Возникновение и сущность христианства

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 17:15, реферат

Описание работы

История христианской религии насчитывает уже более двух тысяч лет, само христианство насчитывает наибольшее число сторонников в мире и является ныне едва ли не наиболее распространенной мировой религией, доминирующей в Европе и Америке, имеющей весомые позиции в Африке и Океании (включая Австралию и Новую Зеландию), а также в ряде регионов Азии.

Содержание

1. Возникновение христианства.

2. Распространение христианства.

3. Сущность христианства.

4. Христианство и культура.

Работа содержит 1 файл

реферат культура прав.doc

— 71.00 Кб (Скачать)

                Негосударственное образовательное учреждение

                  Высшего профессионального образования

                  Томский Экономико-Юридический институт

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                          Р Е Ф Е Р А Т

по дисциплине: Культурология

                                      на тему: Возникновение и сущность христианства

 

 

 

 

 

 

                                                  Проверил:

                                           _____                

                                                                                                          Выполнила:

                                                _______ П.Р. Коровина

                                                   заочное отделение

                                       группа 112

 

 

 

 

Томск 2013

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     Краткий план:  

                      

     1. Возникновение христианства.

    

     2. Распространение христианства.

    

     3. Сущность христианства.

    

     4. Христианство и культура.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                        1.  Возникновение христианства.

 

     1.1 Исторические условия  становления христианства.

     История  христианской религии насчитывает  уже более двух тысяч лет,  само христианство насчитывает наибольшее число сторонников в мире и является ныне едва ли не наиболее распространенной мировой религией, доминирующей в Европе и Америке, имеющей весомые позиции в Африке и Океании (включая Австралию и Новую Зеландию), а также в ряде регионов Азии. [2, с.164]

     Однако  человечество перед тем, как  отдать предпочтение этой мировой  религии, проделало большой исторический путь, на протяжении которого формировались и шлифовались религиозные представления и верования. [1, с.43-47]

     История  религиозных представлений и верований, со времени их возникновения в условиях первобытнообщинного строя, его разложения и перехода в рабовладельческое общество, свидетельствует, что ранние религиозные представления имели тенденцию к убыванию фантастичности мифологических образов и все более приобретали человеческую, антропоморфную форму. Большой конкретности и достаточной степени выразительности антропоморфизм божеств достигает на политеистической стадии развития религиозно-мифологических представлений, классические образы которых дает мифология древних греков и римлян.

     Высший  этап развития религиозных представлений  и верований в обществе тех далеких времен наступает, когда из многочисленного пантеона божеств на передний план выдвигается один. При этом часть существенных свойств и качеств различных богов переносится на одно, главное божество. Постепенно культ и поклонение одному богу вытесняет верования в других богов.

     Эта тенденция  или этап в развитии религиозных  верований и представлений называется монотеизмом. Возникновение монотеистических представлений среди верующих было одной из предпосылок появления христианства.  Однако

данного явления в  жизни человечества недостаточно, чтобы  уяснить, хотя бы в общих чертах, сущность и особенности христианства как мировой религии.

     Христианство  возникло в первом веке в  восточной части Римской империи.  В этот период Римская империя являлась классическим рабовладельческим государством, включающим десятки стран Средиземноморья. Однако к первому веку мощь мирового государства была подорвана, и оно находилось в стадии упадка и распада. На его

территории установились достаточно сложные религиозные  отношения между носителями разных верований.

     Это было  вызвано рядом факторов: во-первых, шел процесс разложения

национальных религий, начавшийся еще в эллинистическую и завершившийся в римскую эпоху; во-вторых, происходил процесс стихийного взаимодействия различных национальных и племенных верований и обычаев - синкретизм. Религиозный синкретизм сводился тогда прежде всего к проникновению ближневосточных представлений и образов, имеющих тысячелетнюю историю, в сознание и религиозную жизнь античного общества.

     На основе  взаимопроникновения и слияния  различных сторон вероучений  и культов происходило образование религиозных общин, которые по своей сути не сводились ни к одной из национальных религий в чистом виде, что ставило эти общины в той или иной форме в оппозицию к официальной религии. Но наибольшее влияние на становление и развитие христианства оказала иудейская религиозная традиция с четко выраженным монотеизмом.

