Возникновение Тотема и табу

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 19:10, реферат

Описание работы

“Табу” полинезийское слово, которое трудно перевести, потому что сейчас нет больше обозначаемого им понятия. В настоящее время значение табу разветвляется в двух противоположных направлениях. С одной стороны, оно означает – святой, священный. С другой стороны – жуткий, опасный, запрещенный. Таким образом, с табу связано представление чего-то, требующего осторожности. Чаще всего оно выражается, по существу, в запрещениях и ограничениях.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1. Возникновение тотемизма……………………………………………………4
1.2. Тотем в различных племенах………………………………………………5
2. Возникновение табу…………………………………………………………..7
2.1. Табу в различных племенах………………………………………………..8
Заключение………………………………………………………………………11
Список использованной литературы…………………………………………..13

Работа содержит 1 файл

контрольаня.doc

— 63.00 Кб (Скачать)

     Предписание, которое запрещает людям, находившимся в контакте с мертвецом, прикасаться  к пище руками, видимо, распространено по всей

     Полинезии. Так, на островах Самоа «те кто  ухаживали за покойником, тщательнейшим  образом избегали иметь дело с  пищей, и их, как беспомощных младенцев, целыми днями кормили другие. Считалось, что в случае нарушения этого правила бог домашнего очага наказывал виновных облысением и выпадением зубов»3.

     Индейцы-шусвап (Британская Колумбия) изолируют вдовцов  и вдов во время ношения траура и запрещают им дотрагиваться до своей головы и тела; чаши и сосуды для приготовления и подачи пищи, которыми они пользуются в это время, не могут использоваться никем другим.

     На  островах Таити родившую женщину  на две или три недели помещают во временный шалаш, построенный на священной земле. В течение этого срока ей воспрещается. дотрагиваться до пищевых продуктов, и кормить ее должны другие.

     Если  в этот период к ребенку прикоснулось другое лицо, то оно подвергалось до совершения обряда очищения тем же запретам, что и мать. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение 

     Согласно  Фрейду, из древнего отцеубийства выросли  религия, социальная организация, и нравственность.

     Согласно  Тайлору религия возникла из-за тесного  переплетения анимизма (вера в духов и души, управляющих людьми, предметами и явлениями окружающего мира) с другими религиозными представлениями первобытности. С фетишизмом (верой в сверхъестественные свойства некоторых неодушевленных предметов), магией (обряды, связанные с верой в сверхъестественную способность человека воздействовать на других людей и окружающую действительность) и тотемизмом.

     В наше время преобладает мнение, что  первоначальным пластом религиозных верований, скорее всего, был тотемизм, в котором первобытные люди в единственно возможной для них тогда форме осознавали свою неразрывную, как бы родственную связь, с непосредственным природным окружением.

     Остатки тотемизма, фетишизма, магии сохранились  фактически во всех религиях, а также  в традициях и быту народов  мира. К примеру, для греческого мировоззрения было характерно представление о всеобщей одушевлённости природы. Каждое природное явление, каждая река, каждая гора и роща имели своё божество: Церерс – богиня растительности,

     Нептун  – бог моря. Змеи занимают видное место в религиях мира, как воплощение божеств. Они до сих пор служат предметами поклонений у негров Невольничьего Берега.

     Запрет  на убийство коровы в Индии, табу на свиней у израильтян и мусульман — отдаленные отголоски седой старины, когда эти животные были священными тотемами.

     Табу  в первобытном обществе в течение  длительного времени был единственной формой общественного регулирования. В настоящее время запреты также лежат в основе регулирования социальной структурой.

     Системы запретов у многих народов в конце-концов трансформировались в виде моральных норм, религиозных правил. Из запретов выросла самобытная культура.

     Архаические представления, перешедшие в народные поверья и поэзии, указывают на очевидную связь между первобытным воззрением и уцелевшим от старины обычаем (сказки о водяных, леших, домовых и пр.) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  использованной литературы 

     1. Элькин А. Коренное население Австралии. -М., 1952.

     2. Токарев. Ранние формы религии.

     4. Тайлор. Первобытная культура, Политиздат, 1989.

     5. Красникова А.Н. Мистика. Религия. Наука. Классики мирового религиоведения. Антология.- М., Канон+, 1998.

     6. Фрейд З. Тотем и табу.

     7. http://www.alexandrmen.ru/books/tom2/2_gl_02.html.

     8. http://www.bolshe.ru/book/id=816.

     9. http://history.rsuh.ru/historycd/HISTORY/HTML/T3/T3-02-09-02.htm.

Информация о работе Возникновение Тотема и табу