396 с.
     7.  
Гуревич П.С. Философия культуры. М.: Аспект 
пресс, 1994. 317 с.
     8.  
Духовная культура и этническое самосознание 
наций. Вып. 1-2. М. 1990-1991.
     9.  
Ерасов Б.С. Социальная культурология. 
М.: Аспект пресс, 2000. 591 с.
     10. 
Круглова Л.К. Основы культурологии. СПб.: 
СПГ-УВК, 1994. 342 с.
     11. 
Культура: теории и проблемы. М.: Наука, 
1995. 297 с. 
     12. 
Лебедев О. Т. Научно-техническая революция 
и философские проблемы формирования 
инженерного мышления. М., Высшая школа, 
1973. 220 с.
     13. 
Левяш И.Я. Культурология. Мн.: ТетраСистемс, 
1999. 544 с. 
     14.  
Мелещенко Ю. С. Техника и закономерности 
её развития. Л., 1970. 180 с.
     15. 
Сорокин П. Социокультурная динамика // 
Сорокин П. Человек. цивилизация. Общество. 
М., 1992. С. 425-504.
     16. 
Стёпин В. С., Горохов В. Г., Розов М. А. Философия 
науки и техники. М., 1995. 446 с.
     17. 
Тойнби А. Постижение истории. М.: Прогресс, 
1991. 730 с.