     Христианство  возникло на перекрестке эпох, культур, смогло объединить

достижения духовно-практической деятельности человечества и приспособить их для нужд новой цивилизации, оставив за порогом дряхлые одежды родоплеменных и национальных религиозных представлений и верований. Сила христианства проявилась в том, что оно смогло дистанцироваться от узких рамок территориальной обособленности этносов.

   

1.2. Социокультурные предпосылки возникновения христианства.

     К середине I века настало время, когда уверенность римлян в том, что их мир наилучший из возможных миров, осталась в прошлом, на смену этой уверенности пришло ощущение неминуемой катастрофы, крушения вековых устоев, близкого конца света. В социальных низах возрастает недовольство властвующими, которое периодически принимает форму бунтов, восстаний. Эти бунты, восстания жестоко подавляются. Настроения недовольства не исчезают, но ищут иные формы своего удовлетворения. [3, с.148-149]

     Христианство  в Римской империи первоначально воспринималась большинством людей как ясная и понятная форма социального протеста. Оно пробуждало веру в заступника, способного обуздать власть имущих, утвердить идею всеобщего

равенства, спасения всех людей, независимо от их этнической, политической и

социальной принадлежности. Первые христиане верили в близкий  конец

существующего миропорядка  и установление “Царства Небесного”, благодаря прямому

вмешательству Бога, в  котором будет восстановлена  справедливость,

восторжествует праведность над неправедностью, бедные над богатыми.

     Обличение  испорченности мира, его греховности,  обещание спасения и

установление царства  мира и справедливости - таковы социальные идеи, которые

привлекли на сторону  христианства сотни тысяч, а позднее  и миллионы

последователей. Они давали надежду на утешение всех страждущих. Именно этим людям, как следует из Нагорной проповеди Иисуса и Откровения Иоанна Богослова,

прежде всего было обещано Царство Божие. Те, которые  здесь первые, там станут последними, а последние здесь - там будут первыми. Зло будет наказано, а добродетель вознаграждена. Страшный суд свершится и всем воздастся по их делам.

     Значительная  роль в объяснении процесса  социокультурного и естественного механизма возникновения христианства принадлежит Ф. Энгельсу, посвятившему этой проблеме ряд произведений: “Бруно Бауэр и первоначальное христианство”, “Книга откровения”, “К истории первоначального христианства”. Общий вывод этих работ

сводится к идее, что  к моменту возникновения первой христианской общины в Палестине, общественное сознание народов Римской империи было подготовлено к восприятию этого вероучения. Ф. Энгельс зафиксировал как социальные, так и культурные предпосылки  восприятия христианства. По его словам “Христианству предшествовал полный крах мировых порядков. Христианство было выражением этого краха”. (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. т.7 с. 21).

   

      1. Распространение христианства.

 

     Христианство  возникло как религия униженных  и оскорбленных, угнетенных рабством, воплотив в себе протест против существующих в обществе отношений, против социального гнета.

     Широко  распространившись, эта религия  стала казаться опасной официальным властям и не могла не вызвать чувства тревоги, а в известной степени встретила и враждебное отношение к себе со стороны государства. Как свидетельствуют исторические источники, христианство в первые три века своего существования было гонимой религией. Христиан первоначально отождествляли с иудеями. Вначале враждебность местного населения разных провинций к христианам определялась не сущностью их учения, а их положением чужаков, отрицавших традиционные культы и

верованию Примерно таким  же образом к ним относились и  римские власти.

     Под своим  именем христиане появляются  в сознании римлян в связи  с пожаром города Рима при императоре Нероне. Нерон обвинил в поджоге христиан и в связи с этим многие христиане повергались жестоким пыткам и казням. Одной из главных причин преследования христиан служил их отказ приносить жертвы перед статуями императора или Юпитера. Отказ означал неповиновение властям и, по сути дела, непризнание этих властей. Христиане первых веков, следуя заповеди “не убий”, отказывались служить в армии.

     В то  время против христиан велась  активная идеологическая борьба. В

общественном сознании распространялись слухи о христианах как безбожниках,

святотатцах, аморальных людях, совершавших каннибальские  обряды.

     Подстрекаемый  такими слухами, римский плебс  неоднократно устраивал массовые

избиения христиан. Из исторических источников известны случаи мученической казни отдельных христианских проповедников: Юстина-Мученика, Киприана и других. В этих условиях раннехристианские авторитеты стремились  ободрить своих приверженцев, внушить им идею их особого положения, богоизбранничества.

Фанатичное самопожертвование, страдания за веру они представляли как наиболее богоугодное дело.

     Однако эти гонения  привели лишь к отпаданию от  христиан части колеблющихся элементов, сама же церковь и ее организация укрепилась и закалилась в борьбе с государством.

     Отдельные  императоры и правители провинций  в своей деятельности иногда пытались, и небезуспешно, опереться на христианские общины. Сначала это происходило от случая к случаю, в 311 году римский император Галерий приказал отменить гонения христиан. Через два года Миланским эдиктом Константина и Лициния христианство было признано терпимой религией. Согласно этому эдикту,христиане имели право открыто совершать свой культ, общины получили право владеть имуществом, в том числе и недвижимым. А в 324 году христианство было признано государственной религией Римской империи.

     После этого  христианство уже окончательно  перестало быть религией рабов  и угнетенных: оно превратилось в господствующую религию, поддерживаемую государством.

     Основные  положения христианского вероучения 12 догматов и семь таинств были приняты на первом (Никейском) соборе 325 г. и втором (Константинопольском) соборе 381 г.

     В период  с IV по VIII вв. происходило укрепление  христианской церкви, с ее централизацией и строгим выполнением предписаний высших должностных лиц. Став государственной религией, христианство превратилось и в господствующее мировоззрение государства. Естественно, государство нуждается в единой идеологии, едином учении, и поэтому оно было заинтересовано в укреплении церковной дисциплины, а также единого мировоззрения.

     Множество  различных народов объединяла  Римская империя, и это позволило христианству проникнуть во все ее отдаленные уголки. Однако различия в уровне культуры, жизненных укладах разных народов государства вызвали разную интерпретацию противоречивых мест в вероучении христиан, что явилось базой возникновения ересей среди вновь обращенных. А распад Римской империи на ряд государств с различным социально-политическим устройством возвел противоречия в

богословии и культовой  политике в ранг непримиримых. [1, с.58]

 

              3.Сущность христианства

 

 

Христианство прошло долгий путь, прежде чем стало мировой  религией и духовной основой европейской  культуры. Оно зародилось в I веке нашей эры, которую мы отсчитываем от Рождества Христова, и вначале формировалось в лоне иудаизма, как одна из его сект. Но проповедь Иисуса из Назарета по своему содержанию выходила далеко за пределы национальной религии древних евреев. Именно это универсальное значение христианства и сделало Иисуса Христом (Спасителем, Мессией) в глазах миллионов людей, находящих в христианской вере смысловую основу своей жизни.

 

 Читая Евангелия  (буквально - Благая весть), поражаешься  не только изумительной мудрости, но и образной яркости евангельских проповедей, проникнутых единым духовным смыслом. Этот смысл выходит далеко за пределы национального мышления и поэтому его истолковании вызвало впоследствии ожесточённые споры. Но вряд ли можно отрицать внутренние единство проповедей евангельского Иисуса и вместе с тем их единство с его судьбой, его крестным путём. Иногда учёные сомневаются в реальности Иисуса как исторического лица, ссылаясь на скудность оставшихся исторических свидетельств и противоречивость некоторых биографических деталей в четырёх Евангелиях (от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна).

 

 На наш взгляд, из  сомнений в достоверности отдельных  биографических деталей нельзя  делать вывод о том, что проповедник  Иисус никогда не существовал  как историческое лицо. В таком случае становится чудом само возникновение христианства и тот духовный импульс, который (при всех частных разногласиях) объединяет и ведёт за собой авторов Евангелий (они складывались в конце I - начале II вв. н. э.) и сплачивает первые христианские общины. В конце концов, этот духовный импульс слишком гениален и силён, чтобы быть просто результатом согласованной выдумке.

 

 Для того, чтобы  поставить вопрос об исторических  предпосылках христианства, необходимо  обратить внимание на черты христианского Бога, резко отличающие его от богов языческой Эллады. Во-первых, в христианстве мы видим единого Бога, в отличие от множества богов-олимпийцев. Во-вторых, христианский Бог есть надмирный творец и властелин мира, в отличии от греческих богов, олицетворяющих мировые силы и подчиненных космическому порядку. Но есть и еще более серьезные отличия, связанные с пониманием человека и с соотношением божественного человеческого и природного.

Информация о работе Возникновение и сущность христианства